Простирания в буддизме техника исполнения. Буддийская практика простирания. Существуют ли в тибетской традиции системы, которые в сжатой форме и последовательно учат этим ключевым практикам

Простирания в буддизме техника исполнения. Буддийская практика простирания. Существуют ли в тибетской традиции системы, которые в сжатой форме и последовательно учат этим ключевым практикам

БУДДИЙСКАЯ ПРАКТИКА ПРОСТИРАНИЯ.

Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Сейчас я расскажу, как делать простирания.
Сначала сложите вместе руки над макушкой. В простирании каждое движение имеет очень большое значение. Полное простирание (простирание в полный рост) очищает ваши каналы и закладывает основу для практики тантры. То есть каждое звено является подготовительным для следующего. Кроме того, простирание — очень хорошее физическое упражнение.

Американские ученые выяснили, что тибетские простирания — это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег — очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время это может принести вред всем вашим сухожилиям. То есть с одной стороны — хорошо, а с другой — приносит вред. Но когда они исследовали простирания, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Кроме того, оно очень полезно для всего тела. Простирания полезны для тех, у кого проблемы с нервами, например, для людей, легко впадающих в гнев. Если они будут постоянно делать простирания, то станут намного спокойнее. Таково воздействие простираний на чисто физиологическом уровне.

Вообще, для здоровья простирания очень полезны. Его Святейшество Далай-лама просил меня сделать сто тысяч простираний перед тем, как я отправлюсь в горы. Когда я сделал сто тысяч простираний, мое тело стало очень сильным и легким, поэтому я очень легко мог подняться в гору и спуститься обратно. И в течение трех лет я не нуждался в помощи ни одного врача. Голова тоже не болела. Вот когда я приехал в Россию, тогда то и начались все мои болезни.
Когда вы ставите ладони на макушку — это является символом короны Будды Когда-нибудь вы обязательно станете буддой, по¬тому что создали для этого причину. Хотя, конечно, вы станете буддой не только по одной этой причине, но она станет одним из факторов.

Далее вы приставляете ладони вместе так, чтобы кончики пальцев находились на уровне «третьего глаза». Это символизирует тело Будды и создает причину для обретения тела Будды. Затем ладони складываются вместе на уровне горла. Это способствует достижению речи Будды. Потом ладони перемещаются на уровень сердечного центра — для достижения сознания Будды. После этого вы ложитесь на землю и вытягиваетесь в полный рост. Вначале вы становитесь на колени, потом опираетесь на руки, затем руки скользят по ковру и вы вытягиваетесь. После того, как вы полностью вытянулись, ваши руки соединяются вме¬сте, большие пальцы соприкасаются. Потом немного приподнимаются ладони и опять опускаются на землю. Это — завершение простирания.

Когда вы опускаетесь на землю, вы должны думать о том, что вы вырываете корни сансары. С такой мыслью вы растягиваетесь на земле. А когда вы поднимаетесь с земли, то думаете о том, что открываете ворота освобождения. Очень важно, чтобы ваши ру¬ки были полностью вытянуты на земле, потому что это позволяет очистить ваши каналы. Подниматься нужно в обратном порядке. Итак, я описал вам, как выполняется полное простирание.
Полупростирания начинаются также, как и полные. Ладонями вы касаетесь макушки головы, середины лба, горла и середины груди. Затем вы становитесь на колени, ставите на землю руки и касаетесь земли лбом. То есть ваше тело не полностью лежит на земле, а только руки, колени и голова. Поднимаетесь также в обратном порядке.

Сейчас я расскажу, как это нужно делать. Если вы захотите сделать сто тысяч полных простираний, вам понадобится какая-нибудь большая деревянная доска, чтобы по ней можно было легко скользить руками. Или любое другое покрытие, подходящее для этой цели. Был вопрос о перчатках. Одевать перчатки нельзя, но можно что-нибудь подкладывать под ладони, чтобы проще было скользить рукам. Дело в том, что вам нужно будет чистыми голыми руками (без всяких подкладок и перчаток) делать жесты вначале простирания. А в какую сторону света при этом смотреть — неважно.

Перед тем, как делать простирания, вы должны прочесть молитву, которую мы читаем перед каждой лекцией. Затем представьте себе, что перед вами находится Будда и учителя четырех школ тибетского буддизма, а также все великие учителя Индии, все будды, бодхисаттвы, даки и дакини. В центре находится Будда Шакьямуни. Все это предваряет чтение мантры. После этого вы приступаете к самим простираниям.

Когда вы ставите руки на макушку, то начинаете читать мантру простираний. Количество простираний не так важно, как их качество. Если вы не можете сделать сто тысяч простираний, это не страшно, старайтесь каждый день делать качественные простирания, с полным вниманием. Не устраивайте погони за «духовностью». В вашей практике не должно быть давления, в том числе и давления на самого себя. Вы должны получать удовольствие от того, что делаете, вам должно это нравится. Потому что, если будет какое-то давление, например, вы будете внушать себе, что должны сделать сто тысяч простираний, то в какой-то момент вы просто почувствуете усталость от практики и вообще все бросите. Один месяц будете активно заниматься, а затем скажете, что больше не хотите ничего.

Читать еще:  Николаидис естественный путь к рисованию скачать pdf. Николаидис К. Естественный путь к рисованию. Николаидис К

Теперь я вам дам мантру простираний. Считается, что эта мантра увеличивает благие заслуги от простираний в сто тысяч раз. Так сказано в древних текстах.
Мантра увеличения заслуг от простираний (мантра простираний):

НАМО МАНДЖУШРИЕ НАМО СОШИРИЕ НАМА У ДАРМА ШРИЕ СОХА

Произносить эту мантру лучше перед началом простираний, сложив руки в центре груди. Повторите ее три раза, а потом уже делайте простирания. При этом вы должны думать не только о том «поле заслуг», которое визуализировали перед собой, но и о том, что вы окружены множеством «полей заслуг».

Представьте также, что вы обладаете множеством тел, и все эти миллионы тел делают вместе с вами простирания, а также их делают все остальные живые существа. Думайте о том, что простирания делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, чтобы вы достигли состояния будды на благо всех живых существ. Такая мотивация очень важна. Не стоит делать простирания с желанием приобрести здоровье или сделать свое тело красивым и стройным.

Делая простирания, читайте мантру Прибежища:
НАМО ГУРУБЕ НАМО БУДДАЯ НАМО ДХАРМАЯ НАМО САНГХАЯ

Первая строка говорит о том, что вы принимаете прибежище в своем духовном наставнике, вторая строка говорит о прибежи¬ще в Будде, третья — в Дхарме, четвертая — в Сангхе. С этой мантрой вы делаете простирания (мантра читается одновременно с выполнением простираний). Вы видите, как от тех будд и бодхисаттв, которых вы визуализировали вначале в качестве поля благих заслуг, исходит свет. Перед буддами и бодхисаттвами вы визуализируете вашего духовного наставника, он сидит на маленьком троне. На самом большом троне сидит Будда Шакьямуни -наш главный учитель. Все другие духовные учителя — его эманации.

Когда Будда умирал, то очень многие из его учеников спрашивали, что же с ними будет, когда он уйдет, кто будет направлять их? Он сказал: «Не беспокойтесь. Я буду приходить к вам иногда в виде монаха, иногда, как обычный человек. Я буду при¬ходить и творить благо, пока у вас будет нужда во мне». Многие великие учителя Индии и Тибета были эманациями Будды. Вы не можете сказать кто из них есть кто, это все разные формы Будды.

Огромная вера в Будду возникает у вас из понимания глубины его Учения. Чем больше вы размышляете над Учением, тем яснее осознаете, что он подлинный освободитель живых существ. Он действительно показал полный путь, логично и мудро обосновав его. Вы развиваете в себе веру в Будду, а затем делаете простира¬ния как символ уважения к нему.

В течение дня вы должны сделать минимум три простирания. Когда вы, например, летите на самолете, трудно делать простирания. В этом случае можете делать умственное или словесное простирания, сопровождая их теми же жестами, которые выполняются в начале телесных простираний, но не вытягиваясь. Если же вы испытываете некоторую неловкость перед окружающими, то можете сделать простирания только словесно или мысленно, без жестов. Для буддизма важнее всего сознание человека, его ум. Буддизм — очень гибкое учение, и он не требует делать ничего, что было бы слишком неудобно и болезненно.

Возвратимся к практике полного простирания. Когда вы дела¬ете простирание и произносите мантру прибежища, то в этот момент из сердец Будды, вашего духовного наставника, Его Святейшества Далай-ламы, всех будд и бодхисаттв, даков и дакинь исходит белый свет. Он проникает в ваше тело и очищает негативности вашего тела, речи и ума. Он дарует благословение телу, речи и уму. Вы ощущаете, что попадаете под защиту будд и бодхисаттв. Именно с таким чувством необходимо делать простирания.

Когда вам хочется сделать больше простираний, делайте боль¬ше (чем три). Мантру простираний можно говорить перед каждым простиранием, а можно и не говорить. Мантру прибежища произносим во время каждого простирания. Если вы можете говорить мантры быстро, то на каждое простирание можно произносить либо только мантру прибежища, либо две мантры подряд — и мантру простирания, и мантру прибежища. Заканчивая цикл простираний, обязательно сделайте посвящение заслуг.

Выполнение простираний

Зачем вообще нужно делать простирания?

Зачем нам нужно растягиваться во весь рост на зачастую не слишком чистом полу, а потом вставать и повторять это сотни и тысячи раз? Простирания – это самый прямой метод принятия прибежища и один из самых лучших среди всех имеющихся методов освобождения от гордыни.

Они представляют собой внешний жест принятия истины Дхармы и выражение нашего намерения обнажить свою гордыню и расстаться с ней. Итак, принимая прибежище, мы простираемся ниц на полу, чтобы продемонстрировать своё полное смирение, бросаясь к ногам своего гуру и касаясь пола пятью точками своего тела – лбом, ладонями и коленями – как можно большее число раз. (В тибетской традиции есть два способа делать простирания: в полный рост и наполовину; но в нёндро мы обычно выполняем простирания в полный рост.)

Считается, что простирания приносят немало благ, например: в следующей жизни мы можем родиться с привлекательной внешностью, наши слова будут весомыми и ценимыми, мы будем благотворно влиять на своих друзей и сотрудников или же мы будем способны управлять теми, кто работает на нас. Говорят, что практикующие, выполняющие простирания, когда-нибудь будут наслаждаться обществом возвышенных существ и станут знатными, богатыми, обретут высокое рождение и в конце концов достигнут освобождения.

Читать еще:  Самый лучший гимнаст всех времен и народов. Топ рейтинг самые известные спортсмены россии. Сергей Гриньков и Екатерина ГордееваИстория любви с печальным концом

Для обычных мирских существ, однако, размышление о духовной пользе простираний и том объёме благой заслуги, который они способны принести, не обязательно явится наиболее эффективным способом обретения мотивации. С другой стороны, тот факт, что простирания полезны для здоровья, зачастую является достаточным стимулом для начала практики. Конечно, выполнение простираний с целью укрепить здоровье является мирской мотивацией, однако я ни в коем случае не стал бы её осуждать. В эту эпоху упадка любой фактор, подвигающий вас на практику Дхармы, имеет свою ценность, так что, пожалуйста, не смущайтесь и начинайте выполнять свои простирания, пусть пока лишь в качестве полезного физического упражнения. Поступив подобным образом, вы не только сэкономите деньги, которые иначе потратили бы на посещение спортзала, но и нарастите мышцы и немалое количество духовной заслуги!

Подсчёт простираний: просто сделай это!

Традиционно целью является повторение ста тысяч простираний в этой жизни или даже большего их количества, если это позволяет ваше здоровье и имеется на то время. Следует приложить все усилия для достижения этой цели, а вот то, сколь быстро вы достигнете поставленной цели – не столь уж и важно. Тот факт, что вы обогнали в этой практике других членов вашей сангхи, вовсе не означает, что вы первым достигнете просветления! Куда важнее скорости ваша мотивация и отношение к практике. В то же самое время не забывайте и о том, что сто пятьдесят простираний занимают примерно полчаса времени, и выполняя их ежедневно, менее чем через два года вы без особых усилий завершите стотысячный цикл.

Для многих из нас действительно очень полезно иметь ясно обозначенную цель. Некоторые возражают, что количество не имеет значения, но многие практикующие считают, что отслеживание количества выполненных практик и хорошо дисциплинирует, и приятно воодушевляет. Говоря по правде, те, кто утверждает, что предпочитает не считать простирания, зачастую слишком ленивы, чтобы себя утруждать, – даже просто купить чётки для счёта и то для них большой труд. Поддаваясь своей лени, они полностью упускают суть, потому что именно прилагать усилия, выполняя простирания, – самое главное в этой практике. Есть и такие, кто беспокоится о том, что, записывая количество простираний, они слишком возгордятся своими достижениями. Они утверждают, что практика Дхармы предназначена для того, чтобы разрушить самомнение и гордость, так зачем же подвергать себя опасности раздуть их ещё больше? Есть даже и такие, для кого вся идея «накопления» заслуг, как и накопление денег, подразумевает эгоистичность, и они считают себя выше этого.

На практике, если у вас есть сильное нежелание подсчитывать свои простирания и вы абсолютно убеждены, что это занятие нисколько не будет вас вдохновлять, то вы, несомненно, должны считать. Однако если только вы случаем не скрытый будда, такие невежественные существа, как мы, обычно достигают большего, когда ими движет желание достичь ясной цели. Следовательно, ежедневно записывайте свой счёт, даже если вам удалось сделать только десяток повторений. И помните, что, поскольку делать простирания труднее, чем произносить слова, нужно считать выполненные простирания, а не то, сколько раз вы повторяли слова молитвы прибежища.

Однако же, делая простирания, необходимо читать строки принятия прибежища непрерывно, когда опускаетесь и когда поднимаетесь, но синхронизировать слова с поклонами необязательно. Если вам нужно отдохнуть, посидите спокойно в позе медитации, продолжая читать молитву. Постарайтесь освежать свою мотивацию через каждые двадцать пять простираний или через десять, если вам так больше нравится; это бывает действительно полезно. Постоянно напоминайте себе, что вы практикуете на благо всех живых существ с полной уверенностью, что ваш гуру на самом деле наблюдает за вами, и пробуждайте бодхичитту.

Неизбежно случаются такие периоды, когда вы ловите себя на том, что механически выполняете простирания, ничего не «чувствуя». Когда такое происходит, просто продолжайте простирания. Лучше продолжать их, чем тратить время зря, ожидая, пока вас снова не посетит нужное чувство. Я и сам едва ли чувствую что-то, когда делаю простирания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Подробно о буддийских простираниях

Простирания бывают двух видов: короткие и длинные. Короткие делаются для символичного обозначения уважения. Длинные – это уже буддийская практика. В длинных простираниях обязательным считается прикосновение к полу пятью точками тела: ладонями, коленями и лбом, что обозначает в свою очередь уничтожение 5 ядов сознания: гнева, неведения, страсти, зависти и гордыни.

Простирания произошли из тибетской янтра-йоги (цалун тульхор по-тиб.). Самые первые рукописные описания буддийских простираний принадлежат перу Сакья пандиты. Основная цель янтра-йоги – выпрямление каналов и улучшение циркуляции в них энергии. Считается, что в организме человека циркулируют 72000 каналов. В техническом плане янтра-йога различается по традициям и школам. Однако цель и основные этапы у всех одинаковы. Раньше цалун тульхор в Тибете был под большим секретом. Простирания же являются эссенцией янтра-йоги. Это упрощённое, доступное упражнение, тем не менее оно воплощает всю суть этой сложной йогической системы. В янтра-йоге также есть предварительные практики, являющиеся основой данной системы. Сутью этих предварительных практик является разработка 5 членов тела (рук, ног и головы), на санскрите называемая «матана». Совершая простирания, человек по сути делает «матану». Когда каналы выпрямлены, тогда энергия циркулирует беспрепятственно, а «тигле» расслаблены и соответственно сознание умиротворено. Ум стабилен, спокоен и ясен. Цель шаматхи – стабильность и спокойствие

Читать еще:  Футболист Алиссон Беккер: самый дорогой вратарь в истории мирового футбола. Алиссон Беккер История детства Плюс Нераскрытый Биография Факты -Личные данные. Алиссон Беккер История детства Плюс Нераскрытый Биография Факты — Восхождение на славу

Ума, а ясность ума – это Випашьяна. Что вместе являются основными средствами на пути Сутры.

Тантра делится на стадию порождения божества и стадию завершения. Сутью Тантрических практик является опять же стабильность, спокойствие и ясность Ума. При достижении спокойствия проявляются божества визуализации, при достижении стабильности визуализируемые объекты стабильны. При достижении ясности Ума мы чётко видим в деталях каждое божество. Например, Ямандагу мы будем видеть детально: каждую руку, каждую ногу, атрибуты и т.д. Пути Сутры и Тантры различаются, однако плод один. Можно сказать, что и там и там необходим контроль Ума. Обуздание, приручение Ума возможно лишь при Спокойствии, Стабильности и Ясности. Работать над этим гораздо сложнее, чем делать физические упражнения, поэтому простирания являются самым лучшим способом, чтобы достичь контроля над Умом или подготовиться к практикам в достижении Спокойствия, Стабильности и Ясности. Все проблемы не только в буддийских практиках, но и в жизни проистекают из необузданности Ума. Ведь все людские проблемы берут начало в бесконтрольности желаний, гнева и т.д. При большом количестве исполнения простираний могут возникнуть проблемы с поясницей и коленями. В этом случае не надо переусердствовать, надо быть осмотрительнее. Если нет проблем, значит можно делать много. К примеру, лама Цонкапа совершил несколько миллионов простираний. В Лхасе до сих пор хранится камень, на котором он простирался, отчего камень истёрся и остались следы. И это результат не каких-то магических, сверхъестественных проявлений, а следствие физических действий. Все великие ламы прошлого и настоящего занимались простираниями очень серьёзно и делали их в огромных количествах. Это мощная практика в обуздании Ума, в очищении негативной кармы и в приобретении множества благих заслуг. Как и во всех буддийских практиках, здесь большое значение имеет мотивация. Очень важно во время простираний держать священный объект (Будда, субурган и т.д.) в Уме и начитывать мантру полушёпотом или про себя. Тогда все три составляющие Человека (Тело, Речь и Ум) будут едины и совершать одну из самых эффективных духовных практик. Простирания являются самым сильным средством очищения грехов, совершённых нашим телом. Вторым по эффективности является обход посолонь вокруг дуганов, субурганов. Также это лучшее средство для уменьшения гордыни. Чем больше в человеке гордыни, тем меньше благословения от Будд и бодхисатв он получает.
С медицинской точки зрения, благодаря простираниям улучшается кровообращение, а это уменьшает различные боли, улучшает метаболизм. Через пот из организма уходят токсины, улучшается обмен веществ. По смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания. Такие, например, как инфаркт, инсульт и т.д. Данное упражнение улучшает циркуляцию кровотока, укрепляет сердечную мышцу и сосуды. Что в свою очередь уменьшает риск появления данных заболеваний. Одной из причин этих заболеваний является малоподвижный образ жизни. Особенно у людей старше 40 лет риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний возрастает многократно. Поэтому простирания и обходы являются очень хорошим профилактическим средством в предупреждении этих болезней. На втором месте по смертности стоят онкозаболевания – рак. Одной из причин рака является малоподвижный образ жизни. Ежедневные простирания устраняют эту причину. Далай лама XIV, к примеру, каждый день делает 108 простираний и много обходов. Из-за малоподвижного образа жизни появляются различные опухоли. Много людей из-за омрачений и лени, будучи буддистами, отказываются от простираний и обходов, из-за чего впоследствии пополняют армию больных людей. Малоподвижный образ жизни способствует накоплению Слизи, а это ведёт к переизбытку веса. Простирания и обходы уничтожают Слизь, сжигают жир, уменьшают холестерин и укрепляют иммунитет. Являясь физическим упражнением, улучшает метаболический огонь, что многократно помогает переваривать пищу. Поэтому является очень эффективным средством в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. При обходе нагрузка меньше, чем при простираниях, поэтому надо подходить индивидуально в количестве повторов. При совершении данных практик очень эффективной для очищения кармы является визуализация всех живых существ, которые делают с вами вместе. Особенно тех существ, с которыми есть кармическая связь. От такой визуализации благословение Будд увеличивается многократно, соответственно карма очищается сильнее. Во всех буддийских традициях Сакья, Нигма, Кагью и Гелук есть предварительные практики, в которые входят 100000 простираний. Очень полезно ежедневно делать простирания по 21, 50 или 108 раз. При болезнях, при высоком артериальном давлении нужно быть осторожным, можно ограничиться 7 разами. Для больных другими болезнями рекомендуются простирания и обходы.

Можно и не буддистам это делать, беря во внимание только лечебный эффект, ведь работают все основные группы мышц.

Простирания можно делать на оструганных досках или на паласе, предварительно подложив под колени что-нибудь мягкое, например, пуфик. Нужно ноги, носки держать вместе и пальцы рук тоже. Сложенные по-буддистски в форме нераскрывшегося лотоса ладони прикладываются к макушке, затем к подбородку и к сердцу. Затем, наклонившись, кладут ладони на доску или палас, опускаются на колени и ложатся, касаясь лбом доски, вытягивают руки вперёд и приподнимают ладони вверх или же поднимают их над головой, согнув в локтях. Затем встают в обратной последовательности, при этом последними от доски отрываются ладони. Нужно следить, чтобы пальцы и носки всегда были сомкнутыми, а руки двигались симметрично, параллельно.

Буддийские простирания и обходы являются мощной духовной практикой и в то же время доступным хорошим средством для сохранения, укрепления здоровья. При достаточном количестве повторов можно излечить множество болезней. Считается, если в течение жизни сделать сто тысяч простираний, то это заложит на тонком энергетическом уровне такой благой потенциал, который даст в следующей жизни совершенное здоровое тело.

Источники:

http://ok.ru/tibetanbuddhism/topic/68526651927477
http://self.wikireading.ru/68695
http://zen.yandex.ru/media/id/5a4fbf4e00b3dd905f3ae904/5a5368ab8139ba9aac35eaa6