Футбол — физическая подготовка
Введение
Игры с мячом, похожие на футбол, существовали с незапамятных времен. Датой рождения современного футбола принято считать 1863 г., когда в Лондоне были выработаны единые правила игры и создана футбольная ассоциация. К началу XX в. футбольные ассоциации организуются во многих странах Европы и Южной Америки. В 1904 г. образовалась Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), а в 1908 г. футбол был включен в программу Олимпийских игр. ФИФА признала целесообразным один раз в четыре года проводить чемпионат мира.
Футбол пользовался популярностью и в России. В семидесятых годах прошлого столетия футбольные команды появляются в Петербурге, Одессе, Николаеве и других городах. В 1901 г. создается Петербургская футбольная лига, которая начинает проводить соревнования между своими клубами. В 1911 г. организуется Всероссийский футбольный союз, а в 1912 г. он вступил в ФИФА.
Великая Октябрьская социалистическая революция создала предпосылки для развития массового футбола. В стране создаются тысячи рабочих и студенческих команд. Первый чемпионат РСФСР был проведен в 1924 г. Успешно провели советские футболисты и свои первые международные встречи с командами Швеции, Турции, Германии, Норвегии, Финляндии. С 1936 г. разыгрывается звание чемпиона Советского Союза. В том же году учрежден и Кубок СССР по футболу.
Великая Отечественная война приостановила развитие футбола. В 1944 г. возобновились игры на Кубок СССР, а в следующем году на первенство СССР. Значительным событием 1945 г. были победы московских динамовцев над профессиональными клубами Англии. В 1952 г. советские спортсмены стали призерами, а в 1956 г. победителями Олимпийских игр. В 1960 г. сборная СССР стала обладателем Кубка Европы. Начиная с 1958 г. наши футболисты — неизменные участники финалов чемпионата мира. В 1966 г. сборная Советского Союза заняла четвертое место в чемпионате мира, а в 1972 г. стала второй в чемпионате Европы.
В настоящее время футбол — одна из популярнейших спортив¬ных игр. Двигательная деятельность футболистов весьма многогранна. Игра связана с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности. Качество игровой деятельности футболистов во многом зависит от их умения мгновенно оценивать обстановку, выбирать наиболее эффективные средства и методы борьбы с противником, умело управлять своими движениями с мячом и без него. Все это требует от футболистов всесторонней физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки.
Физическая подготовка
Физическая подготовка футболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Тренировка футболистов органически объединяет общую и специальную физическую подготовку (ОФП и СФП).
ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.
СФП направлена на развитие качеств, способностей, необходимых футболисту для эффективного решения специфических двигательных задач.
Рассмотрим средства ОФП и СФП футболистов.
Упражнения для развития силы
Упражнения ОФП:
- Приседания со штангой, партнером на плечах.
- Подскоки кз различных исходных положений со штангой, гирей, утяжеленным поясом.
- Метание и ловля тяжелых снарядов.
- Подтягивание на перекладине, лазанье по канату.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
- Поднимание прямых ног вперед из виса на гимнастической стенке, перекладине, кольцах.
- Удары по мячу на дальность; то же по утяжеленному мячу.
- Различные броски набивного мяча.
- Махи ногами вперед, назад, в стороны с использованием резиновых амортизаторов.
- Удары головой по подвешенному мячу в прыжке с места и с разбег; (с отягощениями).
Упражнения для развития быстроты
Упражнения ОФП:
- Стартовые ускорения из различных исходных положений, «семенящий) бег, повторный бег с места и с ходу (по 30—40 м, быстро), бег под уклон.
- Быстрые приседания, подскоки, скачки на одной ноге.
- Встречные эстафеты, подвижные игры типа «Пятнашки».
- Бег вверх и вниз по ступенькам лестницы.
- Стартовые ускорения, повторный и переменный бег с мячом.
- Вратарь встает лицом к стенке (щиту) на расстоянии 2—3 м от него. Партнер из-за спины вратаря посылает мяч в щит (рукой, ногой). Вратарь ловит или отбивает отскочивший мяч.
- Подвижные игры типа «Пятнашки», «Охотники и утки», но игра ведется футбольным мячом (ногами).
Упражнения для развития выносливости
Упражнения ОФП:
- Кроссы умеренной и переменной интенсивности, эстафеты с бегом, прыжками, элементами акробатики.
- Лыжные прогулки и гонки.
- Плавание, бег по воде на мелком месте.
- Чередование подвижных игр, прыжков со скакалкой с кроссом умеренной интенсивности и ускорениями.
- Баскетбол, ручной мяч, хоккей.
- Двусторонняя игра с продолжительностью таймов 55—65 мин.
- Двусторонняя игра (взрослые — 2X45 мин, юноши —2X40 мин, дети — 2X30 мин) с делением ее на 4—6 периодов (играть в высоком темпе, непрерывно двигаться). Паузы между периодами постепенно сокращаются.
- Сильные удары по мячу ногами в течение 25—40 мин. Паузы между ударами 15—25 сек.
- Игровое упражнение «Борьба за мяч» (игра в «квадрате», трое на трое, четверо на четверо и т. д.).
Упражнения для развития ловкости
Упражнения ОФП:
- Простейшие элементы акробатики и гимнастики (кувырки, перевороты, подъемы и перевороты на перекладине, брусьях, кольцах, прыжки и т. д.).
- Упражнения с гимнастическими снарядами (булавы, палки, скакалки).
- Легкоатлетические прыжки в длину, высоту, барьерный бег.
- Баскетбол, ручной мяч, волейбол, подвижные игры типа «Охотники и утки», «Пятнашки».
- Жонглирование мячом ногами, головой; то же, чередуя удары ногами, головой с приемом мяча грудью, подъемом стопы, бедром и т. д.
- Футболист с мячом в руках двигается спиной вперед, подбрасывает мяч вверх-назад, поворачивается кругом и производит удар по мячу в цель (ногой, головой).
- Прыжок вверх (с места, с разбега) с поворотом на 180° и удар ногой (головой) по подвешенному мячу.
Упражнения для развития гибкости
Упражнения ОФП:
- Покачивания в выпадах, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны, пружинистые наклоны вперед, в стороны, назад (амплитуда движений увеличивается постепенно, до появления болевых ощущений).
- «Мост» из положения лежа на спине (с поддержкой партнера).
- Наклоны назад из положения стоя на коленях.
- Махи ногами вперед, в стороны, доставая подвешенные мячи (на месте и в движении); то же в прыжке.
- Футболист двигается спиной вперед на слегка согнутых ногах и движением ноги в «шпагат» отбивает летящие, катящиеся мячи.
- Имитация удара по мячу головой в прыжке (с предварительным отведением плеч назад).
Упражнения, развивающие гибкость, чередуются с упражнения¬ми в расслаблении.
Правильный подбор средств и методов общей и специальной физической подготовки создает необходимые предпосылки для овладения техникой и тактикой футбола, достижения высоких спортивных результатов.
Секция по футболу для детей. физическая подготовка. ОФП (общая физическая подготовка) футболистов
Пакет
понедельник, 13 февраля 2017 г.
ОФП ( общая физическая подготовка) футболистов
Общая физическая подготовка (ОФП)
Читая лекции в национальном университете физического воспитания и спорта студентам всех курсов, обнаружил, что основы современного тренировочного процесса сидят в их сознании так, как здоровый коренной зуб сидит в челюсти. Плохо ли это?
Думаю, что нет. Разве у них есть выбор? Они добросовестно усваивают те подходы к тренировочному процессу, которые успешно применяются во всем мире.
Я о другом. О том, что у студентов нет даже тени сомнения в правильности современных подходов. Другими словами, с критическим подходом к тем знаниям, которые они получают, есть проблема.
В этой статье хотел бы поговорить о фундаментальном базисе тренировочного процесса – общей физической подготовке (ОФП) футболистов. А что тут говорить? – спросите Вы.
ОФП и в Африке – ОФП. Без ОФП тренировочный процесс немыслим. Так ли это?
Студенты-оппоненты даже не представляют, как можно выработать выносливость без ОФП. Неужели нельзя? Можно!
Что такое футбольное искусство? Это «физика» плюс техника. Правильно? Думаю, мало, кто будет возражать здесь.
Если с «физикой» все более или менее в норме, то, что мы имеем с техникой? А вот с техникой более чем серьезные проблемы. Давайте обратимся к элементарной логике.
Если футбол это «физика» плюс техника, то, при удовлетворительном уровне «физики», необходимо заняться техникой. А когда?
