Разница между нормой и нормативом
В науке, юриспруденции и ряде иных отраслей знаний часто используются понятия нормы и норматива. В чем их особенности?
Что такое норма?
Понятие «норма» — очень широкое. Оно может употребляться в разных сферах. Например, таких как:
- промышленность;
- правоотношения;
- социальные отношения;
- финансы.
Если попытаться вывести «универсальное» определение нормы, то оно может звучать так. Это усредненный показатель, отражающий содержание и объем действий человека, которые приводят к некоторому результату, в ряде случаев — также содержание и объем данного результата (например, в промышленности это может быть количество продукции, выпускаемой фабрикой за единицу времени).
Нормам, как правило, принято следовать. Они являются, таким образом, показателями, которых желательно достигать. Норма может быть закреплена официально (например, в источнике права) либо складываться исторически (это применимо, в частности, к социальным нормам). В первом случае она нередко представлена в виде норматива. Рассмотрим, что он собой представляет.
Что такое норматив?
Понятие «норматив» — столь же широкое, как и «норма». В принципе, оно может употребляться (иногда — с оговорками) в тех же сферах, что указаны нами выше. Наиболее часто понятие «норматив» применяется в сфере промышленности, в финансах. В социальных отношениях оно не слишком распространено. То есть часто встречается словосочетание «норма поведения», но термин «норматив поведения» применяется довольно редко. То же можно сказать о правовых отношениях. Понятие «нормы права» используется юристами регулярно, но «норматив права» — термин редкий.
Под нормативом, если, опять же, брать «универсальное» его определение, понимается показатель, который отражает обязательный объем действий человека, приводящий к некоторому результату, в ряде случаев — объем соответствующего результата. Например, в промышленности это может быть количество продукции, которое фабрика должна выпустить за месяц.
Норматив — это показатель, которому всегда принято следовать. В отношении него не может быть рекомендаций. Если норма обозначает усредненную результативность каких-либо действий человека, которой имеет смысл придерживаться, то норматив — конкретная цель, которую должен достигнуть человек посредством своей работы.
В тех сферах, где термин «норматив» употребляется намного реже первого понятия, слово «норма» может являться синонимом данного термина в ряде контекстов. Например, это возможно, если речь идет о сложившихся критериях поведения человека в определенном сообществе. Если следование им обязательно для других, в силу регулярности характера, то они должны рассматриваться как «нормативы». Но поскольку, как мы отметили выше, словосочетание «норматив поведения» употребляется редко, то в целях обозначения соответствующих социальных правил применяется словосочетание «норма поведения» — как синоним рассматриваемого термина.
Сравнение
Главное отличие нормы от норматива в том, что следование ей, как правило, желательно или весьма приветствуется. Часто она носит справочный, дескриптивный характер. Норматив, в свою очередь, — это объем действий человека или их результата, которые должны быть обязательно выполнены при заданных условиях.
Норма и норматив связаны между собой. Первый показатель в большинстве случаев становится основой для определения второго. То есть сначала выявляется наиболее характерный для человека объем действий или их результата, а также устанавливаются возможности работника в части регулярного достижения данной величины. Формируется норма — показатель, типичный для соответствующих действий или их результата. И если он признается регулярно достижимым, то превращается в норматив, которому должно следовать большинство людей — это ожидается от них. Оба показателя могут быть очень близки или совпадать. Но может быть также определено, что норматив должен быть выше или ниже нормы — исходя из вероятности успешного его выполнения людьми при заданных условиях.
В тех сферах, где термин «норматив» употребляется редко (например, в сочетании с терминами «право», «поведение»), в ряде контекстов его может заменять слово «норма». В этом случае они будут синонимами.
Определив, в чем разница между нормой и нормативом, отразим выводы в таблице.
Различие между нормами и нормативами труда
На основе рассмотренных классификаций норм и нормативов можно отметить следующие различия.
1. Норме соответствуют строго определенные значения факторов, устанавливающие ее величину в условиях конкретного производства. Основное различие между нормами и нормативами заключается в степени дифференциации элементов производственного процесса, поэтому иногда единые и типовые нормы рассматривают как вид нормативов. Если использовать математическую терминологию, то нормативы следует рассматривать как функцию, которая устанавливает однозначное соответствие между множествами норм или их элементов и влияющих на них факторов. Эта функция может быть задана аналитически, графически или таблично. Нормой является значение функции (нормативной зависимости) при фиксированных значениях аргументов (факторов). Таким образом, различие между нормативом и нормой прежде всего определяется различием между функцией и одним из ее значений.
