Племя маори и их высушенные головы. Интересные исторические факты. История Новой Зеландии. Культура маори
Аборигены Новой Зеландии – маори
Маори – одно из самых жестоких, хладнокровных и храбрых племен в мире. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное.
Маори прибыли на земли Новой Зеландии более 1000 лет назад с островов Восточной Полинезии и были первым людьми, заселившие новозеландские территории. Так как они были прекрасными мореплавателями и ориентировались по солнцу и звездам, маори добрались до Новой Зеландии на каноэ. Маори смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака») .
Через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман . Встреча маори и европейцев закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Тасман назвал это место «Бухтой убийц» .
Спустя больше 100 лет сюда вновь ступила нога европейца – Джеймса Кука . В 1769 году Кук прибыл вместе с экспедицией на территорию Новой Зеландии и положил начало колонизации англичанами.
Уже к 1830 году численность европейцев возросла до 2 тыс, а численность маори была 100 тыс.
Сейчас в Новой Зеландии живут, примерно, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.
Смотря на маори, в глаза сразу бросаются татуировки, покрывающие их лица. Традиции татуировки не являются изобретением именно маори. Традиционные орудия и методы, использовавшиеся в Новой Зеландии, похожи на те, что использовались на других островах Восточной Полинезии. Единственное отличие – в Полинезии часто татуировками покрывали все тело, а в Новой Зеландии – лишь лицо, так как климат здесь холоднее и тело закрыто одеждой (но это не означает, что татуировки на теле не делались вовсе). Из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.
Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделись статусом «табу» , т.е. являлись неприкосновенными.
Процедура нанесения татуировок является крайне болезненной. Они делались не тонкими иглами, а при помощи долото, сделанного из кости альбатроса. По ручке долото били молотком. Таким образом делались надрезы на коже.
У татуировок было несколько значений:
1. Инициация для юношей и девушек, знаменующая их вступление во взрослый мир.
2. Подчеркивание социального статуса (не все маори имели право на нанесение татуировок).
3. Нанесение на лицо важной информации о владельце тату (количество битв, в которых он участвовал; количество убитых врагов; количество полученных ранений; положение в обществе; сферу занятий; количество браков). Для женщин список был меньше, так как они не участвовали в битве.
4. Привлечение внимания противоположного пола.
Еще одна удивительная особенность маори для современного человека – голову умершего воина высушивали и выставляли во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан.
Но у этого народа есть и красивые традиции – хонги (приветствие) . При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.
Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака» . В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец.
Современные маори – это уже не те кровожадные и отважные воины. Развитие цивилизации вынудило их поменять свои взгляды и традиции, однако богатая культура этого народа и сегодня отличается самобытностью и неповторимостью.
Племя маори и их высушенные головы. Интересные исторические факты. История Новой Зеландии. Культура маори
Войти
Племя маори и их высушенные головы
На нашей планете есть народы, которые издревле считались самыми жестокими народами на Земле. К ним относится и племя маори из Новой Зеландии – в прошлые века в нем процветал каннибализм. Некоторые европейцы усугубляли ситуацию, покупая у маори мокомокаи – высушенные головы воинов, украшенные тату.
Маори – аборигены Новой Зеландии, которые до появления европейцев чувствовали себя здесь полноправными хозяевами. Они жили, руководствуясь своими правилами и традициями, периодически воевали с другими племенами и поедали себе подобных. Но в середине 17 века на их земли пришли «цивилизованные» люди и решили установить свои порядки, что, конечно же, маори восприняли в штыки. Они яростно защищали свои территории, отчего и были признаны европейцами кровожадными и жестокими. Если разобраться, их скорее нужно назвать отчаянно смелыми и любящими свою Родину.
Историческая справка. Маори проиграли пришельцам, и не только на поле боя. В Новую Зеландию нахлынули не только колонизаторы (а это были англичане), но и китобои и торговцы со всей Европы. Они завезли сюда картофель и оружие, которые очень понравились аборигенам. Естественно, ружья и мушкеты еще больше способствовали развитию межплеменных конфликтов, в результате которых к 19 веку численность маори сократилась более чем в два раза.
На свои тела маори наносили татуировки — моко, которые определяли статус человека в племени. Каждый рисунок мог рассказать о человеке многое. Но не это главное, ведь тату на свои тела и лица наносили и другие народы, но маори превзошли всех по способу нанесения тату — они не накалывали рисунок, а выбивали его зубилом. Маори верили, что если человек умудряется вытерпеть столь болезненную экзекуцию, то становится достойным членом племени. Тату наносили не только мужчины, но и женщины. Единственная разница — представительницы слабого пола наносили тату не на все лицо, а на его нижнюю часть. Надо оговориться, что не все маори были «разрисованы», а лишь воины и элита племени.
Немного о людоедстве маори. В их оправдание надо сказать, что они поедали друг друга не из-за любви к человеческому мясу. Маори верили, что после этого в их тела входит сила съеденного человека. В большинстве своем жертвами становились поверженные враги, что было вдвойне приятно — одним врагом меньше, а силы больше. Но иной раз съеденными оказывались и уважаемые соплеменники маори — вожди и воины. Причем маори верили, что съедая «свою элиту», они оказывают ей честь.
Съедая человека, маори не использовали в пищу его голову — она шла на изготовление мокомокаи. Зачастую это были головы особо уважаемых предков, своеобразная память о них, хранящаяся в домах и напоминающая о былой истории.
Делались мокомокаи и из голов поверженных врагов. Очень часто, когда племена мирились, они обменивались «высушенными головами».
С приходом европейцев ситуация несколько изменилась. Некоторые «пришлые люди» решили, что мокомокаи могут стать неплохим трофеем, привезенным из «дикой и нецивилизованной» Новой Зеландии. Они стали покупать сушеные головы, а маори, желая обогатиться, конечно же, стали изготавливать их с большим усердием и размахом. Они специально старались убить как можно больше своих врагов или представителей других племен, чтобы заполучить «материал» для новых мокомокаи. Если убитый не имел тату, на его лицо сначала наносили рисунок, и лишь потом делали мокомокаи.
Надо сказать, изготовление мокомокаи — дело довольно хлопотное и долгое. Сначала из головы удалялись все внутренности, затем для поддержания формы ее набивали либо каким-то волокном, либо каучуком. Потом голову долгое время подвергали термической обработке (варили или парили), а затем высушивали на солнце «до готовности». И лишь после этого голову смазывали акульим жиром, очевидно, дабы не портилась.
Некоторым европейцам было мало одной головы, они создавали из мокомокаи целые коллекции. На фото вы видите одного английского генерала, который явно гордится своей коллекцией и с нескрываемым удовольствием демонстрирует ее. На мой взгляд, он еще больший дикарь, чем маори. Те «сушили» головы, руководствуясь многовековыми традициями, а этот генерал выставил на показ головы, словно коллекцию бабочек, показав тем самым, что для него маори — не полноценные люди, а что-то недоразвитое.
Сейчас мокомокаи есть во многих частных коллекциях и музеях всего мира. Правительство Новой Зеландии попросило вернуть головы в страну, но пока на этот призыв откликнулись немногие.
Интересный факт. Конечно же, современные маори стараются сохранить свои традиции и рассказать о них всем жителям Новой Зеландии. Иной раз им в этом невольно помогают другие. Так, традиционный ритуальный танец маори — хака — стал известен всем благодаря местной регбийной команде, которая перед каждым матчем исполняет его на поле.
История Новой Зеландии. Культура маори.
После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи
Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из “чудовищ” жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).
реконструкция с чучелом моа
До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего – только корешки, рыбу, собак да друг друга.
Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.
видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа
Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика – это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных — Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.
По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках – “Арава”, “Таинуи”, “Матаатуа”, “Курахаупо”, “Токомароу”, “Такимуту” и “Аотеа”, названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.
Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.
Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, “Страна Длинного Белого Облака” (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.
Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат — это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата – сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат – весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат – это представитель семейства вьюнковых.
Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.
Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него — в Полинезии; kumara, cumar, cumal — в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.
Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту “Кон-Тики”. За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на “Кон-Тики” продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.
К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.
Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.
В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми – там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.
Дословный перевод самоназвания māori означает “обычные” (“естественные”, “нормальные”). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.
На фотографии выше – маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки – моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин – на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.
картина G.F.Goldie “Вдова”.
музей Те Папа, Веллингтон.
Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. “поунаму”) – любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму – “Страна нефритовой воды”.
Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.
Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево – у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.
На фотографии ниже изображена патака (pataka) – склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.
Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя – Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу – три его жены.
В музее можно зайти в действующий мараэ – священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.
Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки — позвоночником, а маска над гребнем крыши — головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого
При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с “pōwhiri” – формального приветствия гостя и “wero” – встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.
Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.
После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют “поцелуй маори”).
Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. “Эскимосский поцелуй” куник — форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.
Еще один важный элемент культуры маори – система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки – высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают 🙂
Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.
Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как “Staten Landt”. Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов — Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век – ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5bcf31eba76a1300a940517e/5cb83b9d14031500b386afdf
http://sozero.livejournal.com/2248160.html
http://silvar.livejournal.com/191004.html