Сколько зарабатывают киберспортсмены? Сколько зарабатывают игроки в World of Tanks: монолог менеджера команды Na’Vi
Ростовский чемпион мира по World of Tanks: о заработках и нагрузках в киберспорте
Кирилл Пономарев: «Если не можешь отсидеть за компом 20 часов, сюда лучше не соваться».
автор Мария Погребняк/фото архив героя
29 Сентября 2017
Киберспорт дошел до Ростова: на этой неделе состоялся международный турнир по Dota 2 и FIFA между китайцами и россиянами, а в начале октября пройдут соревнования по World of Tanks.
Ростовчанин Кирилл Пономарев — двукратный чемпион мира по «танкам». Ему 25 лет, играет больше 10. На 3-м курсе ушел с юрфака. С 2013 по 2017 годы был игроком крупнейшей мультигейминговой киберспортивной организации Natus Vincere.
Поговорили с Кириллом о режиме дня, стоимости компьютера для игр и доходах в киберспорте.
— Во что сейчас играют киберспортсмены? Много ли в России по-настоящему крутых команд?
— В основном играют в Dota 2, Counter-Strike, League of Legends, World of Tanks. Появилась новая игра — Player Unknown’s Battlegrounds. Она побила рекорды этим летом, по ней начали делать турниры: например, немецкий турнир с призовым фондом в 350 000 долларов.
В России, если сравнивать с остальным миром, киберспорт развит слабо. Успешные команды можно пересчитать по пальцам одной руки. В Европе и Америке — это бизнес. Там много киберспортивных организаций, которые вкладывают деньги в свои команды, игроки получают зарплату. У нас только несколько команд может этим похвастаться. В киберспорт вкладываются, конечно, и сами разработчики игр. Так они привлекают новую аудиторию, дополнительных людей, которые хотят что-то выиграть и чего-то добиться.
Схема на самом деле простая: ты приезжаешь на какой-нибудь крупный турнир и рекламируешь своих спонсоров.
За рубежом, например, в Китае, турниры по киберспорту нередко спонсирует государство. В Азии вообще киберспорт очень развит.
Играют молодые люди, которые на «ты» с техникой. Я помню, что уже в моем детстве собрать футбольную команду для игры во дворе было намного сложнее, чем набрать команду в компьютере. Плюс тебе легче физически, ты не устаешь.
100 миллионов долларов — такую сумму 2 года назад в российский киберспорт вложил известный бизнесмен Алишер Усманов. Он взял пример с заграничных миллиардеров: в Европе и Америке в киберспорт часто вкладываются бизнесмены из первой сотни журнала Forbes.
Мне кажется, что в ближайшие пару десятилетий киберспорт по популярности обгонит футбол. Это ни хорошо, ни плохо — это нормально. Нам же сейчас не надо постоянно быть снаружи, чтобы охотиться на дичь, как в древние времена. Человечество меняется, в этом нет ничего страшного. Лично меня не пугает виртуальное будущее. Так должно быть.
— В каком возрасте надо начинать играть? Когда выходите на пенсию? Сколько стоит приличный компьютер?
— Приличный — полторы-две тысячи долларов. Но я никому не советую намеренно, забив на все, пытаться стать киберспортсменом. Сначала человек должен получить образование. Есть много примеров, когда люди бросают все ради этого — и прогорают. Если снова сравнить с футболом: в Бразилии все играют в футбол, но только, может, тысяча человек добивается настоящих высот.
Насчет возраста — чем раньше, тем лучше. У меня есть знакомый, ему сейчас 20, начал в 13, добился успеха.
На пенсию — все от дисциплины зависит. Например, в командные игры можно и в 30 играть, быть лидером-стратегом — придумывать схемы, координировать участников. Но если быть просто игроком — в 30, конечно, будет уже тяжело. С возрастом реакция теряется. Но все от человека зависит — есть 35-летние киберспортсмены, которые показывают нормальные результаты.
36 миллионов — столько зрителей посмотрели финал чемпионат мира по League of Legends в 2015 году.
— Опиши обычный день киберспортсмена.
— Если мы готовимся к турниру, распорядок такой: в 3 часа дня трехчасовая тренировка, потом перерыв, потом в 8 вечера еще одна трехчасовая тренировка. После — разборы, обсуждения, которые тоже занимают время — от 2 часов и больше. Еще пару часов ты играешь сам, без команды, чтобы держать себя в форме. Часов 8-10 на все это уходит, это полноценный рабочий день, довольно жесткий. Так и рублюсь на протяжении последних лет (смеется).
Когда я только начинал играть в танки, просиживал за компьютером по 20 часов. Если тебе тяжело отсидеть столько, то в киберспорт лучше не соваться. Надо быть терпеливым и усидчивым. Важно: не надо идти в киберспорт с целью подзаработать, так ничего не выйдет. Нужен энтузиазм — поэтому я и мог играть по 20 часов. А то часто бывает: кто-то видит, что команда выиграла в Dota 10 миллионов долларов на пятерых, каждый получил за вычетом налогов примерно полтора миллиона. Это, конечно, может впечатлить, и человек бросает все, свою прошлую работу, пытается тренироваться, играть. А все зря.
Стресс киберспортсмена во время соревнований можно сравнить со стрессом пилотов «Формулы-1». В кровь спортсменов выбрасывается почти одинаковое количество кортизола — гормона, отвечающего за стресс. Пульс может повыситься до 160-180 ударов в минуту. (По данным исследований кельнского университета спорта.)
— Вообще, кажется, что ничего особенно трудного и интеллектуального в танках нет — просто ездишь и на скорость убиваешь противника.
— Мы играем командами семь на семь, цель — либо уничтожить технику противника, либо захватить его базу. Интеллектуального здесь как раз очень много: это очень сложно сделать, когда ты играешь с оппонентом очень высокого уровня. Тут идет борьба: кто кого перехитрит, кто кого перестреляет. В каждом бою у тебя по-разному развивается сюжет, ты не можешь подготовить какие-то шаблоны, тебе постоянно надо действовать в меняющихся условиях. Это мы и тренируем.
Киберспортсмен в минуту может совершить в 4 раза больше действий (клики мыши и нажатия на клавиатуру), чем обычный человек. Игра-рекордсмен по количеству кликов — Star Craft 2. Там надо успеть совершить порядка 200-300 движений в минуту.
— Какие профессиональные травмы у киберспортсмена?
— Проблем с глазами легко можно избежать, главное — играть в компьютерных очках и не сидеть в темноте. Насчет «тунелльного синдрома»: надо правильно держать мышку, не под сильным наклоном, не перегибать руку, чтобы не повредить сустав. За спиной и осанкой надо следить самому. Кто-то думает: вот, куплю себе сейчас офигенное кресло за 30 тысяч рублей, и у меня будет шикарная осанка. Тут кресло не поможет, нужны упражнения и самоконтроль.
— Сколько зарабатывают профи?
— Это зависит от игры, ее популярности, количества турниров. Денег больше там, где удачнее всего продается реклама. Самая популярная сейчас — Dota-2. По ней проводят больше всего турниров с огромными призовыми фондами. Те, кто играет в Dota, получают по 20-25 тысяч долларов в месяц — это стабильная зарплата. Но это в Америке. В России дотеры получают, может, 5-10 тысяч долларов. Это тоже, разумеется, деньги немалые. Свою зарплату я озвучить не могу — меня потом отшлепают за разглашение условий контракта (смеется).
24 миллиона долларов — таков был рекордный призовой фонд в истории киберспорта, на главном мировом турнире The International 2017 по Dota-2. Победители, команда голландской компании TeamLiquid, выиграли почти 11 миллионов долларов.
— Почему организация Natus Vincere этим летом распустила ваше подразделение World of Tanks?
— «Танки» — хорошая игра, в нее играет уйма людей. Но турниров по ней было не очень много, всего 4: 2 международных и 2 по странам СНГ. Natus Vincere решила, что ради такого небольшого числа турниров держать нас невыгодно, хоть мы и становились чемпионами мира.
По Dota, например, проводят сотни турниров в год. Почему такого нет с «танками» — вопрос к разработчикам, почему они не раскручивают игру еще и на турнирах. «Танки» как игра дико популярны, а как дисциплина киберспорта — нет.
Сейчас мы играем тем же составом, скоро новый сезон, будем бороться за 50 000 долларов (приз за 1-е место) на очередном турнире. Пока к конкретной организации не привязаны, ищем нового спонсора.
Вообще некоторые киберспортсмены, оставшиеся не у дел, уходят в стриминг на YouTube — это когда спортсмен играет в режиме реального времени, а все желающие могут посмотреть и чему-то научиться. Правда, заработок стримера зависит исключительно от пожертвований пользователей.
— В прошлом году киберспорт в России снова признали официальным видом спорта. По твоим ощущениям, что-то поменялось?
— В лучшем случае, этот приказ Минспорта заработает только лет через пять. Как я уже говорил, в киберспорте куча игр. В законе перечислены классы: стратегия, гонки, командный шутер. Но какие игры к какому классу относятся, там не прописано. Командных шутеров много: те же «танки» или Counter-Strike. Но вполне может быть так, что Counter-Strike признают киберспортом, а «танки» — нет. В общем, пока все не очень понятно.
Сколько зарабатывают игроки в World of Tanks: монолог менеджера команды Na’Vi
Natus Vincere (Na’Vi) в дисциплине World of Tanks два последних года удерживают первое место на ежегодных турнирах The Grand Finals. Менеджер Na’Vi Дмитрий “Deluxe” Репин в рамках “Гранд-Финала” WoT рассказал “Цифровой Москве” о том, сколько зарабатывают киберспортсмены, как попасть в Na’Vi и почему игроки стран СНГ – лучшие в игре.
Про Na’Vi
Сейчас в киберспорте практически нет “скаутинга”, когда специально обученные люди ищут талантливых игроков – он только в процессе зарождения. Поэтому надо самому делать все, чтобы куда-то попасть: хорошо играть, самому искать команду, проявлять активность, чтобы тебя заметили.
Как мы (ранее команда была частью клана RED и присоединилась к Na’Vi в 2014 году – прим. ред.) стали частью гейминга (организации, объединяющая команды разных киберспортивных дисциплин) Na’Vi? Мы просто постоянно выступали и все выигрывали. После этого нам оставалось только ждать, когда придут ребята из Na’Vi и сделают предложение, от которого мы не сможем отказаться. Так оно и вышло. Если бы мы пришли сами, условия были бы хуже.
Были и другие варианты, другие приглашения, но мы не рассматривали их серьезно – изначально мы хотели сотрудничать именно с этим геймингом.
Дмитрий Репин. Фото: Wargaming.net
Про зарплаты
Мы участвуем в турнирах с 2011 года. Тогда еще киберспорт совсем слабо развивался и формат у матчей был 7/42. Сначала мы зарабатывали очень маленькие деньги, 10-15 тысяч рублей, а потом турниры начали расти, призы начали расти, и наши доходы стали достигать нескольких тысяч долларов в месяц.
Большая часть наших участников из регионов – Смоленска, Белгорода, Астрахани. Уровень зарплат там значительно ниже, чем доходы с игры, так что никто из них сейчас не работает. Зачем на работу ходить, дураков-начальников слушать, если можешь заниматься тем, что тебе нравится?
Такое могут позволить не все – только пара топовых команд, которые занимают призовые места. Их доход складывается из выигрышей и зарплаты, которую им платят гейминги. В среднем в WoT участникам команд платят 500-700 долларов в месяц.
В киберспорте зарплата зависит от зрелищности и прибыльности дисциплины. В Dota 2 игроки могут получать от 20 тысяч до 500 тысяч долларов, в зависимости от занимаемого места в турнирной таблице. Игра World of Tanks пока не смогла добиться такого уровня; как кибердисциплина она более медленная и поэтому менее зрелищная.
Максим Мазеин. Фото: Wargaming.net
Про тренировки
Вне соревновательного режима мы играем по часу, но обычно мы тренируемся пять дней в неделю по три часа. Самый жесткий график был перед Гранд-финалом – три дня играем матчи, три дня тренируемся, один выходной. К концу сезона мы тренировались семь дней в неделю по 6-7 часов.
Из-за специфики самой игры матчи проходят достаточно тяжело, и люди устают. В других дисциплинах игроки устраивают Boot camр – лагеря, в которых команды тренируются в полном составе много часов. Танкам такой формат не подходит – быстро накапливается негатив.
Про отдых
Свободное время профессиональные игроки проводят, как и все остальные – ходят в кино, встречаются с друзьями, играют в футбол. В онлайн-игры тоже играем, но не в WoT – зачем в них играть, если ты там работаешь?
Про мотивацию
Мы много всего навыигрывали за последние шесть лет. Тем не менее, каждый раз победа дается сложно. Всем кажется, что это должно быть легко, но легко победить в первый раз. А ты попробуй удерживать первенство каждый год, каждый раз искать в себе силы, чтобы тренироваться.
Мотивация здесь – самое главное. Нужно сильно этого хотеть, любить соревноваться. Должна быть какая-то сила, энергия, которая будет изнутри тебя подпитывать, иначе ты просто сдуешься после первой победы.
Слева направо: Андрей Лесь, Дмитрий Репин, Дмитрий Фришман, Анатолий Бараков,Максим Мазеин, Кирилл Пономарев, Олег Романенков, Дмитрий Палащенко. Фото: Wargaming.net
Про особенности игроков RU-серверов
Русскоязычные игроки раньше всех познакомились с World of Tanks, раньше начали играть – можно сказать, это для них родное, свое. Азиатские и европейские команды изначально слабее – большинство из них проигрывают со счетом 5.0, потому что им практически не с кем соревноваться на своих серверах. П оэтому, пока не изменились правила, почти все их участники были русскоговорящими – из Молдовы, России, Украины. Теперь иностранным командам допускается иметь в составе не более трех игроков из стран СНГ.
Про киберспорт в России
У нас (в России) изначально было не очень хорошее отношение к киберспорту благодаря СМИ. Поэтому лет 5-6 назад все было плохо, да и денег было мало. Зато потом, когда игры стали приносить хороший стабильный доход, все в корне изменилось.
Сейчас киберспорт в России активно развивается. В 2016 году его признали официальным видом спорта, а в мае 2017 года приравняли к футболу и велели “развивать на общероссийском уровне” [киберспорт признали видом спорта в 2001 году, но затем убрали из списка – прим.ред]. Это значит, что после того, как начнут проводить турниры под эгидой Федерации киберспорта России, появятся отечественные чемпионаты, разряды и даже звания по кибердисциплинам. Общественное и государственное признание очень важно для профессиональных геймеров.
CEO Natus Vincere: «Зарплаты у ксеров выше, чем у дотеров»
Назар «well» Бабенко
О новом составе Na’Vi по Dota 2 и отличиях от прошлого состава
«[Иностранцы] сильно отличаются. Они более профессиональны. У нас существенно изменился тренировочный процесс, постоянно происходит разбор противников до игры. Это было и ранее, но не всегда: не было настроения, не успели, кто-то опоздал. Всего этого сейчас нет. Дисциплинарные проблемы исчезли в принципе. Даже после выигранных матчей мы всё равно собираемся на разбор ошибок.
Мы стараемся не просто брать новых людей, выдавать им форму и платить зарплату. Мы пытаемся с ними работать и в плане донесения наших ценностей, ожиданий. У нас есть регулярные сессии общения с менеджментом, индивидуально с каждым игроком. Сейчас планируем привлекать и психологов. Пока не нашли достойных кандидатур, которые сильны и в психологии, и в базовом понимании игр, того, чем ребята занимаются».
Об исполнении контрактов
«У нас есть обязательства перед спонсорами, у игроков — обязательства перед нами. Тем не менее иногда действительно приходится где-то бегать, где-то уговаривать. Правда, сейчас дела обстоят лучше, чем раньше. Очень много зависит от конкретного игрока и дисциплины.
Дотеры, скажем, менее открыты для медиа-активностей, и им тяжелее это даётся. Команда по Counter-Strike практически с удовольствием и безотказно всё делает, потому что они понимают, для чего им это надо. Любая активность — не только развитие бренда Natus Vincere , но и их личных брендов. Чем больше игрок стримит, появляется на мероприятиях, тем выше его доходы и серьёзней может быть контракт. Трансферная стоимость также возрастает ».
О заработках киберспортсменов
«Вопрос, который интересует всех. Зависит от игровой дисциплины. Есть мобильный киберспорт — Vainglory. Там зарплаты могут стартовать от 500 долларов. В League of Legends часть зарплат выплачивают организации, часть компенсируют Riot Games. В Dota 2 зарплаты небольшие — от 1 до 5-6 тысяч долларов, но там очень большие призовые. В год проводится 2-3 турнира по 3-4 млн призовых. Есть The International, где призовой может достигать и 20 млн.
Если говорить о Counter-Strike, то там турниры мэйджор — миллионники. Призовой фонд — 1 млн долларов, в год проходит 2 турнира. На остальных соревнованиях по CS разыгрывают примерно 250 тысяч и более. Соответственно, зарплаты у ксеров выше, чем у дотеров. Они тоже стартуют от 1-1,5 долларов. Иногда доходят до 10 тысяч и более, как в некоторых американских составах. От призовых игроки получают практически все: 80-100% от призового фонда в зависимости от организации».
Источники:
http://nationmagazine.ru/people/rostovskiy-chempion-mira-po-world-of-tanks-o-zarabotkakh-i-nagruzkakh-v-kibersporte/
http://digital.m24.ru/site/article/category/3/rubric/21/1695-skolko-zarabatyvayut-igroki-v-world-of-tanks-monolog
http://www.cybersport.ru/other/articles/ceo-natus-vincere-zarplaty-u-kserov-vyshe-chem-u-doterov