Методика обучения дошкольников игре волейбол. Подвижные игры и игровые упражнения для обучения элементам волейбола в доу. Развивающая предметно-пространственная среда

Организация обучения дошкольников навыкам игры в волейбол

Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап-ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.

При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом [4].

На этой стадии обучения используются методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания, световая или звуковая индикация).

Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.

Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приема (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой [23].

Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование. От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.

Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них — элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и метод самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведет к созданию ситуации поискового решения, а самооценка — к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам — главная суть метода самооценки.

Как же практически реализуются активные методы? После краткого сообщения о сущности и значении определенного приема игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника ее выполнения и предоставляется возможность учащимся выполнить пробные попытки. Затем ставят проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?» Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Еще раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы:

«Почему руки при передаче должны быть согнуты в локтях незначительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?» [12].

В ходе активного поиска ответа направляем творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй — уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаем выполнить передачи с учетом требований. Пусть нас не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в дальнейшем.

В ходе активного поиска ответа направляем творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй — уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаем выполнить передачи с учетом требований. Пусть нас не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в дальнейшем. Учащиеся прилагают большие усилия, чтобы доказать обратное — возможность выполнять прием без необходимого уровня физической подготовки. Однако это приводит к увеличению сгибания рук и, следовательно, к ошибкам. Демонстрируем передачу, акцентируя внимание учащихся на активной работе кистей, убеждаем их в необходимости развития силы рук и предлагаем специальные упражнения с набивными мячами. Но чтобы усилить стремление учащихся к достижению нужного уровня физической подготовки, можно выделить три момента [1].

Читать еще:  Полеты без парашюта с крыльями на одежде. Вингсьют — летать, подобно птице

Первый — освоение умений вытолкнуть и поймать набивной мяч в исходном положении рук вверху над лицом. Для этого добиваемся правильного выполнения упражнений: малейшее опускание рук с мячом.

Второй — передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см (можно над собой или в стену). Акцентируем внимание на необходимости отрывистых касаний (базисная динамическая структура) [6].

Третий, самый длительный — полет мяча при передаче без вращения. Все показанные критерии легко поддаются контролю учащихся. Отводим на каждом занятии по 3-5 мин для повторения серии подготовительных или подводящих упражнений.

Для усиления процесса усвоения материала можно учитывать текущую успеваемость, темпы освоения. Далее вступает в силу следующий принцип: по мере развития специальных физических качеств увеличивается время работы с мячом. Лучше, когда этот процесс дифференцируется индивидуально.

Аналогично строится обучение по другим приемам игры. Главные усилия учителя сводятся к консультативной деятельности, помощи в решении текущих образовательных и воспитательных задач (разъяснение отдельных положений, поощрение успеваемости и т. д.). Ниже приводятся проблемные вопросы, качественные и количественные критерии самооценки по основным приемам и разделам обучения [8].

Подвижные игры и игровые упражнения для обучения элементам волейбола в ДОУ

Cветлана Кузьмина
Подвижные игры и игровые упражнения для обучения элементам волейбола в ДОУ

Уважаемые педагоги и руководители физического воспитания! Предлагаю Вам для вашей работы с воспитанниками и успешного ими овладения действиями с мячом подвижные игры и игровые упражнения при обучение детей элементам спортивной игре волейбол. Играйте на здоровье!

Игровые упражнения для обучения элементам спортивной игры волейбол

«Передай не роняй»

Совершенствовать умение ловить мяч, брошенный воспитателем или товарищем на различном расстоянии. Способствовать развитию глазомера, координации движений.

«Подбрось, поймай»

Создать условия для совершенствования двигательных навыков: подбрасывать мяч, вверх и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Закреплять навыки игры в волейбол.

«Подбрось одной рукой, поймай двумя руками»

Создать условия для овладения детьми игрой волейбол. Упражнять в подбрасывании мяча одной рукой и ловли двумя руками. Развивать ловкость.

«Ходим, бросаем, ловим»

Освоение детьми игры волейбол, формировать навык игры в команде, чувство сплоченности. Упражнять в подбрасывании мяча и ловли его в движении. Укреплять крупные, мелкие мышцы обеих рук.

