Уроки гимнастики в школе конспекты. Структура построения урока по гимнастике

Урок гимнастики в школе (задачи урока, общие требования, структура, организация урока)

Основные задачи урока.На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:

-Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.

-Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, прицчение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

-Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом.

-Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.

-Развитие способностей, необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

-Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.

Структура проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями, главными из которых являются комплексность решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, системность прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления, сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.

Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три взаимосвязанные части:

Подготовительная -Содержание подготовительной части обеспечивает организацию

учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, урок начинается вводным ритуалом — построением, рапортом, сообщением о задачах урока и последовательности прохождения учебного материала, что способствует мотивации учащихся на решение задач урока. После этого проводится комплекс упражнений последовательно готовящий системы организма к решению главных задач урока.;

Основная— Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,

времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена каждая из них;

Заключительная — В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:

-постепенное снижение физической и психологической нагрузки;

-подведение итогов урока;

-задание для самостоятельной работы.

Урок гимнастики должен отвечать следующим требованиям:

а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;

б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада, образовательных и воспитательных задач (триединство урока);

в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;

д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

Структура построения урока по гимнастике

Логика любого учебно-воспитательного процесса требует последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность, постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности, последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся

Поэтому, как и другие уроки физического воспитания, урок по гимнастике также состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Такое деление урока вызвано необходимостью подготовки организма учащихся к предстоящей деятельности, определенного периода врабатывания всех органов и систем организма, повышение уровня работоспособности занимающихся.

Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также даётся в этой части урока.

После такой нагрузки опять таки нужен определенный период времени для постепенного ее сни­жения до исходного или близкого к нему уровня. Этому посвящена заключительная часть урока.

Подготовительная часть урока

Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе.

Читать еще:  Что значит как у дурака махорки. Защита от дурака. Пир во время чумы

Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.

Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что не имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Это достигается повышением интереса и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности. Для этого часто используются специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, — к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть и др.).

Подготовка организма учащихся к предстоящей учебной работе заключается в активизации деятельности функциональных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ, разогревание мышц и др.) и центральной нервной системы.

Средствами подготовительной части являются: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега; прыжки и подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка); упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры.

Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока. В целом, продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.

Основная часть урока

В этой части урока решаются важнейшие задачи гимнастики — изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.

Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, формировании знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств.

Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.).

Необходимо учесть, что с 5-го класса у учеников становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.

Величина нагрузки планируется учителем при составлении конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя оче­редность их выполнения, он одновременно может составить усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной до­зировке (темп, количество повторений или время выполнения).

Исходный уровень пульсовой кривой можно определить, измерив по­казатели у 3-х — 5-ти учащихся разного уровня физической подготов­ленности. Полученный таким образом стартовый уровень пульсовой кривой, позво­ляет своевременно внести коррективы в интенсивность на­грузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки.

Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:

1. Изменение условий выполнения упражнений путем:

— изменение исходного положения;

— использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;

2. Изменение числа повторений упражнения

3. Изменение способа проведения упражнений путем:

— изменения темпа выполнения;

— применения поточного способа выполнения;

— выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации;

— использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.).

Средства основной части урока:

Прикладные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, опорные прыжки, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, полосы препятствий, эстафеты.

Читать еще:  Сайкл противопоказания. Знятия сайклом в фитнес-клубе. Кому подойдёт занятие

Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.

Заключительная часть урока

Назначение заключительной части урока — завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Разбор урока и подведение итогов обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся и постановки задач на будущее. В конце урока ученикам даются рекомендации и задания на дом.

Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.

Средства заключительной части урока:

Упражнения на расслабление или внимание, упражнения на развитие гибкости, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.

Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения образных или сюжетных уроков в младших классах, когда ученики, выполняя упражнения и различные задания, становятся персонажами различных сказок или мультфильмов. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.

Положительная эмоциональная обстановка на подобных уроках обеспечивают каждому ученику возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна таких урока достигается и своеобразной организацией класса: изменением места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки и другое.

СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ;

СТРУКТУРА УРОКА ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЧАСТЕЙ

Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная.

Подготовительная частьпо продолжительности занимает 8-12 мин и имеет собственные задачи:

1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной

* Примерные комбинации для контрольных уроков по классам приведены в соответствующих разделах.

системы и вегетативных функций, восстановление индивиду­ально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опор­но-двигательного аппарата к выполнению упражнений основ­ной части урока).

2. Задачи педагогического аспекта — формирование у уча­щихся умений выполнять двигательные действия в разном тем­пе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений.

В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, ко­гда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвя­тить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологи­ческого аспекта. В младших классах или на уроках, направлен­ных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта.

Для решения этих задач в подготовительной части использу­ются различные средства: строевые упражнения, разновидно­сти передвижений, танцевальные упражнения, подвижные иг­ры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивно­стью выполнения в подготовительную часть включать нецелесо­образно, так как они могут снизить работоспособность учащих­ся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносли­вость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит сле­дующие задачи:

1. Формирование жизненно необходимых и специальных
(гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

Для решения этих задач в основной части урока использует­ся значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общераз­вивающие упражнения повышенной интенсивности).

На заключительную часть отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются подготовка организма учащихся к пред­стоящей деятельности, подведение итогов данного урока, зада­ние на дом. В заключительной части урока обычно используют­ся успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упраж­нения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с му-

Читать еще:  Сборник- в помощь вожатому. Методичка для вожатых

зыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, марши­ровка с песней и т. п.).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ УРОКА

Подготовка мест занятий и меры предупреждения травм на уроках гимнастики

Выполнение отдельных упражнений на гимнастических сна­рядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связа­но с определенным риском. При несоблюдении мер предосто­рожности возможны срывы со снарядов и падения, в результа­те которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здо­ровья. В связи с этим особую значимость приобретает выясне­ние причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма. Причинами травм могут быть: несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности, доступности и последовательно­сти в обучении; отсутствие систематического контроля за дея­тельностью учащихся, страховки и помощи; неправильная страховка, незнание приемов самостраховки; плохая дисципли­на; нерациональное размещение занимающихся; неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления гимнастиче­ских снарядов; несоответствие мест занятий санитарно-гигие­ническим требованиям. Занятия должны быть четко спланиро­ваны и организованы. Ученикам необходимо выполнять все тре­бования учителя, связанные с методикой обучения и организа­цией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение не­освоенных упражнений могут привести к травме.

Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нель­зя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось уча­щимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укла­дывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а при­земление приходилось на середину одного из них. Для перенос­ки и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанно­сти каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений,

особенно с предметами, надо указывать соответствующие дис­танцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекла­дины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепле­ния вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высо­ту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкла­дыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой от­вертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей уста­навливают одновременно с обоих концов.

При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тро­сов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягуш­кам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предвари­тельно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя.

Важное значение на уроках гимнастики имеют помощь и страховка. Помощь, как правило, применяется на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения тех­нической основой упражнения непосредственная помощь заме­няется страховкой. В зависимости от сложности упражнения страховку может осуществлять один или несколько человек. Наряду с приемами помощи и страховки необходимо обучать и навыкам самостраховки для того, чтобы учащиеся умели само­стоятельно выходить из опасных положений. Предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движе­ния, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных дви­жений (сгибание рук, ног, туловища для уменьшения инерци­онных сил), изменением упражнения. Очень важно научить правильно приземляться во время падения. При обучении паде­нию назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад, при падении вперед — сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки. Основным приемам помощи и страховки следует обучать всех занимающихся параллельно с освоением техники выполнения упражнений.

Страховка и помощь в различных видах многоборья имеют свою специфику. Так, например, на брусьях нельзя держать ру­ки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты учитель страхует, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать

учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

Источники:

http://studopedia.ru/11_179896_urok-gimnastiki-v-shkole-zadachi-uroka-obshchie-trebovaniya-struktura-organizatsiya-uroka.html
http://lektsia.com/2x551d.html
http://studopedia.su/18_161370_struktura-uroka-gimnastiki.html