0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест какой ты хоккеист. Тест Купера — нормативы для хоккеистов. Какие бывают тесты функциональной готовности хоккеистов

Тест какой ты хоккеист. Тест Купера — нормативы для хоккеистов. Какие бывают тесты функциональной готовности хоккеистов

Контрольные упражнения (тесты) для групп начальной подготовки в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) по хоккею

Тесты для оценки общей физической подготовленности (ОФП)

  1. Бег 20 метров вперед лицом. Тест призван оценивать уровень скоростных качеств движений юного хоккеиста. Тест проводится в зале на дистанции 20 метров с высокого старта. Оценивается время на преодоление дистанции (с).
  2. Бег 20 метров спиной вперед. Тест проводится для выявления уровня развития координационных качеств и быстроты юного хоккеиста. Задание проводится в зале, дистанция 20 метров, старт по звуковому сигналу. Даются две попытки, регистрируется время (с).
  3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа(отжимания). Тест призван оценивать уровень развития собственно силовых качеств верхнего плечевого пояса. И.п. упор лежа, руки прямые, глаза смотрят вперед, спина и ноги прямые. Спортсмен выполняет сгибание — разгибание рук в локтевом суставе до угла 900 максимальное количество раз, с заданной частотой. Упражнение останавливается когда хоккеист начинает выполнять задание с погрешностями. Оценивается количество раз.
  4. Прыжок в длину. Тест проводится для выявления скоростно-силовых качеств юного хоккеиста, а так же уровня развития координационных способностей. Упражнение проводится в зале. После показа задания тренером и объяснения правильности выполнения спортсмену дается две попытки, из которых регистрируется лучшая (м).
  5. Челночный бег 4х9 метров. Тест проводится для выявления уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств спортсмена. Тест проводится для выявления уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств спортсмена. Тест проводится в зале. По сигналу спортсмен стартует с высокого старта, пробегая каждый, кроме последнего, 9-метровый отрезок, он должен коснуться рукой линии. Оценивается по времени (с).
  6. Комплексный тест на ловкость. Контрольное задание, призванное оценивать уровень развития координации юных спортсменов. Тест проводится в зале на дистанции 20 метров. По сигналу спортсмен выполняет прыжок с разворотом на 3600 на месте. Затем выполняет 2 кувырка вперед на матах, после чего перепрыгивает через барьер высотой 50 см и подлезает под барьер высотой 50 см (расстояние между барьерами 3 метра, высота может меняться в зависимости от возраста), оббегание змейкой 5 стоек, находящихся друг от друга на расстоянии 2 метров в длину и 1 метра в ширину, затем выполняется поворот на 1800 и финиш спиной вперед. Оценивается время прохождения в (с).

Тесты для оценки специальной физической и технической подготовленности

  1. Бег 20 метров вперед лицом. Тест призван определить уровень специальных скоростных качеств (стартовой скорости и частоты движений). Упражнение проводится на льду, хоккеист стоит у борта, касаясь его ногой. По звуковому сигналу спортсмен старается как можно быстрее преодолеть расстояние до синей линии. Оценивается время (с).
  2. Бег 20 метров вперед спиной. Тест для определения координационных способностей, а также для определения техники катания спиной вперед. Проводится аналогично тесту 1.
  3. Челночный бег 6х9 метров. Тест призван определить уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств юного хоккеиста. Проводится на льду хоккейного поля. Спортсмен стартует с синей линии, и должен преодолеть шесть 9-метровых отрезков (до красной линии и обратно). Торможения выполняются правым и левым боком. Попытка не засчитывается если хоккеист не доезжает хотя бы до одной линии и тормозит только одним боком. Оценивается время (с).
  4. Слаломный бег без шайбы. Тест для определения уровня владения техникой катания скрестными шагами, прохождения виражей и поворотов. Проводится на льду хоккейного поля. Оценивается время (с) и техника выполнения.
  5. Слаломный бег с шайбой. Тест призван оценить уровень владения техникой ведения шайбы и техникой катания. Проводится на льду хоккейного поля. Оценивается время (с) и техника выполнения.
  6. Обводка на коньках трех стоек с последующим броском. Тест направлен на оценку техники ведения, обводки и завершающего броска шайбы в ворота и проводится следующим образом. Старт и ведение шайб с линии ворот, в средней зоне обводка трех стоек, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга. После обводки третей стойки выполняется завершающий бросок в ворота, при этом шайба должна пересечь линию ворот надо льдом и в то момент регистрируется время выполнения теста (с). На выполнение теста даются три попытки.

На основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей, утвержденного приказом Минспорта России от 27.03.2013 № 49 и Дополнительной предпрофессиональной программы по хоккею с шайбой, принятой Дирекцией спортивных сооружений (Псковская область, Псковский район, д.Борисовичи)

Первый тест направлен на оценку мощности анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения. Существуют некоторые вариации данной методики, отличающиеся как в сторону небольшого уменьшения, так и небольшого увеличения дистанции. Вызвано это различиями в размерах и разметке североамериканских и европейских площадок. Вне зависимости от используемой дистанции, используется один и тот же протокол тестирования.

Вторая методика, бег круг на скорость, направлена на оценку ёмкости анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения. Объясняется это тем, что на преодоление дистанции в максимальном темпе уходит больше 12 секунд.

Тест бег на коньках 27,5 метров лицом и спиной вперёд

Рисунок 1. Тест бег на коньках 27,5 метров а) лицом и б) спиной вперёд

Читать еще:  Под каким номером играет серхио рамос. Футболист Серхио Рамос. Фараон из Камаса

Данная разновидность используется известной североамериканской компанией The Next Ice Hockey Testing, специализирующейся на педагогическом контроле спортсменов . Дистанция выбрана по причине того, что все старты на льду данной организацией производятся с «усов» круга вбрасывания в зоне обороны, от которых расстояние до дальней синей линии до изменений в правилах составляло 27,5 метров.

Кроме того, данная методика, в несколько усовершенствованном виде, активно использовалась в исследованиях 75 игроков КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) , что позволило создать шкалы оценок для соответствующего контингента (таблица 1). Особенностью подхода является то, что датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях, а также на отметках 5 и 17,5 метров. Таким образом, методика позволяет фиксировать стартовую скорость (отрезок 0-5 метров), дистанционную скорость (отрезок 17,5-27,5 метров), а также общее время преодоления дистанции (отрезок 0-27,5 метров).

Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Все о тестировании хоккеистов

Тестирование хоккеистов проводится для оценки уровня профессиональной подготовки. Это специальные упражнения, которые помогают выявлять слабые стороны игрока, оценивать функциональное состояние, составлять рекомендации по подготовке и осуществлять контроль тренировочного процесса.

Как правило, тесты хоккеистов предназначены для профессиональных спортсменов, но пройти их может каждый желающий. Они проводятся в специальных лабораториях, которые работают в центрах спортивной подготовки.

Какие бывают тесты функциональной готовности хоккеистов

Функциональные хоккейные тесты играют важную роль в профессиональной подготовке спортсменов и помогают достичь лучших результатов. Они делятся на сухие и ледовые.

  • Сухие тесты проводятся в период предсезонной подготовки, поскольку в межсезонье большая часть тренировок проходит в спортзале. Они тесно связаны с ледовыми тестами, поэтому полностью отражают работоспособность хоккеиста на льду.
  • Ледовые тесты проводятся по ходу сезона, поскольку в этот период увеличивается специальная нагрузка и практически все занятия проходят на льду. Они помогают оценить предсезонную подготовку, динамику развития мастерства и повышения физического уровня.

Для оценки профессиональной подготовки эталоном служат известные во всём мире хоккеисты. Особенно актуальны тесты физической работоспособности для молодых хоккеистов, которые собираются продолжать свою карьеру в профессиональных российских и зарубежных клубах. Тестирование проводится с учётом регламента медицинских центров КХЛ и НХЛ. При необходимости заданий даётся больше, они дополняются задачами, которые ставят тренеры.

Тесты хоккеистов включают в себя:

Измерение

  • Роста.
  • Веса.
  • Процентного содержания жира и мышечной массы.

Оценку

  • Стартовой скорости.
  • Взрывной силы.
  • Максимальной мощности.
  • Силовой выносливости.
  • Аэробной работоспособности.
  • Гибкости.

Для определения тех или иных параметров тестирование предусматривает выполнение различных физических упражнений, среди которых приседания и отжимания, челночный и обычный бег, прыжки и наклоны. Часть этих упражнений выполняется на льду, часть – в спортзале. Наиболее распространён в профессиональном хоккее так называемый тест Купера.

Тест Купера – нормативы для хоккеистов

Это беговой тест разработанный учёным Кеннетом Купером для американской армии, но он нашёл широкое применение в профессиональном спорте – хоккее, футболе и других дисциплинах. Испытуемому предлагается преодолеть как можно большее расстояние за 12 минут, результаты позволяют объективно оценить физическую подготовку спортсмена.

Про хоккей и еще раз о тесте Купера

Про хоккей и еще раз о тесте Купера

(Модификация теста Купера для оценки аэробной работоспособности в игровых видах спорта)

Попов В.П. к.п.н., доцент Белорусского университета физической культуры и спорта,
Занковец В.Э., тренер по физической подготовке хоккейной команды «Динамо» Минск

Подготовка спортсмена представляет одну из форм процесса управления, важнейшим атрибутом которого является так называемая обратная связь, именуемая в спорте тестированием.

Нельзя не заметить, что многие годы в программах тестирования хоккеистов, футболистов и даже судей присутствует тест Купера в различных модификациях. Напомним, что тест Купера (1968) создавался для определения физической работоспособности и получил всемирную популярность у населения своей доступностью и высокой степенью корреляции с МПК, лабораторным тестом PWC 170. Несомненным достоинством теста является глобальный характер нагрузки, т.е. в работу включается более 2/3 мышечной массы. Выполняемая работа (нагрузка) теста предьявляет высокие требования не только к мышечному аппарату, но и к системам, обеспечивающим мышечную деятельность, прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной. Это и позволяет косвенно оценить их функциональное состояние.

Следует заметить, что тест не создавался для спортсменов высокой квалификации и профессионалов. Настораживает его массовое и некритичное внедрение во все виды активной двигательной деятельности с последующими выводами по результатам тестирования, выходящими за пределы его компетенции. Наиболее показательно массовое неприятие этого теста профессиональными спортсменами. Достаточно набрать в интернете два заветных слова, что бы убедиться в этом: «На тест шел как на казнь», «Тест все ждали со страхом, после этого теста остальные упражнения кажутся легкой прогулкой», в 2004г. 17-летний футболист Андрей Павицкий из киевского «Арсенала» не добежал и умер.

По результатам опроса отечественных тренеров, а также из опыта наших наблюдений, можно сделать вывод, что практически во всех профессиональных клубах на стадии предсезонной подготовки в качестве оценки текущей подготовленности используется в разных вариантах тест Купера. Многие тренеры вообще считают его основным тестом, а в некоторых клубах это единственный тест на подготовительном этапе!

Как видим, проблема несомненно существует! Не подвергая сомнению необходимость тестирования общей выносливости спортсменов, зададимся вопросом в чем причины неприятия профессиональными спортсменами этой формы тестирования, а также рассмотрим степень информативности, обьективности и полезности получаемой информации.

Читать еще:  Мартен фуркад происхождение родителей национальность. «я был идолом для мартена». Вы расстались

Итак, вопрос: есть ли основания считать тест Купера соответствующим задаче обьективной оценки уровня работоспособности в профессиональном в хоккее?

Нагрузку, предъявляемую организму при проведении тестов Купера, можно отнести к «аэробной» — то есть выполняемой преимущественно за счет системы аэробного энергообеспечения.

Кеннет Купер писал, что «За 12 минут вы можете покрыть значительное расстояние. Наши исследования показывают, что это расстояние пропорционально вашему МПК. Другими словами, вы можете определить своё МПК [весьма приблизительно — прим.автора] с помощью 12-минутного теста» [1].

Таблица 1 — Соотношение между длиной дистанции и потреблением кислорода[1]

Потребление кислорода в мл/кг/мин

Анализ соревновательной деятельности [9, 24, 25, 26, 27] показал, что игра отдельно взятого хоккеиста состоит из 30-80-секундных интервалов интенсивных игровых действий и 3-5-минутных интервалов пассивного отдыха [9, 24, 28, 29]. В процессе матча хоккеист выполняет до 55-65 ускорений на максимальной и субмаксимальной скорости длиной 10-30 м и более, делает 25-30 торможений, после которых стартует с максимальной скоростью, участвует в 20-25 силовых единоборствах. Ускорения с максимальной скоростью (общая протяженность за матч, в зависимости от амплуа игрока, 1200-1800 м) сочетаются также с бегом более низкой интенсивности и прокатами по инерции (за матч 5-6 км). За матч хоккеист участвует в среднем в 21-22 сменах по 40-45 сек, игровая интенсивность в зоне ЧСС 180-190 уд/мин и выше [9].

Способность компенсировать имеющиеся сдвиги в организме в многочисленных паузах отдыха безусловно будет определяться аэробными возможностями спортсмена, что в практике называют общей выносливостью. Этот момент и требует измерения и оценки.

Следующий аспект, на котором необходимо заострить внимание – это схема проведения теста. В практике спорта часть тренеров использует бег на 3 000 метров, называя это действо тестом Купера. Некоторые убеждены, что этого недостаточно, и используют бег на 3 200 метров. Если мы обратимся к книгам Кеннета Купера, то найдём два рекомендуемых вида тестирования: 12-минутный тест и полуторамильный (2414 м) тест [1]. Ни о каких 3 км у Купера речи нет! Поскольку второй вариант практически нигде не используется, рассмотрим подробно лишь первый.Здесь ставится задача за 12 минут пробежать как можно большую дистанцию. По истечении данного временного отрезка, измеряется преодолённое расстояние. Результат сопоставляется с таблицей, после чего даётся итоговая оценка.

Чрезвычайно интересно, как многие тренеры профессиональных команд по футболу и хоккею интерпретировали эту информацию. Получив «благословение» Купера о том, что отличный уровень общей работоспособности гарантирован при результате 2.8-3 км они установили этот результат как пропускную норму в этом тесте. Да, мы согласны, что часть задачи тестирования решена, но как понимать какой ценой этот результат был достигнут каждым спортсменом команды, даже если вся команда выполнила этот норматив? Как получить рейтинг каждого игрока по данному качеству? Как следить за динамикой этого показателя в период подготовки и соревнований? Вместе с тем имеются вопросы и к самим нормам.

У Купера нормы построены по возрастному принципу. Первоначальная программа аэробики была основана на данных, полученных исключительно в экспериментальных группах в военно-воздушных силах США, таблица 12-минутного теста была предназначена для военнослужащих ВВС США, которым в среднем меньше 30 лет [1]. В дальнейшем нормы распространились на широкий круг занимающихся. Следует отметить, что нормы, установленные Купером, основаны на возрастных стандартах шведских учёных [1]. В последствии тест был рекомендован спортивным клубам. Однако мы не нашли подтверждения того, что были проведены серьёзные исследования на спортсменах и созданы соответствующие таблицы для профессиональных атлетов. Кроме того, возникает проблема мотивации. Крайне сложно мотивировать хоккеиста с подписанным контрактом бежать в полную силу в предсезонном тесте. Наивно полагать, что все непременно захотят «выжать» из себя максимум. Игроки, находящиеся на просмотре, чья судьба ещё решается, будут выкладываться. Тем не менее, большинство игроков бегут на требуемое время, чтобы получить результат “отлично”, но не более. Это не позволяет оценить имеющиеся аэробные возможности, что существенно искажает общую картину, запутывая тренерский штаб. При повторном тестировании мы не сможем оценить уровень прогресса-регресса подопечных, насколько тренировочная программа была эффективна, ведь хоккеисты снова будут пытаться пробежать только на “отлично”.

Всё вышеизложенное говорит о том, что современному хоккею (да и не только хоккею) необходим более обьективный и практичный тест в комплексном тестировании ОФП, который позволит: а) исключить фактор мотивации, б) уменьшить нагрузку во время тестирования, что позволит многократно в процессе подготовки команды проводить контроль не перегружая спортсменов максимальным тестом в) снизить вероятность перенапряжения и получения травмы, г) позволит получить максимально объективную оценку физической работоспособности хоккеиста, д) сравнить подготовленность отдельных спортсменов команды, контролировать изменение аэробных способностей в сезоне игр.

Что же можно предложить для преодоления этих недостатков теста? Очевидно, следует обратиться к многочисленным работам по физиологии и биохимии спорта. Известно, что термин аэробная работоспособность используется в физиологии мышечной деятельности для обозначения способности выполнять высокоинтенсивную физическую нагрузку, энергообеспечение которой осуществляется преимущественно аэробным путем. Проблема увеличения аэробной работоспособности актуальна для спорта. Поэтому неудивительно, что выявление новых способов диагностики аэробных возможностей организма активно продолжается.

Читать еще:  Юрий Лишаев: Покоритель гор с костылями за спиной. Юрий Лишаев "Фантик" - крымский альпинист

Ограничение аэробной работоспособности связывают с низкой скоростью доставки кислорода к мышцам (Saltin et al., 2006), недостаточными диффузионной способностью (Wagner et al., 2006) и окислительным потенциалом мышц (Hoppeler et al., 1998), и чрезмерным накоплением метаболитов анаэробного гликолиза (Renaud et al., 1986). Система доставки и утилизации кислорода достаточно сложна и включает несколько этапов. Неудивительно, что не удается выделить единственную, “главную” причину, ограничивающую аэробную работоспособность людей с разным уровнем функциональной подготовленности. Проблема выявления факторов, ограничивающих аэробную работоспособность, становится особенно актуальной, когда речь идет о высоко тренированных спортсменах, работающих с предельным напряжением систем вегетативного обеспечения мышечной деятельности. Для правильной организации тренировочного процесса у этого контингента необходимо четко представлять физиологические механизмы, ограничивающие рост аэробной работоспособности и иметь обоснованный алгоритм выбора методик тренировок, направленных на ее увеличение.

В серьезных работах [2, 3, 6] посвященных изучению кислородно-транспортной системы организма авторы константировали, что аэробная производительность организма может быть оценена достаточно обьективно по величине максимального потребления кислорода ( V О2max), аэробная экономичность — по порогу анаэробного обмена (ПАНО). Из этого следует, что аэробная производительность организма достаточно полно отражается показателями МПК и ПАНО. Вместе с тем, имеется мнение, что критерий анаэробного порога является более информативным показателем, чем МПК [6], ибо он коррелирует с физической работоспособностью спортсмена значительно выше [2, 3]. Это дает нам возможность рассматривать показатель ПАНО как возможный инструмент оценки аэробной работоспособности (общей выносливости спортсмена).

Почему ПАНО является более привлекательным показателем для решения поставленных задач? Прежде всего, работа на уровне ПАНО требует более щадящей нагрузки, примерно 75-85% от МПК [6]. Очевидно, что бег на пульсе 150 уд/мин не сопоставим с нагрузкой в максимальном тесте, где пульс достигает значений 180 уд/мин и выше. Заметим также, что определение МПК, как правило, проводится в лабораторных условиях и требует достаточно квалифицированный персонал и дорогостоящее оборудование.

Теперь о самом главном. Как можно с наименьшими затратами применить этот показатель? Наиболее простой подход может быть следующим. Наши исследования ПАНО у 64 хоккеистов КХЛ в лабораторных и полевых условиях показали, что порог анаэробного обмена в среднем находится в пределах 150-160 уд/мин.

Известно, что работоспособность на уровне ПАНО можно определять разными способами. Мы предлагаем принять следующую гипотезу. Если задать спортсмену бег 3 км в пульсовой зоне 150 уд/мин, то очевидно, что спортсмены, имеющие ПАНО 150, будут бежать со скоростью ниже тех, кто имеет ПАНО на уровне 160 и наоборот. Обращаем внимание, что в тесте Купера переменными показателями являются дистанция и интенсивность бега, регламентируется лишь продолжительность работы. Наша же гипотеза позволяет стандартизировать два показателя теста: дистанцию, а также индивидуальную интенсивность бега на основе ЧСС. Монитор ЧСС позволит контролировать интенсивность бега и сохранит информацию о пульсе. В результате получаем внутрикомандный рейтинг каждого спортсмена, а также исключаем влияние мотивации на результат тестирования. Это позволяет без напряжения проводить такое тестирование так часто, как это потребует программа подготовки и контроля.

Как же оценить полученный результат? Очевидно, речь идет о критериях и шкале оценки полученного результата, а также о разработке норм с учетом индивидуальных особенностей профессиональных игроков. Ответ на этот вопрос может быть получен различными способами и, соответственно, с различным уровнем объективности.

Первый вариант включает использование данных лабораторных исследований по измерению ПАНО и МПК. В результате исследований [4, 6, 7, 23, 24, 31, 32, 38] было установлено, что VO 2 max у хоккеистов высокой квалификации находится в пределах 45-73 мл/кг/мин [21, 22, 34], а показатель ПАНО, по нашим данным, в пределах 31-50 мл/кг/мин. В реальной практике предсезонной подготовки, спортсмены профессионалы как минимум один раз в году проходят УМО, где эта информация предоставляется персоналу клуба. Таким образом, мы имеем желаемый уровень VO 2 max и ПАНО по литературным данным и реальную информацию об уровне этих показателей в конкретной команде. Нам в этой ситуации предстоит ответить на вопрос: какой уровень ПАНО соответствует различному времени преодоления дистанции? Ответ на этот вопрос получим при построении оценочной таблицы «время преодоления дистанции на ЧСС 150» — уровень VO 2 max или ПАНО, полученного путем биохимического или лабораторного исследований накануне теста. Полученная зависимость дает возможность произвести оценку аэробных возможностей спортсмена в начале цикла подготовки и получить ориентир для дальнейшей физической подготовки и текущего контроля за состоянием систем кислородного обеспечения организма в длительном игровом сезоне.

С целью построения оценочной номограммы на группе хоккеистов команды КХЛ, мы провели тест «бег 3 км на пульсе 150 уд/мин». Прямым методом с использованем велоэргометрической нагрузки определили индивидуальный уровень ПАНО и МПК. Затем полученные данные были обработаны методом аппроксимации с элементами регрессионного анализа. В качестве аппроксимируемой функции использовался полином 2-го порядка. Приближение осуществлялось методом оптимизации Гаусса-Ньютона.

В результате статистического анализа мы получили показатели соответствия результата в беге на 3 км на пульсе 150 уд/мин с уровнем ПАНО спортсмена.

Таблица 2 – Зависимость ПАНО от времени преодоления дистанции

Источники:

http://fitness-page.ru/test-kakoi-ty-hokkeist-test-kupera—normativy-dlya-hokkeistov-kakie-byvayut.html
http://athockey.ru/vse-o-testirovanii-hokkeistov/
http://www.eaglesports.ru/blogs/novosti/pro-hokkey-i-esche-raz-o-teste-kupera

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector