Современные маори знаменитости. Удивительные “бородатые” женщины маори из новой зеландии. Традиционная хозяйственная деятельность
10 бородатых женщин, которые бросили вызов обществу и сломали стереотипы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Хулия Пастрана
История Хулии Пастраны – одна из самых печальных и душераздирающих историй о злоупотреблениях и дегуманизации в истории шоу-бизнеса. Родившуюся в 1834 году в Мексике Пастрану называли «женщиной-обезьяной», «женщиной-медведицей», «женщиной-бабуином» или «самой уродливой женщиной в мире» из-за ее необычных особенностей и волосатого лица и тела. У нее посмертно был диагностирован гипертрихоз, из-за чего у Хулии и был настолько обильный волосяной покров, а также гиперплазия десны, из-за чего губы и десны были толстые и выступающие.
Пастрана была невероятно умной и успешной женщиной. Она говорила на трех языках, а также умела танцевать и петь оперные партии, причем с большим мастерством. Ее забрал из мексиканского детского дома губернатор штата Синалоа, после чего девочку отвезли в Нью-Йорк. Вскоре у нее появился личный менеджер, и она начала путешествовать по всему миру. В течение шести коротких лет она стала невероятно популярной.
Достижения и умения Хулии ценились зрителями еще больше из-за ее внешности. Она вышла замуж за своего менеджера и вскоре забеременела. Ребенок унаследовал гипертрихоз матери, но умер вскоре после рождения. Хулия пережила его ненадолго, умерев через пять дней из осложнений при родах, в возрасте всего лишь 26 лет. Затем ее муж продолжил демонстрировать тела жены и ребенка, из которых сделал чучела, будто они были просто музейными экспонатами, а не людьми.
2. Жозефина Клофулия
Жозефина Бойдекен родилась в 1831 году в Швейцарии. У нее были волосы по всему телу при рождении, а к двум годам у девочки выросла полная борода. Не зная, что делать с дочерью, ее родители отправили девочку в школу-интернат, где она и получила образование. После окончания школы Жозефина стала публично демонстрировать свою «особенность», а ее первым агентом стал родной отец. Впоследствии она познакомилась с очень бородатым мужчиной по имени Форчун Клофулия, и они поженились.
Впоследствии Жозефина Клофулия стала матерью. Ее первый ребенок умер, но ее второй, сын выжил и также «обзавелся» прекрасной бородой в младенчестве. Жозефина вместе со своим бородатым сыном начала выступать со знаменитым американским шоуменом и антрепренером Ф.Т. Барнумом. Жозефина Клофулия стала известна благодаря скандалу, когда ее обвинили в том, что она на самом деле является мошенником-мужчиной. Ее невиновность подтвердили 3 врача. О более поздних годах Жозефины Клофулии неизвестно ничего, но они, должно быть, были лучше, чем жизнь Хулии Пастраны.
3. Хелена Антония
Сегодня сохранилось очень мало информации о Хелене Антонии, бородатой даме, родившейся в 1500-х годах, но ее статус и ее роль при дворе священной римской императрицы Марии Испанской делают эту таинственную бородатую женщину более чем достойной включения в данный список. Хелена Антония была бородатой карлицей, которую ценили настолько, что на портрете ее нарисовали как члена королевского двора.
Несмотря на свою окладистую бороду, она явно одевалась в женскую одежду того времени. Неизвестно, считалась ли Хелена Антония «полноценной» женщиной и членом королевского двора или же она играла роль шута. Каким бы ни был ее статус, Хелены Антонии портрет вошел в историю.
4. Энни Джонс
Энни Джонс родилась в 1865 году в США. Борода у девочки начала формироваться еще в утробе матери и была прекрасно видна при рождении. В возрасте одного года ее окрестили «Младенцем Исава» и начали выставлять в «шоу уродов» Финеаса Барнума. После того, как ей предложили 150 долларов в неделю (а на то время это была крупная сумма), мать Энни переехала в Нью-Йорке с дочерью.
Со временем Энни стали называть «Ребенок Исава», а затем и «Леди Исава», и по сути была профессиональным уродом, путешествующим по миру. Девушка стала выдающимся музыкантом и сама начала подчеркивать свою внешность, отрастив волосы на голове до более чем 1,8 м. Энни была замужем дважды и умерла в возрасте 37 лет. На сохранившихся фотографиях она видна как нежная, хорошо одетая женщина с роскошной копной ухоженных волос на лице.
5. Клементина Делейт
Клементина Делейт была француженкой, которая была знаменита своей красивой раздвоенной бородой. Будучи бородатой с подростковых лет, Клементина была замужем за пекарем и управляла кафе и пекарней в Лотарингии. Первоначально она сбрила бороду, но, увидев еще одну бородатую женщину, уболтала своего мужа, чтобы тот позволил ей отрастить бородку. Пара начала привлекать массу новых клиентов в свое заведение, переименовав его в «Кафе бородатой женщины».
В 1904 году Клементина получила разрешение от правительства одеваться в мужскую одежду, что она иногда и делала. Тем не менее, женщина предпочитала ходить в юбке. Клементина Делейт была преданной женой и матерью усыновленному ребенку. Уже при смерти, не имея возможности писать, она продиктовала свои мемуары и попросила, чтобы на ее надгробии написали: «Здесь лежит Клементина Делейт, бородатая леди».
6. Джейн Барнелл
Джейн Барнелл обрела славу после роли бородатой женщины в фильме «Уродцы» в 1932 году. Девочка была продана в цирк своей матерью в возрасте четырех лет, когда ее отец ездил в командировку. Этот цирк вскоре уехал в Европу, где Джейн была отдана в приют в Германии, когда заболела. Каким-то образом отец нашел и спас ее, когда ей было пять лет.
Несмотря на подобное неудачное начало в шоу-бизнесе, будучи взрослой, Джейн снова вернулась к выступлениям и была разрекламирована как самая обладательница самой длинной бороды среди женщин (33 см). Она выступала под всевдонимами «Леди Ольга», «Мадам Ольга» и «Леди Ольга Родерик». Барнелл выступала на трапеции, пока железнодорожная авария не оборвала ее карьеру. Затем она стала коммерческим фотографом. Джейн Барнелл несколько раз была замужем и имела двух детей, которых она пережила.
7. Вивиан Уилер
Вивиан Уилер родилась в 1948 году. В отличие от других женщин в этом списке, Вивиан родилась интерсексуалом и пережила операцию по изменению своих гениталий, чтобы стать женщиной. В то время как мать любила Вивиан, ее отец просто хотел получить деньги с нее. Уже с 5 лет Вивиан большую часть года работала, выступая в фрик-шоу, и отправляла деньги домой.
Во время турне ее брали под опеку старые бородатые женщины, а когда девочка возвращалась домой, там ее заставляли бриться. Когда она выросла, Вивиан сменила свое имя на Малинда Макси и стала верующей. Несмотря на то, что она не считалась привлекательной, женщина была замужем дважды и имела еще двое долгосрочных отношений.
8. Харнаам Каур
Харнаам Каур – бородатая женщина, которая является звездой Instagram. Несмотря на то, что у нее есть большая борода из-за эффектов синдрома поликистозных яичников, Харнаам является моделью и настоящей народной любимицей в Instagram. Обычно она щеголяет в ярком тюрбане, декадентской, богато украшенной одежде и украшениях, а также использует лиловую помаду. Британка является примером позитивности и разнообразия красоты в мире, в котором обычно используются определенные рамки относительно того, как должны выглядеть и вести себя женщины.
9. Дженнифер Миллер
Дженнифер Миллер – современная бородатая девушка, которая приняла участие в «шоу уродов» в собственном цирке. Решив не брить лицо, Дженнифер провела всю свою жизнь, занимаясь пропагандой «нестандартной красоты» и феминизма, причем делая это все с изрядной доле юмора. Дженнифер не только владеет цирком Circus Amok, но также является писателем, драматургом, исполнителем и активистом.
10. Коре Бобисути
Коре Бобисути – мать, которая, кажется, живет довольно обычной жизнью, за исключением того, что у нее есть большая роскошная борода, которую она охотно демонстрирует в соревнованиях бородачей-мужчин. Коре страдает от изнурительной болезни, называемой синдромом поликистозных яичников. Несмотря на то, что она гордится своей бородой, она с семьей зачастую испытывают неприятные моменты, когда подвергаются насмешкам.
В истории человечества есть свои постыдные страницы истории. В частности, такие, как 10 шокирующих фактов человеческих зоопарках.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Айны — бородачи, неистовые воины и настоящие аборигены Японии
Они — первые аборигены Японских островов, в прямом смысле самые бородатые люди в мире, а также те, кому самураи обязаны своим появлением. Мы говорим про айнов — почти вымершую расу охотников и воинов.
Айны — коренное население Японии
Типичные айны. Мужчины скорее похожи на рязанских крестьян, чем азиатов.
Если вы думаете, что нынешние японцы — коренное население этих земель, то вы ошибаетесь. Их предки появились на островах сравнительно недавно — в лучшем случае, две с половиной тысячи лет назад. И, кстати, они, согласно наиболее распространенной теории, относятся к алтайской семье народов, то есть являются дальними родственниками монголов, турок и татар. До этого более двенадцати тысяч лет на Японских островах жили совершенно уникальные люди — айны. Сейчас эти охотники и собиратели уже почти полностью ассимилированы японцами, но сопротивлялись они так ожесточенно, что на это ушли буквально тысячи лет.
Айны — совершенно нетипичный народ для Азии. Достаточно сказать, что когда в Японию прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли их за своих. Типичный айн (которых сейчас уже почти не осталось) был довольно крупным, с прямыми или волнистыми черными волосами, сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное, очень густой бородой. Более того, айны — официально самый бородатый народ в мире, у мужчин был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку.
Приплывшие на острова японцы должны были принять столь чуждых людей за демонов и во многом именно так к ним относились вплоть до самого XX века. Айны прибыли сюда где-то 15 тысяч лет назад и довольно быстро заселили Японские острова, Сахалин и южную часть Курилл. Везде, где только можно, они прекрасно приспосабливались: вблизи моря ловили рыбу, в глубине островов — охотились, а с приходом японцев активно грабили их и торговали с ними — тем и жили.
Эпоху, когда айны безраздельно правили на островах, называют Дземон и изучая ее можно прийти к весьма любопытным выводам. Во-первых, айны почти не изменились культурно за пятнадцать столетий, во-вторых, они почти ни с кем не контактировали. Более того, по некоторым показателям они, возможно, даже деградировали, поскольку ранее периодически стремились обратиться к сельскому хозяйству и даже с переменным успехом пытались одомашнить кабанов. Но, очевидно, им пришлось потерпеть в этом неудачу — на островах не нашлось по-настоящему пригодных культур, а кабаны оказались слишком злыми.
Дома и внутренне убранство жилья айнов:
Итак, у нас прямо перед носом до сих пор не разрешенная загадка: на самом востоке Азии живут здоровенные люди, мужчины которых неимоверно бородаты, а женщины — усаты. Они крайне не похожи на все окружающие народы Азии и Океании, генетический анализ тоже не дает никаких четких ответов, а их язык совершенно не похож ни на один из существующих. Более, того, этому народу уже 15 тысяч лет, что делает его самым древним из существующих. Они пережили шумеров, египтян и римлян и сложились как доисторическая нация, когда предки китайцев были еще охотниками и собирателями. Кто они, черт возьми, и как им удалось настолько выбиться из окружения? Ответ (если он верен) — может быть даже интереснее вопроса.
Айны и самураи
А пока, еще немного фактов об айнах, чтобы понять, что они еще более странные ребята, чем кажется на первый взгляд. Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов. Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север. Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской.
Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков. Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни. В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины.
По всей вероятности, такие самурайские традиции, как харакири, отточенная стрельба из лука (а самураи, во многом, — это именно лучники, а не только лишь мастера меча) заимствованы у северных дикарей. Еще одна немного спорная, но не лишенная смысла теория: японская манера сражения двумя мечами одновременно идет именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом.
Многое из того, что впоследствии стало кодексом «Бусидо», также пытаются связать с влиянием этого народа. Разумеется, кодекс самураев родился из японской феодальной традиции и чань-буддизма, но некоторые из положений, чье происхождение трудно объяснить, весьма вероятно пошли от северных дикарей. Самый любопытный пример, который можно отнести к этой категории — это отношение к смерти и службе.
Всем известен стереотип о тотальной преданности самурая своему хозяину и готовности пойти на смерть не раздумывая. Однако очень интересно объяснение, которое часто дается в связи с этим. Жизнь самурая провозглашается чем-то вроде игры, азартной охоты или спортивного состязания, в котором даже верность и честь — всего лишь отвлеченные правила.
«На самом деле самурай придерживался воззрения, что то, что серьезно для обыкновенного человека, для доблестного лишь игра». То есть логика такова: благородный самурай следует правилам и так стойко держится их именно потому, что понимает (в отличие от простолюдина) что они — всего лишь игра, безделица. Не очень понятно, откуда берется подобное утверждение — оно, казалось бы, сильно противоречит японской этике тех лет.
Возвращаясь к происхождению айнов: откуда они принесли все это — свою псевдоевропейскую внешность, дикую, но странную культуру и неистовую бородатость? Скорее всего, ниоткуда, и это — более интересный ответ, чем кажется. Айны пришли на Японские острова из неизвестных земель и жили здесь 15 тысяч лет. За это время в почти полной изоляции они так долго «мутировали», что невероятно отдалились от всех других народов планеты. Все эти черты — результат эволюции в условиях полностью закрытой системы.
Два айнских деда.
Иными словами, айны не унаследовали от кого-то свои свойства, они приобрели их независимо и самостоятельно. За все эти века они стали не просто отдельным народом, но отдельной расой (их так и называют — «айнская раса»). Наверное, примерно что-то подобное получится, если переселить горсть землян на удаленную планету и подождать 15 тысяч лет.
К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности.
Народы России. Айны – бородатые жители Курил (12 фото)
История и расселение
Издревле айны проживали на южной Камчатке, Сахалине, Курильских островах, в низовьях Амура, а также на Японских островах.
Расселение айнов в конце XIX века
Данные о первых айнах на этих территориях относятся к 13 тысячелетию до н.э., или за 12 тысяч лет до появления на островах первых японцев. Неизвестно точно, откуда явились предки айнов, уж очень нетипичен этот народ – белолицые и прямоглазые, с густыми бородой и усами у мужчин, слишком разительно они отличались от других народов Восточной Азии. Существует 2 основные теории пути миграции айнов: с Севера через Камчатку из Сибири, либо с Юга с островов Тихого океана. Однако, именно вторая версия наиболее достоверна, ведь в культурном плане у айнов обнаруживается близость с аборигенами Австралии и Полинезии (спиральный орнамент, полинезийский лук и пр.), да и сама айнская мифология ведёт их следы к Югу.
Группа айнов в традиционных костюмах, 1904г.
История айнов до их вытеснения с Японских островов предками японцев относится к неолитической культуре Дзёмон. В это время айны жили отдельными племенами, занимались охотой и рыболовством, а также наиболее примитивными видами земледелия. До прихода японцев кузнечного дела не знали, пользуясь в основном каменными, либо костяными орудиями. Зато было очень развито гончарное дело. Именно к их культуре относится один из самых древних в мире образцов глиняной посуды, возрастом более 14 тысяч лет. На свою керамику айны с помощью обыкновенной верёвки наносили различные узоры и орнаменты, откуда и пошло название периода Дзёмон («эпоха верёвочного орнамента»).
Зал собраний эпохи Дзёмон. Реконструкция
Начиная с 500г. до н.э. айнов начали вытеснять пришельцы монголоидного типа, предки современных японцев. Айны были воинственным, храбрым и свободолюбивым народом, но их малая численность не позволяла им успешно противостоять захватчикам. Под напором врага им пришлось массово отходить на Север, плотнее осваивая Хоккайдо, Сахалин и Курилы. Японское историческое произведение «Нихонсеки» (720г.) свидетельствует: «Айны по природе храбры и свирепы и очень хорошо стреляют. Они постоянно держат свои стрелы в волосах, любят производить грабежи и бегают так быстро, как бы летают»
Лучник айн
Японцы сильно культурно обогатились за счёт своего северного соседа. Многие элементы самурайства (такие как харакири или Бусидо) возникли под влиянием айнской культуры, а японский синтоизм многое впитал из племенных верований айнов. Есть исследование, показывающее, что многие из самурайских родов имеют за собой айнское происхождение, как пример – клан Абэ.
Сами же айны ещё долгое время продолжали существовать относительно независимо от японцев, пока те не заняли остров Хоккайдо.
Первые контакты русских с айнами относятся к началу 18 века и носили агрессивный характер – в 1711г. казаки, впервые высадившись на Курилы, пытались силой вынудить айнов принять подданство и платить ясак, но те ответили вооружённым отказом. Началось длительное противостояние казаков и айнов, закончившееся к концу века принятием в подданство России всех островов.
Начинается активная японская и русская ассимиляция айнов.
Культура и традиции
Айны никогда не имели собственного государства. Им вообще были несвойственны крупные племенные объединения и единое национальное самосознание. Само слово «айну» означает просто «человек», а себя айны предпочитали называть различными племенными именами: «соя-унтара», «чувка-унтара» и т.д.
Основными занятиями айнов всегда были охота и рыболовство. В качестве оружия использовался в основном лук, нередко с отравленными стрелами.
Айнский язык, как и народ, очень обособленный и мало схож с другими языками мира. Своей письменности не имел. И сейчас является практически вымершим языком, так как слишком мало айнов его знает и использует в общении.
Одной из интересных особенностей народа является татуировка губ и рук, которая делалась только у женщин и исключительно женщинами. Причём процесс нанесения татуировки был многолетним и начинался ещё с раннего детского возраста. Данная татуировка обозначала семейное положение женщины: замужем или нет, а также количество детей. В настоящее время традиция практически канула в Лету, сохранившись отчасти, только в виде особенного макияжа на народные праздники.
Религия айнов основана на поклонении различным духам природы. Священными животными считаются касатка и медведь. Культ медведя вообще широко распространён у народов Сибири и Дальнего Востока, но у айнов он принимает особую форму. Изначально убийство и поедание медведя каралось у айнов смертью, но постепенно запрет ослаб. Возник Медвежий праздник, обряд умилостивления духа медведя, который просуществовал вплоть до 20 века. Дело происходило так:
“Новорожденного медвежонка из тайги приносили в селение, где три четыре года вся община заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Местом его обитания была специально построенная бревенчатая клеть.
Кульминацией праздника становился ритуал «убиения – отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное. В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» – духов. У айнов этот ритуал резко отличен от подобных ему, существовавших у других народов, ибо только они вскармливали медвежонка грудью женщины-кормилицы.
Медвежье мясо вкушала вся община и гости. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились остатки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте.
Род восславлял медведя и всячески извинялся перед ним в следующей форме: если б его душа не была высвобождена из тела, разве она могла бы отойти вестником к богам, объяснить им, как преданы им айны и как они заслуживают их защиты?
В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу.”
Сейчас большинство айнов в России являются православными, однако отголоски традиционной веры всё ещё сохраняются в их обиходе в виде суеверий.
Картина. Медвежий праздник у айнов. 1930-е гг.
о. Сахалин. Медвежий праздник. 1904г.
Современность
На данный момент в Японии айнов 25000, а в России – 109, что связано с репатриацией айнов, как японских граждан с Сахалина и Курил после Второй Мировой и большой ассимиляцией. Однако, они до сих пор продолжают обитать на Сахалине, Курильских островах и Хоккайдо, как исконные, самые древние жители этих мест.
И напоследок, одна из национальных айнских сказок в записи русских исследователей:
На охоте на соболя
“Я пошел на охоту в тайгу. Далеко ушел. Спустившись с горы к маленькой речке, построил себе хижину и установил за нею инау, чтобы мне повезло на охоте.
Потом я поставил ловушки на соболя и возле речки, и на деревьях, поваленных через нее, — по ним любят перебегать зверьки, и дальше в тайге. Много ловушек поставил.
Ночью поспал в хижине, а рано утром, когда солнце накинуло золотую цепочку на макушку горы и стало вытягивать себя из далекого моря, я отправился проверять ловушки. Ой, как я был доволен, увидев добычу и в первой ловушке, и во второй, и в третьей, и еще во многих. Я связал пойманных соболей в большую связку и весело пошел к моей хижине.
Когда перебрался через речку, глянул на хижину и очень удивился — из нее поднимался дым.
Кто же это затопил мой очаг, однако?
Я осторожно подкрался к хижине и услышал звук, похожий на шум кипящей воды. Странно. Какой же человек зашел в мою хижину да еще что-то готовит? И уже пахнет. И вкусно, однако.
Я вошел. О-хо-хо-хо! Да это ж моя жена! Как это она додумалась найти меня? Никогда ведь не находила, а тут пришла.
А жена сидела на моем месте и готовила обед.
— Давай разувайся, — сказала она. — Просушу твою обувь.
Я разулся, отдал ей свою обувь, а сам все смотрю на нее внимательно и думаю: а моя ли это жена? Вроде бы не моя и вроде нет, моя. Надо как-то узнать.
Садись ешь, — сказала она. — Устал ведь на охоте. Я начал есть, а сам все думаю: как-то не похожа она на мою жену. Нет, не похожа. Наверное, это какой-то злой дух. Страшно стало, однако. Что же все-таки делать?
Вдруг женщина поднялась и говорит:
Ну, я пойду. Сказала так и пошла.
Я выглянул из хижины и посмотрел ей вслед. «А не медведица ли это?» — подумал я. И только так подумал, действительно — женщина превратилась в медведицу. Взревела громко и, косолапя, ушла в тайгу.
Я, конечно, испугался. Вокруг всей хижины понаставил инау. Ночью спал чутко, тревожно. А утром опять отправился проверять ловушки. О-хо-хо-хо, сколько соболей-то попалось! Никогда столько не попадалось!
Возвращаясь домой, я вспомнил, как древние старики рассказывали: бывает, обитатели лесов приходят к айнам в облике мужчины или женщины, чтобы помочь на охоте. Старики называют их людьми леса. Значит, и ко мне приходила лесная женщина, а не жена моя. Жена, конечно, не смогла бы так хорошо помочь на охоте. А та смогла. Молодец, однако!”
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/190318/38250/
http://disgustingmen.com/history/ainu-people
http://fishki.net/1507154-narody-rossii-ajny–borodatye-zhiteli-kuril.html