Когда заниматься главнейшим сегментом в тренировочном процессе, если практически все время съедает ОФП и двусторонняя игра плюс квадраты и разминочные упражнения? Ответ напрашивается сам собой.
Можно ли «физикой» забивать голы? Нет. Голы забиваются с помощью техники. Тогда необходимо заниматься техникой. Вроде бы, все логично, не правда ли?
А как же тогда «священная корова» современного тренировочного процесса – ОФП? С одной стороны, атлет не умеет забивать.
С другой стороны, у дистрофика, умеющего забивать, не хватит сил для этого. Как же быть?
Чем больше углубляешься в эту проблему, тем четче понимаешь, что проблемы-то здесь никакой и нет вовсе. Все становится на свои места тогда, когда «священная корова» тренировочного процесса, ОФП, лишается своей священности.
Что я имею в виду? Да то, что ОФП преобразуется в ФП, как следствие ежедневной работы над техникой! Вот где «собака порылась», как сказал в свое время Горбачев.
Ответьте на простой вопрос. Для того, чтобы ударить по воротам, нужно затратить какую-то энергию? Разумеется.
Для того, чтобы сделать пас или принять мяч, нужно потрудиться? Пусть немного, но придется. Согласны?
А если в течение двадцати минут Вы ударите по воротам сто двадцать раз? Как Вы думаете, почувствуете какую-то нагрузку? Вне всяких сомнений.
А если за десять минут 150 раз примете мяч попеременно левой и правой ногой? Почувствуете, что не сидите в кресле? Ответ очевиден.
Если Вы будете использовать в тренировочном процессе специальное тренажерное оборудование, то в течение часа сделаете около тысячи повторений, которые поспособствуют эффективному и быстрому формированию мышечной памяти того или иного движения. После такой тренировки у Вас не только желания, но и физических сил не хватит ни на какой ОФП.
Физическая подготовка футболистов должна формироваться в процессе специальных тренировок по шлифовке не только ударов и приемов мяча, но и по отработке командных действий, по отработке командных заготовок.
Только в этом варианте, Ваша команда будет иметь не только высокие технические кондиции, но и приличную «физику», которую Вы сформируете в процессе овладения техническими приемами.
Тенденция реформирования тренировочного процесса должна быть в увеличении доли технической подготовки за счет уменьшения доли ОФП.
Если Вы будете очень серьезно подходить к технической подготовке футболистов, то на ОФП Вам просто напросто не хватит никакого времени!
Выбирайте: либо иметь приличную мышечную массу плюс «дыхалку», которыми не забивают голы, либо овладеть высокой техникой и приобрести ту же мышечную массу и «дыхалку» в процессе овладения этой техникой.
Понимаю, что в жизни ничего идеального не получается.
Но. Если доля ОФП в Вашем тренировочном процессе будет занимать не больше 10%, а 90% будет посвящено технике, то Вашей команде гарантировано большое будущее, впрочем, как и настоящее. Для отработки техники не нужна «физика»?
А Вы пробовали? Когда попробуете, тогда и поговорим. А двусторонняя игра должна занимать более скромное место в тренировочном процессе, нежели она занимает.
Эта тема, как и многие другие бесконечна. Поэтому, главное – вовремя остановиться, что я и делаю. Всем удачи.
Да, чуть не забыл. Это статью я помещаю в категорию «футбольная наука». Почему? Многие считают, что наука это то, где выражаются непонятными терминами и украшают свои сентенции малопонятными графиками и формулами.
Эта наносная научность. Наука есть там, где решаются проблемы, которые не разрешались многими десятилетиями. Наука это указание пути, по которому нужно двигаться для достижения желанных результатов.
А специфика самого движения по этому пути это уже парафия практиков и только их. Вот теперь, кажется, все сказал.
ОФП для футболистов + учебные материалы
Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Акробатические упражнения.
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом;
игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения.
Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.
Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Метания.
Гимнастические упражнения.
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла.
Специальная физическая подготовка для футболистов.
Упражнения для развития силы.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе — сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты.
Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).
Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2×10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
В прикрепление к статье предлагаем Вам комплекс учебных лекций и материалов для тренера по общей — физической подготовки
Источники:
http://www.sportradar.ru/article/football-physical-training.html
http://unknownfootball-volodin.blogspot.com/2017/02/blog-post_88.html
http://footballstudy.ru/articles/ofp-dlya-futbolistov-uchebnye-materialy