4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассказ о луке из пьесы на дне. М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе

Рассказ о луке из пьесы на дне. М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех. Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях». Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы. Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка. Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

А ты кто — сыщик!

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку. Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»). Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Читать еще:  Народные средства для набора веса. Как быстро набрать вес в домашних условиях

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны. «Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний. Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков. Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи. Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса. И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду. Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

Эх …испортил песню… дур-рак

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека». Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства. А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя);
«Он жалостливый был…» (Клещ);
«Старик хорош был… закон душе имел. »;
«Не обижай человека — вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Читать еще:  Разряды в настольном теннисе для детей. Как получить спортивный разряд

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю. Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины». Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя. И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам. Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Читаемое в разделе:

  • Финал четвертого акта. Анализ по пьесе Горького «На дне»

1. Смысл финального эпизода: – Финальный эпизод имеет в произведении большое значение. Им завершается сюжет, в нём так или иначе разрешаются конфликты. Финалы бывают.

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал. Но романтическое мироощущение в период.

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году, была сразу же поставлена на сцене МХТ, переведена на многие ев­ропейские языки; спектакли по пьесе.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет трехчастную.

1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году, была сразу же поставлена на сцене МХТ, переведена на многие ев­ропейские языки; спектакли по пьесе.

Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал. Но романтическое мироощущение в период.

1. Смысл финального эпизода: – Финальный эпизод имеет в произведении большое значение. Им завершается сюжет, в нём так или иначе разрешаются конфликты. Финалы бывают.

1. Начало пьесы – первая ремарка – обобщенный образ действительности. Создается описанием декорации. Нагромождение разных предметов создает ощущение тесноты, духоты.

Новые материалы раздела:

  • Реалистическое и романтическое в рассказе «Старуха Изергиль»

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В.

На дне», что изменилось в жизни обитателей ночлежки после появления Луки?

До появления Луки обитатели ночлежки живут своей обыденной жизнью: привычно грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят, издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться из этого дна и начать жизнь заново.

Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью, шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь. Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить для себя другую судьбу. Он сразу даёт понять, что для него все люди одинаковы:

Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна. Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек, единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить, убедить её в том, что скоро ей не будет больно:

Актёру он даёт другую надежду — вылечится от пьянства. Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких как Актёр, вот только название города забыл. Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.

Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью относится к Луке:

слушает его рассказы о Сибири и даже пытается уговорить Наташу, которую любит, ехать с ним. Он готов поверить в слова этого странного старика:

готов попробовать ради любимой девушки изменить и её жизнь и свою.

Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова:

Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это «дно «, хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?

После ухода Луки Клещ негодует:

Но Сатин отстаивает Луку, он понял, что старик врал всем из жалости, жалея и сострадая к этим обездоленным людям. Он помогал им так, как мог, как умел.

Вот так, посвятил чуть и ушёл неизвестно куда.

Лука в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» М. Горького.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»

Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне»: описание, биография, история жизни

Возраст Луки — 60 лет:
«. странник, 60 лет. «

О внешности Луки известно следующее:
«. Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. »
«. Гляди – какой я? Лысый… «

Читать еще:  Мировой рекорд по поеданию гамбургеров. Чего бы такого съесть или рекорды по поеданию из книги рекордов гиннеса

Лука является странником, бездомным человеком:
«. Проходящий… странствующий…»
«. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
«. Вот – новый постоялец…»

Он является интересным, любопытным человеком:
«. Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…»
«. Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

Лука — человечный старик:
«. а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Он является ласковым, мягким человеком:
«. на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»

Лука — добрый человек:
«. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. «

Лука — жалостливый человек:
«. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. «

«. Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:
«. Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«. А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. «

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей:
«. Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
«. Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. «

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
«. Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…»

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
«. Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. «

«. Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
«Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
«. Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. » (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — в Украину:
«. Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. «

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

«. Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. »
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького»)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Источники:

http://litera.su/learner/all-works/gorky-m/image-of-luka-in-gorkys-play-the-lower-depths
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2745695-na-dne-chto-izmenilos-v-zhizni-obitatelej-nochlezhki-posle-pojavlenija-luki.html
http://www.literaturus.ru/2016/01/Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector