Тренировки девочек по художественной гимнастике. Выбираем правильную обувь для юной гимнастки. Что нас ждет в будущем
Тренировки девочек по художественной гимнастике. Выбираем правильную обувь для юной гимнастки. Что нас ждет в будущем
Старший тренер города Ханты-Мансийска и сборной команды Югры по художественной гимнастике, тренер Высшей категории и судья Всероссийской категории Анна Казанцева тренирует юных спортсменок в одном из залов стадиона «Югра-Атлетикс». О том, кто и в каком возрасте приходит в гимнастику, какие качества необходимы для того, чтобы стать чемпионом, и как не навредить в таком раннем спорте и нашем интервью с тренером.
— Анна Владимировна, расскажите вкратце о себе: как пришли в художественную гимнастику, где занимались, каких успехов добились?
— Я начала заниматься художественной гимнастикой в пятилетнем возрасте. Это произошло в городе Лесной Свердловской области. Мой отец военный, и на тот момент это было место его службы. Большого количества спортивных секций в Лесном не было, поэтому выбора как такового передо мной не стояло. Там я занималась вплоть до окончания школы, выполнила норматив мастера спорта и поступила в Санкт-Петербургский индустриально-педагогический колледж. К сожалению, набора на художественную гимнастику в университет имени Лесгафта на тот момент не было. Гимнастика всегда была смыслом моей жизни, моей целью и моей любовью.
— Художественная гимнастика является одним из самых «ранних» видов спорта. Какой оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься ею, а после какого возраста идти в этот спорт уже слишком поздно?
— Художественная гимнастика всегда была спортом юных, но последнее время наблюдается еще большее его омоложение. Если говорить о всероссийских стандартах, то в специализированные детско-юношеские школы набор детей начинается с шести лет. Безусловно, оздоровительной физкультурой и гимнастикой нужно заниматься с самого раннего возраста. В таких уроках есть спортивные элементы — растяжка, работа с предметами на развитие координации — но это еще не специализация. Академия нашего прославленного тренера Ирины Винер начинает внедрять такого рода занятия уже в детских садах, с трех лет. Но эти группы должны быть оздоровительными, не должно быть специальной направленности с изнурительными ежедневными тренировками.
Многие родители ошибочно думают, что, чем раньше ребенок научится делать тот или иной элемент — тем перспективнее он будет. Однако, дети, которые приходят заниматься с пяти-шести лет, зачастую к семи уже догоняют того, кто начал раньше, но уже без лишних эмоциональных травм. От трех до пяти лет гимнастику надо преподавать в процессе игры. Не должно быть места соревновательному элементу, только поощрительный — открытые уроки, праздники, групповые упражнения. Сначала необходимо взрастить в ребенке любовь к художественной гимнастике.
— Принимаете ли вы всех желающих или проводите определенный отбор по росту, весу, задаткам и, возможно, даже внешним данным?
— Сейчас в Ханты-Мансийске очень много молодых тренеров, они начинают набирать, а не отбирать детей. Лет до десяти любому ребенку рекомендуется аниматься гимнастикой. Уже позднее, если он видит, что он не настолько гибкий и растянутый, либо чувствует склонность к другим, например, командным или циклическим видам спорта, он переходит в лыжи, биатлон или плавание. В любом случае, он придет туда подготовленным, растянутым, атлетичным. Поэтому я всем рекомендую заниматься гимнастикой в детстве. С 4 до 5 лет идут ознакомительные занятия. По сути девочки заканчивают играть с куклами, а вместо кукол у них появляются мяч, обруч и скакалка. Необходимо привыкнуть работать в группе, слушать тренера. Специализация идет уже позднее. Когда девочки достигают шестилетнего возраста, и можно начинать вводить спортивную направленность в тренировки, я отсматриваю всех желающих и выявляю перспективных. Критериями оценки являются рост, гибкость, психологическое желание ребенка и родителей.
— Всегда ли сразу становится ясно, способен ли ребенок «выстрелить», или для него художественная гимнастика останется лишь на уровне общефизической подготовки? Говорите ты вы об этом напрямую родителям воспитанниц?
— Об этом обязательно надо говорить, чтобы не получилось такого, что не сбылось то, чего ждали. Конечно, кто-то обижается, чувствует, что его недооценили, но это дело лично каждого, выбирать свою дорогу. Тем не менее, невозможно однозначно сказать, вырастет из ребенка чемпион или нет. Когда в 12 лет идет углубленная специализация и ребенок начинает выступать на первый взрослый разряд и кандидата в мастера спорта, здесь можно делать какие-то прогнозы, но и они будут неоднозначными. Всегда все решается свыше. Здоровье, финансовая составляющая, удача, умение пожертвовать учебой в школе — все это влияет на результат. В пример приведу нашу спортсменку из Мегиона Юлию Кутлаеву 2003 года рождения. Сейчас Юлия попала в сборную России и тренируется в Москве. Хотя этот ребенок, будучи маленьким, все время стояла у нас на четвертых местах. Она «выстрелила» в 10-11 лет, развитие пошло семимильными шагами. Конечно, тренировки в Москве тоже принесли свой результат, повлияли и финансовые инвестиции, т.к. Юлия не из богатой семьи, родители искали спонсора, который возьмет на себя часть расходов. Для успеха спортсменки, все параметры должны сойтись вместе.
— Растяжка очень важна для гимнаста и занимает большую часть тренировки. Это довольно болезненный процесс. Как с этим справляются такие маленькие девочки?
— Знаете, бывает как раз наоборот, когда от природы у ребенка очень гибкие суставы и связки и растянуть его на шпагат легче, чем правильно закачать. Бывает очень сложно научить девочку управлять всеми гибкими и растянутыми рычагами своего организма. В этом вопросе к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Конечно, бывают дети с очень тугими связками. Об этом надо говорить и предупреждать. Важно не навредить ребенку. Не стоит забывать, что у нас детский спорт.
— В одной телевизионной рекламе товаров для детей звучит слоган «За каждым чемпионом стоит сильная мама». Насколько вы согласны с данным заявлением? Велика ли роль родителя в становлении ребенка как спортсмена?
Роль родителей здесь огромна. Мать девять месяцев носит ребенка под сердцем, она следит за его питанием, влияет на психологический настрой. Однако и переигрывать тоже не надо. Если вы доверяете тренеру, все равно за результат отвечает он. Должно быть безграничное доверие ему. Конечно, может возникнуть недопонимание, обиды, ссоры. Всегда надо вести диалог, объяснять, слушать. Мы не можем знать всего, что происходит дома, а родитель не знает нюансов происходящего на тренировках. Ребенок может поделиться с тренером и с мамой совершенно разными вещами. Чтобы не навредить ребенку, нужно знать обе стороны. Кстати, это касается не только мам, но и пап. Очень важно, чтобы оба родителя хотели одного и того же.
Преувеличить роль родителя на начальном этапе очень сложно. Это же касается и роли тренера. Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник — родители, тренер и ребенок.
— Кстати, в роли мамы гимнастки вам тоже приходилось выступать. Ваша дочь Анастасия Орел сейчас тоже преподает художественную гимнастику. Сложно было выступать в роли и матери, и тренера одновременно?
— Да, тренировать своего ребенка очень сложно. В первую очередь это касается подросткового возраста. Уже когда ребенок достигает осмысления того, чего он действительно хочет, становится легко. Мама становится и тренером, и другом. А пока идет подростковая борьба характера… Конечно, если бы мама была дома, а тренер в зале, у него было бы больше авторитета. И ребенок был бы с двух сторон обогрет теплом. А здесь один и тот же человек. Если поругался на тренировке, дома приходится находить пути примирения. Все-таки, подростки все воспринимают остро и с обидой. Но, конечно, когда у меня родилась дочь, вопрос о том, к какую спортивную секцию ее отдавать даже не стоял.
— Насколько субъективным видом спорта является художественная гимнастика? Может ли внешняя красота спортсменки или, например, красивый купальник, повлиять на решение судей?
— Это все оговорено правилами соревнований. Судьями оценивается и купальник, и прическа, и фактурность спортсменки. Существуют таблицы соответствия роста и веса. Однако гимнастка может быть очень фактурной, в очень дорогом купальнике, выступать под красивую музыку, но прежде всего изнутри у нее должна идти энергетика, девочка должна хотеть это делать. Например, Алина Кабаева всегда была иконой стиля в художественной гимнастике. По-моему, нет человека, который бы не знал это имя. Но сказать про нее, что она была худышкой или длинноногой нельзя, зато она была очень гибкой и прыгучей. Эти два качества очень редко совмещаются в одной спортсменке.
— Кстати, о купальниках. Художественная гимнастика один из самых ярких видом спорта, в прямом смысле этого слова. Дорого ли обходится родителям участие девочек в соревнованиях?
-В бальных танцах существует правило, что до определенного возраста нельзя выступать в платьях с пайетками и камнями. У нас такого, к сожалению, нет. Конечно, сейчас купальники можно найти на разный кошелек. Задача тренера — с детства привить ребенку вкус, сделать так, чтобы родители не заказывали швее купальники усыпанные камнями. Достаточно сшить интеллигентный купальник, который будет стоить недорого и не сделает дыру в семейном бюджете. Притом, когда ребенок еще не умеет двигаться в соответствии с дорогим костюмом, это выглядит некрасиво. Все должно гармонировать: уровень физической подготовки, и то, во что одета девочка. Элегантный, скромный купальник более уместен на маленьких спортсменках.
— Наверняка у ваших воспитанниц есть кумиры среди лидеров российской олимпийской сборной по худ. гимнастике. Будут ли девочки смотреть выступления наших прославленных гимнасток в Рио? Ставят ли они перед собой столь же высокие цели?
— Это, конечно, лучше спросить у них самих. Мне кажется, они пофамильно знают всю сборную России. Не только наши воспитанницы, я сама равняюсь на сборную страны. Постоянно смотрю новые элементы, черпаю вдохновение, отмечаю, как работают над упражнением в эмоциональном плане. Золотые медали нашей российской сборной делают художественную гимнастику безусловным брендом. Недостатка в желающих заниматься ею нет.
— Расскажите о зале в котором тренируются дети. Все ли в нем есть для занятий вашим видом спорта?
— В художественной гимнастике всегда есть нехватка специализированных залов. У нас зал тоже неспециализированный. По стандарту площадка должна быть 13 на 13 метров, а высота потолка – 15 метров. Тем не менее, я считаю, что мы тренируемся в хороших условиях по сравнению с тем, что зачастую доводится видеть в других городах. У нас стационарный ковер, который регулярно чистится, а это очень важно, в зале всегда тепло. Пусть зал у нас и нестандартный, но мы его любим и лелеем.
— Как в целом вы оцениваете уровень развития художественной гимнастики в регионе? Растет ли профессионализм спортсменов, тренерского состава? Какие серьезные соревнования с участием югорчан проходят в регионе и вне его?
— Бесспорно, большим шагом вперед для развития художественной гимнастики в регионе стало включение нашей спортсменки Юлии Кутлаевой в сборную России. Это наша первая звездочка. Надеюсь, она прославит наш округ. Если говорить о соревнованиях, то на территории Югры проводится три открытых окружных турнира: «Дебют» для совсем маленьких спортсменок до третьего взрослого разряда, «Югорские россыпи» и «Весна Победы», который в этом году проходил уже шестой раз и собрал рекордное количество участников – 280 гимнасток. Также по округу проводятся открытое первенство города Сургута, открытое первенство Ханты-Мансийска, Кубок главы города Ханты-Мансийска, первенство и чемпионат Югры. На всех этих соревнованиях дети выполняют разряды до первого взрослого и кандидата в мастера спорта. Хотелось бы, чтобы количество участниц турниров росло, но в индивидуальных дисциплинах это сделать довольно сложно, так как, чтобы отсмотреть всех участниц, требуется очень много времени. Это можно сделать за счет групповых упражнений. В них участвует шесть гимнасток, поэтому за две с половиной минуты можно отсмотреть сразу шесть спортсменок. В индивидуальных соревнованиях это займет 20 минут. Кроме того, мы уже успели вырастить в округе свое поколение тренеров. Те девочки, которые сами были гимнастками, кандидатами в мастера спорта, сейчас работают тренерами и обучают новых спортсменок.
Что дает художественная гимнастика девочке
Дети в художественной гимнастике получают гармоничное физическое, эстетические и эмоциональное развитие, учатся красоте, координации, гармонии. Спорт учит добиваться победы и бороться за результат.
Художественная гимнастика –спортивная дисциплина, родиной которой является Россия. Природная грациозность, красота наших девушек обеспечивают высочайшие спортивные и олимпийские достижения на протяжении длительного времени.
Одаренные девочки могут достигать олимпийских вершин. Для прочих девочек занятия художественной гимнастикой помогают лучше понять свое тело и научиться им управлять.
Что развивает художественная гимнастика
Качества, которые развивает художественная гимнастика у всех девочек без исключения, очень привлекательны. Это гибкость, грация, координация и точность движений, гордая посадка головы и обаятельная улыбка. Выступления под музыку способствуют развитию эстетической составляющей, хорошего вкуса и артистизма. Фигура «художниц» гармонична, с красивой линией плеч и хорошим мускульным скелетом. Несмотря на внешнюю хрупкость, девочки сильны, подвижны и выносливы.
Навыки самодисциплины, умение четко планировать и ценить свое время сохраняются на всю жизнь, как и красивая осанка.
Природные данные для занятий
Художественная гимнастика предполагает тонкость, легкость, прыгучесть, определенное соотношение пропорций тела. Набор девочек в спортивные группы начинается весной и заканчивается осенью. Предпочтение отдается гибким и стройным девочкам.
Проверка пропорций тела для маленьких детей 4-5 лет простая. Ноги должны быть длиннее остального тела. Колени и локти должны разгибаться полностью. Изгиб в обратную сторону допустим, но не приветствуется, поскольку увеличивает возможность травм при прыжках. Проверяется умение тянуть носочек, подвижность суставов и стоп, музыкальность, умение держать ритм.
Небольшая полнота в начале занятий не является препятствием для занятий в оздоровительной группе. При хороших природных данных, возможен переход в спортивную группу.
Здоровью спортсменок уделяется большое внимание. Обследования обязательны 2 раза в год. Нередко отмечаются случаи выправления сколиоза в результате занятий.
Сохранение легкости и питание
Диета для спортсменок должна включать в себя крупы, такие как греча, овсянка, рис, обязательны источники белка, мясо, молоко и овощи. Тренировки способствуют сохранению хорошей формы и стройности, отказ от сладостей и мучного для спортсменок вполне естественен. Гимнастика не требует такого истощения, как в балете, по причине отсутствия балетных поддержек и в силу того что спортивная карьера приходится на период роста и развития ребенка. Можно с уверенностью сказать, что именно художественная гимнастика предполагает гармоничное развитие.
Одежда и экипировка
Одежда для тренировок – это слитный купальник с высокими вырезами для ног с рукавами или без. Купальник может быть из современных эластичных материалов или из хлопка (для начинающих), как простой хореографический. Требования к цвету тренировочного купальника устанавливаются в разных тренировочных школах разные. В любительских группах купальники могут быть разных цветов, для спортивных занятий, как правило, все купальники одного цвета. Черные, белые, синие. Под купальник, если температура в зале не высокая, надевают лосины или велосипедки. В ряде секций носят гетры для лучшего разогрева суставов. Обувь для занятий – получешки с нескользящей подошвой (желательно кожаные) и тренировочные носки.
Девочки в художественной гимнастике выступают в красивых ярких нарядах расшитых блестками, пайетками, бисером. Раньше это был только купальник, а сейчас это может быть и купальник с небольшой юбочкой, которая еще больше подчеркивает красоту и женственность гимнастки. Используются современные материалы, тянущиеся и способствующие правильному теплообмену.
Предметы для тренировок
Скакалка, мяч, булавы, лента, обруч. Качественные предметы для художественной гимнастики стоят дорого и приобретаются по мере обучения.
Как проходят тренировки
Младшая группа занимается 3-4 раза в неделю в спортивных секциях или 2-3 раза в неделю в оздоровительных группах. Тренировки продолжаются по 1.5 часа в спортивных группах и по часу в оздоровительных. Таким образом, сразу понятно, что будущие спортсменки занимаются 6 часов в неделю против 2 часов в неделю для оздоровительных групп. Интенсивность и продолжительность занятий спортсменок в 3 раза выше. При выборе режима тренировок необходимо учитывать этот фактор. Лучше начинать с оздоровительных групп, если только ребенка не отобрали в спортивную группу по природным параметрам.
Старшие группы занимаются 5-6 раз в день и добавляются занятия по хореографии. Продолжительность тренировок может быть до 5-6 часов в день.
Начало тренировки – разминка, укрепляющие упражнения, затем растяжка, прыжковая работа и отработка сложных элементов, упражнения на выносливость.
Тренировки проходят под музыку, т.к. все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Гимнастки чередуют работу над отдельными элементами из упражнения и прохождение всего упражнения под музыку.
Координация движений – одно из ключевых понятий в художественной гимнастике и предмет работы на тренировках.
Для обязательных занятий хореографией музыка является важным элементом.
Тренировка, как правило, заканчивается ОФП.
Возрастные группы
- Младшая возрастная группа включает детей 4-7 лет.
- Средняя тренировочная группа объединяет девочек до 10 лет.
- Старшая спортивная группа – до 16 лет.
- Дальнейшее спортивное образование возможно в специализированных учебных заведениях.
Спортивная карьера и ее завершение
В командах и в сборных возраст выступлений формально не ограничен. Девушки могут выступать и перешагнув 20-летний рубеж. Срок завершения карьеры указывает тренер либо гимнастки сами принимают такое решение. В среднем, девушки выступают до 18-22 лет в гимнастике, затем могут продолжить карьеру в акробатике, танцах, начать тренерскую и преподавательскую работу при наличии диплома.
Получение разрядов
Для получения разрядов необходимо выполнить определенный для каждого разряда набор упражнений. Младшая группа получает юношеские разряды, средняя группа уже может претендовать на получение взрослых разрядов. В старшей возрастной группе девочки борются за звания кандидатов и мастеров спорта.
Минусы
Удивительно, но даже у такого прекрасного вида спорта, как художественная гимнастика, имеются минусы. Спорт это соревнования, серьезные эмоциональные нагрузки, возможность травм у спортсменов, выполняющих сложные элементы выше, не все дети имеют равные природные данные для художественной гимнастики.
Даже при занятиях с обычными данными в оздоровительной группе, без значимых побед, девочки приобретают изящество, превосходную осанку и неповторимую грацию.
Травматичность
Выполнение сложных упражнений без должной подготовки и растяжки, глубокие прогибы нередко приводят к растяжениям связок, вывихам, ушибам и даже переломам. Это спорт и небольшие травмы неизбежны, как преодоление и боли при растяжках. Задача родителей – наблюдать, чтобы преодоление не было чрезмерным и травматичным для психики ребенка. Для детей, которые начали занятия позднее, чем 8-9 лет характерны травмы позвоночника при неправильном режиме тренировок. Также могут быть проблемы с коленными суставами.
Завышенные требования
Не все дети одарены одинаково. Если тренер рассчитывает исключительно на высокие спортивные результаты, к детям могут предъявляться завышенные требования, как к одаренным детям – еще выше, еще гибче, еще изящнее, так и к девочкам, которые вряд ли взойдут на мировые пьедесталы. Чтобы избежать завышенных требований, выбирайте тренера тщательно в зависимости от природных возможностей ребенка.
Как и в балете, необходимый выверт стопы можно дотянуть, негнущиеся колени вытянуть. Необходимо понимать, что девочка с данными, дотянутыми до хороших, будет на вторых ролях. По ассоциации с балетом – можно стать балериной Большого театра, 4 лебедь слева, во 2 ряду.
Заключение
Художественная гимнастика – прекрасный вид спорта, выглядящий как грациозный танец, но требующий огромной подготовки, силы воли, выносливости и высокой работоспособности. Художественная гимнастика признана олимпийским видом спорта. Соревнования по художественной гимнастике смотрят миллионы людей. Эмоциональный накал на соревнованиях не слабее, чем на футбольных кубках, что требует от спортсменок выдающихся физических данных и эмоциональной устойчивости. Эти качества формируются в процессе занятий и тренировок.
Основная задача родителей научить ребенка работать и даже при недостаточных природных данных можно добиться высоких результатов.
Что может дать художественная гимнастика девочке?
Вы любите смотреть телепередачи о соревнованиях гимнасток или фоторепортажи о художественной гимнастике? Невероятно красивое, завораживающее зрелище. Все в нем прекрасно — и великолепные костюмы, и музыка, и гибкие, ловкие гимнастки, вселяющие на несколько минут выступления жизнь в яркие ленты, обручи, булавы или мячи, заставляющие их двигаться, казалось бы, по собственной воле, независимо от держащей их руки — трепетать, взмывать вверх, или закручиваться причудливыми змейками и спиралями. А может быть, и ваша дочь тоже мечтает научиться этому?
Детская художественная гимнастика — очень красивый и весьма популярный вид спорта, многие родители девочек отдают ему предпочтение. И немудрено, ведь купальники для художественной гимнастики — такие красивые и блестящие, музыка в художественной гимнастике — прекрасная и торжественная, гимнастки — легки, изящны и гибки. Кому же не хочется, чтоб его девочка стала такой же?
Как стать гимнасткой?
В художественную гимнастику дети приходят рано — обычно в 5-6 лет. В этом возрасте мышцы и связки еще пластичны, легче поддаются растяжке, к примеру. Прежде, чем выбрать школу художественной гимнастики, подумайте, чего Вы ждете от нее? Если Вас привлекают в художественной гимнастике соревнования, победы, награды (а может, Вы видите свою дочь следующей олимпийской чемпионкой?), тогда стоит подбирать серьезную школу и опытного тренера. В этом случае стоит помнить, что гимнастика — это не только прекрасные выступления под красивую музыку, но, в первую очередь, серьезные регулярные тренировки, немалые нагрузки, и огромный труд самого ребенка, его тренера и родителей. Только после этого можно рассчитывать на соревнования, награды и известность, если к этому всему прилагаются еще и способности. А рассмотреть и развить их и поможет опытный тренер. Он же станет девочке “второй мамой и папой” в поездках на соревнования и сборы, присмотрит, утешит, настроит на победу, научит. Вот почему тут важно не ошибиться.
Если же медали и фанфары вам не слишком интересны, можно подыскать школу или секцию попроще. Например, при родном районном дворце культуры и спорта. Нагрузки там будут поменьше, требования попроще, ну, и, конечно же, плата меньше и к дому — ближе. При выборе такой школы-секции детской художественной гимнастики, соревнования, в которых сможет участвовать ваша гимнастка, будут, скорее всего, школьного или районного уровня. Хотя, если девочка будет радовать хорошими результатами, на нее вполне могут обратить внимание и тренеры из серьезных школ художественной гимнастики, или даже училищ, в которых тренируются и воспитываются наши будущие олимпийские чемпионы.
Что понадобится для занятий?
Первое, что необходимо, это, конечно же, спортивная форма, в которой девочка будет тренироваться — специальный купальник для художественной гимнастики. Нет необходимости приобретать сразу “концертный” вариант, расшитый стразами и блестками, они, скорее, будут мешать. Для начала стоит остановиться на самом простом купальнике, главное, чтобы он был по размеру, и юной гимнастке было в нем удобно.
Обувь для тренировок — это, чаще всего, простые чешки.
Перед приобретением снарядов — ленты, мяча, обруча, лучше сначала проконсультироваться с тренером. Он подскажет, с чем будет удобнее работать. А некоторые школы художественной гимнастики могут предоставить свои снаряды на первых порах. Это довольно удобно — вдруг этот вид спорта не подойдет вашей девочке, и она решит оставить занятия. А хорошие мячи, булавы или обручи — удовольствие не слишком дешевое.
Что может дать художественная гимнастика?
Действительно, если занятия затеваются ради будущей славы и медалей, тут все более-менее понятно. Однако школ художественной гимнастики — сотни, а на олимпиаду попадают единицы. Про простые секции, не стремящиеся вырастить чемпионок, тоже не стоит забывать. Так — зачем?
Детская художественная гимнастика — один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта. Физические нагрузки здесь сопровождаются развитием гибкости, чувства ритма (а как же — выступают-то гимнастки под музыку), координации движений, пластики. У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся художественной гимнастикой, после может легко перейти к занятием танцами, например. А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест — все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало.
Источники:
http://ugramegasport.ru/2016/08/12/anna-kazantseva-dlya-uspeha-dolzhen-sformirovatsya-svoego-roda-treugolnik-roditeli-trener-i-rebenok/
http://myintelligentkids.com/deti-v-xudozhestvennoj-gimnastike
http://www.7ya.ru/article/Chto-mozhet-dat-hudozhestvennaya-gimnastika-devochke/