Что несёт Лука людям? В чём смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова

Что несёт Лука людям? В чём смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова

Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина?

Многие русские писатели в своем творчестве затрагивают философские темы, такие как “место человека в мире” и “что лучше:горькая правда или сладкая ложь?”. Герои драмы Горького “На дне” Лука и Сатин -герои-антиподы, имеющие свое мнение на тему того, как должен жить человек и кем он является в этом мире. В каких-то точках их мнения соприкасаются, но по большей части их убеждения являются полярными друг другу.

Сближает этих героев отношение к человеку. Они оба являются персонажами “дна”, то есть людьми, имеющими низкий социальный статус. Лука-бродячий старик без “пачпорта”. Сатин же “арестант, убийца, шулер”. Но оба героя считают, что весь мир создан для человека, и он в нем волен исполнить свои мечты. Доказательством этого является поведение Луки по отношению к обитателям ночлежки и монолог Сатина. Старик утешает Актера, рассказывая ему о волшебной лечебнице для пьяниц. Он дает надежду Пеплу на новую жизнь в Сибири. “Надо жить!”-восторженно восклицает герой после беседы с Лукой. Сатин так же считает, что человек рожден для лучшего. “Человек. это звучит гордо!”, “Все – в человеке, все для человека!”-именно такие лозунги провозглашает герой. Таким образом, жизненные позиции Луки и Сатина сходятся в том, что они оба полагают, что человек-центр мироздания, вольное создание, заслуживающее лучшей жизни.

Антитезой является мнение героев на счет того, что нужно человеку: истина или сострадание. На первый взгляд, эти слова – не

Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

Анна Геннадьевна Маслова

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне.
2. Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? по пьесе На дне (Горький Максим)

В драме «На дне» М. Горький пытается разобраться в важном общечеловеческом вопросе: горькая правда или ложь во спасение? Чтобы раскрыть эту проблему, автор вводит образы Луки и Сатина, людей с противоположными взглядами на жизнь.

Читать еще:  Лошадь по восточному календарю характеристика. Астромагические возможности Лошади по китайскому гороскопу. Красная Огненная Лошадь

Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Его жизненная позиция заключается в том, что человек – существо, которое нуждается в жалости и обмане, которые не вредят, а смягчают боль человека. Правда, по его мнению, не способна вылечить истерзанную душу человека, зато ложь может придать надежды и сил. Конечно, этот человек полон любви к людям, он мягок и не желает иметь врагов. Его приход приносит свет в ночлежку, атмосфера в ней будто бы становится доброжелательнее. Почти в каждого из ночлежников Лука вселяет иллюзии о лучшей жизни.

Однако они осчастливливают их только на первое время, а потом лишь огорчают. Актер, которого он уверял, что существует бесплатная лечебница для пьяниц, не найдя ее, вешается. Настя, понимая, что не найдет своего книжного идеала в реальной жизни и впадает в тяжелое состояние. Анна, которую Лука убеждал, что в ином мире жизнь лучше, перед смертью все равно думает о том, как она хочет пожить хоть еще чуть-чуть. Неосуществимой становится и мечта Пепла попасть в «золотую сторону», когда он оказывается в тюрьме.

Носителем другой правды является Сатин. В его понимании «человек – это звучит гордо», поэтому он не должен нуждаться в жалости. Он считает, что ничто не поднимает человека так, как правда, и ничто не калечит так, как ложь.

Он считает, что сладкая ложь унижает человека. Ее применение означает, что человек слишком слаб, чтобы бороться с трудностями, и поэтому нуждается в сладком слове, в утешении. Но стоит сказать, что автор также не идеализирует образ Сатина. Как и остальные ночлежники, он не способен к труду, он пьяница и картежник, порой жесток и циничен.

Читать еще:  Майнкрафт 1.5 2 моды на две руки

Жизненные позиции Луки и Сатина – две противоположности. Однако обе они объединены одним: осознанием человека самой важной ценностью. Оба героя верят, что человек рожден для лучшего и заслуживает жить в гармонии с собой. Эти герои верят в то, что предназначенье человека – жить достойно, во благе. Это благо может нести как утешительная ложь, так и гордая правда.

Итак, несмотря на значимую разницу в видении «лучшего» для человека, в позициях героев присутствует близость, некая общая нить, объединяющая их.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12656

“Три правды” в пьесе “На дне” : Луки, Сатина, Бубнова. Ваша позиция в споре о правде и пользе лжи

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние» . Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

Вторая правда — правда Луки, правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья! » — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им… » Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »

Читать еще:  Сообщение на тему спорт полезен или вреден. Занятия спортом – польза для здоровья. Каждый выбирает вид занятий для себя сам

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею? » — спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо! » Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо» ? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек>? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Правду факта в пьесе представляет Бубнов. Он был когда-то скорняком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. Поругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и остался ни с чем. Сейчас он картузник. Как и все обитатели ночлежки, Бубнов пьет. Его правда заключается в том, чтобы лишь констатировать факты. Он не дает людям надежды, не утешает их и в них не верит.

Источники:

http://neznaika.info/check/lit-write/18372.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=12656
http://otvet.mail.ru/question/47122718

0 0 голоса
Рейтинг статьи