Можно ли православному заниматься дзюдо. Заниматься ли православным детям боевыми искусствами? Железное правило: не во вред

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Зачем христианину карате?

Можно ли православному человеку заниматься карате или другими видами восточных единоборств и могут ли такие занятия навредить духовному здоровью христианина?

Эти вопросы совершенно неожиданно возникли и передо мною много лет назад, когда сын был еще совсем маленьким. Рядом с нашим домом находился спортивный клуб карате-кекусин (один из самых жестких видов карате). Довольно часто во время прогулки с ребенком мы наблюдали, как вереница стройных мальчишек в белых доги (одежда каратиста) под четкую команду тренера выбегала из здания к близлежащему озеру для разминки. Однажды сын, выслушав мои объяснения о том, что делают ребята, задал мне вопрос, на который я не смогла сразу ответить: «Карате – это хорошо или плохо? И сможет ли он, когда подрастет, заниматься тем же». На тот момент мои скромные познания о восточной культуре и быте, естественно, не включали знакомство с особенностями боевых искусств Шаолиня и Окинавы. Потому я решила для себя выяснить: карате – хорошо это или плохо и как же стоит поступить, если сын захочет пойти в какую-нибудь подобную секцию. Первое, с чем я столкнулась, – с существованием абсолютно противоположных мнений по данному вопросу не только среди обычных верующих, но и клириков Церкви. Одни выражали полное неприятие и неодобрение в отношении занятий восточными единоборствами, другие полагали, что это не только безобидно, но даже в некоторых случаях может быть полезным для мальчишки.

Впрочем, подобное разномыслие не является чем-то необычным, особенно если учитывать то, что есть области жизни христианина, которые Церковь не регламентирует никакими канонами и постановлениями, а оставляет на рассуждение самого верующего, лишь предостерегая о той опасности, которая может таиться в том или ином явлении. Один священник посоветовал руководствоваться духовной целесообразностью, исходя из того, кого мы с мужем хотим воспитать из нашего сына – христианина или самурая. Другой сказал, что для мальчика как будущего мужчины и защитника отечества хорошо бы иметь соответствующую физическую подготовку и закалку, но прежде, конечно, нужно все разузнать о той секции, в которую будет ходить ребенок. Третий заметил, что надо найти такую золотую середину, чтобы не нужно было идти на компромисс с совестью и не терзаться сомнениями. Пока сын подрастал, я пыталась вычленить эту золотую середину из всей собранной информации, которая помогла бы нам принять правильное решение.

О происхождении карате существует множество различных легенд. Но почти все они сходятся на том, что основой для его создания стали китайские стили ушу, которые имеют довольно давнюю историю. Да и сам термин «карате» («китайская рука»), введенный в обращение лишь в XVIII веке на японском острове Окинава, подтверждает его китайские корни. Однако из-за плохих японско-китайских отношений японцы со временем отказались от такого перевода, интерпретировав его на свой манер. Так «китайская рука» стала «пустой рукой», что, в общем-то, соответствует технике ведения боя в карате голыми руками. Впрочем, во всех школах и стилях применяется также и техника ведения поединков с оружием – кобудо. Самое узнаваемое оружие – это разрекламированное в голливудских боевиках нунчаку.

На сегодняшний день карате как один из видов боевого искусства известен в мире больше как спорт. Собственно говоря, многие виды восточных боевых искусств развиваются в настоящее время по двум направлениям: традиционное – как вид рукопашного боя и спортивные единоборства. Но, по сути, боевое искусство и спортивное единоборство – вещи совершенно разные. В боевом искусстве целью является защита от противника и уничтожение его, а в бою с противником, как известно, все средства хороши. В спортивном единоборстве происходит демонстрация перед судьями и зрителями технико-тактического мастерства и лучших качеств. При этом для победы над противником используются только те приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Как видим, разница весьма существенная. Стоит заметить, что боевое искусство – это образ жизни людей, готовящихся к войне. Спортивные единоборства – это средства для развития личности в физическом плане, воспитание целеустремленности, умения владеть собой, преодолевать трудности и закаливать дух.

После распада СССР, когда были сняты все запреты, в страны СНГ хлынул большой поток всевозможных мастеров различных видов восточных единоборств, йоги, цигунотерапии и т. п. При многих ЖКХ, клубах, школах открывались секции ушу, карате, айкидо, дзюдо. Самыми безобидными из них выглядели спортивные секции при средних школах, в которых занятия больше напоминали уроки физкультуры на японско-китайский манер, нежели тренировки по восточным единоборствам. Однако были и такие, в которых все было поставлено на профессиональную основу не только в технико-физическом плане, но и в духовном. Причем духовность эта была абсолютно не православной. Как известно, у истоков создания многих боевых систем, в том числе и карате, находится буддизм в его японском и китайском варианте.