«Не урони внимательно смотри»

Продолжать учить играть в волейбол, закреплять правила игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч в парах через сетку. Развивать двигательную реакцию детей, точность, координацию движений. Воспитывать чувство сплочённости.

«Кого назвали, тот ловит мяч»

Помочь в освоении игры мини-волейбол, отрабатывать умение ловить мяч двумя руками, перебрасывать мяч через сетку. Закреплять умение передвигаться по площадке, быстро реагировать на сигнал.

«Мяч водящему»

Закреплять умение ловить мяч и бросать друг другу двумя руками. Способствовать развитию координации движений. Воспитывать уверенность в своих силах.

«Передал – садись»

Продолжать формировать навык игры, в команде соблюдая правила игры. Совершенствовать умение бросать мяч друг другу. Развивать реакцию, глазомер.

«Успей поймать»

Продолжать учить играть в волейбол, закреплять умение передавать – ловить мяч координировать свои действия с действиями товарищей. Развивать выносливость, быстроту.

«Перебрось мяч через сетку из-за головы»

Продолжать освоение детьми игры. Совершенствовать умение перебрасывать мяч через сетку из-за головы. Развивать умение анализировать свои движения и товарищей. Воспитывать дружеские отношения.

«Мяч через сетку от груди»

Создать условия для игры волейбол. Закреплять умение бросать мяч через сетку от груди, соблюдать правила. Воспитывать толерантное отношение.

«Делай три шага»

Обеспечить условия для игры волейбол. Закреплять правило: делать только три шага к сетке, чтобы перебросить мяч на сторону соперника. Приучать слушать сигнал. Развивать внимание, быстроту, ориентировку в пространстве.

«У кого меньше мячей»

Продолжать тренировку по обучению игре, совершенствовать навыки перебрасывания мяча через сетку разными способами. Развивать быстроту, ловкость. Формировать умение играть в командах.

«Играй, играй мяч не теряй»

Создать условия для игры волейбол, закреплять правила игры. Формировать умение управлять мячом, уметь слушать сигнал. Развивать выносливость, глазомер. Укреплять дыхательную систему.

Подвижные игры для обучения элементам спортивной игры волейбол

«Успей поймать мяч»

Играющие становятся в 2 колонны на расстоянии 2-2.5 м. Мяч в руках у водящего. По сигналу он бросает мяч игроку стоящему первым, который поймав мяч, возвращает его водящему и приставными шагами перемещается в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и то же ловит мяч и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки вернутся на свои места.

Читать еще:  Упражнения для укрепления мышц пресса маленького ребенка. Как сделать живот плоским? Виды упражнений на пресс

«Поймай мяч»

Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 2.5-3м. и принимают исходное положение волейболиста. Затем перебрасывают мяч друг другу 2 руками от груди. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, то он меняется местами с ребенком, бросившим мяч. Перед броском дети могут выполнить дополнительное движение — бросать его вверх, вниз.

«Стой!»

Дети становятся в круг. Водящий с мячом в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны. И как только ребенок берет мяч в руки, ребенок дает команду «Стой!». После команды все играющие останавливаются.

«Точно водящему»

Дети стоят по кругу, в середине которого – 1 водящий с мячом, который бросает мяч игрокам от груди, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, точно выполняя передачу сверху двумя руками водящему.

«Снайперы»

Команды выстраиваются в шеренгу за лицевыми линиями площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в обручи. Если мяч попал в квадрат с цифрой 1, игроку начисляют 1 очко, и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Сумей принять»

Команды парами располагаются друг напротив друга. По команде игроки одной команды посылают мяч игрокам другой, которые стремятся принять его и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются местами. В каждой команде побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для старших дошкольников Развитие коммуникативных способностей «Через стекло» Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив,.

Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус Из опыта работы. Тема: «Игры и игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус». Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая.

Игры, игровые упражнения и занимательные задания для обучения детей дифференциации звуков [ж] — [ш] Уважаемые коллеги! Этот материал является продолжением предыдущей записи в моём блоге. Основной целью предлагаемых игровых упражнений является.

Консультация-практикум для родителей «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами» Всем известно, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее усваивают любой материал в игровой занимательной форме. С помощью игры они.

Мастер-класс «Обучение игре в шахматы» Автор: Е. А. Вялова, воспитатель I-ой категории 2015 Цель: Познакомить педагогов с приёмами, способствующими формированию навыков игры в.

Обучение дошкольников игре в шахматы Шахматы – это интересно Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?.

Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ Название игры Методические указания Описание игры «Эстафета с обручами» Отмечается качество выполнения задания и скорость.

Проект «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении старших дошкольников количеству и счету» Проект «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников» Автор: воспитатель высшей квалификационной.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры и игровые упражнения со звучащим словом» Цель: Организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики. Задачи: Показать, как правильно.

Презентация для воспитателей на тему «Методика обучение дошкольников игре в волейбол»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика обучения дошкольников игре в волейбол Выполнила: Федулова Нона Викторовна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Читать еще:  Упражнения для мамы с ребенком на руках. Фитнес-упражнения для мам и малышей

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов. Игра в волейбол является одной из самых популярных игр во всем мире. В волейбол играют люди разных возрастов, элементам волейбола начинают учить детей с самого детства. При игре в волейбол совершенствуются навыки большинства основных движений.

Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр.

Приемы и техника игры в элементарный волейбол 1 этап. Подготовительный. — Научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений.

2 этап. Подводящий. — Научить выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу ( сильно, высоко) и ловить его двумя руками. отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении

3 этап. Основной. Учить перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением правил: мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку. подавать мяч в игру не с угла, а с поля

Упражнения с большим мячом Упражнения в подбрасывании и ловле мяча. 1. Выполнить вращение мяча ладонями к себе и от себя. 2. Выполнить перекладывание мяча из правой руки в левую вокруг туловища, вокруг колен. 3. Подбрасывание мяча вверх и ловля перед собой. 4. Подбросить мяч вверх и выполнить задание: хлопок, присесть. 5. Бросок мяча об пол и ловля обеими руками. 6. Бросок мяча об пол и отбивание правой и левой рукой перед собой, сбоку. 7. Бросок мяча в стену и ловля двумя руками.

Упражнения с малым мячом Объяснить, как держать мяч. 1- И.п.- стойка мяч в правой руке, поднять руки вверх, переложить мяч из правой руки в левую 2- ст. мяч в левой руке 3- переложить мяч за спиной из левой руки в правую 4- и.п

Подбрасывание мяча 1. Подбрасывание мяча перед собой одной рукой и ловля двумя руками. 2. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля двумя руками после задания. 3. Подбрасывание мяча перед собой правой рукой и ловля правой рукой ладонью вниз, ладонью вверх. Затем то же левой рукой. 4. Подбрасывание мяча правой рукой, ловля левой рукой. Затем смена рук. 5. Бросок мяча об пол перед собой и ловля его обеими руками после отскока. 6. Бросок мяча правой рукой об пол и ловля его правой рукой. Затем то же левой рукой. 7. Бросок мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой. Затем другой рукой. Выполняя упражнения с мячами, дети приобретут умения владеть мячом, что необходимо для дальнейшего освоения азов техники игры в волейбол.

Вывод Физическое воспитание и развитие физических качеств, наряду с интеллектуальным развитием и сохранением крепкого здоровья детей старшего дошкольного возраста является, наверное, самой важной задачей воспитания детей дома и группах детских дошкольных учреждений. Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. Для этого используется «Школа мяча». На втором этапе (подводящем) детей учат выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением правил.

Литература Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. –176с. Финогенова, Н. В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. -2008. -No 9 (43). -С. 103-105.

Источники:

http://m.vuzlit.ru/451887/organizatsiya_obucheniya_doshkolnikov_navykam_igry_voleybol
http://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-i-igrovye-uprazhnenija-pri-obuchenie-igre-voleibol-v-dou.html
http://infourok.ru/prezentaciya-dlya-vospitateley-na-temu-metodika-obuchenie-doshkolnikov-igre-v-voleybol-3511865.html