2. Нормативы по труду — регламентированные величины, разработанные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многократного использования при расчете конкретных норм труда применительно к определенным организационно-техническим условиям. Нормативы выражают нормативные зависимости для установления составных частей норм времени, численности и разрабатываются для множества значений факторов. Норма же устанавливается только для конкретной работы.
3. Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). В отличие от этого нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.
4. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормативов времени, что и учитывается в дальнейшей классификации нормативных материалов по труду и его организации и нормированию.
Применение нормативных материалов при организации и нормировании труда позволит:
• обеспечить единство в нормах труда на аналогичные работы, выполняемые на предприятии;
• обеспечить одинаковую напряженность норм на различные работы;
• сократить трудоемкость расчетов при оперативном нормировании и обеспечить достаточную точность норм затрат труда для практического использования;
• добиться обоснованности норм труда на работах, выполняемых на различных рабочих местах, предприятиях и даже отраслях промышленности;
• внедрить наиболее производительные режимы работы оборудования, совершенствовать организационно-технические условия производства и трудовых процессов;
• рассчитать нормы до начала производственного процесса и выбрать наиболее экономичный вариант организации труда;
• сократить сроки действия временных норм и сроки освоения новой продукции и технологии;
• широко внедрять передовой производственный опыт и значительно повысить качество действующих норм;
• обеспечить здоровые и безопасные условия труда.
Таким образом в результате появляется возможность создания условий для производительного использования рабочего времени и повышения эффективности производства.
Методы расчета норм труда
1. Настоящее Положение определяет общие требования к системе оплаты и стимулирования труда работников МОУ СОШ № 63 г. Новосибирска (далее ОУ), реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования.
2. Система оплаты и стимулирования труда работников ОУ устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим положением в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, правовыми актами органов местного самоуправления.
Формирование фонда оплаты труда
Формирование оплаты труда ОУ осуществляется в пределах объема финансовых средств, предоставляемых ОУ на реализацию основных общеобразовательных программ на текущий финансовый год, определенного с учетом норматива финансирования, поправочных (повышающих) коэффициентов, количества обучающихся в ОУ и отражается в смете ОУ.
Формирование централизованного фонда
4.1. Фонд оплаты труда ОУ состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст).
4.2. Доля базовой части (ФОТб) – 80% доля стимулирующей части (ФОТст) – 20%.
4.3. Базовая часть фонда оплаты труда (ФОТб) обеспечивает гарантированную заработную плату работников ОУ, включая:
o педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс
o иные категории педагогических работников (воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, организаторы внеклассной и внешкольной работы, валеолог);
o административно-управленческий персонал ОУ (руководитель ОУ, его заместители, руководители структурных подразделений, специалист по охране труда);
o учебно-вспомогательный персонал ОУ (лаборант, библиотекарь , специалист по кадрам);
o младший обслуживающий персонал ОУ (водители, уборщики, гардеробщик, дворник, сторож, рабочие по обслуживанию здания).
4.4. Руководитель ОУ формирует и утверждает штатное расписание учреждения в размере 35% от базового фонда оплаты труда; доля фонда оплаты труда для педагогических работников непосредственно осуществляющих учебный процесс устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год и в размере 65% от базового фонда оплаты труда, доля специального фонда оплаты труда педагогического персонала устанавливается в размере 30% от базового фонда оплаты труда педагогического персонала.
4.5. Размеры должностных окладов работников ОУ, а также выплат компенсационного характера ( в рублях или процентах) устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством, штатным расписанием, данным Положением и другими правовыми актами ОУ в трудовых договорах, заключаемых с работниками руководителем ОУ.
1. Стоимость образовательного часа работы педагогического работника осуществляющего образовательный процесс, определяется по следующей формуле:
ОЧуч – стоимость образовательного часа работы педагогического работника осуществляющего образовательный процесс;
ФОТо – общая часть фонда оплаты труда педагогических работников осуществляющих образовательный процесс;
245 – максимальное количество дней обучения в учебном году;
В — общее количество учебных часов в учебном году по учебному плану ОУ;
356 – количество дней в календарном году ( Постоянная величина).
2. Оклад педагогического работника , осуществляющего образовательный процесс, рассчитывается по формуле:
Опр = (ОЧуч х УЧ ) х К + ФД, где:
Опр – оклад педагогического работника;
ОЧуч – стоимость образовательного часа работы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс;
УЧ – учебная нагрузка педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, в месяц в классе;
К – повышающие коэффициенты ( за сложность предмета, квалификационную категорию педагогического работника и другие коэффициенты установленные локальными актами ОУ);
ФД – фиксированные доплаты ( классное руководство, почетное звание и другие доплаты, установленные локальными актами ОУ.
3. Средняя наполняемость классов в ОУ определяется как отношение общего количества обучающихся в ОУ к количеству классов в нем.
4. Заработная плата педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, состоит из оклада педагогического работника и стимулирующих выплат за качественные показатели с учетом районного коэффициента.
5. Расчет заработной платы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс, производится по формуле:
ЗПпр = (Опр + СВ) Край, где:
ЗПпр – заработная плата педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс;
Опр – оклад педагогического работника;
СВ – стимулирующие выплаты за качественные показатели;
Край – районный коэффициент.
— Распределение фонда стимулирования осуществляется 1 раз в квартал комиссией по премированию, по согласованию с Управляющим советом.
— В состав комиссии входят: директор ОУ, администрация, заведующие МО, профком, по представлению руководителя ОУ, с учетом мнения профсоюзной организации.
1. Стимулирующая часть фонда оплаты труда обеспечивает сохранение стимулирующих выплат, в том числе предусмотренных ранее действовавшей системной оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, государственной награды или почетного звания «Заслуженный учитель»,) составляет не более 50% от стимулирующей части оплаты труда, а также поощрение работников в зависимости от результатов труда.
2. Размеры, порядок и условия осуществления поощрительных выплат по результатам труда, включая показатели эффективности труда для основных категорий работников ОУ ( педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, иных категорий педагогических работников, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала) определяются в локальных правовых актах ОУ и в коллективном договоре в пределах фонда оплаты труда.
3. Основными критериями для осуществления поощрительных выплат при разработке показателей эффективности труда являются:
Для педагогических работников:
1. успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных олимпиадах, конкурсах;)
2. повышение квалификации, профессиональная подготовка;
3. обобщение и распространение передового педагогического опыта;
4. субъективная оценка со стороны родителей учащихся;
5. активность во внеурочной, воспитательной деятельности;
6. использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, здоровьесберигающих в процессе обучения предмету;
7. участие в исследовательской и научно-исследовательской деятельности;
8. высокий уровень исполнительской дисциплины;
9. субъективная оценка со стороны учащихся;
10. интенсивность и напряженность;
11. стабильность и рост качества обучения;
12. участие в инновационной деятельности , ведение экспериментальной работы, разработка и ведение авторских программ, выполнение программы углубленного изучения предметов.
13. проведение уроков высокого качества;
14. подготовка и проведение внеклассных мероприятий;
15. участие педагогов в методической работе ( конференции, семинары, методобъединения).
Технология распределения доплат из специального фонда.
Доплаты из специального фонда осуществляются в распределительном – системные выплаты (за ученые степени, ведомственные награды, особые условия труда) и в заявительном порядке ( классное руководство, заведование кабинетами, выполнение обязанностей лаборанта). В связи с чем процентное отношение составляющих специального фонда может изменяться в каждом учебном году.
Доплаты за категорию педагога.
За профессиональную квалификационную категорию вводятся постоянные доплаты:
— Высшая квалификационная категория – 1200руб в месяц;
-Первая квалификационная категория – 700 руб;
— Вторая квалификационная категория – 300 руб.
Доплаты за сложность предмета.
— в данную группу входят и предметы начальной школы.
Доплаты за неаудиторную занятость:
Доплаты за классное руководство.
Доплаты за классное руководство производятся из расчета 0,5 стоимости образовательного часа школы согласно количеству месячных затрат времени на классное руководство, плану воспитательной работы с классом и личному заявлению классного руководителя (но не менее 20 часов и не более 45 часов в месяц).
Доплаты за заведование кабинетами.
Доплаты за заведование кабинетами осуществляются из расчета 0,33 от стоимости образовательного часа согласно количеству месячных затрат времени на заведование кабинетом согласно личному заявлению педагога и плану развития кабинета.
Доплаты за проверку тетрадей.
Доплаты за проверку тетрадей осуществляются следующим категориям педагогов в размере:
. Доплаты за выполнение обязанностей лаборанта.
Доплаты за выполнение обязанностей лаборанта осуществляются из расчета 0,5 стоимости образовательного часа для учителей физики и биологии и 0,75 стоимости образовательного часа для учителей химии. Количество часов в месяц на выполнение обязанностей лаборанта регламентируется образовательными программами (количество практических и лабораторных работ) и заявлением педагога.
.Доплаты за особые условия труда:
Доплаты из специального фонда за особые условия труда осуществляются из расчета 12% стоимости образовательного часа школы пропорционально нагрузке в месяц педагогам, преподающим информатику, информационные технологии и химию.
Доплаты за ведомственные награды:
Доплаты за ведомственные награды осуществляется в процентном отношении от величины прожиточного минимума Новосибирской области.
— Заслуженный учитель – 0,5 от прожиточного минимума НСО.
— Отличник народного просвещения – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Почетный работник общего образования – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Отличник физической культуры – 0,25 от прожиточного минимума НСО.
— Почетная грамота Министерства Образования – 0,125 от прожиточного минимума НСО.
Доплаты штатным работникам, имеющим ученую степень и осуществляющим педагогическую деятельность согласно ученому званию:
— Кандидат наук – 0,5 от прожиточного минимума НСО.
Виды нормативов труда. Различия между нормами и нормативами
С классификацией норм труда тесно связана классификация нормативных материалов по труду, которые служат для установления норм и выражают зависимости между необходимыми затратами труда и влияющими на них факторами. Обычно выделяют два вида нормативных материалов: нормативы и единые (типовые) нормы. Первые выражают нормативные зависимости для установления составных частей (слагаемых) норм времени, а также для определения норм численности; вторые представляют зависимости непосредственно между величиной нормы (времени, выработки, обслуживания, управляемости) и влияющими на нее факторами. Основное различие между нормативами и едиными (типовыми) нормами времени заключается в степени дифференциации элементов производственного процесса. Поэтому иногда единые (типовые) нормы рассматривают как вид нормативов.
По содержанию нормативы по труду подразделяются на нормативы условий труда, нормативы режимов работы оборудования, нормативы времени, нормативы темпа работы и нормативы численности.
Нормативы условий труда (см. разд. 2.4) характеризуют параметры производственного процесса и производственной среды, влияющие на здоровье и результаты деятельности работающих.
Нормативы режимов работы оборудования содержат параметры оборудования, на основе которых устанавливаются наиболее эффективные режимы технологического процесса, обеспечивающие заданную производительность оборудования с минимальными затратами живого и овеществленного труда. В соответствии с выбранным режимом работы устанавливается величина машинного, аппаратурного и машинно(аппаратурно)-ручного времени.
Нормативы времени содержат регламентированные затраты времени на выполнение отдельных элементов трудового процесса (трудовых движений, действий, приемов и т. д.), на изготовление деталей, узлов, изделий и на обслуживание единицы оборудования, рабочего места, единицы производственной площади.
Нормативы темпа работы устанавливают регламентированный темп выполнения работ. В настоящее время такие нормативы применяются, например, на Волжском автомобильном заводе.
Нормативы численности определяют регламентированную численность работников, необходимых для выполнения заданного объема работы.
На основе рассмотренных классификаций норм и нормативов можно отметить следующие различия между ними.
- 1. Норме соответствуют строго определенные значения факторов, определяющие ее величину в условиях конкретного производственного процесса. Нормативы устанавливаются для множества значений факторов. Именно поэтому единые и типовые нормы относятся к нормативным материалам. Если использовать математическую терминологию, то норматив следует рассматривать как функцию, которая устанавливает однозначное соответствие между множествами норм или их элементов и влияющих на них факторов. Эта функция может быть задана аналитически, графически или таблично. Нормой является значение функции (нормативной зависимости) при фиксированных значениях аргументов (факторов). Таким образом, различие между нормативом и нормой прежде всего определяется различием между функцией и одним из ее значений.
- 2. Нормативы многократно используются для установления различных норм на работы данного вида. Норма устанавливается только для конкретной работы.
- 3. Нормативы действуют длительное время (пока сохраняется данная зависимость между нормой и факторами). Нормы должны пересматриваться при изменении условий, на которые они были установлены.
Источники:
http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-norma-ot-normativa/
http://lektsii.org/5-7709.html
http://m.studref.com/394652/ekonomika/vidy_normativov_truda_razlichiya_normami_normativami