Центр спортивной психологии. Советы психологов для родителей спортсменов

Дети и спорт: что должны знать родители. Рекомендации спортивного психолога.

Как определить способности ребенка в спорте?

Если ребенок склонен к физической активности: любит лазать, бегать, прыгать больше, чем играть в спокойные игры (рисовать, читать, собирать лего), можно считать, что есть смысл эту активность куда-то пристроить, например, отдать в спортивную секцию.

Первое, что нужно учитывать при выборе секции — спорт должен нравиться ребенку (не только родителю)!

Но для того чтобы иметь успехи в спорте, одного желания не достаточно. Спорту нужно соответствовать.

Здесь необходимо рассмотреть 3 фактора:

-психологический (определенные черты личности, необходимые для этого спорта)

-психофизиологический (координация, скорость реакции, тип нервной системы)

-Антропометрический (вес, рост, гибкость и т.д.)

Если эти факторы совпадают, то ребенка можно считать одаренным в спорте и думать над тем, как эти способности развивать.

Некоторые спортивные тренера и психологи считают, что любой человек физически здоровый вполне может дойти до уровня КМС (при должной мотивации и рвении). Далее, остаются в спорте только сильнейшие, те, кто по большому счету, одарен и имеет идеальное сочетание тех факторов, о которых я писала выше.

Многие родители отдают свое чадо в спорт для здоровья, чтобы ребенок был сильным, подтянутым, гибким, но они часто заблуждаются.

Важно понимать: профессиональный спорт – это не для здоровья! Спорт — это большие нагрузки (физические и психоэмоциональные), это тяжелый ежедневный труд. Спорт — это очень полезная, но, как ни крути, очень жестокая школа.

Поэтому, если вы привели ребенка в секцию для здоровья и для души – говорите об этом с тренером, сообщайте о своих намерениях и изменениях. Тренера – тоже люди, они как вторые родители, они много вкладываются, и им важно понимать для чего они трудятся. Когда родители «вдруг» передумали – это всегда болезненный разрыв и для тренера и для ребенка. Учитывайте это!

Да, на начальном этапе, первые 2-3 года, вы можете присматриваться, это может быть «физкультура для малыша», но как только начинаются соревнования, достижения и конкуренция — это уже СПОРТ!

Кто занимается психологической подготовкой детей в спорте?

На данный момент в спортивных школах психологической подготовкой маленького спортсмена занимается ТРЕНЕР (хорошо, если совместно с родителем, с которым у них одно видение процесса). Только на этапе высшего спортивного мастерства к работе подключается психолог, так как перед спортсменом стоят уже более сложные задачи: мотивация, самооценка, поиск ресурсного состояния и т.д.

Но психологические трудности в детском возрасте никто не отменял!

Дети тоже сталкиваются с волнением, страхами, трудностями самооценки, откатами и прочим. Здесь очень важна позиция родителя, его устойчивость, адекватность, принятие, поддержка, бережное участие и пр. Взрослые, ваша роль в этом месте неоценима!

Мотивация и поддержка ребенка – задача родителя совместно с тренером. Находите точки соприкосновения и понимания в этом месте, чтобы у ребенка в голове не было неразберихи (один значимый человек говорит одно, другой – другое).

Как мотивировать детей в спорте?

В силу возрастных особенностей, дети еще не могут мотивировать себя по-взрослому.

У детей всегда детские мотивы и они очень простые. К примеру, ребенок может говорить: мне нравится тренер, мне нравится с ребятами, мне нравится бегать, мне нравится красивый костюм, я люблю кружиться и прыгать, я люблю пинать мячик. Это нормально и это должны учитывать и родители, и тренера. У ребенка может не быть фокуса на достижения и победы. Ему просто хорошо, когда нравится.

Детям, безусловно, нужно помогать удерживаться в спорте. Потому что когда случаются поражения, детям становятся «невкусно» и они включают «не хочу». Детей нужно поддерживать в этом месте, объяснять и проявлять бережное участие… Родители и тренера помогают ребенку адаптироваться в спорте и помогают разобраться, насколько ребенку это надо.

Только к подростковому возрасту у детей формируются более взрослые мотивы. К примеру: я хочу себе нравиться, я хочу нравиться противоположному полу, я хочу стать известным, спорт — это престижно, круто, я хочу зарабатывать деньги и т.д. Появляется более сильная личная внутренняя мотивация, понимание, для чего он тренируется, а соответственно, и большая ответственность за действия и результат.

Что делать, если появляется страх перед соревнованиями, страх перед более сильным соперником, страх проигрыша?

Очень важно разговаривать с детьми! Не важно, выигрывают они или проигрывают! Важно научить маленького спортсмена внимательно относиться к своим поражениям. Проигрыши и поражения – это то, что помогает стать ему лучше. Соперник всегда показывает спортсмену его слабые места, показывает ему куда расти, в чем становиться лучше. В этом смысле ему большая благодарность! Очень важно объяснять ребенку, что поражение – это не катастрофа, а шанс понять, что и где ему нужно подтянуть. Важно говорить, что вы ребенка любите при любых обстоятельствах. Не передавайте ему свою родительскую тревогу, страхи и переживания. Ребенку бы со своими переживаниями справиться, помогите лучше своим участием, сопереживанием и поддержкой.

Как быть с перепадами настроения? Если ребенок то хочет, то не хочет заниматься спортом?

Если ребенок не хочет заниматься спортом, и проявляет свое «не хочу» устойчиво, то это вряд ли можно изменить. Примите эту реальность. Не нужно насиловать его спортом, в мире много других возможностей, будьте гибче, родители. Замечайте, у кого больше горят глаза: у ребенка или у вас? Возможно, вы, как родитель реализуете свои незакрытые потребности и желания через ребенка. Признайтесь себе в этом, если это так. Не упирайтесь даже в том случае, если у вас спортивная династия и «борьба – лучшее что может быть для мальчика». Попытайтесь всмотреться в своих детей тщательнее, понаблюдайте, что увлекает конкретно вашего ребенка.

Если убедились в том, что он действительно увлечен, то проверьте, от чего же настрой постоянно меняется? Если настроение зависит от конкретных обстоятельств, то про это нужно больше узнавать (у ребенка /у тренера), понимать от чего зависят его перепады. Может нужно что-то объяснить, поддержать, помочь адаптироваться. Это работа РОДИТЕЛЯ в первую очередь, а лучше совместная — родителя и тренера.

Читать еще:  Тренировки кик-боксинг для девушек. Кикбоксинг для девушек — польза и противопоказания, приемы и удары для начинающих с видео

Текст написан по материалам интервью со спортивным психологом Андреем Ланденком.

Центр спортивной психологии. Советы психологов для родителей спортсменов

Тиунова О.В.

(Тиунова, О.В. Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов [Текст] // Материалы ХII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 26-27 мая 2016 г. /РГУФКСМиТ – Москва, 2016 – С.299-303)

В последнее десятилетие увеличилось число родителей, заинтересованных в спортивных успехах своих детей и прилагающих большие усилия (в т.ч. финансовые), для выстраивания их спортивной карьеры [1].

На фоне уже существующей в детско-юношеском спорте конкуренции, подчас невысокого профессионального уровня тренерского состава и/или невозможности полноценно реализовать индивидуальный подход в подготовке юного спортсмена [2] такие родители обращаются за помощью спортивного психолога. С этого момента они становятся непосредственными участниками работы психолога с их ребёнком. Это обусловлено рядом причин, которые ниже будут перечислены и дополнены практическими рекомендациями:

1) Родители должны заранее подготовить ребенка к встрече со спортивным психологом для того, чтобы предстоящее сотрудничество было продуктивным, мотивировало юного спортсмена и воспринималось им как возможность перейти на «взрослый» уровень подготовки или справиться с накопившимися спортивными трудностями за счет использования новых ресурсов.

Практика показывает, что уже в первом разговоре с родителями целесообразно договориться о том, что:

— при обсуждении спортивных событий, имеющих отношение к юному спортсмену, в семейном лексикона слово «проблема» должно быть заменено словом «задача»,

— обращение к спортивному психологу должно быть объяснено ребёнку не «проблемностью» ситуации, а уверенностью родителей в его высоком потенциале и способностью перейти на новый («взрослый») уровень подготовки,

— ближайшее соревнование для ребёнка должно считаться «экспериментальным», поскольку там планируется апробировать систему психологической подготовки к старту, которая будет разработана в ходе проведения первых консультаций,

— юному спортсмену будет показан сайт спортивного психолога или организации, где будут проходить консультации, и родители прокомментируют размещенный там материал,

— ребёнок пройдет тест «Отношение к предстоящему соревнованию», размещенный в свободном доступе на сайте Лаборатории физической культуры и практической психологии [3], и результаты будут высланы спортивному психологу для предварительной подготовки к первой консультации.

2) С целью выполнения законодательных норм, по которым психолог не имеет права работать с несовершеннолетними клиентами в отсутствии или без письменного «информированного согласия» родителей или лиц их заменяющих [4], спортивный психолог должен:

— предупредить об этом родителей юного спортсмена и договориться об их присутствии на консультациях или оформлении письменного согласия на индивидуальную работу с юным спортсменом,

— получить четко сформулированный «запрос» от родителей юного спортсмена, в рамках которого будет выстроен первый этап работы (проще всего договориться с ними о соответствующем электронном письме),

3) Системная работа спортивного психолога со спортсменами предусматривает 6 направлений (рис.) и выполнение самостоятельной работы («домашних заданий») [5], что применительно к юным спортсменам требует дополнительного внимания или помощи заинтересованных в его успехах взрослых.

4) В ходе проведения консультаций может оказаться, что подготовка юного спортсмена, часто являясь серьёзным «семейным проектом», всё-таки требует «ревизии» сложившейся практики мотивации ребенка, оценки его спортивных успехов и неудач, а также участия родителей в его подготовке к ответственным соревнованиям. Добиться этих изменений в «заочном режиме взаимодействия» бывает достаточно сложно.

5) Родители юного спортсмена, как правило, являются людьми наиболее заинтересованными в спортивных успехах своего ребенка. Помимо этого они несут моральную и юридическую ответственность за его настоящее и будущее, финансируют спортивную подготовку. Именно поэтому «логика» работы спортивного психолога должна быть ими понята и одобрена на первой же консультации. Уверенность родителей передаётся их детям, повышает мотивацию и в целом изменяет внутрисемейную, иногда кризисную ситуацию [6].

Разумеется, практическая работа спортивного психолога с юным спортсменом может включать элементы конфиденциальности. Родители также не всегда не могут озвучить в присутствии ребёнка всё информацию, необходимую для понимания психологом «спортивных», «школьных», и «семейных» нюансов жизни ребёнка. Но эти проблемы легко решаются за счёт разбиения консультации на «детскую» и «родительскую» части.

6) Поскольку наша работа со спортсменами представляет собой обоснованную, логичную, комплексную, гибкую (модульную) и доступную для контроля систему практически ориентированных действий [7], присутствие родителей на первой консультации убеждает их в правильности решения обратиться к спортивному психологу. Однако ребёнок, ради которого была подготовлена эта встреча, может оказаться не мотивированным для выполнения дополнительной для него работы «психологического» характера. Возможны также ситуации, когда

— консультированием юных спортсменов занимаются не спортивные психологи, и это становится негативным опытом для «спортивной семьи» [8],

— система работы спортивных психологов по каким-то причинам оказывается неэффективной,

— работа по психологической подготовке началась достаточно успешно, но мотивация юного спортсмена снижается в дальнейшем.

В этих случаях родители юного спортсмена оказываются в затруднительном положении.

Нами разработан опросник «Оценка работы психолога с юным спортсменом», который может быть предложен им уже после первой консультации в качестве удобного инструмента для понимания ситуации. Опросник основан на сочетании ответов юного спортсмена на два вопроса:

  • Ты работаешь со спортивным психологом. Общение с ним тебе:

— не могу сказать определенно (когда как),

— уже практически не помогает,

— не помогает, и я чувствую дискомфорт.

  • Вы со спортивным психологом разработали специальную «психологическую программу» подготовки к соревнованию и анализа результатов. Насколько полно ты эту программу используешь?

— использую полностью и чувствую результат,

— использую полностью, но результат пока не чувствую,

Читать еще:  Упражнения на задние боковой пресс. Упражнение боковая планка. Упражнения для накачивания косых мышц пресса

— использую частично и не всегда,

— пытаюсь использовать, но многое не понимаю (не получается),

— практически не использую.

После получения ответов на первый и второй вопрос родителям предлагается найти итоговый результат в таблице и сделать соответствующий вывод:

Вывод : « + »означат, что есть смысл продолжить работу с данным психологом; «?» нужно подумать о целесообразности дальнейшей работы, «—» показывает, что сейчас нет смысла продолжать работу с данным психологом.

Итак, изложенная система сотрудничества позволяет спортивному психологу выстроить рабочие взаимоотношения с родителями юных спортсменов, обратившихся за консультацией. Они, эти взаимоотношения, в существенной степени определяют дальнейшую эффективность практической реализации индивидуализированной программы подготовки юного спортсмена к ответственным соревнованиям, разработанной психологом.

1) Кузьменко, Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9-12 лет [Текст]/ Г.А.Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2008. – 268 с.

2) Тиунова, О.В. Особенности психологического обеспечения спортивной подготовки с точки зрения тренерского состава [Текст] / О.В.Тиунова, В.А. Апросимов // Материалы междунар.научно-практич.конф. «Проблемы, перспективы подготовки высококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука» — 2014. — С. 251-253

3) Отношение к предстоящему соревнованию: сайт Ольги Тиуновой. [Электронный ресурс]. 2005. Дата обновления: 29.04.2016. URL: http://www.self-master-lab.ru/ops1.htm (дата обращения: 01.05.2016).

4) Бажанов,Н. Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство: возрастные аспекты / Н. Бажанов, Н. Иваненко // Врач. — 2011. — № 10. — С. 73-75. — ISSN 0236-3054.

5) Тиунова, О.В. Анализ соревновательного опыта как составная часть психологической подготовки спортсмена [Текст] // Теория и практика современной науки: материалы XIX Международной науч.-практ. конф.г.Москва, 7-8 октября 2015 г. /Н-ИИЦ «Институт стратегических исследования». — Москва: Изд-во «Институт стратегических исследования»: Изд-во «Перо», 2015.- С.124-126

6) Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.- №4(6).- С 54-65

7) Тиунова, О.В. Разработка и реализация республиканской системы психологического обеспечения спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва [Текст] / О.В.Тиунова // Материалы всеросс.научно-практ. конф. «Итоги выступления спортивных сборных команд Российской федерации на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г.Сочи» — 2014. — С.99-107

8) Сивицкий, В.Г. Что такое спортивная психология? / В.Г.Сивицкий // Спортивный психолог.- N 1.- 2004.- С 15-18

Секреты победителей. Рекомендации спортивного психолога.

Всю нашу жизнь можно рассмотреть через призму спортивной игры. Мы также приходим под руку с родителями, учимся ходить, бегать, бросать или ударять по мячу, выстраивать отношения в команде, выполнять какую-то работу в рамках установленных правил, здесь есть свой начальник — тренер, над ним руководство клуба и все установки ходят сверху вниз. Спорт — это такая же конкурентная среда, где выживает сильнейший и провалы случаются у всех: затяжные поражения, травмы, конфликты в команде, отсутствие финансирования, залов для занятий и т.д. Иногда это превращается в один огромный ком проблем, и выпутаться из него сложно. Все это можно увидеть в обычной жизни любого человека.

Как справиться с затянувшейся цепью неудач и вновь подняться к вершинам?

Если мы говорим о психологической работе в спорте, то необходимо рассмотреть происходящую ситуацию в трех аспектах: мышление, тело и эмоции.

В первую очередь, разберитесь со своим мышлением, с установками и последующими решениями, действиями. Какие мысли нас погружают в проблемы, какие провоцируют повторение ситуации, где мы не находим выхода? Что это за мышление богатеющих людей, и чем отличается от беднеющих? Почему наше здоровье никак не приходит в норму.

Очень простая для понимания ситуация: 2 человека, выходцы из одной семьи, отправляются утром на работу. Первый, обращая внимание на карту пробок, думает как бы ему с пользой провести время в пробке или добраться быстрее на общественном транспорте, успев при этом прочесть что-то интересное и созвучное его душе. Второй, при таком же раскладе, думает как его достали пробки, сколько же бесполезного в этой беготне до работы и обратно. А дорога одна и та же, транспорт тот же, условия те же. Но один готов получить удовольствие, а другой ищет негатив, и самое главное — каждый найдет то, что ищет!

Первый, являясь руководителем отдела продаж, старается создать команду, не привязываясь к половой принадлежности, возрасту, религиозные взглядам. Команду, в которой целеустремленные люди, обладающие особым чутьем. Ему нужны люди для результата. В этом коллективе каждый имеет свое поле действия, свою ответственность.

Что в это время делает второй. Он ограничивает себя стереотипами: женщины ничего не смыслят в технике, он так стар, что ему только дома сидеть, как может продавать человек, не имеющий никакого опыта и так далее. Второй отсекает невидимые на первый взгляд способности человека, одевая на него ярлык. Коллектив будет сформирован из некой картины мира с неэффективными формами взаимодействия.

У кого из этих двух людей будет больше счастливых моментов в жизни? Кто сможет выстроить работающую структуру отдела?

Очевидным становится то, что первый имеет мышление победителя, второй- проигравшего.

Одна из форм провального мышления — так называемая в психологии, мотивация избегания неудачи. Это линия мышления, основной чертой которой, является не поиск выхода из проблемной ситуации, а оберегание себя от нее, что никаким образом не улучшает наше существование. Например: спортсмен боится вновь совершить решающий бросок из-за предыдущей неудачи в итоговой игре сезона, где его команда проиграла турнир, хотя находится в очень выгодной позиции. Что происходит? Под страхом повтора, спортсмен ищет варианты не решения задачи, а переложения ответственности на другого, тем самым избегая пройденного ранее опыта. Со временем данная реакция входит в привычку, и игрок вообще перестает бросать в кольцо, испытывая неуверенность в своих действиях. В дальнейшем такой атлет никому не нужен.

Совет: пересмотрите свои ожидания. Фокусируйтесь на цели, а не на проблеме. Что это значит? Когда Вы фокусируетесь на самом моменте ошибки, в вашей голове возникает образ неправильного действия, неверного решения и так далее. То есть приходится исправлять устоявшееся отношение, переживание, а как мы знаем переделывать всегда сложнее, поэтому проще и эффективней создать цель. Когда мы создаем цель, мы меняем наше отношение к ситуации. Мы отталкиваемся от того, где нам необходимо оказаться и выбираем методы, способствующие решению. В нашем случае, это «Я забиваю в кольцо каждый для себя удобный мяч». Заметьте, что речь не идет об этом решающем броске, а о удобном моменте в принципе. Цель — забить и набрать очки и не важно, когда совершен бросок. Каждое очко важно! Внимание спортсмена смещается на решение общей цели — победа, набор очков.

Читать еще:  Международная олимпиада по сольфеджио «Vivo solfeggio. Участие в Олимпиаде. При оценке конкурсанта учитывается

Какова ваша цель? Напишите решения, которые вы в состоянии выполнить. Если речь о бизнесе. Цель — увеличить объем продаваемой продукции. Задачи: собрать команду специалистов, разработать маркетинговую программу, исходя из современных тенденций, запроса общественной массы; разработать экономико-финансовый план, расширить список оптовых закупщиков, выявить наиболее заинтересованную аудиторию и так далее. И решайте эти задачи! Всегда только цель! Цель формирует наши действия!

Погружаясь с головой в переживания, проблемы, прежде всего, страдает наше тело. Обратите внимание, как Вы себя чувствуете, когда думаете о своих трудностях жизни. Замечаете, как учащается пульс, как сжимаются мышцы, и Вы начинаете сутулиться, дышать уже не так легко, брови опускаются, губы сжимаются. Что же происходит? Тело начинается защищаться от внешней среды, становится меньше и наше сознание погружается в мысли о том, как бы избежать неприятностей. Это неэффективное состояние тела для решения задач, которые ставит перед нами жизнь.

Давайте обратимся к нашим физиологическим особенностям. Что является естественным стабилизатором нервных процессов в организме? Это дыхание! Все восточные практики начинаются с обучения дыхательным упражнениям. Почему? Когда мы объемно дышим, мозг получается бо́льшее кислородное обогащение, улучшается кровоснабжение, повышается уровень внимания, память становится яснее.

Так как я имею дело со спортсменами, и их деятельность подразумевает постоянную смену ситуации и необходимо находиться в активном, сосредоточенном состоянии. Проводить длительный дыхательный тренинг во время соревнований нет возможности. Используется брюшное дыхание, при котором диафрагма работает с большей амплитудой, производится естественный внутренний массаж сердечной мышцы. На протяжении игры времени немного, поэтому спортсмены делают 2-3 глубоких вдоха, чтобы сбросить напряжение и включиться в дальнейшую работу.

Нравится статья?

Если же Вы, например, выступаете на публичных слушаниях, волнуетесь, выполните 4-5 вдохов «животом» до выхода на публику, во время выступления, дышите ровно, найдите паузу для 1 глубокого вдоха, дайте нервной системе отдохнуть!

Американцы часто используют в своих терапевтических сеансах, тренингах на уверенность обучение через тело. Наше тело помнит каждый эмоциональный опыт. Если мы закроем глаза и вспомним момент триумфа, пусть он будет не столь значительный в масштабе жизни и мира, вспомним те ощущения, наши плечи раскроются, захочется поднять голову и дышать глубже.

Одна из рекомендаций, например, перед прохождением важного собеседования, на пару минут примите позу сидя или стоя, которая ассоциируется с вашим успехом, раскройтесь, займите больше пространства. Поверьте, придет более комфортное и приятное состояние и мысли придут о удачном исходе! Тело Вам поможет! Используйте две минуты в день для обучения уверенному состоянию. Концентрируйтесь на ощущении силы, своей стабильности и радости.

Наше тело- это удивительный механизм, который сам нам подсказывает, как привести себя в рабочее состояние. Вспомните, что мы делаем, чтобы успокоить плачущего ребенка. Правильно! Мы его качаем! Выполняем цикличные движения и подкрепляем пением. Когда человек находится в глубоком состоянии стресса, тело начинает непроизвольно выполнять маятниковые движения вперед-назад и мысли становятся такими же ритмичными. Вы когда-нибудь смотрели соревнования по плаванию? Перед стартом спортсмен разминается через повторения махов руками, структурируя и мобилизуя всю работу тела. Если Вы заметили, во всем случаях, организм стабилизируется с помощью синхронизации психических процессов с движениями цикличного характера.

Сохранить себе или поделиться с друзьями?

При работе со спортсменами некоторые специалисты используют метод синхрогимнастики М.Хасая. Метод «Ключ», таким является официальное название метода, составляет первичную диагностику состояния и дальнейший комплект психокорректирующих упражнений.

Стресс-диагностика. Синхронизирующие упражнения нужно делать без мышечных механических усилий — волевой командой, силой мысли. В классическом варианте они получили названия: «Расхождение рук», «Схождение рук», «Левитация рук/ полет», «Автоколебания тела» («езда в поезде, укачивание ребенка»), «Движения головой» (медленное вращение по кругу). Если данные упражнения выполняются с трудом, вы испытываете нехватку амплитуды движения тела, вам точно нужна разрядка!

Сама же гимнастика включает в себя 5 упражнений, которые были названы автором следующим образом: «Хлёст», «Лыжник», «Вис назад-Вис вперед» и «Шалтай-болтай» и «Свободный танец» (его, кстати, дети исполняют в раннем возрасте, когда еще не сформирована двигательная база общепринятых танцевальных движений). Для изучения при применения данного комплекса рекомендую посмотреть видео-уроки самого М. Хасая и, по возможности, записаться на его тренинги.

Итак, оказавшись в сложной ситуации, Вы самостоятельно сможете разобраться со своими установками, которые формируют ваше общее отношение к происходящему и самому себе. Сосредоточьтесь на цели и своих лучших чертах и развивайте в себе те качества и навыки, которые приведут к реализации задуманных планов. Работайте со своим телом и эмоциями. Наблюдайте за детьми! Когда они делают первые шаги и падают, не останавливаются и не отказываются от мечты, ходить так же как их родители, старшие братья и сестры. Они учатся, не ограничивая себя страхами! Не получилось? Глубже вдох и выберите новую стратегию! Стратегию эффективных шагов вперед!

Хотите первыми узнавать о полезных и интересных статьях на сайте?

Источники:

http://www.b17.ru/article/156907/
http://www.self-master-lab.ru/2-publish/publish/519-postroenie-rabochikh-vzaimootnoshenij-sportivnogo-psikhologa-s-roditelyami-yunykh-sportsmenov.html
http://good-psychologist.info/837-sekrety-pobeditelej-rekomendatsii-sportivnogo-psikhologa