10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ушу комплексы боевых упражнений. Китайская гимнастика для похудения. Дыхание в процессе “тихого сидения” и медитации

Вопросы дыхания в тайцзицюань

Раскрытие – сжатие «оборота небес»

Проблема дыхания в движениях тайцзицюань является одной из главных, она имеет отношение к внутренней работе в тайцзицюань, а также она касается и «вскармливания жизненности», и формальных последовательностей, и туйшоу, и боевого применения. В действительности, самое важное во внутренней работе тайцзицюань это цигун (разумеется, он также содержит работу по «вскармливанию жизненности» (яншэнгун)). Поэтому некоторые говорят, что: «Тайцзицюань это наилучшая динамическая форма цигун, а цигун – внутренняя работа в тайцзицюань». А некоторые еще говорят: «Тайцзицюань это цигун в наивысшем своем проявлении». Тайцзицюань действительно объединяет в себе тренировку движения в покое, развитие внутреннего и внешнего, координацию сознания с энергией и силой, взаимное сгущение и концентрацию сущности – пневмы – духа, оздоровление организма и самооборону, укрепляет головной мозг, продлевает жизнь. Поэтому развитие тайцзицюань не прекращается уже несколько столетий. К сожалению, долгое время в отношении внутренней работы тайцзицюань, а в первую очередь это исследования в области проблемы дыхания, не уделялось в достаточной степени серьезного внимания. Когда рассуждают о дыхании, то зачастую ограничиваются «естественным дыханием». А некоторые в исследованиях взаимосвязей дыхания и движений придерживаются только этого понятия, и собственно «сознательно хитрят». Это не научный подход.

После прочтения и изучения автором множества трудов по тайцзицюань, книг, статей, других материалов относительно возможности управления дыханием, его способами, особенно проблемам взаимозависимости внутреннего и внешнего дыхания, координации внутреннего и внешнего дыхания с движениями в формальных последовательностях, он все же не нашел достаточно систематизированного и внятного освещения по этим вопросам. Некоторые авторы делают акцент на то, что в момент выполнения формы дышать нужно «тонко, мягко, погруженно, ровно». В тайцзицюань стиля Чэнь есть очень много движений с выбросами усилий, в которых сочетаются мягкость и жесткость, быстрота и медленность, есть прыжки, да и в быстрых формах стилей Ян и У (маньчжурский) также много быстрых движений, как же в них может быть «тонкое, мягкое, погруженное и ровное» дыхание? В некоторых материалах утверждается, что при раскрытии делается выдох, а при сжатии вдох, некоторые говорят, что при раскрытии следует вдох, а при сжатии выдох. Согласно принципам тайцзицюань стиля Чэнь «повсеместно есть единый кай – хэ», «в раскрытии кай есть сжатие хэ, сжатие хэ содержит раскрытие кай» в некоторых позициях одномоментно есть раскрытие сверху и сжатие снизу (как в позе «белый журавль расправляет крылья»). В некоторых есть раскрытие снизу и сжатие сверху (как в движении 3 позы «лениво подоткнуть одежду»). Кроме того, есть позы, в которых спина раскрывается, грудь сжимается («удар корпусом, согнув спину»), или спина сжимается, грудь раскрывается (као плечом), а также есть движения, где кисти раскрываются, а локти сжимаются, локти раскрываются, а кисти сжимаются, стопы сжимаются и колени раскрываются, стопы раскрываются и колени сжимаются. Как тут можно говорить о взаимосвязи вдоха – выдоха с раскрытием – сжатием? Некоторые авторы автоматически проводят одну линию между выдохом и вдохом с наступлением и отступлением, ударом и нейтрализацией, выбросом и аккумуляцией, вытягиванием – сгибанием, опусканием – подъемом, наклоном вперед и назад, это также не может быть целостным подходом. Например, выброс усилия не обязательно идет на выдохе, так, при ударе коленом в пах, может быть вдох. Или, например, в позе «отступить назад, скрутить руку», при пресекающем ударе со сведением локтей идет вдох, это выброс, а не аккумуляция. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «втянуть живот, вдохнуть, втянуть анус», идет усилие сжатия, поэтому слова «на выбросе выдох, на аккумуляции вдох» не совсем корректны. С другой стороны, есть еще некоторые авторы, проповедующие «внутреннюю работу тайцзицюань», «цигун тайцзицюань», они пишут о внутреннем движении ци в практике «тихого сидения», «столбовой работе», но не говорят о том, каким образом связаны дыхание легких с движением внутренней ци, с движениями в форме. Так называемый «тайцзицюань цигун» и форма тайцзицюань по-прежнему остаются разными вещами, и в лучшем случае первый служит как базовая работа, вспомогательная тренировка, практика «тихого сидения». Версии «внутренней работы» также не совпадают, некоторые говорят: «на вдохе ци возвращается в даньтянь»; некоторые, что «на выдохе ци погружается в даньтянь», утверждая абсолютно противоположное. В «Комментариях к схемам тайцзицюань семьи Чэнь» Чэнь Синя хотя и делается акцент на взаимосвязи движений внутренней ци с позициями в форме, однако он также не достаточно четко объясняет связи внутреннего и внешнего дыхания. Некоторые современные мастера тайцзицюань вообще отрицают сочетаемость практики формы и внутренней работы, они считают, что практика «оборота небес» это главное содержание практики цигун, составная часть учения цзинло в традиционной китайской медицине, и не признают связи между практикой «оборота небес» (внутренней работы) с правилами дыхания в тайцзицюань. Поэтому уже во многих группах по изучению тайцзицюань, каждый раз студентами поднимается один и тот же вопрос по дыханию в тайцзицюань с просьбой объяснить. Ответ обычно таков: «дыхание естественное», который вряд ли полностью удовлетворяет требования студентов. Со слов учителя Чэнь Чжаокуя некоторые люди, изучающие тайцзицюань стиля Чэнь, не понимают законов дыхания и в процессе практики испытывают серьезные затруднения с дыханием, вплоть до случаев с кровавой рвотой. Отсюда видно, что на проблему дыхания в тайцзицюань нужно обращать особое внимание и серьезно исследовать как широким массам любителей тайцзицюань, так и специалистами в этой области. Автор уже 30 лет изучает и преподает тайцзицюань, но также не в полной мере разобрался в этой проблеме, но все-таки с того времени, что обучался тайцзицюань у учителя Чэнь Чжаокуя, не прекращал исследовать на практике, познавать на личном опыте, понял ее основную канву. Сейчас, оформив это в виде нижеследующего материала, предлагаю к ознакомлению единомышленникам с надеждой на критику и замечания.

Читать еще:  Подгонка горнолыжных креплений под размер ботинка. Как самостоятельно отрегулировать крепления горных лыж

Цигун – китайская гимнастика для здоровья. Современное руководство по древней методике исцеления (3 стр.)

Во времена династий Суй и Тан (581–907 гг.) цигун был официально признан при императорском дворе как средство лечения заболеваний. «Главный трактат о причинах и симптомах заболеваний» под редакцией императорского лекаря Чао Юаньфана содержит 213 простых и практичных методов даоинь и может называться кратким руководством по лечебному цигун. В своем труде «Тысяча рецептов для неотложных случаев»

Сунь Сымяо (581–682 гг.), великий врач династии Тан (618–907 гг.), отразил не только традиционные китайские теории и методы цигун для поддержания здоровья, но и лечебный массаж, практикуемый буддистами.

Дискуссии по поводу цигун можно обнаружить во многих медицинских трудах последующих династий. Книга «Основной набор для священного облегчения заболеваний», составленная в начале XII века группой императорских лекарей династии Сун, содержит две главы по даоинь и цигун с подробными описаниями использования сознания для управления течением ци (внутренней энергии) в теле для лечения заболеваний. Терапевтическое применение даоинь обсуждалось также в книге «Секреты сохранения здоровья», написанной Цао Юаньбаем при династии Мин (1368–1644 гг.). Он перечисляет 46 заболеваний, которые могут быть излечены с помощью цигун. В «Полном собрании медицинских записей из древних и современных трудов» под редакцией Чэн Мэнлэя и других ученых династии Цин (1644–1911 гг.) перечисляется большое количество методов даоинь, развивавшихся на протяжении веков. Династии Мин и Цин стали свидетелями настоящего бума цигун в медицинских кругах, в который оказались вовлечены почти все хорошо известные врачи. Никогда раньше цигун как искусство исцеления не практиковался так широко, как в этот период.

Рис. 9. Иллюстрации к бадуаньцзинь (восемь драгоценных упражнений)

К концу правления династии Цин цигун начал приходить в упадок под давлением феодального гнета и вмешательства империализма. В ранний период Китайской Республики (1912–1949 гг.) были опубликованы некоторые книги по цигун, но большинство из них не представляло особой ценности, за исключением работы «Инь ши цзи» («Методы тихого сидения»), написанной Цзян Вэйцяо, которая была тепло встречена благодаря ее простому языку и практическому подходу. Однако, в целом, цигун был предан забвению и находился на грани исчезновения. К счастью, в начале пятидесятых годов этого столетия при народном режиме его вернули к жизни. Сперва цигун был объявлен национальным достоянием в Китае, а затем ЮНЕСКО отнесла его к сокровищам мирового культурного наследия.

На чем основано действие цигун

Базовые теоретические положения цигун как средства лечения основаны на положениях традиционной китайской медицины.

Холистическая концепция того, что «природа и человек составляют единое целое», является основой теоретических положений как традиционной китайской медицины, так и цигун. Как говорится в «Каноне Желтого императора о внутреннем», «сливаясь воедино, ци Неба и Земли дает жизнь человеку». Ци – это средство, которое связывает человека со всем космосом.

Одной из целей упражнений цигун является усиление этой связи, чтобы человек лучше адаптировался к окружающей среде. Человеческое тело само по себе также является единым целым, в котором все части взаимосвязаны.

Вот почему цигун уделяет особое внимание регулировке общих функций тела вместо того, чтобы сосредоточиться на упражнениях для какого-то отдельного органа или части тела. И это то, что отличает китайскую медицину и цигун от западной медицины, дробящей человека на мало взаимосвязанные части.

На теле есть определенные ключевые точки, которые имеют важное значение для его общего функционирования. Например, на ладони имеется множество точек, которые относятся к различным частям тела.

Подобным же образом нижняя часть живота (даньтянь) часто отражает состояние всего тела, и поэтому уделяется много внимания в упражнениях цигун.

Теория инь и ян является краеугольным камнем традиционной китайской медицины и древних способов сохранения здоровья, включая цигун.

Древние китайцы разделили все существующее во Вселенной на две главных категории: инь и ян, которые также рассматривались как две противоположные стороны вещей. Инь и ян присутствуют во всем. В теле человека, например, существуют части инь и ян: первая включает верхнюю часть тела, спину и конечности, вторая – нижнюю часть тела, живот и внутренние органы. Тепло в теле – это ян, холод – это инь. Дисбаланс между инь и ян в теле приводит к заболеванию. Что касается взаимосвязи человека с природой, то вне тела существует ян ци, а внутри циркулирует инь ци. Цель упражнений цигун состоит в достижении лучшего баланса инь и ян не только в теле человека, но также и между телом и окружающей средой.

Читать еще:  Слалом на роликах элементы. Слалом, обучение взрослых. «Прожженная» максимальная скорость

Древняя теория пяти первоэлементов предлагает конкретное объяснение взаимосвязи между различными органами человеческого тела. Пять элементов – металл, дерево, вода, огонь и земля – считаются первоэлементами природы. Все на Земле, включая человеческие существа, можно разложить на эти пять элементов, которые проходят в своих взаимоотношениях через циклы шэн (порождения) и ке (подавления). Внутренние органы тела человека тоже могут быть классифицированы в соответствии с пятью элементами. Таким образом, говорят, что печень связана с деревом, легкие – с металлом, почки – с водой, сердце – с огнем, а селезенка – с землей. Такое отношение формирует важную основу для схемы методов цигун, включая выбор частей тела для упражнений, направление, куда нужно направлять ци, используемый метод дыхания и так далее.

Под системой цзинло в китайской медицинской науке понимается сеть каналов, проходящая через весь организм, по которым передаются энергия и информация от одной части тела к другой. Продольные каналы называются цзин, а поперечные – ло. Вдоль каждого канала располагается определенное количество акупунктурных точек.

Каналы цзинло служат проводящими путями, по которым циркулируют ци и кровь, и имеют прямое отношение к физиологическому состоянию организма. Застой в этих каналах затрудняет циркуляцию ци и крови и приводит к дисбалансу инь и ян, уменьшая таким образом устойчивость к заболеваниям. Вот почему многие методы, используемые в китайской медицине и цигун для лечения заболеваний, нацелены на регулировку каналов цзинло и очищение их от закупорок. Акупунктурные точки, расположенные вдоль этих каналов, являются жизненно важными участками, где сосредотачиваются и распределяются ци и кровь. Воздействие на эти точки с помощью иглоукалывания или массажа или сосредоточение на них внимания при упражнениях цигун помогает регулировать каналы, принося пользу всему телу.

Концепция цзан-фу является теоретической основой как для традиционной китайской медицины, так и для науки оздоровления. Термин цзан относится к пяти «плотным» органам – сердцу, печени, селезенке, легким и почкам; фу означает шесть «полых» органов – желчный пузырь, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочевой пузырь и «три протока», который иногда неправильно переводят как «три обогревателя», чьи функции представляют собой итог работы цзан и фу органов. Главной функцией пяти цзан органов является сохранение и накопление основных жизненно важных субстанций, таких как цзин, ци, шэнь и кровь, в то время как шесть фу органов отвечают за потребление свежих веществ и избавление от отработанных и за преобразование пищевых продуктов для восстановления запасов цзин, ци и шэнь. Поскольку целью цигун является развитие в теле трех энергий цзин, ци и шэнь, в практике цигун уделяется большое внимание органам цзан-фу.

Цзин, ци и шэнь считаются «тремя сокровищами» человеческого тела и, согласно традиционной китайской медицине, образуют главные составляющие жизни человека.

Цзин формирует материальную основу человеческой жизни. Она может быть разделена на два типа: дородовая цзин, которая образуется у эмбриона, и послеродовая цзин, которая извлекается из пищи, усваивающейся селезенкой и желудком, и накапливается во внутренних органах. Эти два типа цзин взаимосвязаны: дородовая цзин служит материальной основой для образования послеродовой цзин, которая в свою очередь постоянно замещает израсходованную дородовую цзин.

Ушу комплексы боевых упражнений. Китайская гимнастика для похудения. Дыхание в процессе “тихого сидения” и медитации

Цэнь Юйфэн, Лун Юнь

Цигун – китайская гимнастика для здоровья: современное руководство по древней методике исцеления

Предисловие к русскому изданию

Неэффективность медицины западного типа, плохая экологическая обстановка и ускорение темпов жизни – вот три главные причины, по которым наши соотечественники ищут новые методики оздоровления организма.

Большие изменения, произошедшие в нашей стране за два последние десятилетия, заставляют нас все чаще задумываться о здоровом образе жизни.

Однако есть страны, где, несмотря на не слишком благоприятную экологию и большую скученность населения в городах, средняя продолжительность жизни растет, а заболеваемость остается низкой. К числу таких удивительных стран можно отнести Китай. Во многом такая ситуация сложилась благодаря включению в систему здравоохранения страны традиционной китайской медицины и распространению среди населения древних оздоровительных технологий, в число которых входит и цигун.

Это древняя наука об устройстве Вселенной и человека, данные которой подтверждаются опытом поколений и результатами экспериментов современной науки.

Подробно, что такое цигун и как с его помощью можно излечивать заболевания, а также о результатах современных научных исследованиях этой древней науки о здоровье, вы узнаете, прочитав эту книгу. Я же здесь хочу еще раз обратить внимание на то, что цигун является частью традиционной китайской медицины и не несет в себе ничего загадочного и мистического, как пытались нас уверить ряд доморощенных российских «гуру».

Читать еще:  Соединение меркурий марс

Занятия цигун не имеют никаких идеологических ограничений, его могут практиковать и получать результат люди всех рас и религий. Подобно математике или биологии, цигун является достоянием всего человечества.

Авторами книги являются компетентные китайские специалисты, много лет занимающиеся цигун и ушу.

Большое число работ, выходивших в Китае и на Западе, сделали их одними из лучших популяризаторов этих искусств. В этой книге г-да Цэнь Юйфэн и Юнь Лун собрали наиболее известные и популярные в Китае комплексы цигун, которые несомненно принесут пользу вашему духу и телу.

В заключение хотелось бы отметить, что данная книга не является пособием по самолечению. Она может дать вам общее представление о цигун и послужить прекрасными «входными вратами» в это древнее искусство.

Однако для получения максимальной пользы от занятий необходимо обучение под руководством грамотного инструктора или мастера цигун[1].

И. Петрушкин, преподаватель

С.-Петербургского даосского центра «ДаоДэ»

Цигун – это искусство поддержания телесного и духовного здоровья. Он может не только помочь в лечении ряда заболеваний, но даже предотвратить их появление, а значит, способен сделать вашу жизнь более приятной и полноценной во всех отношениях.

Сегодня цигун практикуют миллионы людей в Китае, для которых он играет важную роль в поддержании здоровья, предотвращении заболеваний, развитии интеллектуальных способностей, сохранении спокойствия и, в исключительных случаях, помогает извлекать скрытую психическую энергию, такую как экстрасенсорные способности и психокинетическая энергия.

Легкость и удобство упражнений цигун прибавляют ему популярности. В основном они медленные и спокойные и поэтому подходят для людей различного возраста и состояния здоровья. Пожилые и больные люди могут убедиться, что цигун практически способствует восстановлению их здоровья.

В последние годы цигун начал вызывать растущий интерес не только на своей родине. Уходя корнями вглубь традиционной китайской культуры, он неотделим от древней китайской философии и медицины. Цигун основывается на богатстве теоретических концепций, уникальных для Китая, – среди них такие, как: инь и ян, пять природных первоэлементов и система цзинло (акупунктурных каналов) в теле. Хотя эти концепции с легкостью воспринимаются китайцами, непосвященных европейцев они могут вначале поразить своей необычностью. Действительно, без понимания теоретических основ традиционной китайской медицины невозможно понять истинную ценность цигун.

Я надеюсь, что публикация этой книги поможет дальнейшей популяризации цигун за пределами Китая путем объяснения фундаментальных концепций, касающихся данного искусства.

Книга состоит из трех частей. Часть I предлагает общее освещение предмета, объясняет значение термина цигун, его происхождение и развитие, основные принципы и методы практики, ценность цигун как искусства исцеления, а также последние достижения в научных исследованиях. Часть II знакомит с рядом базовых упражнений, широко практикуемых в Китае. Несложные для изучения и снабженные для удобства иллюстрациями методы выполнения упражнений могут быть легко усвоены читателем. Несмотря на простоту, эти упражнения доказали свою высокую эффективность в поддержании хорошего здоровья и противостоянии болезням.

Я искренне надеюсь, что вы найдете философские и исторические сведения Части I интересными и полезными для себя, упражнения Части II – стоящими того, чтобы их попробовать, и всю книгу в целом – воодушевляющей на дальнейшее изучение древнего искусства цигун. Поступив так, вы не только откроете дверь в мир разнообразных преимуществ хорошего здоровья, предлагаемый цигун, но также получите доступ к бесценной сокровищнице традиционных китайских знаний о природе и человеке.

Цигун: уникальная оздоровительная система

Китайский цигун имеет более чем пятитысячелетнюю историю. Он известен под разными названиями: даоинь (проведение жизненной энергии в теле человека), туна (выдох и вдох), цзочань (сидячая медитация), синци(стимулирование циркуляции жизненной энергии ци).

Жизненная сила, или Что такое цигун

Цигун широко практикуется в Китае и других странах в основном с целью достижения спокойного состояния духа, улучшения физического здоровья и продления жизни. Древнекитайские письменные источники содержат большое количество записей, касающихся цигун. За несколько тысячелетий непрерывного развития сформировалась законченная система, состоящая из практических методов и теоретических основ, и в 1950-х годах был принят термин цигун.

Цигун – это область знаний, касающаяся проявления ци. Здесь термин ци имеет различные значения.

Во-первых, он относится к воздуху, вдыхаемому и выдыхаемому человеком. Воздух существует в окружающем пространстве и имеет прямое отношение к функционированию человеческого тела.

Во-вторых, это средство, с помощью которого различные части тела, включая органы и ткани, связаны и взаимодействуют друг с другом. Важность его можно понять из старой пословицы: «человек жив, пока его ци растет, но он прекращает жить, когда его ци исчезает».

В-третьих, это особый вид тончайшей субстанции, присутствующей в человеческом теле. В отличие от кожи, костей, крови и волос, ци невидима для глаз, но составляет саму сущность человеческой жизни. Упражнения цигун способствуют росту этой важной субстанции, увеличивая, таким образом, жизненную силу человека и отдаляя процесс старения.

Источники:

http://studopedia.ru/10_169482_voprosi-dihaniya-v-taytszitsyuan.html
http://dom-knig.com/read_412723-3
http://www.litmir.me/br/?b=560403&p=3

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: