Рисуем двумя руками по точкам. Учимся рисовать двумя руками одновременно
Учимся рисовать двумя руками одновременно
Деятельность правой и левой руки у человека связана с левым и правым полушарием мозга соответственно. Следовательно, развивая моторику правой руки, мы развиваем левое полушарие мозга, левой – правого.
Левое полушарие мозга является ответственным за развитие речи, способности к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка). Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон. Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.
А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего-лишь научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой. Для этого мы приготовили для вас прописи, в которых задействованы обе руки одновременно. Будет увлекательно заниматься по таким прописям не только детям, но и даже взрослым!
Рисование двумя руками одновременно
Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым? Что делать, если он не может запомнить материал, как ни старается?
Принято считать, что умений считать, писать и читать вполне достаточно, чтобы счесть ребенка готовым к обучению в школе. На самом деле в основе успешной познавательной деятельности лежит сформированность межполушарных связей. Левое и правое полушария головного мозга тесно связаны между собой нервными волокнами. Чем их больше, тем лучше развиты высшие психические функции.
Левое и правое полушария должны развиваться гармонично, но не всегда этого удается достичь. Многие родители начинают форсировать события, обучая ребенка, еще не достигшего 5,5 лет письму, чтению, иностранному языку, музыкальной грамоте. Из-за этого левое полушарие развивается намного интенсивнее правого, которое отвечает за:
- интуицию,
- пространственную координацию,
- воображение,
- восприятие невербальной информации,
- а также параллельную обработку большого объема разнообразной информации.
Эти компетенции также являются ключевыми для успешного обучения в школе наряду с навыками чтения, письма, счета, владением иностранным языком.
Как сделать работу левого и правого полушарий согласованной и эффективной? Детские нейропсихологи рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения, ведь движения являются основой для социального, эмоционального и когнитивного развития ребенка. Наилучшие результаты дает рисование двумя руками одновременно.
Почему именно рисование двумя руками?
В основе этого кинезиологического упражнения лежат три основных принципа укрепления межполушарных связей.
- Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.
- Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую, левое отвечает за речь, а правое – за координацию движений. Пример: игра в съедобное – несъедобное, когда играющие должны отбить или поймать мяч, сопровождая движения словами.
- Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.
Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, аккалькулии, развития речи.
Как правильно начать?
Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, причем лучше, если это будет не обычный стол, а мольберт в вертикально закрепленной доске. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры.
Сначала «прорисовывайте» сухой кистью в воздухе, чтобы мышцы запомнили движения, а ребенок не боялся сделать ошибку. Рисунки должны быть симметричными и предельно простыми: домик, цветок, бабочка, машинка. Посередине желательно провести линию симметрии, она поможет художнику ориентироваться, ведь у каждой руки – собственная половина листа и они не должны друг другу мешать.
Если объяснить детям, то они сразу поймут, для чего нужна эта линия. Можно согнуть лист вдоль нее и половинки рисунка совпадут. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.
Итак, с чего начать? Например, вы решили изобразить небольшой домик. Сначала выполните простое задание – обвести изображение по контурам.
- Поставьте обе кисточки в одну точку, в нашем случае это будет верх крыши.
- Начинайте одновременно вести кисточки вниз по скатам крыши и стенкам домика, но в противоположные стороны.
- Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.
Следующее задание уже немного сложнее: нужно дорисовать весь рисунок до конца. Заранее на листе изобразите половину картинки: для правши – это будет левая часть, а для левши – правая часть.
- Возьмите фломастеры или кисточки и поставьте их в верхней части рисунка.
- Ведущая кисть дорисовывает недостающую половинку.
- Подчиненная обводит рисунок по контуру.
Двуручное рисование без опоры на готовый рисунок лучше начинать с произвольного изображения каракулей, правда, есть одно условие: начинать вы должны с линии симметрии. Старайтесь создавать с обеих сторон симметричный, одинаковый рисунок, следя за синхронностью движений правой и левой руки. После того, как освоите каракули, можно переходить к изображению настоящих предметов.
С какого возраста можно рисовать одновременно?
Нейропсихологи рекомендуют выполнять это упражнения малышам, начиная с 1,5 – 2 лет. Они рисуют не кисточками, а пальчиками и ладошками. Первым делом они учатся ставить отпечатки сначала правой рукой (если она ведущая), потом левой, затем одновременно обеими руками. Когда это упражнение будет освоено, можно переходить к более сложным заданиям: обведению контуров и рисованию.
Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Обязательно ли использовать краски и фломастеры?
После того, как вы научитесь рисовать красками двумя руками, можно освоить другие виды двуручного рисования. Например, можно создавать замечательные рисунки с помощью мокрого песка, ракушек, мелких камушков, цветных ниток и других материалов, это отличный способ провести время с пользой во время летнего отдыха.
Обводилки двумя руками
Рисование двумя руками как способ согласования работы полушарий головного мозга.
Многочисленные исследования головного мозга свидетельствуют о функциональной асимметрии: каждое из полушарий мозга специализируется на «своих» задачах: правое – на образном целостном (или синтетическом) восприятии реальности, а левое – на формально-логическом анализе этой реальности. Для успешной работы мозга необходимо сбалансированное сотрудничество двух его «половинок». Однако часто одно полушарие становится «ведущим», более активным, имеющим возможность принимать решения без учёта состояния, задач и действий второго, а именно: каждое полушарие подавляет соседнее и весь мозг в целом. Нейропсихологии утверждают, что упражнения, задания на рисование двумя руками координируют работу обоих полушарий головного мозга, успокаивают; помогают сосредоточиться, позволяют развивать основы творческого мышления, воображения; развивают пространственные представления, мелкую моторику; повышают способность к произвольному самоконтролю; повышают работоспособность; активизировать интеллектуальные и познавательные процессы. Нейропсихологи рекомендуют соблюдать следующие правила:
– рисунок должен быть единым образом, симметричный относительно центральной вертикальной оси,
а не два рисунка (где один – зеркальное отображение другого) – так как цель подобных упражнений именно в том, чтобы настроить полушария мозга на общую работу;
– у каждой руки есть своя половина рисунка, руки не мешают и (формально) не помогают друг другу (это необходимо соблюдать ради того, чтобы у ведущей руки не было возможности взять основную часть работы на себя);
– начинать выполнение рисунка снизу вверх.
По пособиям Иванковской С.А. рекомендации: ребенок узнаёт нарисованный предмет. Рассказывает, что он знает о нем. Сначала обводит одновременно двумя руками симметричные половины рисунка. Затем левой рукой обводит, а правой рукой (одновременно) рисует самостоятельно. После этого правой рукой обводит, а левой рукой рисует самостоятельно.
Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А., Асташенко Е.В. Дуэты для двух рук и двух полушарий. Альбом. – СПб.: Айзорэль, 2011.
Прописи для правшей и левшей. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010
Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. – М.: Росмэн, 2007
Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочая тетрадь. 4 год обучения. – СПб.: ИРО “Смена”, 2003. — 28 с. — (Это книжечка моя. Эта книжка про меня)
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. – М.: Генезис, 2010
Источники:
http://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1078-uchimsya-risovat-dvumya-rukami-odnovremenno.html
http://karkusha.su/risovanie-dvumya-rukami-odnovremenno/
http://nsportal.ru/albom/2016/08/17/vlasova-lidiya-vadimovna/obvodilki-dvumya-rukami