Что делать, если ребенок боится воды?
Учиться плавать — это удовольствие. И привилегия взрослого открыть эту радость для ребека. Ребенок должен захотеть в воду сам. Как это сделать?
Большие дела делаются медленно
Первое — набраться терпения. В воспитании любви к водным процедуром важно не переусердствовать и не передавить. Оцените, сколько времени вы готовы плавно подводить ребенка к купанию в бассейне или реке. Если раньше в режиме жизни ребенка не было бассейна или постоянного купания, вводите его медленно. Выделите один (. ) день в неделю, когда вы занимаетесь этим процессом. И держите такой темп месяц. При этом, каждую неделю, оценивайте не прогресс, а нет ли регресса.
Важно на медленной скорости помочь ребенку почувствовать доверие к воде, безопасность, затем интерес и понимание правил поведения на воде и желание научиться плавать.
Если через месяц ситуация меняется в лучшую сторону, спросите у ребенка — хочет ли он добавить еще воды в свою жизнь? Прислушайтесь к ответу, и держите темп подстраиваясь под ребенка.
Важно — не передавить!
Если ребенка не услышать, а пытаться заставить его преодолеть страх насильно, ничего хорошего не будет — ребенок вслух может не противиться, но начнет болеть — например ЛОР-заболевания, или энурез, или тревожный сон ночью. И от воды все равно придется отказаться. Поэтому постарайтесь относиться к своему ребенку бережно, помогая адаптироваться в воде медленно, постепенно. Здесь каждый медленный шаг вперед помогает приблизиться к цели.
Итак, работаем «издалека». Больше всего ребенок доверяет родителям и логично, если в воде или около нее ребенок безопаснее всего чувствует себя с родителем. Если ребенок будет знать, что мама или папа или другие близкие ходят в бассейн два раза в неделю, у него перед глазами будет пример человека который воды не боится. Тогда в семье можно говорить про то, что «сегодня вторник и мама пойдет в бассейн потому что любит плавать» и вообще, для нашей семьи «плескаться в воде нормально». Важно чтобы ребенок просто слышал и видел пример. Не надо говорить » ты тоже научишься, ты тоже полюбишь». Остановитесь, а то получится передавливание.
Взять ребенка с собой в бассейн.
В один из дней, можно спросить » А не хочет ли кто-нибудь сходить со мной в бассейн? Там так здорово, можно плавать на спасательном круге и после бассейна пить молочный коктейль.» Вместо молочного коктейля можно вставить любой другой устраивающий вас бонус для ребенка, ради которого он захочет пойти. Пока речь идет о «заманивании» на территорию с водой. В Москве детей можно взять с собой в обычный бассейн с 5 лет (Битца).
Если ребенок боится воды — лучше если с ним будут заниматься индивидуально. Или родители, или тренер. Подождите с групповыми занятиями — дайте ребенку время на адаптацию и накопление навыков, которые помогут быть ему успешным в группе.
Стыд, Страх и Адаптация
То есть если ребенок достаточно взрослый чтобы уметь испытывать стыд о том что боится воды — в группе меньше шансов, что он все-таки в воду пойдет.
Дети начинают испытывать стыд уже в более старшем возрасте, когда сами начинают понимать что такое хорошо и плохо — после 5-7 лет. До этого возраста что такое хорошо и плохо рассказывают родители.
Но если ребенок маленький, и бассейн в детском саду, куда ходит вся группа — это правило не работает. В детском саду бассейн теплый и мелкий — детям по колено, и обычно чередуется с сухим бассейном из шариков, поэтому детям проще чувствовать безопасность.
Не акцентировать внимание на страхе воды. Есть воронка травмы и воронка выздоровления. Так вот, если специально муссировать тему страха, то воронка травмы — воронка страха увеличится. Поэтому задача родителей поддерживать воронку выздоровления и преподнести купание ребенку с такой стороны, чтобы малыш сам захотел плавать и просил родителей об этом.
При этом, про страх воды помнит мама, но вслух говорит о том что здорово купить в ванну резиновый коврик (тема около воды), вслух говорит про красоту коврика, смещая акцент на его яркость и привлекательность, тем самым простраивая комфорт и безопасность. Как только ребенок заинтересуется ковриком, важно рассказать что коврик еще нужен для того, чтобы не скользить.
Будьте начеку. Если вы знаете что ребенок боится или боялся воды, держите его в поле внимания. Даже если все в порядке, и ребенок начал тянуться к водоему, будьте готовы его подстраховать и незаметно контролируйте время, которое он проводит в воде или около нее. Дозируйте — 15 минут у воды, затем отдых рядом с вами. При помощи такого распределения, вы сможете контролировать процесс создания интереса к воде — ведь создается ощущение «дефицита» времени, которое можно быть около воды. Со временем, ребенок начнет упрашивать «мама, можно я поиграю подольше». Здесь можно немного подыграть ребенку — и разрешить еще минуточку, а потом отдохнуть и попозже еще подойти к воде.
Позитивный образ воды.
Время лета — время песочных замков, рвов с водой и храбрых рыцарей, которые отправляются в дальнее плавание чтобы завоевать руку принцессы — используйте сказкотерапию, для того чтобы создать хороший настрой по отношению к плаванию. Придумайте рассказ как рыцарь боялся воды — у него была причина — он боялся что доспехи намокнут и заржавеют.
Произойдет процесс перенесения — страх всегда конкретен и если бояться стыдно, то тревога не позволяет понять — чего ребенок боится. Мы легализуем объяснение причины страха у рыцаря и тогда ребенку будет проще локализовать чего именно он боится в воде — например беспомощности, не умеет плавать и боится что не удержится на дне и упадет. Или холодной воды — от холода немеют руки и ноги. Или стыда перед сверстниками — «Такой большой», а плавать не умеет. Переберите с ребенком возможные причины — почему рыцарь боится воды, пусть ребенок сам предложит чего рыцарь боится.
После этого помогите придумать ему как справиться со страхом. Если боится холодной воды — предложите долить в озеро воды из чайника, если стыдно перед другими рыцарями, что не умеет плавать — предложите вариант «волшебного помощника» , который ночью при свете луны учит рыцаря плавать и волшебным образом помогает ему попасть к принцессе. При этом процесс «переплывания» озера может длиться от 2 секунд — главное чтобы рыцарь преодолел препятствие и ребенок получил опыт преодоления страха на примере выдуманного персонажа, но вместе с вами.
Помните, что в бассейне температура воды холоднее — холоднее чем дома или в аквапарке. Ребенка нужно об этом предупредить. И провести позитивную аналогию — вода такая же как на речке у бабушки.
Используйте технику сброса психоэмоционального напряжения у ребенка.
Это упражнение поможет снять скованность и тревогу в любом возрасте, поможет скинуть лишнее раздражение и у взрослых и у детей. Инструкция ребенку: Мы сейчас с тобой будем делать упражнение. Я буду рассказывать тебе сказку и показывать задания. А ты повторяй за мной. И если захочешь, можешь помогать мне придумывать. Я тебе скажу когда можно, хорошо?
Упражнение выполняется на полу. Разложите коврик или одело, чтобы было удобно. Сядьте на колени, ребенок напротив вас — он повторяет за вами движения. А вы рассказываете ему присказку, например «принц поскакал на коне к замку принцессы и увидел озеро. Поднять руки над головой и протянуть УУУУУУУУУУУ, какое большое озеро — подумал принц. Затем руки в расставить в стороны — ААААААААААА, какое же широкое, как же его перейти, подумал принц. УУУУУУУУУ, что же мне делать, как помочь? Затем поднять правую руку над головой, с силой бахнуть ею по коврику рядом с собой, сопровождая громким словом: БАХ. Затем поднять левую руку и бахнуть ей по коврику.
Упражение повторить несколько раз, и затем спросить у ребенка: что же ему делать? Пусть придумывает. Наберитесь терпения и выслушайте самую фантастичную версию развития событий. Если ребенок не может придумать сам, придумайте вместе несколько удачных вариантов решения проблемы.
Попозже вместо коврика можно БАХать по воде, например играя в ванной.
Предупрежден, значит вооружен или возможные ньюансы:
Кстати, у детей 5-6 лет обостряется страх смерти, и поэтому не пугайтесь если принц случайно «утонет» или с ним произойдет еще какая-то неприятность — некоторые дети таким образом провоцируют родителей на разговор «что же будет после смерти». У каждой медали две стороны. Обостряется страх смерти, а с другой стороны обостряется ценность жизни. И мы, как родители, поддерживаем именно этот полюс — ценность жизни и ценность сохранения ее.
