Почему тренер хоккеистов старается выбрать. Что должен знать защитник и нападающий! Современные тренеры или как воспитать игрока в российском хоккейном стиле

«В первую очередь тренер должен воспитывать не хоккеиста, а человека»

RussianHockeyStyle.Ru продолжает рубрику «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». На очереди – интервью с легендарным детским тренером Виктором Перегудовым.

Виктор Михайлович вырастил таких знаменитых хоккеистов, как Сергей Гончар, Андрей Назаров, Андрей Мезин, Кирилл Кольцов, Станислав Чистов, Георгий Гелашвили и многих других, он заслуженный тренер России, кавалер медали Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» и добрый гений школы «Трактор». Как никто другой, Перегудов знает, как воспитать не только хорошего игрока, но и настоящую личность.

Самое главное – мы потеряли ребенка. Сейчас процветает жесткость. Ребенку шесть-семь лет, и он со всего маху рубит клюшкой такого же мальчика. Когда начинают разбираться, папа заявляет: «А он первый начал!». Вместо того, чтобы внушить, что это категорически делать нельзя, родители только поощряют подобное поведение. Нужно учить ребенка милосердию, а не кричать с трибун: «Дай ему, дай больнее!» Был такой случай, который меня поразил до глубины души. Упал один мальчик лет шести, а другой побежал на помощь, поднимает его и говорит: «Не плачь, что ты!» Трогательная сцена, прямо до слез… Но этот мальчик не смог заниматься хоккеем – слишком добрый. Родители ругаются: «Слюнтяй!» Требуют дать сдачи, ответить побольнее, пропагандируют ненависть и злобу… Раньше родители на заводах работали и болтаться в школе им было некогда. Сейчас они считают себя главенствующими в подготовке, могут сказать хамское слово тренеру, могут выгнать его, уволить. Японцы подходят к учителю с поклоном: «Сэнсэй!» А у нас – все наоборот.

В первую очередь, нужно воспитать не хоккеиста, а человека.
Чтобы дети стали настоящими люди, уважали старших, проявляли милосердие. Все остальное придет. Тем, что написано в Евангелии – тем и должен руководствоваться тренер. Раньше, конечно, воспитание было совсем другое. Я спрашиваю 15-летнего парня, знает ли он, кто такой Александр Сергеевич Пушкин, а он – понятия не имеет… В Советское время у нас были планы культурно-воспитательной работы, причем не только на бумаге. Например, сегодня тренер вместе с классным руководителем должен посетить с детьми драмтеатр, в следующий раз – филармонию. И не дай бог просто черточку поставишь! Строго отчитывались, наказание – вплоть до увольнения. Пусть даже вначале дети ничего не понимали, с возрастом они пришли к этой музыке. У жены есть абонемент в филармонию, постоянно вижу там своих ребят 65-66 г.р. – они все еще ходят. А сейчас даже наших великих спортсменов не знают! Спрашиваю, кто такие Шувалов, Бобров, Бабич, – нет ответа…

Что родители, что дети в глазах видят только деньги. В МХЛ 16-летний мальчишка требует зарплату, 100 тысяч его уже не устраивает. Деньги развратили всё – и спорт в том числе. Миллионеры, игроки сборной России по футболу, проиграли на чемпионате Европе, но им по барабану флаг и Родина – они сразу же поехали отдыхать и веселиться. Я общался с Геной Цыганковым, Валерой Харламовым, Толей Фирсовым – замечательные были не только хоккеисты, но и люди. Они были граждане своей страны. Великие не только на площадке, но и вне ее. Николай Бец – как начал ребенком в школе «Трактор», так все еще здесь. Его звали в Москву, но он остался и до сих пор живет и работает в Челябинске. Сейчас воспитание одно – нажива. В свое время на чемпионате Европы мы сидели вместе со Скотти Боумэном. Его спросили, почему он унижает хоккеистов. Он ответил: «Это не унижение, ни в коем разе! У них в глазах доллары, и за них они все терпеть будут!» Теперь у нас так же, а тренерам приходится, как и Боумэну, ломать ребра, чтобы заставить игроков работать. Деньги, тем более большие, развращают. Пока мы порядок в зарплатах, в воспитании, в поведении не наведем – ничего не улучшится, только хуже станет.

Как сейчас помню, тренерский семинар в Липецке. Анатолий Тарасов повез тренеров на аэродром, там работал его хороший знакомый летчик-испытатель. Самолеты были только с вертикальным взлетом. Садится он в самолет, метра два пролетел – и ушел вверх. Мы стоим, рот разинули: всё – его нет. Вдруг падает с небес – кажется, что на нас летит! И опять ушел наверх. Дядя Толя говорит: «Вот где мужество! А вы говорите – под шайбу лечь…» Ложиться под шайбу – это работа хоккеиста, они за нее большие деньги получают.

Тренер должен быть образцом для хоккеистов. Недавно «Торпедо» играло с «Нефтехимиком», и два тренера пошли в бой! Представляете себе Тарасов Анатолий Владимирович с Чернышевым Аркадием Ивановичем стали бы махаться? Такое в кошмарном сне не приснится! Сейчас нужен результат и больше ничего, а на остальное смотрят сквозь шоры. В современных тренерах много шума и гама. Какое раньше общение было! Николай Семенович Эпштейн говорил любовно, ласково: «Сашенька, ты здесь не прав дорогой». Дядя Толя Тарасов, конечно, мог, высказаться: «Молодой человек, ты не отдал пас впереди катящемуся. Ты – подлец!» Но это было не оскорбительно, в поучительной форме.

Есть хорошие детские тренеры, но многим мешает лень. Никак не могут ее перебороть, постоянно подстегивать их нужно. За полтора часа занятие проведет – и всё, нет тренера. В СССР проводилось много семинаров – три-четыре раза год, в разных городах – в Москве, Минске, Риге, Новосибирске. Тренеры общались, делились опытом. На одном из них Анатолий Тарасов спрашивал: «Коллеги, сколько вы занимаетесь с детьми в день?» – «Два часа, три» – «Вы преступники! С детьми весь день нужно заниматься!» Тренер как картежник: ночь – думай, день – играй. Он должен быть с детьми всегда и везде – и до, и после тренировки. А после окончания выпуска необходимо устроить ребят, которые не подошли в команды мастеров (в большой хоккей попадают только два-три человека), – на производство или в бизнес. Они потом всю жизнь благодарны будут. А как у нас – закончили ребята, и плевать на них всем. Многие потом пили, на иголочку садились… Настоящий тренер должен быть ответственен за игрока и после окончания школы.

Ребенок должен бежать к тренеру.
Если он идет кое-как – значит, ты как специалист ничего из себя не представляешь. Ты или над ребенком, или вместе с ним. Если вместе – он тебя никогда не забудет. Хамить все умеют – ничего сложного в этом нет. Сначала хамство и унижения, может, и дадут результат, а потом уже вернутся бумерангом. Оскорбишь 17-летнего, а он возьмет и тебе в глаз даст. В школе «Трактор» с 2008-м годом работает Артем Глинкин – вот он прирожденный детский тренер. Во-первых, умеет с детьми разговаривать – доходчиво, не повышая голос. Во-вторых, может показать. На тренировках не в стороне стоит, а на льду вместе с ними крутится. У нас есть прекрасные тренеры и замечательные дети. Но на такую большую страну этого мало. И самый главный совет, который я даю молодым тренерам, – не лениться.

Читать еще:  Место где разбился харламов. Валерий Харламов: биография, личная жизнь, жена, дети, смерть (фото). Через тернии к звездам

Сейчас все игроки одинаковые, «золотничков» мало. Тренеры в детском возрасте «отрубают» им руки – туда не беги, сюда не беги. Зарипову и Кузнецову ничего не запрещали, они делали то, что хотели – поэтому и выросли такими мастерами. Помню, играл мой «Трактор» 1974 г.р. с Усть-Каменогорском (в «Устинке» тогда сильная команда была). Серега Гончар из-за ворот выезжает, видит игрока в хорошей позиции – дает ему пас на атаку. А тут выкатывается хоккеист соперника, шайбу перехватывает, Серега не успевает, и нам забивают гол. Гончар приезжает на скамейку убитый. Я ему говорю: «Молодчик! Ты же игрока увидел, отличную передачу сделал!» Он воспрянул духом. Потом Владимир Юрзинов в «Динамо» разрешал ему играть креативно, вот он и стал Гончаром, которого все знают. Его стимулировали, чтобы проявлял инициативу, придумывал что-то еще. Сейчас творчество убивают на корню. Отбей тогда охотку у Гончара – сморщился, стал бы как другие. Если есть талант, нужно не мешать и только подтолкнуть в нужный момент.

Подготовила Олеся Усова

» Избранное, Статьи » «В первую очередь тренер должен воспитывать не хоккеиста, а человека»

Современные тренеры или как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле

Острый вопрос современного хоккея: «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле?». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

Читать еще:  Сколько дней можно отдыхать от тренировок. Отдых между тренировками: нужны ли дни отдыха между занятиями. Примеры меню для атлетов-эндоморфов

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

«Быков рассказывал мне, что ни один тренер не помог ему стать игроком. Это страшные слова!»

На конференции в Казани, которая была посвящена развитию детско-юношеского хоккея, главный тренер «Югры» Игорь Захаркин выдал долгую речь на тему всех проблем в детском хоккее.

Читать еще:  Можно ли в бассейн при лактации. Когда можно плавать в бассейне после естественных родов и кесарева сечения. Купание вместе с ребенком

О ДЕТСКИХ ТРЕНЕРАХ

Каждый детский тренер должен расписывать собственную программу, иметь конспекты, записи: он должен знать, что его ребенок должен делать в определенном возрасте. Это принцип школы, на самом деле. Вот мы говорим хоккейная школа, но если мы честно себе признаемся, то как таковая школа у нас отсутствует. У нас есть тренеры – каждый со своими амбициями, видениями. Но целостности нет. А нам это нужно.

Еще один важный момент: молодежь, попробуйте увидеть себя в роли тренера. Проблем очень много и одна из самых важных – это на кого должны быть направлены ваши усилия. Это та проблема, которая есть в обычной школе, где сильные ученики и слабые. Кто в зоне вашего особого внимания? Есть хоккейный клуб, который пошел по своему пути: у них в каждом возрасте две подгруппы – с сильными и слабыми игроками. Те, кто не усваивают программу, они опускаются ниже, чтобы потом догнать. Очень важно понимать, что игрок развивается в своем такте. Не бывает такого, что все игроки одинаковые и успешные.

Зачастую для тренера в России самый главный успех – это то, как его команда участвует в различных соревнованиях. Нужен результат. Но, на самом деле, результат не нужен, нужно качество подготовки игроков.

О ВАЖНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Другой важный момент – это планирование. Ничего не делается просто так, всегда нужен план. Мы зачастую натаскиваем игроков, а что имеем на выходе? 13 — 15-летних игроков, которые больше не хотят играть в хоккей. У нас колоссальные потери на юниорском уровне. Молодые тренеры, я сейчас к вам обращаюсь: не знания определяют уровень вашей успешности, а ваш энтузиазм – насколько вы любите детей и хотите помочь им. Не себя вы любите в хоккее, а то, что вы делаете. Эти простые слова сводятся к реальным вещам – посмотрите на всех успешных тренеров – они все горят и живут своим делом. Это очень вам важно понимать, когда вы только начинаете свой путь.

Планы постоянно должны корректироваться, вы должны следить за изменениями и не игнорировать их. Я думаю, нужно отдельно прописывать не только быстроту, силу, выносливость, но и реакцию, мышление. Для чего это нужно? Тренер зачастую погружен в работу, постоянную работу, и не может видеть всех мелких деталей, может что-то опустить. В такие моменты важно вернуться к своим записям, сравнить показатели детей, увидеть изменения и внести что-то другое в работу с ними.

О РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Очень важно уловить биологические способности ребенка. Иначе мы не будем готовить умных и хитрых игроков. Это очень просто, когда у тебя в команде есть один игрок, который может долго делать результат. Вплоть до молодежного уровня. А напротив у вас будет малыш, который может думать и играть головой. Может быть, за счет этого Вячеслав Быков заиграл? Его всегда оттесняли, а он вырос среди них – стал хитрее их. Нужно понимать, что в детском возрасте важно развивать качества детей. Любой тренер должен уметь задавать вопросы. Я знаю многих тренеров, которые всегда знают все ответы на вопросы. Но это неправильно. Нужно уметь задавать вопросы, сомневаться, искать решения задач. Работа тренера – это не полтора часа в день. Это постоянный поиск, желание найти решение. Подсознательно в голове всегда должна сидеть мысль, идея о том, что нового вы можете дать детям, какие упражнения придумать.

Мы берем принцип отбора в детскую школу: ребенок изначально должен обладать какими-то техническими навыками – кататься, например. Но это ведь неправильно. Совершенно понятно, что тот игрок, у которого в этом возрасте были лучше тренировки, были возможности дополнительно заниматься, он будет выглядеть лучше. И наоборот. Но! Потенциал другого ребенка может быть выше, просто это невозможно увидеть на начальном этапе. Нужно всем дать шанс.

Не могут все игроки быть одинаковыми, к каждому нужен индивидуальный подход. Нужно обращаться к ним по именам: не «эй ты, иди сюда». А я видел такое в российских школах – я часто захожу посмотреть, как тренируются дети. И это страшно, когда взрослый тренер тянет за маску малыша или бьет его клюшкой, потому что он отвлекся. Это человек, который не знает детской психологии. Он не понимает, что ребенок может быть сконцентрирован на выполнении какого-либо упражнения только очень короткое время. Быков мне много рассказывал про своё детство, он говорил, что ни один тренер ему не помог. Ни один тренер, который был в его карьере, не помог стать ему игроком. Это страшные слова! И это я слышал от многих игроков, которые стали выдающимися хоккеистами. Они не знают, кто у них были тренерами. Это говорит о том, что тренеры, работавшие с ними, никогда не разговаривали с ними. Не было индивидуального подхода.

Любой человек хочет слышать своё имя, если не помните имена каждого ребенка, пишите их на шлемах, пока не познакомитесь и не запомните. Это очень важно, чтобы дети с первого занятия полюбили хоккей. И вы играете в этом главную роль, потому что вы будете важнее для них, чем даже их родители. Это очень высокая ответственность.

Источники:

http://russianhockeystyle.ru/v-pervuyu-ochered-trener-dolzhen-vospityivat-ne-hokkeista-a-cheloveka/
http://icestyle-ekb.ru/polezno/53-sovremennye-trenery-ili-kak-vospitat-igroka-v-rossijskom-khokkejnom-stile.html
http://m.sport.business-gazeta.ru/article/192282/