Оздоровительная и адаптивная физическая культура. План-конспект занятия по физкультуре на тему: план конспект занятия по АФК

Урок «Адаптивная физическая культура»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

адаптивная физическая культура.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. В данном случае немалую роль играет в системе обучения такой предмет как адаптивная физическая культура.

АФК— это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние.

Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основными задачами адаптивной физической культуры в школе являются:

формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

формирование дополнительных навыков, таких как: туристические, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Достижение всех вышеизложенных задач способствует развитию двигательной активности у учащихся с ОВЗ, а так же адаптации человека в окружающем социуме.

В процессе адаптивного физического обучения (воспитания) учащиеся получают навыки и закрепляют умения, такие как:

простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);

навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

мягкому приземлению в прыжках;

метаниям, броскам и ловле мяча;

сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

преодолению различных препятствий;

целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием правильной самооценки учащихся и оценки окружающих.

Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.

В связи с этим в основе обучения на уроках предусматриваются принципы:

индивидуализации и дифференциации процесса обучения,

коррекционная направленность обучения,

комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Программа по адаптивной физической культуре включает 2 раздела: «Коррекционные подвижные игры», «Физическая подготовка».

Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры.

Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений . Баскетбол. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола. Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола. Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками. Игра Жульбак. спортивная настольная деревянная игра, сутью которой является закатывание деревянных шайб (фишек) в специальные лузы на доске. Игра Бочча — является новым развивающимся видом спорта для тяжелейших форм детского церебрального паралича, активно воздействует на физическое развитие и состояние организма игроков, влияет на их настроение и национальное самосознание. Методика занятий уникальна и универсальна при реабилитации всех видов: медицинской, физической, психической и социальной. Игра Сбей кеглю Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Построения и перестроения. Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны.

Читать еще:  Рита мамун что с папой. Гимнастка Маргарита Мамун: «Я бы хотела быть яркой индивидуальностью. Где познакомились ваши родители

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос). Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево).

Ходьба и бег . Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Броски, ловля, метание, передача предметов. П ередача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность).

Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.

Конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей подготовительной группы

Екатерина Сенина
Конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей подготовительной группы

Конспект занятия по адаптивной физической культуре с детьми подготовительной группы 6-7лет имеющие нарушения ОДА

на тему: Путешествие на остров «Правильной осанки».

Дата проведения: 16.11.2012г.

Время проведения: 25мин.

Место проведения: спортивный зал.

Количество занимающихся: 10человек.

Инвентарь: гимнастические палки и мешочки с песком по количеству детей, ребристая дорожка, массажные коврики.

Ответственный: Сенина Е. И.

Цель: коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Задачи: 1. Обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой.

2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса.

3. Развивать равновесие и вестибулярный аппарат.

4. Воспитывать интерес к адаптивно- физкультурному занятию.

№ п/п Содержание занятия Дозировка, темп Методические указания

I Подготовительная часть 3-4 мин

1) Ходьба в колонне по одному 1 круг, темп средний следить за осанкой

на носках, руки на поясе 0,5 круга; темп средний дыхание через нос

на пятках, руки за головой 0,5 круга; темп средний смотреть вперед, локти развести

высоко поднимая колени, руки на поясе 0,5 круга; темп средний спина прямая, носок оттянут

2) Бег в колонне 1,5 круга; темп средний дыхание через нос

галоп правым боком, руки на поясе 0,5 круга; темп средний спину держать прямо

галоп левым боком, руки на поясе 0,5 круга; темп средний

3) Ходьба с восстановлением дыхания, руки поднять через стороны вверх – вдох, опустить через стороны вниз – выдох, ходьба по дорожкам здоровья 1 круг, темп ходьбы медленный

Взять гимнастическую палку в правую руку, прижать к правому плечу; перестроение из колонны по одному в колонну по два

II Основная часть 15-20 минут

ОРУ с гимнастической палкой

1) И. п.: о. с, палка внизу.

2 – руки за голову;

4 – вернуться в и. п. 4-6 раз

темп средний следить за осанкой

2) И. п.: ноги врозь, палка на плечах.

1 – поворот туловища вправо;

2 – вернуться в и. п. ;

3 – поворот туловища влево;

4 – вернуться в и. п. 4-6 раз

темп средний спина прямая, ноги на месте, поворачивается только туловище

3) И. п.: ноги врозь, руки вверх.

1 – наклон вправо;

3 – наклон влево;

темп средний спина прямая, руки прямые, наклон точно в сторону выполнять, потянуть боковые мышцы

4) И. п.: о. с., руки в упоре на вертикально стоящую палку.

Читать еще:  Схемы закаливания в доу старшая группа. Коррекционная гимнастика после сна на январь. Коррекционная гимнастика после сна на апрель

1 – 2 – присед, колени врозь;

3 – 4 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз

темп средний спину держать ровно

5) И. п.: ноги врозь, палка за спиной внизу.

1 – отвести руки назад;

2 – вернуться в и. п.

темп средний соединить лопатки за спиной, удерживать туловище ровно,плечи на поднимать

6) И. п.: сед ноги вместе, палка на груди.

2 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз темп средний спина прямая, колени не сгибать

7) И. п.: лежа на полу, ноги согнуты, палка за головой, ладони на полу.

3 – 4 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз

темп средний опора на плечи, ладони и стопы

8) И. п.: лежа на спине, руки вверх.

1 – 8 — велосипед;

9 – 10 – расслабление. 3 раза

9) И. п.: то же, палка на груди.

1 – поднять правую ногу, палкой коснуться ноги;

2 – вернуться в и. п.

3 – поднять левую ногу, палкой коснуться ноги;

4 – и. п. 4 – 6 раз

темп средний колени не сгибать, ноги опускать плавно

10) И. п.: то же, ноги согнуты, палка на груди.

1 – 4 — приподнять туловище, палка вверх;

5 – 8 – расслабиться. 4 – 6 раз

темп медленный тянуться руками вверх

11) И. п.: то же, руки под голову, палка на полу.

1 – 2 – ноги вверх поднять до угла 45 градусов;

3 – 4 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз темп медленный носки на себя, дыхание произвольное

12) И. п.: лежа на животе, руки вперед.

1 – поднять руки вверх;

2 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз

темп средний ноги лежат на полу, прогнуться в грудном отделе позвоночника

13) И. п.: то же, кисти под подбородок.

1 – поднять ноги;

2 – развести в стороны;

3 – соединить ноги;

4 – вернуться в и. п. 4 – 6 раз

темп средний носки всегда держать на себя

14) И. п.: стоя на четвереньках.

1 – 2 – «ласковая кошечка» — прогнуть спину, голову вверх;

3 – 4 – «кошечка злится» — спину округлить, голову вниз. 4 – 6 раз

темп средний руки не сгибать, дыхание произвольное

Игра малой подвижности «Восточный официант» 2 – 3 мин следить за осанкой

III Заключительная часть 2 минуты

Массаж спины «Свинки» 2 раза

Интегрированное коррекционно-развивающее логопедическое занятие в подготовительной группе комбинированной направленности .

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду «Ягодка» г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему «Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

План-конспект урока по адаптивной физической культуре с обучающимся 1 класса, (вариант 2)

План- конспект урока по адаптивной физической культуре

с обучающимся 1 б класса (вариант 2)

учитель: Шаульская В.А.

Тема: Прокатывание мяча под дугу.

Цель:повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

1. Образовательные: развитие двигательных функций, формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов.

5. Развивающие: развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

Личностные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве спортивного зала;

Коммуникативные учебные действия:

— Следить за объяснением учителя.

— умение выполнять инструкции педагога;

— умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Регулятивные учебные действия:

— выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца.

— поддержание правильной позы.

Познавательные учебные действия:

-выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому

— выполнение простых речевых инструкций: «Встань» , «Покажи» , «Подними»

Инвентарь: дуги, мячи, маты.

1. Организационный этап. (2-3 мин)

Построение в колонну.

Проверка осанки.Обратить внимание на правильную постановку стоп и осанку: спина прямая, подбородок поднять, пятки вместе, носки врозь.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин)

Чтоб здоровым быть сполна

Физкультура нам нужна.

Для начала по порядку

Вместе делаем зарядку.

Читать еще:  Правильное питание для занятия спортом. Правильный рацион при посещении тренажерного зала

3. Актуализация знаний. (5-7 мин)

Нестандартная разминка (комплексы общеразвивающих упражнений Репка

Ходьба в обход по залу.

Учитель: – Жили-были дед да баба. Дед был старенький. – Ходьба наклонившись.

У – …бабка старенькая… – Ходьба в приседе.

У – Внучка у них была стройная, красивая. – Ходьба на носках, руки вверх, вытянуться.

У – С ними жила собачка Жучка – веселая, игривая. – Бег приставными шагами правым и левым боком.

У – Еще была у них мышка шустрая, юркая… – Бег на носках, руки сложены на груди как “лапки”

У – …и, конечно же, кошка Мурка – гибкая и грациозная. – Ходьба с высоким подниманием коленей.

4. Первичное усвоение новых знаний. (15 мин)

Дети останавливаются, встают в круг лицом друг к другу и выполняют комплекс ОРУ.

У – Посадил дед репку. И.п. – о.с.1 – наклон вниз, пытаемся коснуться пола;2 – и.п. Выполнить 6–8 раз.

У – Выросла репка большая-пребольшая.

И.п. – о.с.1–2 – руки через стороны вверх;3 – присесть, руками взяться за колени;4 – и.п.Выполнить 6 раз.

У – Стал дед тянуть репку. – Тянет-потянет – вытянуть не может.

И.п. – широкая стойка.– Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

У – Позвал дед бабку: “Где ты, бабка? – Иди, помогай мне!” – Повороты головы 6–8 раз.

Бабка спину размяла и пошла деду помогать. – Наклоны в стороны, руки на пояс – по 6 раз в каждую сторону.

У – Тянут-потянут – вытянуть не могут. – Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

У – Позвала бабка внучку, а та в это время зарядкой занималась.

Сидя на полу, выполнять пружинистые наклоны к ногам – 10–15 раз.

– Тянут-потянут – вытянуть не могут. – Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

У – Позвала внучка Жучку. – И.п. – упор на коленях. Повороты таза вправо – влево.

У – Тянут-потянут – вытянуть не могут. Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

У – Позвала Жучка кошку. И.п. – то же. Упражнение “Кошка”: прогнуться в пояснице вниз – вверх.

У – Тянут-потянут – вытянуть не могут. Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.

У – Позвала кошка мышку. – И.п. – стоя на коленях, руки скрестно, повороты в стороны. Выполнить по 6раз в каждую сторону.

У – Стали они репку качать-раскачивать. Тянут-потянут – вытянули репку! Прыжки на месте.

У – Взвалили репку на плечо и понесли в дом. – Ходьба в обход по залу.

А сейчас мы будем репку готовить. Для этого нужно её в горшочек поместить и в печь закатить.

Упражнения в закатывании мяча в дугу. Выполнение учителем, повтор каждым учащимся 3-5 раз.

5. Первичная проверка понимания (5 мин)

Подвижная игра «Солнце и дождик»

1. На слова «Дождик идет!» бежать под зонтик, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки и танцевать.

6. Первичное закрепление. (7-10 мин)

Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Обучающийся медленно поднимает руки вверх, а затем быстро опускает. Отдыхает.(3-4раз.)
2. «Огонь- лёд».

По команде «огонь» обучающийся начинает двигать всем телом. По команде «лёд»-застывает.(3-4раз.)
3. «Растём».

Обучающийся сидит, обхватив голову руками: «Ты маленький цветочек, ты растёшь, распрямляешься и поднимаешься вверх». Медленно подымается, поднимает руки вверх. (3-4 раз.)

Лежим на полу под музыку

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

Сегодня на уроке мы с вами разучили новый комплекс упражнений и вспомнили сказку «Репка», научились закатывать мяч под дугу и поиграли в веселую игру.

Источники:

http://infourok.ru/urok-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-3860763.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-adaptivnoi-fizicheskoi-kulture-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan_konspekt_uroka_po_adaptivnoj_fizicheskoj_kul_183845.html