Дельфинчик поможет
Возьмите разноцветный симпатичный носок или лучше гольф и оденьте себе на руку — это дельфинчик. Дельфинчик очень добрый, он живет в воде и очень любит дружить и смеяться. И приглашает ребенка поиграть в воде.
Дельфинчик приплывает в ванной, в тазике — и смешит ребенка, одновременно поддерживая буквально — физически помогая опираться на вашу руку — дельфинчика, когда ребенок плещется в ванной — например, когда вы его катаете, дельфинчик бережет голову и помогает затормозить.
Дельфинчик — это защитник, который всегда приплывет на помощь. Он может иметь какие угодно возможности и волшебные средства дшля того, чтобы помочь ребенку. С ним можно советоваться и спорить, он сможет помочь, объяснить, утешить.
Устроить игры с водой дома. Можно поставить тазик с водой, и позволить ребенку играть в нем с игрушками. Попробуйте организовать пространство так, чтобы ребенок мог плескаться и веселиться от души. А вы не переживали за мебель и ламинат. Идеально сделать это в той комнате, где есть гидроизоляция или можно поставить надувной бассейн, а во внутрь тазик с водой — тогда ваш пол останется сухим. Можно использовать тазик с водой как волебольное кольцо — бросать в воду колобки из пластилина, или комочки бумаги. Так кроме сброса психоэмоционального напряжения и воспитания интереса к играм с водой, вы поможете ребенку развить умение наблюдать и исследовать разные свойства воды — что тонет, что не тонет.
Осторожно: в процессе организации детских игр постарайтесь не переутомиться. Играйте так, как вам хочется самой, опираясь на свой детский опыт и то, что вам нравилось в детстве и интересно сейчас. Попробуйте играть спонтанно и получая удовольствие от процесса. Ребенок это почувствует.
Такие игры организационно, временно и энергозатратны. Поэтому хорошо ввести правило — играть так 1 раз в неделю. Лучше завести «волшебный чемоданчик», в который можно заглядывать только 1 раз в неделю, а всю остальную неделю трогать нельзя. Тогда ребенок будет ждать целую неделю, чтобы поиграть с водой. Идеально, со временем, ребенок сам будет напоминать «Мама, а ты помнишь, что у нас игры с водой в субботу утром пока папа спит».
Ютьюб в помощь
Не секрет, что наши дети на планшетах и мобильных смотрят ютьюб каналы о том как играют другие дети. Предложите ребенку завести свой канал. Но договоритесь заранее, на берегу, что этот канал будет про игры с водой. Повторюсь, акцентируем внимание не на играх, на создании ролика, про страх упоминаем только косвенно.
Название каналу, придумайте вместе. Мои дети, например назвали бы «TV SHOW WATER» или какие-нибудь «БИТВЫ МОНСТРОВ НА ВОДЕ». Самое интересное, дети начинают сами интересоваться темой — и искать похожие ютьюб каналы у других людей. Так появляется знакомство с опытом других людей, и это тоже ценно.
Вода и цель родителей
Часто желание родителей быстро приучить ребенка к воде связано с желанием отдать ребенка в спорт и удовлетворить свои амбиции в плане воспитания ребенка. Спорт, это безусловно хорошо. Но взвешивая свои силы и затраты по преодолению страха сейчас, подумайте — оправдается ли это в будущем?
Кажется, что работа родителей по воспитанию любви к спорту — проста и понятна — выбрать кружок с хорошим тренером, отвести, привезти, следить за графиком и за здоровьем ребенка. Но есть еще такая вещь как долгосрочное планирование — как долго ваш ребенок будет в вашем спорте и как этот спорт будет приблизительно вписываться в жизнь дальше. Это понимание важно чтобы знать — ради чего нужно быстро преодолевать страх воды. Ради года в бассейне? Ради карьеры в спорте? Ради здоровья? Каждая из этих целей звучит по разному и пути движения к каждой из них — разные. Важно, чтобы родители понимали как звучит их цель — «Ради чего нужно преодолеть страх» и двигались именно к ней, не решая попутно тысячи других проблем.
Если цель — карьера, то давайте попробуем оценить какие вложения нужны — временные, денежные, образовательные, по здоровью.
Так, на водном поло мальчишкам хорошо до школы — занятия 3 раза в неделю, с тренером, соревнования, награды — все как надо. Но с возраста 7-8 лет тренировки становятся чаще и начинаются до школы — в 7 утра. Попробуйте оценить свои силы — готовы ли вы будете возить ребенка к 7 утра в бассейн, а потом везти в школу и нагонять пропущенное в школе? Такой график был в нашей секции, пожалуйста проясните четкий график — как будет в вашей секции, сможете ли вы совмещать это со школой?
Стоит ли это того, что вы пытаетесь быстро заставить ребенка зайти в воду? На сколько лет эта история? Если спорт важен, рассмариваете ли вы варианты — сначала занятия с тренером индивидуально, а потом ввод ребенка в группу.
У синхронных гимнасток нагрузок и тренировок больше чем у вотерполистов, их мамы «живут» в бассейне.
Цель «Ради здоровья» позволяет почувствовать себя свободнее и помогает родителям действовать так как им удобно — брать ребенка с собой в бассейн, организовывать пикники на речке, играть возле мелкого бассейна, переодически поливая ребека водой от жары, и действовать так, как вы сами видите внешне — ребенку хорошо и в удовольствие. Рано или поздно, ребенок сам зайдет в воду и почувствует радость от купания.
Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне. Много видео инструкций
Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Чем плавание полезно для грудничков?
С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.
Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу.
- Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
- Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
- Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить (что умеет ребенок в 1 год).
- Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
- Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
- Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
- В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
- Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.
Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!
ЧИТАЕМ ПО ТЕМЕ:
Правила плаванья с грудничком
Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.
Оптимальный возраст
Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.
Подготовка ванны
Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.
Температура воды
Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:
- если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
- если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
- если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.
Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит закаливание малышей.
Как проводить занятия по грудничковому плаванию?
Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.
Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.
Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.
В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.
Основные упражнения в ванне
(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)
Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.
Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.
Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.
Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.
Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».
Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.
Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.
Внимание, ныряем!
Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.
Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.
Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.
Противопоказания к занятиям
Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:
- нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
- врожденные сердечные болезни;
- гнойные дерматиты;
- простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
- расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.
Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.
Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/metodiki-rannego-razvitiya-detey.html
P.S. Можете поискать в интернете две книги авторов Никиты Янущанец и З.П. Фирсов «Плавать раньше, чем ходить» и скачать бесплатно.
Видео: Учимся нырять | Основные правила и советы
Подборка видео инструкций по грудничковому плаванию
Глазами мамы: Как научить малыша нырять и плавать
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Выход в плавание: в каком возрасте учить ребёнка плаванию, и как не отпугнуть его от воды навсегда
Что делать, если ребёнок боится воды? Можно ли самому стать педагогом для будущего пловца, или лучше довериться специалисту? Как выбрать для ребёнка первого тренера? На эти и другие вопросы ответила детский инструктор по раннему плаванию Ольга Стрельцова.
– Как часто вы сталкиваетесь с тем, что ребёнок боится воды? В каком возрасте чаще всего возникают такие страхи, как их преодолеть?
– Есть много вещей, которые могут напугать ребёнка, но страх воды как таковой характерен для достаточного позднего возраста, когда он уже понимает, что боится утонуть. А самые маленькие могут бояться чего угодно. Например, им может не нравится лежать на спине, потому что нет твёрдой опоры и они чувствуют невесомость. Кроме того, вода попадает в рот, нос, уши, глаза – это тоже может пугать. Боятся и смены обстановки, чужих людей. Это проявляется у детей от полугода, когда они начинают разделять взрослых на своих и чужих.
Чтобы ребёнок преодолел страх, нужно не форсировать события, дать ему время. Обычно родители не выдерживают эмоционально – тяжело искать какие-то пути решения, когда ребёнок плачет. Многие хотят пройти адаптацию побыстрее, поэтому делают вывод, что ребёнку не нравится вода. Хотя на самом деле это не так, просто у всех период адаптации разный. Мягче всего он проходит, когда мама находится в воде вместе с ребенком, держит его в своих руках.
У меня был случай, когда ребёнок испугался большого количества людей. Ему было шесть месяцев – тот возраст, когда дети уже понимают, что есть мама, а есть кто-то другой. Мама с ребёнком зашла в воду, и у малыша случилась истерика. Никакие рекомендации не помогали, мама не могла ничего сделать. Тогда я посоветовала ей выйти из воды и просто понаблюдать вместе с ребёнком за тем, что происходит вокруг. Они походили по периметру бассейна, мама успокоилась, ребёнок тоже стал успокаиваться. На следующий день они также ходили, но в конце занятия зашли в воду и продолжили спокойно заниматься в бассейне.
– В каком возрасте ребёнка можно учить плавать самостоятельно?
– Считается, что это пять-шесть лет, но, на мой взгляд, оптимальный возраст – всё-таки шесть лет. В пять лет ребёнку ещё хочется играть, а не учиться. К шести годам большинство детей уже могут контролировать себя, проявлять усидчивость, самостоятельность, способны осознанно выполнять упражнения. Но дети разные и все очень индивидуально.
Многие тренеры, в том числе мой наставник, говорят: до пяти-шести лет нечего делать в бассейне, если говорить о плавании как о виде спорта.
Но существует грудничковое и раннее плавание, целью которого является общее развитие ребенка, укрепление здоровья, положительные эмоции и подготовка к дальнейшему обучению плаванию. Да, малыши тоже плавают – совершают плавательные движения в воде, но это не плавание в чистом виде. Тем более, что до 2,5 – 3 лет дети не способны плавать на поверхности воды и всплывать для самостоятельного вдоха, они передвигаются под водой в виду физиологчиексих особенностей данного возраста (относительно большая голова по отношению к туловищу). Поэтому рядом обязательно должен быть контролирующий взрослый.
– В таком случае, какие навыки и какую пользу для развития получает малыш во время грудничкового плавания?
– Плюсы занятий в воде есть всегда, и в разном возрасте они свои. У малышей это развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление мышечного корсета, позвоночника, правильное формирование осанки – у детей кости ещё слабые, и неправильная нагрузка может дать проблемы с осанкой в более старшем возрасте. Это и профилактика плоскостопия. Лучше работают мышцы, лучше циркулирует кровь. Это также общий массаж тела от давления воды. У маленьких детей во время плавания развивается сенсорика, потому что они получают новые ощущения, и, как следствие, идёт умственное развитие. В целом же детское плавание – это хорошее подспорье в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребёнка.
– Многие родители сами берутся за обучение детей плаванию, а некоторые даже пользуются методом «завёл на глубину и отпустил». Какие ошибки допускают родители, приучая ребёнка к воде?
– Обучать ребёнка плаванию агрессивными методами точно не имеет смысла. Это вызовет лишь огромные страхи и психологическую травму. Если повезёт, ребёнок с этой травмой справится, в противном случае у него разовьётся фобия. Родитель – первый человек, которому доверяет ребёнок, а тот берёт и бросает его в воду. Это предательство, которое ведёт к разрыву эмоциональной связи.
Но с грамотным подходом родители могут научить ребёнка плавать. В Советском Союзе было много литературы на эту тему, в том числе, по грудничковому плаванию, и она была рассчитана на широкий круг читателей. Там говорилось об обучении и в детской ванне, и на открытой воде. Во многих книгах написано, что первым и самым важным учителем для ребёнка является его родитель. Там даны очень простые упражнения, например, движения руками и ногами, отталкивание от дна, игры в мяч.
Самое главное, – не ставить цели научить, а сам процесс. Некоторые родители хотят быстрее научить ребёнка нырять, потом плыть. Но главное, чтобы ребёнок получал от занятий удовольствие. Пользу он получит в любом случае.
– Если заниматься с грудничком в домашней ванне, каких рекомендаций стоит придерживаться? Вообще, приемлемо ли это?
– Я бы, прежде всего, тщательно изучила вопрос задержки дыхания и пригласила инструктора, что часто сейчас и делают. Он приходит два-три раза и показывает родителям, как заниматься с ребёнком.
Заниматься таким образом можно до шестимесячного возраста, потому что ребёнок просто вырастает из ванны. Хотя есть литература, где говорится, что можно и до трёх лет. Сначала эти занятия будут включать в себя грудничковое плавание, задержку дыхания. Потом, когда дети встают на ноги, они начинают двигаться по дну, то есть преодолевать сопротивление воды. Эти же этапы дети проходят и в бассейне, там много подобных упражнений. Например, когда ребёнок стоит на дне и шагает по толще воды или ходит по дну на руках – это упражнение, которое подводит к тому, чтобы занять вытянутое положение пловца.
Тут ещё есть такой момент: родителям нужно подумать о своей спине, потому что приходится долго стоять над ванной в согнутом положении, и это тяжело. Тренерам, кстати, тоже приходится так стоять, потому что в детском бассейне мелко.
– Все тренеры используют одинаковые методики обучения плаванию или у каждого свои? Есть ли какие-то особенные техники, которые используете вы?
– У нас, к сожалению, нет стандартизированной программы, по которой бы работали все. Поэтому сейчас очень много информации, очень много методов – и в России, и за рубежом. Детское плавание стало модным, бассейны для малышей открываются с огромной скоростью. Родители могут применять те методики, какие сами захотят. Сейчас, слава богу, отходят от агрессивных методов работы и это радует.
Я работаю по уникальной британской методике Birthlight, основанные на поддержании активной эмоциональной связи между родителем и ребенком в водной среде, а так же поощрении свободного движения в воде, а не формальном обучении плаванию. Подходят для родителей с детьми от 3-х месяцев до 5-и лет.
Подход Birthlight является мягким, и в тоже время эффективным. Особое внимание здесь уделяется созданию активной эмоциональной связи между родителем и ребенком, а так же поощрению свободного движения в воде, а не формальному обучению ребенка плаванию. Это достигается путем применения специальных техник движения и релаксации, овладение которыми и приводит к развитию непосредственно навыков уверенного плавания. Таким образом, через доверие, взаимоуважение, взаимопонимание между родителями и детьми, а так же веселье, малышам прививается любовь к воде, создается прочный фундамент для дальнейшего развития навыков плавания, дети начинают плавать тогда, когда готовы к этому физически и эмоционально.
Раннее плавание Birthlight – это не просто обучение малыша, а совместное с ним плавание. Ведь как малыши, так и дети постарше, развиваются и достигают лучших результатов, если чувствуют себя уверенно, в безопасности и имеют близкий контакт со значимым для него взрослым. На наших занятиях мы заботимся о детях и родителях, поощряем их взаимодействие и близкий контакт, ведь именно это является важной составляющей для формирования привязанности и доверительных отношений, и как следствие развитию открытой, любознательной и предприимчивой личности, а в будущем дает возможность для своевременной сепарации.
Плавание здесь – не сама цель, а естественно разворачивающийся процесс все более и более свободного движения в воде. Движения в воде позволяют наладить тот тип коммуникаций, который наиболее понятен малышу – общение с ребенком через телесный опыт.
– Как всё-таки сориентироваться при выборе тренера?
– Самый первый вопрос, который следует задать тренеру: «как вы работаете?». Может быть, стоит прийти и посмотреть на занятие. Можно уточнить наличие своих детей, это, мне кажется, тоже важно. Естественно, узнать, какое у специалиста образование, какой опыт, хотя от этого не всегда зависит качество его работы. Есть молодые девчонки и парни, которые изучают новую информацию – её сейчас очень много, и за счёт критического мышления выбирают хорошую методику. В любом случае, при выборе тренера стоит прислушиваться к себе, к личным ощущениям.
– Что стоит учитывать при выборе бассейна для занятий грудных детей, дошкольников и школьников?
– В прошлом году я проводила опрос на эту тему, в нём участвовало порядка ста человек. Многие ответили, что очень важна чистота, которую видно невооружённым глазом. Это наличие уборок, требование справки и соблюдения правил, когда посетителей лишний раз заставляют мыться.
Можно спросить, какая используется система очистки воды. Многие применяют хлор, это годами проверенный метод, который, по сути, аналогов не имеет. Чтобы снизить концентрацию свободного хлора в воде, используют дополнительные методы. Но я бы задумалась, стоит ли ходить туда, где объявляют, что хлора нет, но есть супермодные методы обеззараживания, благодаря которым воду можно чуть ли ни пить прямо из бассейна.
Можно попросить также результаты анализов проб воды, узнать о тренерском составе. Довольно важно и то, чтобы плитка на полу была не скользкой. Ну и чисто бытовые удобства – большие удобные раздевалки, комната матери и ребёнка, где можно покормить малыша, место для приёма пищи.
Подписывайтесь на канал SIBMEDA, следите за новыми постами, чтобы быть в курсе ярких событий и новостей мира медицины, здоровья и красоты. Делитесь с друзьями, ставьте лайки.
Источники:
http://www.b17.ru/article/67725/
http://razvitie-krohi.ru/zdorove-rebenka/zakalivanie-i-massazh/plavanie-grudnichkov-v-vanne.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5bd6d5705e505200a999d922/5d304cf143bee300b0c35e33