26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа по детской йоге в доу. Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников

Детская йога для дошкольников

Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни.
Исходя из этого целью моей работы с детьми стало — формирование у детей представления о йоге.
Так же были поставлены следующие задачи:
• С помощью использования асан, (упражнений йоги) способствовать развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений
• Упражнять в умении снимать напряжение, выполнять релаксационные упражнения и т.д
• Обучать детей навыкам самомассажа
В будущем, с 2015 года планирую начать вести кружковую деятельность в рамках дополнительно — образовательных услуг.

Оборудование: музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается тихая, спокойная музыка.

Ход мастер-класса:

1 часть:
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой – йогой. Эту форму оздоровления использую непродолжительное время.

Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы – дыхательные упражнения.

Регулярные занятия йогой дадут детям:
• Уверенность, внимательность, собранность, плавность.

• Сильные мышцы, гибкость тела;
• Чувство спокойствия, управление эмоциями

2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому:

Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Пример тому асан «Найдем и покажем ушки»

Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
Пример тому пранаям «Окно и дверь»

Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.
Например, упражнение на расслабление «Собираем усталость»

А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.

Практическая часть:
Приветствие«Круг дружбы».

И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь».
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
1.«Звезды»
И.п. — Ноги на ширине. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
2. -«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
3. «Наклоны»
И.п. – ноги на ширине плеч
1,2 – Во время вдоха поднимите левую руку в сторону и вверх над головой, заводим ее за левое ухо
3,4 — Во время выдоха переместите правую руку вправо (в сторону от себя) вдоль пола. Наклоните вправо туловище, голову и левую руку.
Во время вдоха вернитесь в исходное положение. Выполняем тоже самое влевую сторону.
Самомассаж: «Найдем и покажем ушки»
Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.

Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?

3часть: Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам перейти к этапу моделирования и предложить варианты использования упражнения по йоге в своей работе? (в физ. минутке, утренней гимнастике, пробуждении после сна)
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясницы)

Спасибо за совместную работу!

Список использованной литературы:
1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2. В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г
3.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.
4. С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
5. Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Anjey Satori «Звуки природы для релаксации»,- М.,2005

Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей

Рыжкова Лариса Викторовна

МАДОУ детский сад № 132 города Тюмени

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья родителей и детей.

Задачи.

  • Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;
  • оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.

Физкультурный инвентарь. Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Звуки природы»,«Шум моря», медленная инструментальная музыка.

Место проведения. Спортивный зал.

ход

Здравствуйте, уважаемые родители!

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т.е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.

Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога — самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.

Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.

Читать еще:  Меню постной диеты на неделю - рецепты блюд для похудения. Недостатки очковой диеты. Повторное проведение очковой диеты

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.

Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Большинство асан (поз) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.

Упражнения хатхи-йоги :

  • Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
  • Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
  • Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
  • Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки

Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.

Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т.е. повторяем несколько раз), затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках , дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.

Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги:

  • Одежда должна быть легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;
  • Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;
  • Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.
  • Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.

— Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз ). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.

Поза «Мостик»

И.п. — лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.

Т.в. — Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища.Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.

Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позво­ночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице .


Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…

Поза «Змея»

И.п. — лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне гру­ди.

Т.в. — на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 се­кунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.

Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улуч­шает осанку. Кроме того, она повышает умственную работо­способность, позволяет избавиться от головной боли.

Вы очень напугались и растерялись, но вдруг появляется охотник с собакой.

Поза «Собака»


И.п. – стоя на четвереньках.

Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.

Поза «Лук»

И.п. — лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.

Т.в. — спокойно, плавно поднять верхнюю часть туло­вища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, де лает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.

Поза «Бабочка»

И.п. – сидя, ноги прямые.

Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы .

Любуясь красотой бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…

«Дыхание жужжащей пчелы»

Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:

  1. Издайте долгий высокий жужжащий звук.
  2. Издайте долгий низкий жужжащий звук.
  3. Издайте долгий громкий жужжащий звук.
  4. Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.
  5. Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…

«Учимся правильно дышать».
С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.

Я заканчиваю сегодня нашу с вами встречу и хочу быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание и сотрудничество!

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Используемая литература

  1. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение. 1993. – 160 с.
Читать еще:  Отличия пилатеса от йоги. Разница между пилатесом и йогой

Интернет – ресурсы

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004894

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Программа по физическому воспитанию детей «Нетрадиционные формы оздоровления детей по системе Хатха-Йога».
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

.Интересная и очень эффективная программа оздоровления детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ методы оздоровления детей с использованием элементов Хатхи-йоги»

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальны возможностям современного общества.

Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня физической активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.

Очень часто родители обращаются с просьбой помочь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущают неуверенность в себе и нуждаются в поддержке.

Без осознанной веры в свое «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно ее высказывать, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность. Такие первоклассники с трудом адаптируются в реальных условиях современной школы. Поэтому перед педагогами и родителями стоит важная задача – помочь дошкольникам задолго до поступления в учебное заведение преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адаптироваться в различных ситуациях, вооружить необходимыми приемами общения

Основная задача программы – воспитание физически и психически здоровой личности.

Основные цели программы :

— укрепление физического здоровья детей и формирование у них красивой уверенной осанки;

— формирование положительных чувств и эмоций;

— воспитание оптимистического мироощущения.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом является воспитание здорового ребенка. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Это и неблагоприятные климатические особенности, ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), а также социальная напряженность и интенсификация процесса обучения.

Основной задачей педагогической работы является воспитание физически и психически здоровой личности. И, на мой взгляд, решению поставленных задач в значительной мере способствует использование в коррекционно-педагогической работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления, которые вбирают в себя элементы Хатха-йога, дыхательной гимнастики, релаксации, визуализации и положительного мышления.

Технология реализации программы:

Эти методики обладают рядом преимуществ: не требуется больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, занятия могут проводиться с любыми возрастными категориями. Помимо этого нетрадиционные формы оздоровления я прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. Под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая осанка и энергичная походка, улучшается координация движения, вырабатывается сила воли, выдержка и уверенность в себе. Упражнения приучают занимающихся к каждодневному преодолению трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают хорошее настроение.

Хатха-йога это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии. Безусловно, в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы, но часть ее вполне доступна для дошкольников. Практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы Хатха- йога и упражнения на релаксацию, необычность и образность этих поз (асан) вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их вновь и вновь. Хорошим стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы Хатха-йоги и удержать их длительное время. Однако систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. Постоянное преодоление трудностей, расширение границ своих возможностей способствуют развитию в детях таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность и уверенность в себе.

Начинать работу лучше с детьми пяти лет. Поскольку они уже сознательно относятся к выполнению данных упражнений, легко, координируют дыхание с вхождением в позу, могут сконцентрироваться на выполнении и удержать

положение в течение 5-10 секунд.

Условия реализации программы:

Занятия проводятся систематически, не менее 2-3 раз в неделю в течение всего год,62 учебных часа. Длительность занятия 30-35 минут. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста без отклонений и с ранними отклонениями в состоянии здоровья: часто болеющих, с нарушениями осанки, вегетативными дисфункциями, отклонениями в нервно-психическом развитии.

Форма занятий – групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Механизм оценки получаемых результатов:

К концу учебного года дети должны овладеть:

— первичными навыками психической саморегуляции;

— техникой йоговских упражнений (асан);

-навыками нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию и очистительным дыханием;

-умением отождествлять себя с предложенным образом;

-умением вообразить предложенную ситуацию;

— при помощи аффермации менять ход мыслей в положительную сторону;

-методом позитивного мышления и настроя на успех.

-укрепление здоровья детей;

-формирование правильной осанки, энергичной походки, красивой фигуры;

-улучшение координации движений;

-развитие силы воли, выдержки, уверенности в себе;

-повышение жизненного тонуса и работоспособности.

При разучивании асан с детьми дошкольного возраста необходимо строго придерживаться определенных правил.

I. Асанами не следует заниматься после еды, минимум через час после приема пищи.
2. Одежда должна быть облегченной; майка, трусики. Босые ноги.

З. Асан всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.

4.Комплес упражнений Хатха-йога должен строится в строгой последовательности, сначала упражнения выполняемые из

Положения, лежа, затем — сидя.

5.Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и

Читать еще:  Первый раз на йогу. Что нужно знать. Виды одежды для йоги, советы по выбору традиционных комплектов

Подготовит организм к нагрузке.

6.При овладении асанами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей; начинать с

Простых упражнений и переходить к более сложным.

7. При разучивании комплекса Хатка-йога необходим четкий показ упражнений инструктором.

8.Основным критерием правильности выполнения асан является ощущения бодрости и хорошее настроение.

9.Для получения оздоровительного эффекта занятия с элементами Хатка-йога должны проводиться систематически 2- 3раза в неделю. 10. Асаны следует включать в утреннюю гимнастику и зарядку после дневного сна, а также в физкультминутки.

I1. После выполнения комплекса упражнений Хатха-йога необходимо в течение 2-3 минут, проделать упражнения на
расслабление. •* •<-

12.Позы йогов не рекомендуются при заболеваниях сердца, а также при высоком или пониженном артериальном давлении.