В частности, по одной из легенд, создателем ушу (предшественника карате) считается Бодхидхарма – основатель дзен-буддизма, поселившийся в китайском монастыре Шаолинь в начале VI века н. э. Как гласит сказание, длительные медитации монахов в соединении с аскетическим образом жизни утомляли их настолько, что они попросту засыпали во время сеансов. И тогда, чтобы им помочь, Бодхидхарма разработал упражнения, основанные на технике боя, перенятой им у животных. Эти упражнения стали неотъемлемой подготовительной частью медитативной практики. Со временем они были усовершенствованы и начали также служить для монахов еще и средством защиты на дорогах от разбойников за пределами монастыря. На первый взгляд может показаться, что приемы, созданные легендарным шаолиньским учителем, – нечто вроде гимнастики для настроя. Но это далеко не так. В основе теории или, как говорят мастера, философии каждого восточного единоборства лежит активация в теле человека энергии, которая в последующем будет высвобождаться в конкретных техниках боя. Поэтому в карате проводится определенная работа с сознанием с целью выведения психики на естественный и спонтанный уровень восприятия мира и реагирования на него, а также для того, чтобы мобилизировать скрытые возможности человека, способные раскрываться только в определенных состояниях. Если речь идет о задействовании собственных физических сил и резервов организма, которые накапливаются и используются во время спортивных тренировок, вопросов нет. Но когда при помощи медитации и дыхательной техники цигун открываются некие каналы на энергию Вселенной и привлекаются посторонние энергетические потоки непонятного происхождения – это уже начинает угрожать духовной безопасности личности.

Читать еще:  Катание на лыжах — польза во всех отношениях. Катание на лыжах польза лыжных прогулок

И вот тут должно срабатывать здоровое чувство страха каждого человека, особенно христианина, говорящее ему: «Стоп. Мне туда нельзя». Для всей восточной философии присуще фундаментальное понятие энергии, наполняющей всю Вселенную и являющейся первопричиной всякого бытия в мире. И именно эта концепция восточного мировоззрения коренным образом противоречит христианскому учению, признающего Творцом всего сущего только Бога. Именно в этом аспекте таится самая большая угроза, которая может привести человека к искушению развивать в себе с помощью этой энергии некие сверхспособности, подтолкнуть его к самообольщению и в итоге – привести к впадению в прелесть и непомерную гордыню. Такое самосовершенствование может закончиться для личности отпадением от Бога. То, что настоящая мощь боевого искусства и духовная составляющая в нем тесно взаимосвязаны, подтверждают и сами мастера, занимающиеся профессионально традиционным карате. Например, для самого основателя стиля карате-кекусин (кекусинкай) Масутацу Ояма карате – это дзен. Об этом он пишет в своей книге «Философия карате». Невозможно быть христианином и при этом следовать философии дзен. Есть в карате и еще ряд правил и ритуалов, которые должны настораживать православного верующего. Вот первый пример: «Клятва кекусинкай» включает семь пунктов, с каждым из которых вряд ли может согласиться христианин. Особенно это касается пятой строки: «Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности». В полном переводе она звучит следующим образом: «Мы будем следовать нашим богам и Будде и никогда не забудем истинную добродетель скромности». Даже если принять за основу первый, адаптированный перевод, все равно возникает вопрос – о каких идеалах идет речь?

Исходя из восточной философии, у буддиста и христианина идеалы все-таки разнятся. В некоторых секциях и клубах карате, чтобы не озадачивать учеников славянского менталитета, этот пункт переводят так: «Мы будем следовать нашим религиозным принципам…» Само существование такой клятвы и ее произношение должно уже смущать ум каждого верующего, читавшего Евангелие, в котором ясно сказано: «Я же говорю вам: не клянитесь вовсе…» (Мф. 5:33–35). В начале каждой тренировки практически всех стилей карате осуществляется ряд ритуальных поклонов: поклон залу – за то, что там тренируются, поклон шомен – стене, на которой висит флаг организации либо стоит какой-то символ организации или портрет ее основателя. Согласно японской религиозной традиции синто, мир наполнен духами. Потому японцы полагают, что и в тренировочных залах додзе тоже обитают духи. Такие представления восточных людей абсолютно чужды православному мировоззрению.

Учитывая все это, зададимся вопросом: нужно ли христианину именно такое карате? Очевидно, что нет. А нужно ли вообще? Зная тот факт, что ни одна из христианских культур не произвела на свет никакой системы боевых единоборств, может создаться мнение, что верующим в принципе запрещено защищаться. А превратно понятая заповедь Христа о том, что если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, создает ложное впечатление, что христианин должен быть всегда безответным. Но такие качества, как смелость, мужество, стойкость, отвага, не только не входят в противоречия с учением Церкви, но и являются христианскими добродетелями. Эти качества нужно воспитывать. Христианство действительно учит о первичности духовной борьбы по отношению к физическому сопротивлению и говорит о бессмысленности ответа насилием на насилие, когда речь идет о спасении души. Однако ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.

Одной из главных побед для верующего человека, несомненно, является победа над собой и своими грехами. Но достичь победы над собой можно только преодолевая лень и прилагая усилия. Занятия в спортивных секциях восточных единоборств могут способствовать выработке определенной самодисциплины, трудолюбия, могут научить не только побеждать, но и смиряться с проигрышем, поддерживать физическое здоровье. Все это осуществимо при условии правильных тренировок с хорошим добросовестным наставником, не пропагандирующим чуждых религиозных и духовных практик и не навязывающим своего мировоззрения. И главное – из занятий в спортивной секции не нужно делать культ, не возводить их на уровень страсти, не прилепляться к этому всей душой так, чтобы кроме развития тела ничего вокруг другого не видеть. В противном случае – это не может быть полезным. И очень важно, чтобы в человеке крепко утвердился принцип ненасилия. Кстати, во многих секциях восточных единоборств ученики дают обещание не применять полученных ими знаний, навыков и умений в корыстных целях или во вред другим людям.

К сожалению, в жизни очень часто встречаются ситуации, когда применение силы является единственно возможным способом остановить зло и предотвратить преступление. Кроме того, есть профессии, которые требуют постоянной хорошей физической формы и боевой готовности. Святой Климент Александрийский писал: «Борьба же, дозволяемая нами, должна производиться не ради какого-нибудь суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей ловкостью должно приступать к ней, но бороться, схватившись в прямом положении тела, что влияет на развитие рук, спины и туловища с боков. Такое приличное упражнение сил, предпринимаемое в интересах столь необходимого и столь полезного здоровья, прекрасно и совершенно достойно мужчин».

Читать еще:  Черное рейдерство. Рейдерские захваты организаций, компаний, предприятий. Кто такие рейдеры, и какие у них методы

Но «во всем нужно соблюдать меру и цель», добавляет святой («Педагог», кн. 3, гл. 10). Сегодня карате рассматривают как единоборство, претендующее на включение его в программу Олимпийских игр. В таком виде оно не представляет духовной опасности. Но, к сожалению, есть еще группы, занимающиеся восточными единоборствами, внутри которых царит атмосфера, напоминающая секты или тайные общества. Чтобы не попасть в такие организации, нужно внимательно подходить к выбору. Если помимо развития и укрепления физических и интеллектуальных способностей вам начнут говорить о «духовном развитии человека» как об одном из измерений карате, предлагать различные духовные практики, медитацию, цигун и пропагандировать восточное мировоззрение, то вы явно попали не в спортивную секцию. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию православных бойцовских клубов, в которых наряду с изучением приемов различных единоборств изучается и Слово Божие. Такие клубы могут стать хорошей средой для миссионерской работы. У любого христианина есть всегда выбор. Если уж очень хочется заняться каким-то видом единоборства, освоить умение защищать себя и своего ближнего, то лучше ориентироваться на боевые искусства, которые больше соответствуют славянскому менталитету. Например, самбо, созданное в начале XX столетия русским православным человеком В. С. Ощепковым на основе дзюдо. Апостол Павел, обращаясь к христианам, советует им «все испытывать, хорошего держаться» (1 Фес. 5:21–22).

Когда сын пошел в первый класс, мы вернулись к разговору о выборе спортивной секции. Но, как оказалось, в этом не было уже никакой необходимости. Он заявил, что не хочет заниматься никакой борьбой, а будет посещать шахматный клуб. Вот такое получилось у нас «карате».

Секция для мальчишек

Среди моей родни есть один очень дорогой для меня человек, отношения с которым описываются каким-то термином – не помню каким, кажется, «свояк». Это приблизительно как двоюродный брат. По сути, я для него – за старшего брата. Так себя и чувствую – заместителем старшего брата.

Скверно. Если во дворе какой-нибудь парень привяжется к братишке, он от ударов не увернется, будет получать побои по полной программе. Если нападающих окажется трое, он и убежать от них не сможет. После игры я попросил брата показать, как он будет отбиваться, если какой-нибудь мальчишка кинется на него с кулаками. Брат медленно и неправильно сложил кулак, сделал серьезное лицо, и тут я понял окончательно, что надо его в секцию вести. Нельзя дальше на самотек это дело оставлять.

Будущий мужчина должен в случае необходимости и за себя постоять, и свою семью защитить, и за слабого в драке заступиться. Православный он или нет, в данном вопросе это обстоятельство сути не меняет.

«Надо брату помочь, секцию подобрать, – думал я той весной, – хотя на лето секции закрываются. В мае начинать регулярные занятия мало толку. Летом решим, куда идти. С сентября запишемся. А пока до осени далеко, нажмем на общефизическую подготовку, дома и на воздухе подтянем форму». Подготовимся… Угадайте, занимались мы подготовкой или нет. Правильно, не занимались. Однако тема занятий летом всплыла – неожиданно для всех. А было так: мы поехали на недельку в скаутский лагерь. Побыть на природе среди православных сверстников полезно для брата и приятно для меня.

Многая лета батюшкам, которые не побоялись, что их неправильно поймут окружающие.

На этих утренних занятиях не культивировали кровожадность, просто учили самообороне. Объясняли детям, как складывать кулак, чтобы при ударе не травмировать пальцы, как защититься от прямого удара в голову, как освободиться от удушающего захвата. Давали детям игровые задания: разбиться по парам, ладошками наносить несильные замедленные удары по партнеру, защищаться от его ударов и одновременно пальцами ног стараться наступить на его ноги. Полезное задание. На этом задании ребята перестали быть намертво «приклеенными» к земле, пошли активно перемещаться по поляне. Это замечательно. В реальном рукопашном бою важно не только наносить удары самому и блокировать удары противника, необходимо управлять дистанцией боя, не застаиваться на месте, не превращаться в неподвижную мишень.

Что мог отец Константин дать ребятам за семь занятий? С одной стороны, почти ничего. С другой – не так уж мало дал. Никакой базовой техники он им не показал, само собой. Зато он научил, как утром разогреть мышцы и связки, разработать суставы с помощью движений, каждое их которых является элементом самозащиты, – хотим мы того или нет, жизнь иногда ставит нас в условия, когда нужно давать отпор агрессору. Занятия отца Константина начинались с разминки. На лесной поляне знакомые ребятам отжимания превращались в отработку прямого удара рукой, махи ногами – в подсечки.

Когда мне самому было 13 лет, я тоже посещал секцию. Это были занятия по каратэ стиля шотокан (сётокан). Еще при советской власти – на подпольном положении. Я не бывал тогда в церкви, практически ничего не знал о Православии, и меня в каратэ интересовала не только эффективная ударная техника, но и духовность. Каратэ, как и другие восточные единоборства, зародились в странах, где исповедуют буддизм, даосизм, синтоизм. Так что восточные единоборства несут на себе отпечаток язычества. И подчас единоборства считаются составной частью нехристианской духовной практики – вспомним хотя бы шаолиньских монахов с их тренировками по у-шу. Мы с братом люди православные, и нам религиозно-окрашенная практика восточных единоборств категорически не подходит. У нас есть родная духовная практика – православная. Ничто не может ее заменить, и мы ни с чем нехристианским не будем ее смешивать.

Читать еще:  Карп и сазан отличия по вкусу. Кулинарные страсти по сазану и карпу

К сожалению, секциями восточных единоборств порой руководят убежденные «гуру», которые обучают людей технике поединка и пропагандируют медитативные упражнения, работу с мистическими энергиями (ки, ци) – прямое неоязычество. Попасть в такую секцию все равно что попасть в секту. Нам, православным христианам, приходится быть осторожными и не идти ради посещения секции на компромиссы с совестью.

В 1980-е годы мне повезло: наш тренер (сэнсэй) не увлекался мистикой, он давал только технику ударов, блоков и перемещения в стойках. Может быть, и сейчас мне достаточно найти секцию шотокан такого же безрелигиозного направления? Поискав, я выяснил, что в нашем городе работают несколько секций шотокана. Первая же обнаруженная требовала, чтобы на занятия люди приходили без украшений, в том числе без нательных крестиков. Как я понимаю, тренер не хотел выслушивать претензии за порванные в спарринге золотые цепочки. С ним можно было договориться, объяснить, что крестики для нас не украшения, а святыня нашей веры. Мы не снимем крестики, однако и не будем иметь претензий к тренеру и спарринг-партнеру за разорванные цепочки.

Об основных результатах – в двух словах. Брат посетил примерно 50 тренировок за девять месяцев. Это немного. Теперь мы с братом иногда устраиваем тренировочные поединки один на один. В ходе спарринга его не так легко подловить на обманном движении. От ударов в голову он неплохо уворачивается, от захватов освобождаться умеет. Техника ног пока слабая, дистанцию плоховато контролирует. Но той печальной беззащитности, какая у него была год назад, нет и в помине.

Что касается меня, то через месяц занятий я сломал палец. Неправильно блокировал удар ногой, вот и поплатился. Не пролеченный вовремя палец до сих пор побаливает, но я не жалею об этом. Важнее, что брат посещает нормальную мужскую секцию, хотя в его случае подобрать секцию было не так просто. У брата моего гемофилия – кровь не свертывается. Любая травма для него может иметь тяжелые последствия. Брат регулярно принимает лекарство, контролирует свертываемость крови, мазями специальными обрабатывает обширные синяки и гематомы. Лекарства несколько облегчают ему состояние, но инвалидность никуда не денешь. Когда я записывался в секцию, то тренеру честно рассказал про гемофилию. Тренер спросил меня обо всех особенностях болезни. И заверил, что мы можем приходить на тренировку, если лечащий врач даст брату справку, допускающую его на занятия по каратэ. Из-за гемофилии нам подходил именно шотокан – бесконтактный стиль каратэ. В шотокане удары только обозначаются, останавливаются в паре сантиметров от спарринг-партнера [1] . Конечно, не всегда обозначаются, по ошибке можно получить удар в контакт, но это бывает редко и только по ошибке.

Вот такая у нас получилась история с секцией. Несмотря на серьезную болезнь брата, оказалось, можно даже и ему секцию подобрать. Он продолжает в ней заниматься. Думаю, на каком-то этапе он ее бросит, но некоторые навыки самозащиты у него останутся на всю жизнь. Они бывают нужны мужчине.

Можно ли православному заниматься дзюдо. Заниматься ли православным детям боевыми искусствами? Железное правило: не во вред

Вот оккультные боевые искусства Японии. Этими нельзя. А то в Москве школа ниндзя для девочек есть.

ниндзюцу (ниндзя) • тоири-но-дзюцу • сикаири-но-дзюцу • сюрикэндзюцу • (метание сюрекенов)юбидзюцу • фукибаридзюцу •(японское искусство метания игл)
На сегодняшний день фукиядзюцу сохранилось в качестве официальной спортивной дисциплины — со своими соревнованиями, рангами и нормативами.

Всегда огорчал подобный подход к вопросу и та легкость, с которой иные люди, в том числе и православные, клеймят то, с чем мало имеют дело.

Ведь за боевыми искусствами стоят тысячи жизней и судеб. Это разные судьбы.

Но, Надежда, примитив типа пойти и отомстить обидчику.
Сразу видно, что Вы знакомы с темой на уровне проблем самоутверждающихся подростков. Если уж беретесь говорить, так дайте себе труд самостоятельно изучить предмет, а не смущать людей на основании книжечки из 90-х.

При этом, впрочем, я вовсе не отрицаю того, что гордыня прорастает и на почве боевого мастерства. Даже в духовной практике гордыня очень много находит пищи.
Я также абсолютно согласен, что различные восточные практики очень часто завязаны на бесовщину. У меня есть аналогичный Вашему пример, только не с ушу-истом, а каратистом.

Но с тем же успехом можно осудить Христианство, глядя на деяния, например, католической инквизиции или действия иных младостарцев и прочих христиан, находящихся в состоянии прелести.

Что до Морихэя Уэсибы.
Что-то я не помню у него ничего про каких-то сверхестественных наставников, про отвод глаз и пр. Опять же, от куда столь эксклюзивная информация?

Пожалуйста, будьте внимательнее.
Ведь никто не призывает Вас заняться восточными единоборствами. Но не стоит тех, кто изучает боевые искусства, записывать в гордецов и прислужников лукавого.
Восточная культура сложна и, если хотите говорить о ней, стоит потратить время на её изучение, а не приписывать ей примитивизм.

То, что Истина в Православии неоспоримо! Но это вовсе не означает что:
1) истина в православнЫХ — тех, кто себя так называет;
2) все иные не могут являться носителями тех или иных крупиц мудрости истинного знания.

Часто в Евангелии приводится образ самарянина, который хоть и не исповедует Истину, но на деле оказывается куда ближе к ней.

Так что и нам стоит остеречься, чтобы не оказаться среди тех избранных, которые будут изгнаны вон, а на наше место придут иные.

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/zachem-hristianinu-karate
http://pravoslavie.ru/58772.html
http://vk.com/topic-16838988_30772240