Тайцзицюань: упрощенный комплекс «24 формы» стиля ян
Тайцзицюань: упрощенный комплекс «24 формы» стиля ян
Голова держится прямо, подбородок при этом чуть поджат. Должно быть такое ощущение, будто волосы на макушке тянут вверх. При этом создается впечатление, что голова находится в “подвешенном” состоянии.
Плечи естественно опущены и расслаблены. Руки округлые. Локти провисшие и немного согнуты. Пальцы рук естественно распрямлены. При формировании кисти в кулак или “крюк” пальцы также не напрягаются.
Тело естественно вытянуто и расслаблено, отдавая приоритет гибкости.
Талия расслаблена. Нужно запомнить, что все движения “выходят” из талии:
Ноги округлые. Бедра естественно напряжены. В позиции “лук-стрела” задняя нога полностью не выпрямляется. Колено передней ноги не выходит за вертикальную линию носка.
Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении упражнений. Движения подобны плывущим облакам: спокойны и текучие. Мышцы расслаблены. В Китае говорят: “Когда выносите вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона”. Во время занятий тайцзицюань необходимы гибкость и естественность. Это не означает, что исполнение должно быть неточным и безжизненным. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: “Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка”.
Необходимо осознать, что все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях. Поэтому очень важно координировать работу ног, талии и рук, так как в тайцзицюань они представляются единым целым.
Каждая часть тела наводится в постоянном движении. Выполняющий не должен вести себя подобно марионетке. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными несущими частями.
Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Дыхание ритмичное, ровное, глубокое и координируется с “открытыми” и “закрытыми” движениями. “Открытые” движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. “Закрытые” основываются на отходах или сведении конечностей. Выдох выполняется на “открытом”, вдох — на “закрытом” движении.
Первоначально следует темп выполнения упражнений сочетать с естественным дыханием. Со временем, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений замедляется. Необходимо комбинировать “полноту” и “пустоту” и правильно чередовать их. “Полнота” и “пустота” связана с сознательной концентрацией мысли и контроле того или иного действия. При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль “определяет движение”. При выполнении движений взгляд следует за руками или направлен вперед. Так как концентрации мысли в тайцзицюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма, поэтому некоторые специалисты сравнивают тайцзицюань с “физическими упражнениями сознания” или “терапевтическими упражнениями пустой головы”. Изучать комплекс “24 формы” необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм. Комплекс “24 формы” выполняется в течение 4—6 минут. Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья и количеству располагаемого времени. Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности. Лучшее время для занятий — утро, однако вечерние тренировки также пойдут на пользу.
В пояснениях к тексту используются направления по часам циферблата. Таким образом, направление в исходном положении начала комплекса (рис. 1) будет: лицо — на 12 часов, спина — на 6 часов, слева — на 9 часов, справа — на 3 часа.
Тайцзицюань: 24 формы изящности, красоты и здоровья
В современном мири переполненном экологическими проблемами негативной информацией, гиподинамия и стрессы становятся привычным явлением в нашей жизни. Все больше и большее людей в качестве альтернативы этому противопоставляют здоровый образ жизни: правильное питание отказ от вредных привычек, физические нагрузки, курсы различного массажа, регулярное посещение саун, занятие танцами и йогой. В этом списке достойное место занимает, набирающий всё большую популярность, комплекс Тайцзицюань 24 формы.
Основные особенности комплекса Тайцзицюань 24 формы
Родина этого комплекса, как и много другого полезного — Китай. В его основе лежит семейный стиль Ян 108 форм которого, были сокращены до 24 движений. Упрощенная версия по времени исполняется не более 5-10 минут. Из нового комплекса упражнений исключили отдельные элементы, наиболее сложные и заимствованные из боевых искусств, например, некоторые удары ногой: нога сбивающая лотос или змея выпускающая жало. Сократили число повторений отдельных движений.
На видео тайцзицюань 24 формы (обучающие видео):
Таким образом, сокращённая форма ушу Тайцзицюань, её ещё называют Пекинской, стала легкой и быстрой в освоении, доступной для занятий с самого раннего возраста. Уменьшенная нагрузка делает его доступным представителям старшего возраста. Вместе с тем комплекс остался хорошим начальным учебным пособим для основательного изучения стиля Ян.
Краткое описание 24 форм
Все формы комплекса выполняются медленно непрерывными округлыми движениями, без усилий, тело расслаблено, голова держится ровно, тело вертикально. Каждое движение имеет свою природную аналогию, поэтому направляется разумом, в голове постоянно держится ассоциативная картинка.
- Изначальное положение.
- Гладите по гриве лошадь.
- Движения аиста расправляющего крыло.
- Чистите с двух сторон своё колено.
- Играете на воображаемой лютне.
- Разводим широко в стороны руки.
- Пытаемся ухватить, с левой стороны, за хвост воображаемую птицу.
- Пытаемся ухватить, с правой стороны, за хвост воображаемую птицу.
- Движение одиночного хлыста.
- Представляем, что мы разгоняем перед собой облака руками.
- Движение одиночного хлыста.
- Гладите по гриве лошадь.
- Мах правой ногой.
- Выносим медленно обе руки вперёд.
- Поворачиваемся и делаем мах левой ногой.
- Толкаем воображаемый предмет вниз остаёмся на левой ноге.
- Толкаем воображаемый предмет вниз остаёмся на правой ноге.
- Выполняем движения челнока в обе стороны.
- Представляем иголку на морском дне.
- Движение плавно мелькающей руки.
- Поворачиваемся и одновременно с этим отклоняемся, выносим туго сжатую кисть. Завершающие движения.
- Пересечённые впереди руки.
- Заключительная стойка.
Дыхание во время упражнений должно быть ровным и глубоким, вдох носом, а выдыхаем ртом.
О тайцзи и о цюане
Занятия тайцзицюань для здоровья, боевых навыков и самосовершенствования.
Кто создал 24 формы тайцзицюань
Н е секрет, что самый популярный вид тайцзицюань в мире – это 24 формы Ян. Огромное количество людей практикует эту форму.
Открою вам секрет: я и сам в детстве практиковал 24 формы. Многие мои знакомые – серьёзные ценители тайцзицюань – также начинали с этой формы, а потом выбирали для себя более продвинутые направления.
Эта форма, благодаря своей распространённости и простоте, относительно легко может быть выучена самостоятельно – по видео-материалам и книгам. Из неё максимально убраны все связи с нэйгун, туйшоу, прикладным применением – это также способствует быстрому освоению.
Так как выполнение этой формы занимает примерно 10 минут, многие предпочитают 24 формы, чтобы не слишком отвлекаться на долгие тренировки.
Известны многочисленные попытки властей Китая сделать эту форму стандартом производственной гимнастики, физкультуры для учебных заведений, и применять её для целей реабилитации в клиниках.
Несмотря на распространённость, о её происхождении известно очень мало. В этой статье я хочу поделиться тем, что знаю касательно этой темы. Если у вас есть что добавить, оставляйте свои комментарии.
Происхождение 24 формы Ян
Итак, 24 формы были составлены при содействии правительства Китая (коммунистического). Официально принято считать, что этот вид тайцзи создан неким Китайским Оздоровительным Коммитетом при участии мастеров: Чу Гуйтина, Цай Лунюня, Фу Чжунвэня и Чжан Ю в 1956 году.
Но тут есть много несостыковок:
Во первых, официальное руководство по 24 формам “Упрощённый тайцзицюань” было выпущено под авторством некоего Ли Тяньцзи.
Во вторых, мастер Фу Чжунвэнь известен как противник изменений тайцзицюань в сторону упрощения. Как он мог принимать участие в подобной деятельности?
В своём интервью сын мастера – Фу Шеньюань – называет автором 24 форм некоего Ли Ченцзи, который состоял в китайской компартии и занимался синъи и багуа (но не тайцзи). Я думаю, что произошло искажение имени автора, т.к. это интервью записано испанскими учениками мастера Фу, и правильное имя автора звучит как Ли Тяньцзи.
Также это интервью проливает немного света на само создание “Упрощённого тайцзицюань”. Как известно, незадолго до этих событий Фу Чжунвэнь написал книгу о тайцзицюань (возможно, речь идёт о каком-то первом издании “Тайцзи-цюань стиля Ян”). Используя эту книгу, Ли Тяньцзи и создал 24 формы.
Интересно, что “официальный соавтор” Фу Чжунвэнь, узнав об этом, так принялся критиковать новосозданную форму, что его даже поместили под домашний арест за “несогласие с политикой партии по распространению Тайцзицюань”.
“Это не Тайцзицюань”, — сказал Фу Чжунвэнь, увидев эту форму.
Интересно, Спасибо.
Странная формулировка “вид тайцзи”. Ведь это набор из 24 форм, не более того. В самих формах изначально нет нэйгун. Нэйгун – это работа человека, а не форм. И если кто-то захотел убрать нэйгун из 24-ки, то это вопрос не формы, а выбора по каким принципам выполнять форму. Если она изучается по фильмам и видео, то нэйгун там и не может быть. Если соблюдение принципов тайцзицюань диктуется компартией, то тоже не будет нэйгуна.
Да, 24-ка не настолько продвинута по форме, как традиционные комплексы (разнообразие движений, их согласование). Но ничего не мешает наполнить изначально “пустые” 24 формы традиционным содержанием и использовать их потенциал. Это вопрос методики. При этом общий рисунок форм сохраняется, но в целом исполнение отличается от популярного спортивного. Очень заметно и внешне, и внутренне. Говорю так, потому что практикую 24-ку в традиционном ключе. Я знаю, что в самой 24-ке есть формы из традиционных комплексов. По форме не так уж она и далека от них.
““Это не Тайцзицюань”, — сказал Фу Чжунвэнь, увидев эту форму.” – мне, например не ясно, про что конкретно он сказал – про саму форму или про содержание, которым наполнил исполнитель, или наполняли люди из компартии. По-моему, дело вполне могло быть в содержании.
“Но ничего не мешает наполнить изначально “пустые” 24 формы традиционным содержанием и использовать их потенциал.”
Тут думаю вопрос кроется в смешивании понятий тайцзицюань с формой тайцзицюань. Тайцзицюань гораздо больше чем форма. А “24 формы” вроде как и задумывалась с целью отпросить всё это “буржуазное прошлое”. А “наполнить” конечно можно, только зачем? И где взять то, чем наполнить? В традиционных направлениях, через прямую передачу? Зачем тогда 24? Понимаете куда я клоню?
“Это вопрос методики”
Скорее это вопрос наличия того, чем “заполнять”.
“про саму форму или про содержание”
Не знаю, но, возможно, про то что я написал выше.
“А “наполнить” конечно можно, только зачем? И где взять то, чем наполнить? В традиционных направлениях, через прямую передачу? Зачем тогда 24? Понимаете куда я клоню?”
Методику школы обсуждать не берусь. Какие-то причины точно были. Хотел бы я изучать традиционный комплекс? – Да, хотел бы, и в будущем такая возможность у меня появится. Но все-таки изначально мне передают суть, а это ценнее формы, поэтому обделенным себя не ощущаю.
Есть базовые принципы, их нужно освоить и соблюдать в каких-бы то ни было комплексах и формах.
Настоящий Тайцзицюань постигается через форму. Так всегда было и будет. Ян Ченьфу довершил то,что создал его дед и систематизировал.Так появилась 85 форма Тайцзицюань.Вот через эту форму и нарабатывается Нейгун. Стиль У,это та же самая 85 форма,только в убыстренном и малоамплитудном виде.Мастера прошлого видели эти потоки Ци,чувствовали их и взращивали. Так и появилась 85 форма.И ее нужно выполнять именно так,а не иначе. Именно через нее и становятся непобедимыми мастерами.А 24 формы набора простых физических упражнений дает лишь легкую эйфорию чего то там (типа здоровья и прочих не обычных способностей) Миллионы людей на планете делают обычную гимнастику,занимаясь самообманом и абсолютно не понимая ,не видя и не чувствуя потоков. Вот по этому Фу Чжунвэнь и ругался. Он видел на прямую взглядом,что 24 формы -это полная ерунда. Нет последовательности движений,нет и взращивания Ци.Не будет и трансформации тела и сознания. Ведь из надерганных не впопад движений ни чего путного не выйдет.А вот когда человек ежедневно по 20 минут за подход без остановки делает 85 форму по 4-5-6 раз хотя бы в течении года,вот тогда и уходят многие болезни,вот тогда и просыпается та сила,о которой все только и талдычат. Ян Фукуй делал эту форму по 8 раз в день непрерывно в течении 25 лет. Так что же вы все хотите то от 24 наборов физ. упражнений. Чуда. Оно будет,если пахать.
Я не понимаю смысла полемики. Пустая, полная. Главное, чтобы голова не была пустой.
Маньцин (Чжэн Маньцин, человек не последний в искусстве тайцзицюань) приводит пример из личной практики. При краткой встрече с одним из своих знакомых, прозвучала просьба продемонстрировать и быстро обучить искусству тайцзицюань. Времени хватило на минимум – обучению 5-ти начальным позициям. После определенного времени (2-3 года) Маньцин повстречался с этим человеком и был поражен его чистым исполнением всей одиночной последовательности (78 позиций) тайцзицюань стиля Ян! На фразу: “Ведь я не обучал тебя всей последовательности. “, прозвучал ответ: “Ты дал мне самое главное – понимание сути! Всё остальное я почерпнул из книг. “
Об отношении традиционного тайчи к форме 24 более подробно (но так же) говорится в испанском (дополненном) варианте книги умершенго недавно Фу Шеньюана (соавтор книги – его близкий ученик Хосе Гаго из Овьедо). Тактичность китайской культуры не позволяла прямо говорить о своем несогласии и оно было выражено показом правильной формы Фу Чжон Вейном.
2. очень интересный коментарий товарища из Киргизстана Krok&Co; о возможности применения общих принципов. Только мне кажется, что нет реальных возможностей узнать принципы, занимаясь с очень хорошими (!) мастерами даже за год-два, так как никто из них не начнет показывать важные аспекты тайчи человеку, который не доказал своей порядочности. А для этого уже нужны годы. (Истории отношений самых великих мастеров полны предательствами всех мастей).
3. Мне кажется, что в любом случае важны усилия всех, кто занимается тайцзицюань, ЛЮБОЕ движение улучшает делающего его человека, а всё, что приближает к достижениям тайчи, только должно приветствоваться.
“Настоящий Тайцзицюань постигается через форму. Так всегда было и будет. “
Серьёзно? А как же туйшоу, нэйгун, саньшоу и т.д.?
“Так и появилась 85 форма.И ее нужно выполнять именно так,а не иначе. Именно через нее и становятся непобедимыми мастерами”
Это кто такие, перечислить поимённо можете?
“Главное, чтобы голова не была пустой. “
Да головы наоборот переполненны, животы вот пустоваты
“а всё, что приближает к достижениям тайчи, только должно приветствоваться. “
Источники:
http://www.daolao.ru/Taichi/taiczi24.htm
http://wushu-forever.ru/taytszitsyuan-24-formyi.html
http://taichiquan.info/page/author-of-24-forms