Иоговские упражнения (асан) в большой степени направлены на поддержание здорового состояния позвоночника. Йоги считают, что, сохраняя гибкость и силу позвоночного столба, здоровье всего организма. Варианты использования статистических поз Хатха- йога различны. Эти упражнения могут выполняться отдельными сериями в подготовительной части занятия. Тогда они будут направлены на подготовку организма детей к физической нагрузке и на положительный эмоциональный настрой при преодолении трудностей. В основной части занятия асаны Хатха-йога можно использовать в виде блока коррекционных упражнений, направленных на укрепление мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, на развитие эластичности связок и сухожилии, ограничивающих подвижность в суставах, а также гибкости позвоночника и формирование правильной осанки детей. Применение этих упражнений в заключительной части занятия способствует скорейшему снятию напряжения, усталости, расслаблению всех частей тела и подготовке организма к дальнейшей деятельности. Но наибольший эффект дает систематическое выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного занятия.

Наряду с йоговской гимнастикой возможным является и использование в работе с детьми такого лечебного метода, как релаксация. Релаксация — это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Даже дошкольники, живущие в современном, цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные

Заболевания, усталость приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, помогаю снять им внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к воспитанию у них чувства уверенности в себе. В своей работе я использую несколько методик релаксации, адаптированных для детей дошкольного возраста. В зависимости от характера коллектива или отдельного ребенка, а также от поставленных задач тренаж, который может составлять из целиком взятой методики или набора упражнений различных методик. Важным в выполнении упражнений на релаксации является то, что каждое действие должно доставлять приятное ощущение и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Практика показывает, что дети с удовольствием выполняют упражнения, как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений их выполнении.

  1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой спокойной остановке. • ,
  2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
  3. В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и другие.
  4. Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.
  5. Не спешить заканчивать релаксацию. •* -*
  6. Дети могут полежать, если им хочется.
  7. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. |
  8. При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела, учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи.

«Виды релаксации очень разнообразны: от простых до очень сложных и длительных по времени. 1

Таким образом, использование в коррекционной- педагогической работе с детьми йоговских упражнений и релаксационных упражнений помогает решить две задачи: укрепление физического здоровья, «формирование красивой, уверенной осанки и формирование положительных эмоций и чувств.

Но, на мой взгляд, воспитать уверенную в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения, позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное. Это элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников. Нужно научить детей концентрировать внимание на своих успехах и достижениях, тогда в их жизни будет больше положительных результатов, а следовательно и искренности, радости, веселья.

Атмосфера успеха, т.е. Чувство уверенности, которое так необходимо при выполнении нового задания, побуждает у детей энтузиазм и интерес к занятиям. Дошкольники, добившиеся положительных результатов в небольших делах, в дальнейшем стремятся, достигнуть их в более серьёзных начинаниях. Напротив, у детей постоянно испытывающих разочарование и неудовлетворенность формируется устойчивое чувство поражения. На мой взгляд, чтобы создать в группе детского сада атмосферу любви и жизнерадостности нужно соблюдать следующие принципы.

  • Научить детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями. Несколько раз в день предлагать детям улыбнуться друг другу и произнести: «Я люблю себя, я люблю своих друзей, я люблю всех, я люблю мир!». Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.
  • Стараться поддерживать в течении дня атмосферу добра, любви и радости.
  • Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, Воспитатели и родители должны позволить детям ошибаться и при этом не делать трагедии.
  • Вспоминая с детьми прошедший день, уделите особое внимание удачам и успехам.

Дети также как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, но такие могут ощущать боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой, можно достичь через аффермацию. (Аффермация — это слова или предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые многократно проговариваются мысленно или вслух). При помощи аффермации возможно изменить ход мыслей детей в положительную сторону, а это приводит к позитивному настрою. Все свои мысли, желания необходимо научить детей высказывать в положительной форме: «Я смогу. » «Я сильный и помогаю слабым», «У меня все получиться», поскольку отрицательные высказывания типа «Я не могу. », «У меня не получается. », приводит к негативному результату. Чтобы аффермация произвела положительное действие, эти утверждения надо повторять с детьми неоднократно в течение дня. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, более открытым людям и окружающему миру.

Диагностическая методика (по С.Фоменкову).

  1. Прими Тадасану (позу горы).
  2. Прими Врикшасану (позу дерева).
  3. Сделай Халасану (позу плуга).
  4. Сделай Курмасану (позу черепахи).
  5. Прими Джанурасану (позу лука ).
  6. Прими Шавасану (позу отдыха).

Тематический план работы по программе «Нетрадиционные формы и методы оздоровления дошкольников по системе Хатха – йоги».

Источники:

http://kladraz.ru/blogs/inga-vadimovna-alekseva/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-detskaja-ioga-razvitie-garmonija-radost.html
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11167.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/07/programma-po-fizicheskomu-vospitaniyu-detey

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector