0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плавание для людей с нарушенным зрением. Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения (стр. 1 )

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения

Студента 4 курса группы 43

Кравченко Николая Геннадьевича

Адаптивная физическая культура

кафедры физической культуры

филиала СГПИ в г. Ессентуки

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки

Работа допущена к защите

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..

1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно[8, с. 28].

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности.

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса[8,с.28].

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области коррекционной работы со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; [7 ; 10; 17; 21; 24].

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

Читать еще:  Потеть во время тренировки хорошо или плохо. Причины сильного потоотделения на тренировках

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза[8, с. 28].

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с близорукостью, нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки [8, с. 28].

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно- оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность (Куничев JI.A., Аробян Р.И., 1976). Кроме

ого, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми’ с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы —10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, необычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т. д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, короткий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сигнал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педагог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебюго материала незрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. Поэтому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на зри

Читать еще:  Форт боярд конкурсы сценарий. Сценарий приключенческой игры «форт боярд. Музыкальное задание Угадай мелодию

ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем лучше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плаванич начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применяются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдо даров ногами и т. д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эазных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

Слово педагога

Авторы: Забирова Лиана Робертовна, Самородова Алена Николаевна
Должность: Инструктора по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Стерлитамак Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: «Изучение влияния занятий плаванием на организм детей с нарушением зрения»
Дата публикации: 16.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Изучение влияния занятий плаванием на организм детей

с нарушением зрения.

В последнее время число детей с патологией зрения растёт. В настоящее

возможностями. Среди них не менее 15 млн. детей. Специалисты многих стран

ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными

решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий

медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры.

Для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом

развитии, физической подготовленности, в темпах биологического созревания,

Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и

работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они

Читать еще:  Машины наскар характеристики. Как устроены американские гонки Nascar? Репортаж с трассы! Изменения в техническом плане

стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, поиграть.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими

упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в

сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у детей с нарушением зрения

не только повышается общая выносливость, но и улучшается зрение.

Плавание — одна из форм физической культуры, особенностью которой

активных движений. Не один вид физических упражнений так гармонично не

развивает мускулатуру тела, обеспечивая формирование полноценной осанки.

Механическое воздействие водной среды обусловлено значительно большей ее

плотностью по сравнению с воздухом.

Преодоление сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует

Исследованиями Е.И. Р я б у х и

О . Ф . И л ь и н о й

увеличивается интенсивность обменных процессов в организме, повышается

гармоничному развитию детей, позволяя снизить общую заболеваемость.

Целью плавания в системе физического воспитания детей с

нарушением зрения является обеспечение с помощью специальной методики

всестороннего и полноценного развития слабовидящего дошкольника.

Общие и специальные задачи плавания:

1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения, содействие

гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Улучшение функций опорно-двигательного аппарата.

4. Формирование и закрепление правильной осанки.

5. Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

6. Овладение основными двигательными навыками и умениями.

7. Формирование у детей с ретинопатией необходимых умений и навыков

самостоятельной пространственной ориентировки.

8. Улучшение кровоснабжения тканей и мышечной системы глаза.

успешной социализации детей с нарушением зрения.

У детей с нарушением зрения водобоязнь проявляется чаще, чем у детей

без патологий зрения. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят

четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на

дне и вдоль бортика. Важным моментом в решении этой задачи является то, что

проблемы должен быть строго индивидуальным.

В процессе обучения нужно сделать акцент на такие упражнения, которые

устранить повышенную чувствительность к водной среде.

Рекомендуется соблюдать следующие методические рекомендации:

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде

и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке

дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду

применять только после овладения скольжением.

2. С каждым ребёнком пробовать открывать глаза и не вытирать лицо

после выныривания из воды.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая детям открывать

обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой

вытянутыми руками на бортик или другой устойчивый предмет.

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении

«стрела» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его

продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в

воде, лучше держать кисти рук рядом или вытянутыми на ширине плеч и

немного развести ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде,

т. к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по

поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

Такая подготовка познакомит с условиями плавучести, равновесия тела,

возникновения чувства страха.

При обучении плаванию детей со зрительной патологией необходимо, с

учетом специфических особенностей их психического и физического развития,

соблюдать общепринятые дидактические принципы:

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в

зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

остаточного зрения) и последовательности их применения.

необходимого запаса представлений о движениях или упражнениях у слепых и

тенденцию к распаду.

упражнений (10-15% упражнений обновляются, а 85-90% повторяются, для

запоминание у слабовидящих детей точных и простых движений требует 8-10

повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений.

утомляемость детей с нарушенным зрением.

принцип необходим для предупреждения и профилактики переутомления, так

как у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально

Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между

физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием

нарушения зрения, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и

разнообразно двигается, занимается плаванием, хорошо закалён, у него реже

возникает патология зрения даже при наследственной предрасположенности. И,

наоборот, у детей с нарушением зрения, если их не тренировать, не следить за

их осанкой, питанием, режимом занятий и отдыха, могут возникнуть различные

заболевания и дальнейшее прогрессирование нарушение зрения.

Источники:

http://pandia.ru/text/80/661/89865.php
http://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_18.htm
http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11953

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector