Практика тумо тибетских монахов. Туммо — разжигание внутреннего огня. А что характерно для обычного дыхания
Тайны йоги туммо. Огонь внутри тебя
Йога Туммо повышает устойчивость к холоду, эффективно согревает тело на морозе, снижает уровень холестерина. Это сложная практика, но овладев ею, человек ощущает блаженство от жизни.
Что такое йога Туммо?
Данное учение относится к древней тибетской практике, позволяющий изменить температуру тела. Ее называют йогой внутреннего огня. Йога туммо входит в буддийскую традицию Шесть йог от Наропы (известный монах, учитель буддизма). Практиковал ее и великий Миларепа (учитель Буддизма, достигший Просветления). Снежный обвал завалил вход в его пещеру и Миларепа стал предпринимать учение туммо. Так он смог прожить без еды, в холоде до наступления весны.
Далеко не каждому под силу пробыть зиму в холодной пещере, в легкой одежде, да еще на высоте 4 тыс. метров. Но благодаря умению пробуждать внутреннее тепло, именуемое «туммо», такое возможно. Термин «туммо» не применяют в быту. Оно имеет мистическое свойство. Из источников тайного учения, оно означает «легкое пламя». Его звучание согревает воздушный первородный флюид и принуждает его незримую энергию подыматься по чрезмерно тонким протокам через вены, артерии, нервные окончания до макушки. Йоги наслаждаются таким состоянием, что сильнее плотских удовольствий.
Многие последователи данного учения большое внимание уделяют его физиологическому аспекту и практически не раскрывают духовную сторону, что важно в йоге.
Физиологическая сторона
Занимаясь туммо, происходит повышение температуры в верхней части корпуса. Когда морозная погода, простыни на теле у практикующих влажные.
Исследования феномена «туммо» на научном уровне провели в 1981 г. под руководством профессора Гарвардского университета Гербера Бенсона. Для эксперимента взяли трех тибетских монахов, практикующих Шесть йог с феноменом туммо. Им вымерили температуру кожи на различных участках тела. В результате, ученые пришли к выводу, что тибетцы могут повысить температуру на пальцах рук и ног минимум на 8,3 С°
В современном мире эффект туммо трактуется как терморегуляция тепла организма человека через нагревание крови, легких специальными упражнениями на дыхание.
Но, следует отметить, исследования с монахами, применяющих туммо на научном уровне больше не проводились.
Духовная сторона
Йога туммо является подготовительной ступень для следующей тантрической практики «Шесть йог». В итоге человек достигает наивысшего состояние буддизма – Просветление. Цель учения «Шесть йог Наропы» — контролировать энергетические потоки тела и в момент смерти сохранить ясность сознания.
Виды туммо
Тибетские йоги знают несколько видов туммо:
- Эзотерическое туммо проявляется стихийно, в состоянии экстаза. Это позволяет йогу нормально чувствовать себя в экстремальных условиях.
- Мистическое туммо не принадлежит к слову «тепло». Но оно дает возможность практикующему ощутить блаженство от практики, от существующего мира.
Как проходит обучение
Обучают искусству туммо — ламы. Свои методы они держат в тайне, объясняя это тем, что информация из книг или на слуху не принесет результата. Для овладения практикой, важно только напутствие опытного наставника. Для достижения положительного результата, важна особенная подготовка с такими условиями:
- Умение выполнять разные упражнения дыхание.
- Сильно концентрировать мысли, переходя в транс, что приводит к объективности образов.
- Принять от ламы посвящение «туммо».
Испытательный срок
Адепты проходят долгий испытательный срок, помогающий определить насколько выносливый ученик, какое его здоровье. Практика туммо противопоказана людям со слабыми легкими.
Во время испытательного срока могут быть разные задания. Так, одному из учеников лама приказал искупаться в ледяном горном ручье. Не разрешалось вытереться и одеться, всю ночь медитировать, не двигаясь.
Приобщаясь к этому учению, человек не носит теплую одежду и не находиться рядом с огнем.
После тренировок с наставником, ученик уходит в безлюдное возвышенное место. В Тибете возвышенным называется место размещенное на высоте не ниже 4000 м.
Эксперты в учении туммо называются «респы». Они ходят в хлопковой одежде и настаивают, чтобы тренировки в получении туммо проходили только на свежем воздухе и в пустынном месте. В воздухе какого-либо помещения или населенного пункта могут ощущаться разнообразные запахи, дым, что может вредить здоровью. Также оккультные влияния негативно воздействуют на достижения учеников.
Найдя пустынное место, адепт не имеет права встречаться с кем-либо, кроме своего респы.
Периодически учитель навещает своего подопечного, интересуясь его результатами. В часы уединения гуру, ученик может также посетить его. Начинаются тренировки задолго до наступления рассвета.
Практические задания
Независимо от погоды, он выходит из пещеры без одежды или в легком одеянии. Новичкам позволено садится на доску, более опытным адептам — на землю, а самые продвинутые располагаются на снегу, льду. Занимаются натощак, не разрешается употреблять какие-либо напитки.
Сидят йоги и практиканты в медитационной позе:
- Скрестив ноги.
- Ладони на коленях, согнув средний и безымянный фаланги, остальные – вытянуть.
Вначале делают дыхательные упражнения:
- Выдыхая, представляют как изгоняется гордость, ненависть, злость, лень и.т.д.
- Вдыхая – притягивать благословение святых, духа Будды, все благородное и высокое.
Сделав дыхательную практику, сконцентрироваться, не отвлекаться на проблемы, раздумывания, углубиться в созерцание и спокойствие. В зоне пупка представить золотой лотос. Посредине цветка в виде солнца сияет слог «рам», выше — «ма» из которого возникает богиня Дорджи Налджрома.
Описываемые слоги с мистическим значением. Их называют «семена». Они не рассматриваются как буквы, а как живые сущности.
«Рам» — это слово-зародыш (семя огня).
Артикуляция таких слов для индусов имеет огромнейшее значение. С их точки зрения, созидательная сила слова зависит от произношения звуков.
Но по теории, важно использовать индивидуальный образ слова. Так как «рам» — это зародыш огня, опытный маг, применяя индивидуальность образа данного слога, способен сотворить огненное пламя без горючего.
Воображаемый образ богини Дорджи Налджромы, необходимо отождествиться со слогом «ма». Потом всматриваться в букву «а» (пупок), букву «ха» ( макушка). Вдохи медленные и глубокие, как будто раздувается огонь, истлевающий под пеплом.
Пламя находится в букве «а» как маленький шарик. При каждом вдохе, чувствуется как струя воздуха проникает в живот, опускается до пупка и раздувает огонь. Каждый полный вдох заканчивается задержкой дыхания. Пауза понемногу увеличивается, но все происходит в определенном ритме. С помощью концентрации мысли, контролировать возникновение пламени.
Поднимается пламя по вене «ума», толщиной как волос, проходящей по центру организма.
Внимание полностью сосредоточенно на огонь и восприятии тепла.
Туммо по методу Наропы
Великий учитель Будды Наропа описывает три упражнения йоги туммо. Выполняются они в одном положении – сидя на корточках, скрестив ноги, руки соединить:
- Желудочные вращения из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону).
- Энергичное взбивание желудком.
- Раскачивания и встряхивания подобно лошади с норовом, чуть подпрыгнуть, оставляя ноги скрещенными.
- Каждое упражнение повторяется три раза. Заканчивая комплекс, подскочить повыше (налджорпа).
- После гимнастики становится жарко. Тренировка подобна хатха –йоге.
- После этого вообразить солнце на каждой ладоней, под каждой ступней, под пупком.
- На ладонях и под ступнями происходит трение солнц , образуя огонь.
- Язычки огня становятся все выше и добираются до солнца под пупком.
- Пламя от вспышки заполняет Его вспышка заполняет все тело.
- Выдыхая, ощущается как будто в огне вся планета.
В наши дни йога туммо обособленна как своеобразное тантрическое течение.
Овладев практикой Шести йог с феноменом туммо, йогин может контролировать потоки энергии.
Это необходимо не только для личного освобождения, а с целью достичь состояния Будды во благо всему живому на Земле. Но добиваются такого люди избранные.
Туммо – зажигая внутренний огонь: теория и практика
Медитация туммо, или йога внутреннего огня – одна из распространённых среди тибетских монахов практик, применение которой может принести исцеление, увеличить радость жизни, очистить разум и укрепить тело, и даже спасти от холода. Однако к практике туммо следует подходить с большой осторожностью, поскольку здесь происходит вмешательство в физиологию человека, а значит, неправильное применение может принести вред, вместо пользы. В этой статье мы поговорим о медитации туммо, о том, что это такое, какие преимущества есть у этой практики, а также о том, как она выполняется.
Итак, туммо это тибетская практика, одна из шести секретных йог Наропы, которые развились из буддийских тантр Индии. Практикующие йогу туммо люди определенным способом сосредотачиваются на образе огня и ощущении теплоты, в результате чего температура их тела повышается, до такой степени, что человек становится способен высушить на себе мокрую одежду в морозный день и даже растопить вокруг себя снег. Документальных свидетельств таких ошеломляющих результатов не нашлось, однако проведенные исследования показали, что практика этого вида медитации действительно увеличивает температуру тела человека.
Долгое время техника исполнения туммо оставалась в секрете, и передавалась только избранным, в основном монахам монастырей. Но, со временем, переходя от ученика к ученику, эта секретная практика распространилась по всему Тибету, а после стала доступна и западным людям, которым, между прочим, эта техника подходит благодаря практически немедленному получению преимуществ. Конечно, чтобы согреться в русскую зиму, будучи в легкой одежде, необходим длительная практика, желательно с наставником, тем не менее, практикуя туммо практически любой человек может улучшить свои способности сосредоточения, повысить уровень энергии и уверенность в себе. Давайте подробнее рассмотрим преимущества практики медитации туммо.
Польза практики медитации туммо:
- 1. Согревание силой мысли. Возможно, вам никогда не потребуется это преимущество данного вида медитации, тем не менее, в теории, вы можете согреть себя, и даже тех, кто вас окружает, если будете практиковаться регулярно.
- 2. Помощь иммунитету. Как вы знаете, многие бактерии и вирусы гибнут при температуре тела выше 38 градусов Цельсия, либо уменьшают свою активность, таким образом, мы можем помочь своему организму, когда заболеваем. Хотя, остается неясным, как сам организм медитирующего может переносить высокую температуру тела.
- 3. Повышение ясности ума и концентрации внимания. К такому эффекту данная медитативная практика приводит благодаря необходимости использования воображения и сосредоточении для ее выполнения.
- 4. Улучшение здоровья и повышение жизненной силы. Это происходит благодаря работе с внутренними энергиями, такими как Ци или прана.
- 5. Открытие чакр. Считается, что практика туммо – это один из лучших способов открытия и очищения чакр.
- 6. Развитие уверенности и внутренней силы. Опять же происходит это благодаря работе с внутренними энергиями, а конкретно – соединением с центром силы второй чакры, из которой практикующие данную медитацию люди могут черпать силу для достижения своих целей.
- 7. Состояние счастья и радости. В процессе медитации туммо культивируется энергия Кундалини, благодаря чему это становится очень радостным опытом.
- 8. Просветление. Достижение единства с божественной природой – одна из главных целей практически любых практик медитации.
- 9. Духовный рост. Медитация внутреннего огня подавляет эго и способствует духовному развитию человека.
- 10. Улучшение памяти. Одно из возможных следствий практики медитации туммо.
Возможно, этот, пусть небольшой, но всё же, список преимуществ внутреннего огня заставил вас проявить интерес к этой “чудесной” методике. В таком случае, предлагаю сразу перейти к описанию пошаговой техники выполнения медитации туммо.
Шаги к выполнению простейшей техники медитации туммо:
- 1. Найдите спокойное место, где вас никто не потревожит. Садитесь на коврик и постарайтесь принять позу “лотоса” – скрестите ваши ноги и положите их друг на друга. Руки можете поставить на колени. Впрочем, принятие именно позы лотоса не является необходимым условием, вы можете делать это, даже сидя в кресле.
- 2. Закройте глаза. Попробуйте обратить свой внутренний взор на себя. Избавьтесь от всех посторонних мыслей, особенно греховных, нечистых мыслей. Успокойте свой разум.
- 3. Следите за своим дыханием. Почувствуйте, как поднимается, и опускается в процессе дыхания диафрагма. Продолжайте отслеживать ощущения в теле.
- 4. Теперь поднимайте внимание выше. Делайте это медленно и осторожно. Сосредоточьтесь на области носа, сосредоточьтесь на вдохе и выдохе, и ощущениях, которые испытываете во время вдыхания и выдыхания воздуха.
- 5. Освободившись от всех мыслей и заняв свое внимание, начните представлять в своем уме свое тело так, словно это пустая оболочка, словно оно пустое внутри, а само тело принимает форму воздушного шара.
- 6. Теперь представьте, что в центре вашего тела – примерно на уровне чуть ниже пупка, где находится втора чакра под названием Свадхистана, находится горячая лампа, испускающая яркий, теплый свет на внутреннюю поверхность вашего тела.
- 7. Мысленно представьте и попытайтесь почувствовать, как из центра вашего тела тепло распространяется по всему вашему телу – по животу, по груди, по всем его областям.
- 8. Старайтесь также постепенно завершать свою практику медитации, как начинали, и не обрывайте ее резко. Выходите из медитативного состояния постепенно.
Вот, собственно, и вся техника, по крайней мере пока что мне удалось найти только эту информацию. Правда, это, как я написал выше, простейший вариант техники, которая, впрочем, также позволит вам получить некоторые преимущества от созерцания внутреннего огня. Однако не забывайте, что больших высот в данной медитации вы достигните с продвинутым мастером, который знает все тонкости выполнения техники.
В ближайшем будущем я опишу более продвинутую технику, затрагивающую работу с чакрами и каналами, от которой вы сможете получить максимум пользы. Для начала мне следует самому подробнее изучить этот вопрос, чтобы предоставить вам как можно более точную и полезную информацию, в том числе о препятствиях и возможных опасностях выполнения такой мощной техники. Главное, не переусердствуйте с её выполнением, важно не количество потраченного времени, а качество выполнения. Успехов вам!
Практика тумо тибетских монахов. Туммо — разжигание внутреннего огня. А что характерно для обычного дыхания
Йога внутреннего огня (Туммо): методы исследования и результаты
Целью настоящей работы является изложение новых результатов, найденных автором в ходе исследования этномедицинских практик – работы с энергиями стихий. Предметом исследования выступает практика Туммо – йога внутреннего огня. Объектом – организм человека и влияние на него данной практики.
Работа является продолжением исследования практик, которые, согласно классическим этномедицинским трактатам, способствуют омоложению организма, и результаты исследования которых опубликованы в [1], [2], [3].
В настоящее время принято считать, что процесс старения человеческого организма необратим, однако, известны случаи, когда процессы, длительное время считавшиеся необратимыми, на самом деле оказывались обратимыми. Например, результатом того, что в 1824 г. С. Карно доказал обратимость некоторых термодинамических процессов, стало создание двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, в работе «Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур» И. Пригожиным доказано, что существуют условия, при выполнении которых отдельные необратимые процессы могут стать обратимыми [4].
Сформулируем противоречие: с одной стороны, принято считать, что процесс старения является процессом необратимым, с другой, имеются исторические источники, считающиеся в современном востоковедении авторитетными трактатами, в которых изложены не только многочисленные указания на возможность инверсий возрастных изменений, но и отдельные указания на существование решений прикладных задач обратимости процессов старения. Такими авторитетными источниками, согласно утверждению отечественных и зарубежных исследователей (Е.П. Островская, В.И. Рудой, Б.В. Мартынов, Радхакришнан и др.), являются «сутры», «упанишады», «самхиты» и «тантры», которые названы классическими текстами. Анализируя классические тексты по йоге, нетрудно заметить, что в них нередко содержатся отдельные сведения, которые можно интерпретировать как этномедицинские, направленные на сохранение здоровья и омоложение организма.
В книге «Упанишады йоги и тантры» [5] собрано одиннадцать «упанишад». В «Йога-кундалини упанишаде» и «Йога-таттва упанишаде» приводятся сведения по этномедицине. В сборнике классических древнеиндийских текстов, вышедшем под названием «Путь Шивы» [6] напечатаны переводы девяти трактатов. В некоторых из них, в частности в «Гхеранда самхите», «Хатха-йога прадипике» и «Шива самхите» приводятся упражнения, способствующие омоложению организма.
В древнекитайской медицине сведения по омоложению организма можно найти в «Трактате Желтого императора о внутреннем» [7], считающемся самым древним медицинским трактатом, написанном во времена правления императора Хуан-ди, т. е. ок. XXVI в. до н.э. [7. С.4]. А также в трактате «Баопу цзы» [8], написанном Гэ Хуном приблизительно в 320 г. н. э.
В тибетской медицине сведения по омоложению организма имеются в трактате «Экстракт амриты – восьмичленная тантра тайных устных наставлений», сокращенно называемом «Чжуд-ши» [9]. В предисловии к русскому переводу помещены сведения о том, что частично содержание трактата заимствовано из древнеиндийских и древнекитайских источников.
Приведем некоторые фрагменты из классических текстов по вопросу омоложения организма.
«… замок, называемый Замком Петленосца,
побеждает смерть, как слона гривастый лев».[5. С.109]
«Морщины и седые волосы исчезнут, несомненно» [5. С.140].
«Уддияна – тот лев, который убивает слона смерти. Тот, кто постоянно практикует Уддияну, как учит его Гуру, становится молодым, даже если он старик» [6.С.58].
«После шести месяцев морщины и седые волосы исчезают. Тот, кто практикует это по три часа ежедневно, побеждает смерть» [6.С.59].
«Йогин, направивший Прану вниз и Апану вверх, становится подобным 16-летнему юноше, даже если он был стариком» [6.С.52].
«Если человек не отходит от пути-дао, то, несмотря на старость, телесная форма его сохраняется полностью, и даже если ему много лет, он способен иметь детей» [7.С.25].
«Старец снова помолодеет так, что его нельзя будет узнать, а молодой человек никогда не состарится» [8.С.78].
«Жизнь принимающего это вещество человека продлится, сто болезней исцелятся, рубцы и шрамы исчезнут, седые волосы вновь почернеют, выпавшие зубы вновь вырастут» [8.С.176].
«Если употреблять эликсир всех девяти, они спасут от девяти болезней, прерывающих жизнь, уничтожат признаки наступающей старости, вернут телу юность шестнадцатилетнего, ловкость тигра, силу буйвола, яркость павлина, быстроту коня, жизнь сделают долгой как у солнца и луны» [9.С.542].
Наличие значительного количества рекомендаций по омоложению организма в классических текстах, свидетельствует о том, что задачу обратимости биологических процессов много веков назад пытались решить древние йоги и целители, причем представители разных культур.
Рассмотрим одну из специфических этномедицинских практик, известную в Тибете как йогу внутреннего огня или Туммо йогу.
Путешественники и исследователи Тибета середины XX века А.Дэвид-Неэль [10], У.Й. Эвантц-Вентць [11], Д.Туччи [12] описали практику Туммо, во время которой тибетские ламы высушивали на себе мокрые простыни при минусовой температуре. «Одним из свидетельств совершенства йогина является необычайная власть над стихиями, проявляющаяся, например в практике туммо. Туммо – одно из упражнений хатха йоги, базирующееся главным образом на контролировании дыхания» [12. С.98].
Методика пробуждения внутреннего огня описана в «Йога кундалини упанишаде»: «Когда апана, вверх идя, местопребывания огня достигает, тогда поднятым ветром пламя раздувается и вырастает. Тогда пришедшим огнем воспламеняется сама прана, потом непрерывным горением пламя охватывает все тело» [5. С.134].
В [10] и [11] приведены также некоторые медитативные и дыхательные упражнения, вызывающие жар в теле. «Слово Туммо переводится как «жар», «тепло», но в тибетском языке оно обозначает не совсем обычное тепло» – пишет А. Дэвид-Неэль. И добавляет, что за попытками тибетцев объяснить природу этого тепла стоят предрассудки и самые невероятные представления о физиологии человека [10. С. 276].
Сформулируем еще одну противоречивую ситуацию, в границах исследования йоги внутреннего огня.
С одной стороны, в классических текстах по йоге описываются некоторые медитативные и дыхательные практики, в результате которых в организме появляется ощущение жара. Вызывание жара лежит в основе Туммо йоги и позволяет высушивать мокрые простыни на спине при минусовой температуре. Но представления о процессах, происходящих в организме во время этих практик, могут быть квалифицированы не более как протонаучные.
С другой стороны, в современных научных работах по физиологии и медицине нет такого понятия как Туммо. Однако, физиологические процессы, проявляющиеся во время этой практики, вполне укладываются в рамки известных понятий современной физиологии. В 50-е годы XX века в СССР физиологом К.С. Тринчером было доказано и опубликовано в монографии «Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани» [13], что в некоторых условиях легкие человека могут выполнять не только респираторные, но и нереспираторные функции. В частности, в легких может происходить неферментативное окисление липидов крови. Результатом экзотермической реакции аэробного окисления липидов является значительное изменение термодинамических характеристик организма. В частности, положительное приращение энтропии при сохранении общего гомеостаза. При этом наблюдаются такие же внешние проявления, какие возникают в практике Туммо йоги.
По нашему мнению такие свойства легочной ткани и были зафиксированы древними йогами и описаны в текстах, признанных в настоящее время классическими.
К.С. Тринчером доказано, что через включение отдельных рефлексов возможен вызов сильного жара, который появляется вследствие непосредственного окисления липидов в крови в легких. Описание явлений найденных К.С. Тринчером полностью совпадают с описанием явлений идентифицируемых в йоге как пробуждение внутреннего огня во время практики Туммо.
Экспериментальные работы К.С. Тринчера по исследованию нереспираторных функций легких позволили определить основные условия, при которых включается рефлекс окисления липидов в крови в легких. Важным условием является холодный воздух окружающей среды. Как видно из этнографических источников и воспоминаний путешественников, такие феноменальные способности, как высушивание мокрых простыней на себе, демонстрируют тибетские ламы в условиях низкой температуры воздуха в Тибете, а не йоги в жарком климате Индии.
Благодаря имеющимся описаниям медитативных и дыхательных упражнений, а также современному подходу к пониманию физиологических процессов йоги внутреннего огня, нам удалось повторить выполнение Туммо йоги, и практически проверить действие открытого К.С. Тринчером рефлекса пережигания липидов.
Эксперимент был впервые поставлен в марте 2004 года. В ходе эксперимента проводился забор крови из вены, затем выполнялась практика Туммо йоги в течение 10 минут. Затем проводился повторный забор крови из вены. Кровь подвергалась анализу на липидный спектр. По результатам анализа крови было зафиксировано понижение количества холестерина, липопротеинов и триглицеридов. Обнаружено, что до выполнения практики количество общего холестерина у меня в крови составило 6,54 ммоль/л, после – 6,14 ммоль/л (N 3.6 – 5.2).
По результату анализа можно сказать, что десятиминутная практика Туммо йоги привела к понижению количества общего холестерина. В то же время, все показатели по холестерину у меня оказались выше нормы. За период 2005 – 2007 годы, занимаясь практикой Туммо, мне удалось практически восстановить нормальный уровень холестерина: анализ крови в ноябре 2005года показал понижение количества общего холестерина до 5.4 ммоль/л, в апреле 2007 – до нормы: 5,1 ммоль/л. Кроме того, зафиксировано понижение количества холестерина в крови до нормы по всем показателям (ЛПВП, ЛПНП, ЛПОНП).
Кроме физиологических исследований состава крови, нами в марте 2007 года совместно с профессором К.Г. Коротковым впервые проведены исследования практики Туммо методом биоэлекторграфии. В ходе эксперимента было выполнено шесть последовательных измерений 10 пальцев рук в исходном состоянии, и 8 измерений в процессе практики Туммо. Измерения проводились с интервалом в 3 минуты. В общей сложности практика Туммо, в процессе которой была высушена мокрая простынь на спине, заняла 20 минут. В программе ГРВ Чакра были вычислены значения всех чакр. Было показано, что наибольшая активация в ходе практики Туммо приходится на манипура чакру [14. С.137]. И это не случайно. Именно с манипура чакрой связана энергия огня, которая активизируется во время практики Туммо.
Подведем результаты работы.
1. Применение открытого К.С. Тринчером рефлекса неферментативного окисления липидов крови позволяет ввести практику Туммо йоги в границы современных естественнонаучных представлений.
2. Результаты анализа крови на липидный спектр показывают, что практика Туммо йоги способствует понижению количества холестерина в крови и может быть весьма полезна для профилактики и немедикаментозной терапии атеросклероза.
3. Найденный результат – понижение общего холестерина в крови в границы нормы, подтверждает возможность обратимости биологических процессов.
4. Применение метода биоэлектрографии в исследовании практики Туммо йоги позволило зафиксировать значительное увеличение энергетического потенциала организм.
По нашему мнению, техника Туммо йоги может быть использована для тренировки лиц, профессиональная деятельность которых связана с пребыванием в экстремальных условиях. Например, при подготовке участников научно-исследовательских экспедиций для работы в условиях Арктики и Антарктики; при подготовки профессиональных альпинистов и горных спасателей. А также для спецподготовки личного состава некоторых подразделений вооруженных сил России.
Литература
1. Иванов А.И., Терёшкин С.Н. Новый подход к анализу этномедицинских текстов. Задача обратимости биологических процессов / Этнофилологический анализ текста: проблемы и решения. Сборник научных статей. Под ред. Г.И. Банщиковой, Г.С. Скороспелкиной. – СПб.: «Наука», «САГА», 2007, с.с. 129 – 136.
2. Терёшкин С.Н., Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Новый подход к парадигме жара – холода в текстах по этномедицине / Этнофилологический анализ текста: проблемы и решения. Сборник научных статей. Под ред. Г.И. Банщиковой, Г.С. Скороспелкиной. – СПб.: «Наука», «САГА», 2007, с.с. 136 – 146.
3. Иванов А.И., Терёшкин С.Н. Этномедицина: мантры как система управления «подъемом кундалини» / Этнолингвокультурология: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Г.С. Скороспелкиной. – СПб.: САГА, Наука, 2004, с.с. 216 – 223.
4. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур: Пер. с англ. Ю.А. Данилова и В.В. Белого – М.:Мир, 2002. – 461 с., ил. – (Лучший зарубежный учебник)
5. Упанишады йоги и тантры. Пер. с санскр. и сост. Б.В. Мартынова. – М.: Алетейа, 1999. – 256 с.: ил.
6. Путь Шивы (Антология древнеиндийских классических текстов). Пер. с санскрита А. Ригина. – К. : Экслибрис, 1994.
7. Трактат желтого императора о внутреннем. М.: «ЧИТРА», 2002. – 288 с.
8. Гэ Хун. Баопу-цзы. – Пер. с китайского, коммент., предисл. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 384с.
9. «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины, Перевод с тибетского, предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 766 с.
10. Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В. Ковальчук. – К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2003. – 400 с.
11. Тибетская йога и тайные учения. Редакция, введение и комментарии У.Й. Эванса-Вентца / Пер. с англ. О.Т. Тумановой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 480 с.: ил.
12. Туччи Дж. Святые и разбойники неизведанного Тибета: Дневник экспедиции в Западный Тибет. 1935 / Пер. с ит., вступ. ст. и коммент. А.А. Малыгина. – СПб.: Алтейя, 2004. – 174 с.; илл. – (Серия «Востоковедение: учебные пособия, источники, исследования»).
13. Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. Отв. ред. – д.б.н. П.А.Коржуев. М. Издательство АН СССР. 1960. – 107 с.
14. Терёшкин С.Н., Коротков К.Г., Короткова А.К. Изменение энергии чакр в процессе практики лунг гом туммо йоги / XI Международный Научный Конгресс по ГРВ Биоэлектрографии. Наука, информация, сознание. Тезисы. – Санкт-Петербург, 2007, с. 136-137.
Источники:
http://figuradoma.ru/joga/blog/joga-tummo-osnovy-praktiki.html
http://metodorf.ru/meditaciya/meditaciya_tummo.php
http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/3798872/