Парашютист достигнув в затяжном прыжке. Движение в воздухе до раскрытия парашюта. Краткая история парашютизма
Парашютист достигнув в затяжном прыжке. Движение в воздухе до раскрытия парашюта. Краткая история парашютизма
1495 год – первое упоминание о парашюте – схема парашюта на рисунке Леонардо Да Винчи.
1783 год – Луи Себастьян Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Он-то и назвал изобретение “парашют” (фр. – “parachute”).
1797 год – первый прыжок с парашютом с летательного аппарата совершил француз Андре Жак Гарнерен (Andre-Jacques Garnerin).
Это было во времена первых полетов воздушных шаров. Некий субъект по имени Андре Жак Гарнерен, проживая во Франции, занимался показательными выступлениями на своем шаре на ярмарках в окрестностях Парижа. Все члены его семьи были вовлечены в его пристрастие к воздухоплаванию, особенно его жена Genevieve Labrosse, и его племянница, Elisa, которые стали первыми женщинами парашютистками. Genevieve прыгнула в 1798, а Elisa – вскоре после этого. Elisa совершила порядка сорока прыжков в период между 1815 и 1836.
1912 год Глеб Котельников – первый патент на ранец парашюта.
1927 год летчик-испытатель Михаил Громов – первый в СССР, кто использовал парашют как средство спасения.
26 июля 1930 года в Воронеже под руководством Л. Минова 12 летчиков из ВВС впервые в стране совершили учебные прыжки с самолета. Эти прыжки положили начало развитию парашютного спорта в СССР.
2 августа 1930 года под Киевом на учениях был впервые выброшен парашютный десант. Этот день считается Днем рождения ВДВ.
В марте 1935 года в Тушино состоялось открытие Центрального аэроклуба, а в августе были проведены первые всесоюзные соревнования по парашютному спорту.
С 1951 года регулярно начали проводиться международные соревнования по парашютному спорту в ранге Чемпионатов мира и Европы, кубков мира и т.п.
Многие советские и российские парашютисты становились Чемпионами мира. Долгие годы соревнования проводились только по точности приземления и одиночным затяжным прыжкам – на стабильность падения, точность времени задержки, акробатические фигуры. Толчком к развитию новых видов парашютного спорта и появлению новых видов парашютной техники в начале 70-х годов послужило изменение основной концепции парашютизма – это стало не парашютно-спасательной или парашютно-десантной подготовкой военнослужащих (летчиков, десантников), а активным, местами экстремальным, отдыхом населения в передовых странах. Постепенно начали появляться новые виды парашютного спорта: в 60 – 70 годы – групповая акробатика, 80-годы – купольная акробатика, 90-годы – артистические виды (скайсерфинг, фристайл, фрифлай), в начале 21 века к ним добавился свуп. Бурное развитие парашютизма в мире продолжается и сегодня. В США ежегодно совершается более 3,5 млн. прыжков. В России – 250,0 – 300,0 тыс. прыжков. Десятки тысяч людей в различных странах мира ежегодно приобщаются к этому виду спортивной деятельности. Основным видом начальной подготовки парашютистов во многих странах стала методика АФФ (AFF: A ccelerated F ree F all – ускоренное обучение свободному падению), разработанная в США в 70‑80 годах. Многие парашютисты, достигшие сегодня больших высот в спорте, начинали подготовку по этой программе, которую мы и предлагаем пройти Вам.
Что такое парашютный спорт?
Скорость падения тела в воздухе достигает 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. Благодаря этой скорости, парашютист может свободно передвигаться в воздухе, используя при этом свое тело (руки, ноги и т.д.) как рули. В свободном падении парашютист находится довольно мало времени. При прыжке с 4000 тысяч метров всего 60 секунд. Чтобы благополучно приземлиться, парашютисту нужен парашют, который затормозит эту скорость и доставит его на землю, в нужное ему место.
Именно в мастерстве владения телом в свободном падении соревнуется большинство парашютистов, исключая некоторые виды: точность приземления в заданную цель, купольная акробатика – построение в воздухе фигур из куполов и свуп.
Классический парашютизм – двоеборье. Первое упражнение: Точность приземления под куполом в цель размером 3 сантиметра. Второе упражнение – комплекс фигур в свободном падении. Соревнуются во времени и точности выполнения этого комплекса. Достаточно консервативный вид спорта. Не претерпевает серьезных изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта очень развит в странах, входивших в СССР республик и бывшего социалистического лагеря.
Групповая акробатика (ГА) – безусловная королева парашютного спорта. ГА – самый массовый вид в парашютизме. Спортсмены соревнуются в количестве «построенных» фигур за определенное время в командах из 4-х, 8-ми и 16-ти спортсменов. Это официальные соревнования. А в общем, вы можете просто прыгнуть в группе с друзьями, построить в воздухе красивую (или не очень;) фигуру (у парашютистов это называется «формация») или участвовать в рекордном прыжке. Рекорд мира в данный момент составляет формация, собранная из 357 человек. Это тоже групповая акробатика.
Купольная акробатика – заключается в построении формаций из куполов. Соревнования происходят в командах из 4-х и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА, вы можете просто прыгать с друзьями или участвовать в рекордных формациях. Весьма опасная, но в то же время одна из самых зрелищных дисциплин в парашютизме.
Фристайл – сравнительно молодой вид парашютизма. Заключается в выполнении спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора, который производит съемку в воздухе.
Скайсерфинг – соревнуются в том же, что и фристайлисты, но спортсмен прыгает с лыжей.
Фрифлай – командный вид (два спортсмена + оператор), Основные элементы делаются вниз головой, стоя или сидя.
Свуп – техничное скоростное приземление. Спортсмен разгоняет купол при приземлении и с большой скоростью скользит над поверхностью, стараясь пролететь как можно дальше.
Метод был разработан Кеннетом Колеманом (США) для проведения интенсивного, индивидуального обучения людей, которые хотят заниматься парашютным спортом. В программе применяется специальное снаряжение, используемое в современном парашютном спорте и лучшие методики подготовки.
На прыжках по программе, студент испытывает значительную психологическую нагрузку, впрочем как и при других методиках обучения, но у него есть достаточное время для того, чтобы преодолеть эту нагрузку и выполнить задания. При этом его страхуют и поддерживают инструкторы. Таким образом, обучение проходит эффективнее, за меньшее количество прыжков, по сравнению с другими методами и с минимальным риском на всех стадиях прыжка – в свободном падении, при открытии парашюта, управлении куполом и приземлении.
Начальная программа состоит из 7 «уровней» – навыков и упражнений, которые должен освоить студент во время обучения. Каждый уровень состоит из наземной подготовки и зачетного прыжка, во время которого студент применяет полученные навыки. Эти уровни разделены на два этапа.
I этап – «Первые Навыки » – состоит из трех уровней, во время прохождения которых студент изучает и приобретает первоначальные навыки свободного падения. Первый прыжок студент совершает на тандемном парашюте вместе с инструктором, самостоятельно отрабатывая полученное задание на прыжок. Во время этого прыжка студент знакомится со свободным падением, учится контролировать высоту и позу, принимает участие в открытии парашюта, управлении куполом и приземлении. Этот прыжок не входил в оригинальную программу, а появился позже в результате развития и улучшения программы.
Последующие прыжки происходят с двумя инструкторами и включают в себя умения отделяться от летательного аппарата, стабильно падать, контролировать высоту, самостоятельно открывать парашют, безопасно им управлять и приземляться. Студент получает эти навыки путем интенсивных наземных тренировок, под прямым контролем со стороны инструкторов на земле и в воздухе.
II этап – «Маневрирование» – состоит из четырех уровней, которые предназначены для выработки навыков и умений маневрирования в свободном падении. При прохождении каждого из этих уровней студент выполняет повороты в воздухе, передние и задние сальто, демонстрирует умение передвигаться в свободном падении в нужном направлении и выполнять разбежку. Осваивается уверенное управление парашютом и приземление в заданный район.
Студент также изучает меры безопасности и действия в особых случаях, умение ориентироваться в воздухе при прыжках с другими парашютистами.
Переход парашютиста к освоению очередного уровня производится только после полного усвоения предыдущего уровня и выполнения поставленных в нем целевых задач и не зависит от количества выполненных прыжков.
Освоив 7-ой уровень программы, студент должен продемонстрировать знания и умения начинающего парашютиста:
– полную самостоятельную подготовку снаряжения,
– знание мер безопасности при выполнении прыжков,
– навыки свободного падения,
– умение приземляться в заданном районе.
После прохождения 7-ого уровня его статус «студента» меняется на статус «начинающего парашютиста» и он приступает к следующему этапу.
III этап – «Лицензирование» – после окончания семи уровней начальной программы, начинающий парашютист, проходит «Прогрессивную программу», заключающуюся в совершенствовании его парашютных навыков и наборе кол-ва прыжков, необходимых для получения парашютной лицензии. На этом этапе парашютист закрепляет основные навыки маневрирования, совершает прыжки в одиночку и с инструктором, знакомиться с элементами групповой акробатики, улучшает навыки управления куполом и приземления в заданную цель. По завершении программы парашютист получает свою первую лицензию (категорию) «А» и статус «парашютист-любитель».
Австрийский парашютист Феликс Баумгартнер прыгнул из стратосферы.
Феликс Баумгартнер. Фото: redbullstratos.comОн стал первым человеком, который достиг скорости звука во время прыжка без помощи специального транспортного средства.
43-летний Баумгартнер установил сразу несколько мировых рекордов: по максимальной высоте прыжка с парашютом, продолжительности полета в свободном падении и максимальной скорости падения. Феликс Баумгартнер поднялся на высоту 39 километров, а затем прыгнул на землю из стратосферы, достигнув в полете скорости звука.
Через 40 секунд скорость его свободного падения составила 1173 километра в час. Он открыл парашют при приближении к земле и совершил мягкую посадку в пустыне, сразу встав на ноги. За прыжком Феликса наблюдали его родные и близкие.
Отметим, что неделю назад австрийскому скайдайверу пришлось перенести свой прыжок из-за ветра. 14 октября спортсмен-экстремал поднялся на стратостате над Розвеллом ( , штат Нью-Мексико). От смертельных опасностей, переохлаждения и перепадов давления скайдайвера защищал специальный скафандр.
Видеотрансляция прыжка шла в прямом эфире. Ее смотрели почти восемь миллионов человек. Пользователи шутили, что Баумгартнер взлетел выше геостационарных спутников. Правда, организаторы установили 20-секундную задержку трансляции на случай трагического исхода. Однако все завершилось триумфом жизни над смертью.
В июле этого года “Бесстрашный Феликс” совершил прыжок из стратосферы с высоты 29 километров. Во время свободного падения он достиг скорости в 862 километров в час и благополучно приземлился близ Розвелла.
Стоит отметить, что во время прыжка австрийца поджидало несколько смертельных опасностей. Во-первых, в случае разгерметизации скафандра у него могла в буквальном смысле закипеть кровь.
Вторая опасность заключается в том, что первые 30 секунд падения парашютист практически не испытывал сопротивления воздуха, из-за чего ему было тяжело зафиксировать положение своего тела. Если бы при вхождении в плотные слои атмосферы Баумгарнтер крутился вокруг своей оси, он совершенно точно потерял бы сознание и не смог бы раскрыть парашют.
Вдобавок, ученым пока неизвестно, как реагирует тело человека на преодоление сверхзвукового барьера. Баумгартнер надеется, что сведения, которые его команда соберет во время прыжка, помогут продвижению науки. Бывший военный парашютист Баумгартнер совершил более 2500 прыжков с самолетов и вертолетов, а также с небоскребов и памятников, в том числе со 101-этажной башни Taipei 101 на Тайване.
После 25-ти лет экстрима Феликс пообещал, что этот трюк стал для него последним.
Противоречие объясняется тем, что падение с нераскрытым парашютом ошибочно принято было за свободное, не замедляемое сопротивлением воздуха. Между тем оно существенно отличается от падения в несопротивляющейся среде.
Попробуем установить, хотя бы приблизительно, подлинную картину падения при затяжном прыжке. Будем пользоваться для расчетов следующей найденной из опыта приближенной формулой для величины f сопротивления воздуха при рассматриваемых условиях:
где v – скорость падения в метрах в секунду. Сопротивление, как видим, пропорционально квадрату скорости; а так как парашютист падает с возрастающей скоростью, то наступает момент, когда сила сопротивления делается равной весу тела. С этого момента скорость падения расти больше не будет; падение из ускоренного становится равномерным.
Для парашютиста это наступает тогда, когда его вес (вместе с парашютом) сделается равным 0,03v 2 ; принимая вес снаряженного парашютиста в 90 кг, имеем уравнение
откуда v = 55 м/с.
Итак, парашютист падает ускоренно лишь до тех пор, пока не накопит скорости 55 м/с. Это наибольшая скорость, с какою он опускается, в дальнейшем скорость уже не возрастает. Определим – опять приближенно – сколько секунд употребил парашютист для достижения этой максимальной скорости. Примем во внимание, что в самом начале падения, пока скорость мала, сопротивление воздуха ничтожно, и тело падает как свободное, т. е. с ускорением 9,8 м/с. К концу же интервала ускоренного движения, когда устанавливается равномерное падение, ускорение равно нулю. Для нашего приближенного расчета можно допустить, что ускорение в среднем равнялось
Если принять таким образом, что секундная скорость нарастала на 4,9 м в секунду, то она достигает величины 55 м по истечении
Путь 5, проходимый телом в 11 секунд такого ускоренного движения, равен
Теперь выясняется подлинная картина падения Евдокимова. Первые 11 с он падал с постепенно уменьшающимся ускорением, пока не накопил скорости 55 м/с, приблизительно на 300-м метре пути. Остальной путь затяжного прыжка он проходил равномерным движением со скоростью 55 м/с. Равномерное движение, согласно нашему приближенному расчету, длилось
а весь затяжной прыжок
что мало отличается от действительной продолжительности (142 с).
Сделанный нами элементарный расчет надо рассматривать лишь как первое приближение к действительности, так как он основан на ряде упрощающих допущений.
Приведем для сравнения данные, полученные путем опыта: при весе снаряженного парашютиста 82 кг максимальная скорость устанавливается на 12-й секунде, когда парашют опускается на 425–460 м (Забелин, М. Прыжок с парашютом. М., 1933).
Парашютный спорт. Описание, история, развитие
Парашютный спорт является видом авиационного спорта. Все разновидности парашютного спорта связаны со свободным падением и планированием (снижением и приземлением) на парашюте. Скорость падения достигает 50-60+ метров в секунду или 180-200+ километров в час. Благодаря этой скорости парашютист может свободно передвигать в воздухе, используя при этом свое тело (руки, ноги и т.д.) как рули. В свободном падении парашютист находится довольно мало времени. При прыжке с 4000 тысяч метров всего 60 секунд. Чтобы благополучно приземлиться парашютисту нужен парашют, который затормозит эту скорость и доставит парашютиста на землю, в нужное ему место.
Именно в мастерстве владения телом в свободном падении соревнуются парашютисты (исключая некоторые виды, как то классический парашютизм – одна из дисциплин, которого – точность приземления под куполом в заданную цель размером 3-5 сантиметров. И купольная акробатика – построение в воздухе формаций из куполов).
Разновидности парашютизма
Классический парашютизм – двоеборье. Первое упражнение: Точность приземления под куполом в заданную цель размером 3-5 сантиметров. Второе упражнение – комплекс фигур в свободном падении. Соревнуются во времени выполнения этого комплекса. Достаточно консервативный вид спорта. Не претерпевает изменений уже много лет. Требует отточенности мастерства и постоянства результатов. Этот вид спорта очень развит в бывших странах СССР и социалистического лагеря.
Групповая акробатика – безусловная королева спорта. Соревнуются в количестве “построенных” фигур за определенное время в командах из 4-х, 8-ми и 16-ти спортсменов. Это официальные соревнования. А в общем вы можете просто прыгнуть в группе с друзьями, построить в воздухе красивую (или не очень) фигуру (у парашютистов это называется “формация” – или участвовать в рекордных прыжках (рекорд Гинесса в данный момент составляет формацию собранную из 296 человек [Россия, Анапа, 1996 год]). Это тоже групповая акробатика. ГА – самый массовый вид в парашютизме.
Купольная акробатика- заключается в построении формаций из куполов. Соревнования в командах из 4-ех и 8-ми спортсменов. Также как и в ГА вы можете просто прыгать с друзьями или участвовать в рекордных формациях. Весьма опасный вид. Но в то же время и зрелищный.
Фристайл – сравнительно молодой вид парашютизма. Заключается в показе спортсменом различных фигур в свободном падении. Здесь оцениваются красота, сложность элементов, мастерство воздушного оператора, который производит съемку в воздухе.
Скайсерфинг – соревнуются в том же, что и фристайлисты, но спортсмен прыгает с лыжей. Самый коммерческий вид спорта в парашютизме.
Фрифлай – командный вид (два спортсмена + оператор) основные элементы делаются вниз головой или сидя.
История
Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. В Китае и России этим легендам около тысячи лет. Магеллан описывает прыжки негров при помощи зонтов из пальмовых листьев. Прыжки с башен, деревьев, гор на различных приспособлениях упоминались у разных народов. Легенды объединены одним: человек может летать опираясь о воздух.
Известно, что принцип парашюта был впервые сформулирован знаменитым гуманистом 13-го века Роджером Беконом. В своем сочинении “О секретных произведениях искусства и природы” Бекон признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности. Великий Леонардо да Винчи развил эту идею. В одной из его рукописей находится рисунок парашюта пирамидальной формы с подписью под ним: “Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности”. Поверхность такого устройства равна примерно 60 кв.м. Площадь миделя – 30 кв.м. Эти данные близки современному круглому парашюту. В начале 17 века идея и конструкция парашюта изложены в книге ученого – Фауста Веранчио. В 1617 году он совершил первый прыжок с парашютом, который построил сам, спустившись с небольшой башни.
Следующим человеком, о котором доподлинно известно, что он совершил спуск на парашюте, был уроженец города Савойи француз Лавен. В 20-х годах 17 века Лавен за какое-то преступление был заключен в крепость Мольянс. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней с прикрепленным к ним китовым усом, не дававшим куполу свернуться. Ночью Лавен поднялся на высокую крепостную стену и прыгнул с нее в воды реки Изер. Спуск прошел совершенно спокойно, но стража заметила беглеца и задержала его. В 1777 году по улицам Парижа было расклеено необычайное объявление. Оно гласило: “Профессор де Фонтанж изобрел летающий плащ. С этим плащом осужденный к смертной казни за убийство Жан Думье спрыгнет с башни. Если опыт удастся, смертник будет помилован. Все, от мала до велика приходите на площадь смотреть небывалое в истории зрелище”. Вот как описывают газеты того времени прыжок Жана Думье: “Думье отправился в сопровождении полицейских к парижскому оружейному складу, где его ожидал профессор де Фонтанж. Для наблюдения за опытом собралось много любопытных. Думье влез на крышу оружейного склада. Профессор надел на него плащ, состоящий из бесчисленного множества мелких покрышек. – “Держите руки горизонтально и старайтесь парить, как птица. Ничего другого от Вас не требуется” – сказал профессор де Фонтанж Жану Думье. Думье прыгнул. Ветер отнес его сначала немного в сторону. Публика с удивлением смотрела на парившего в воздухе человека. Внезапно Думье стремительно полетел вниз. Все вскрикнули. Однако, почти достигнув земли, Думье немного задержался и восстановил потерянное равновесие. Он упал на землю совершенно невредимым. Довольный изобретатель вручил Думье кошелек с золотыми монетами”.
Дальнейшее развитие парашютизма связано с развитием воздухоплавания. 5 июня 1783 года знаменательная дата в истории всего человечества. Впервые взлетел воздушный шар братьев Монгольфье, наполненный горячим воздухом. Такие шары назвали “монгольфьерами”. Вскоре ученый Шарль заменил горячий воздух водородом. Эти шары назвали “шарльерами”. Полеты на воздушных шарах были опасны. Создание парашюта для спасения людей стало осознанной целью. В том же году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман назвал свое изобретение – “парашют”. Оно произведено от двух слов: греческого “para” и французского “chute”, что обозначает “против падения”. В 1785 году, француз. изобретатель Бланшар был первым, кто спасся на парашюте после аварии аэростата. В 1797 году француз Гарнерен первым в мире совершил прыжок с высоты около 700 метров с воздушного шара на мягком привязном парашюте собственной конструкции. Его парашют очень близок к современному круглому парашюту. Круглый, мягкий, без каркаса, с полюсным отверстием.
Первой женщиной-парашютисткой стала племянница Гарнерена – Елизавета. Она совершила около 60 прыжков. В течении 19 века прыжки с парашютом с больших высот, осложняемые различными трюками, были одним из самых модных зрелищ народных праздников и гуляний в разных странах, в том числе и в России.
Новый виток в развитии парашютизма начался с развитием авиации. Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри. Приспособление парашюта к самолету в спасательных целях привело к созданию ранцевого парашюта. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. В США использовались парашюты конструкции Ирвина. 22 октября 1922 года в США летчик лейтенант Гаррис стал первым в мире человеком, который спасся после первой мировой войны при помощи парашюта, выпрыгнув из самолета, развалившегося во время испытаний. Спасение Гарриса сыграло большую роль в дальнейшем развитии парашютизма в США. Летчики иначе стали относиться к парашютам и с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США. Конструкторская мысль богата на выдумки. Так в США был сконструирован знаменитый автоматический парашют для пассажирских самолетов, носящий выразительное название “Ступайте вниз”. Этот парашют был устроен так, что в случае необходимости летчик одним нажатием рычага открывает люк под креслом пассажира. Кресло накреняется, пассажир вываливается из кабины в отверстие, открывшееся по ногами и парашют автоматически раскрывается. В те же годы в США был организован специальный клуб, членами которого могли быть только лица, совершившие вынужденный прыжок с парашютом для спасения своей жизни. По имени шелковичного червя, который прядет прочную шелковую нить, которая шла на изготовление ткани парашютов, клуб носит название “Катерпиллер” – гусеница. Среди членов клуба были летчики, имеющие до десятка вынужденных прыжков.
Первый прыжок с парашютом в СССР был совершен с аэростата, в день годовщины Красной Армии 23 февраля 1919 года, пилотом А.В.Эдельштейном, в местечке Ахтуба, бывшей Астраханской губернии. В двадцатые годы советская промышленность налаживает производство отечественных парашютов. В июне 1927 года первым из советских летчиков использовал спасательный парашют во время неудачного испытательного полета летчик-испытатель М.М.Громов. Его самолет не выходил из штопора. Это событие, так же как в США, изменило отношение советских летчиков к парашюту.
Пионером парашютизма в СССР является летчик Леонид Григорьевич Минов, который выполнил свой первый прыжок с парашютом в 1929 году в США, а затем вместе с Я. Мошковским организовал в стране подготовку инструкторского состава и спортсменов-парашютистов. Принято считать, что датой зарождения парашютизма в СССР является 26 июня 1930 года, когда в г. Воронеже начались первые в СССР прыжки военных летчиков под руководством Л.Г.Минова.
В тридцатые годы идет бурное развитие парашютизма в ведущих авиационных странах мира. Совершенствуются спасательные парашюты для летчиков, парашюты для десантирования людей и выброски грузов в любых условиях. Разрабатываются и совершенствуются способы расчета прыжка для выброски и приземления людей и грузов в строго заданном районе. Создается техника управления различными типами парашютов для уклонения от препятствий и приземления в запланированном месте. Очень быстро человек осваивает все более длительные задержки в раскрытии парашюта и высотные прыжки с немедленным раскрытием парашюта. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира падали в свободном падении более 10 километров. Рекорды менялись с калейдоскопической быстротой. Были освоены прыжки зимой и летом, днем и ночью, на лес, на ограниченные площадки, на воду, затяжные и высотные, с кислородным оборудованием, с оружием, одиночные и в массовых десантах в несколько тысяч человек. Парашюты использовались для выброски врачей, пожарников, спасателей, подрывников. Для доставки грузов. продуктов, медикаментов, горючего и др. В 1939 году был совершен первый в истории прыжок на Северный полюс. Рекордсмены, прыгавшие с больших высот проявляли настоящее мужество. В то время люди еще не умели управлять движением в свободном падении. Поэтому падали беспорядочно или боролись со штопором – энергичным прогрессирующим вращением в разных плоскостях. Это приводило к большим, опасным перегрузкам и затрудняло контроль высоты и времени. Вторая мировая война все мирные знания в парашютизме пере нацелила для решения военных задач.
В послевоенный период в ведущих авиационных странах мира определились основные направления развития парашютизма. Идет активное совершенствование конструкций всех видов парашютов, методик их использования и методик обучения людей, поиск новых областей применения парашютов. Парашютисты учились управлять раскрытым парашютом в любых погодных условиях, индивидуально и в составе группы и управлять движением в свободном падении, также индивидуально и в составе группы. Для оценки умения парашютистов сформировались спортивные упражнения – точность приземления и задержка раскрытия парашюта с выполнением элементов в свободном падении – вращений в горизонтальной плоскости (спиралей) и вращений в вертикальной плоскости (сальто). Больше 20 лет эти упражнения были основой международных и национальных соревнований. Впоследствии это сочетание получило название “классический парашютизм”. Это единственный вид парашютного спорта, где присваивается самое высокое личное спортивное звание “Абсолютный чемпион мира по парашютному спорту”, потому, что спортсмены демонстрируют тончайшее умение управлять раскрытым парашютом, попадая по 10 раз подряд в любых погодных условиях в электронную цель диаметром в три сантиметра в очень напряженной психологической борьбе и умение очень быстро и точно выполнять одинаковый для всех комплекс фигур – “спринт” в свободном падении. Чемпионы мира опираясь о воздух выполняют шесть оборотов в разных направлениях за время менее 5 секунд.
Самые выдающиеся спортсмены в классическом парашютизме – Николай Ушмаев – СССР, Черил Стернс – США и Иозеф Павлата – ЧССР, которые дважды завоевывали звание Абсолютный чемпион мира. Как парашютисты они универсальны.
Прыжок с парашютом
Прыжки с парашютом для многих людей не просто один из экстремальных видов спорта – это вызов себе и законам природы, исполнение давней мечты человека о свободном полете, почти героический поступок и победа над своими страхами. Думают об этом сотни тысяч, а реализуют лишь самые смелые.
«Прыгать с парашютом совсем не страшно. Открывается дверь самолета, а внизу – Google Maps. Ты же не боишься Google Maps?». Шутки шутками, но мало кто способен сохранять полное хладнокровие перед первым прыжком. И тем не менее – он того стоит. «Восторг», «неописуемое чувство полета», «эмоции переполняют», «жизнь заиграла новыми красками» – так люди описывают свой первый прыжок с парашютом. Для многих он становится началом настоящей любви к небу, и впоследствии новички стремятся испытать это пьянящее чувство свободного падения снова и снова. Итак, прежде чем выбирать место для прыжка с парашютом, нужно определиться с видом прыжка. Прыжок может быть совершен самостоятельно и в тандеме с инструктором, с круглым парашютом (например, Д-6) или с парашютом типа «крыло». Высота, на которой происходит отделение от самолета, тоже бывает разной, наиболее распространенные варианты: 600-900, 2500 и 4000 метров. Чаще всего для прыжков с парашютом используются небольшие самолеты – Ан-2, Л-410 и Ан-28.
Затяжной прыжок в тандеме с инструктором с 4000 метров. Красиво, интересно и безопасно. Это наиболее популярный вариант – он требует лишь минимальной подготовки, по сути за вас все сделает инструктор, а вам останется лишь наслаждаться чувством свободного падения и полета после того, как парашют раскроется. Перед прыжком необходимо надеть комбинезон, шлем и очки (их выдадут на аэродроме), прослушать инструктаж по технике безопасности, который займет 10-15 минут. Потом надевается парашютная система, после чего можно садиться в самолет. Перед прыжком инструктор пристегнет вас к себе и буквально вынесет за борт. Он же раскроет парашют и будет управлять им, чтобы вы мягко приземлились точно в назначенном месте. Некоторые компании предлагают снять видео вашего отважного прыжка, и пусть это стоит недешево, мы советуем согласиться. В фильме будут показаны моменты инструктажа, кадры набора высоты, подготовки к отделению, свободное падение и посадка. Видео обычно снимает профессиональный оператор-парашютист, который прыгает вместе с вами. Примерно минута свободного падения после выхода из самолета – это абсолютная эйфория и свобода. Даже в богатом русском языке не существует слов, способных передать переживаемые в этот момент эмоции! Всего минута? Да. Но эта минута станет одной из самых ярких во всей жизни.
Самостоятельные прыжки с 800 метров выполняются с круглыми парашютами типа Д1-5У, Д5 или Д6 и страховочными приборами ППК-У. Это очень надежная армейская техника, отказы круглых куполов крайне редки, но о безопасности напишем чуть ниже. «Парашютист-перворазник» (так называют тех, кто пришел прыгать в первый раз) приезжает на аэродром рано утром и примерно полдня проходит наземную подготовку: слушает лекцию про конструкцию парашюта, его правильную укладку, учится прыгать с невысокой тумбы и правильно приземляться. Затем он проходит обязательную медицинскую комиссию, которая допускает его к прыжку. После этого выдаются основной и запасной парашюты и начинается самое интересное: построение перед прыжком и «погружение» в самолет (обычно это Ан-2, который берет на борт 10 парашютистов). Набор высоты занимает примерно 10 минут, а сам прыжок длится чуть меньше пары минут, из которых свободное падение займет от силы 2-3 секунды. Раскрывается парашют, и все, что может сделать парашютист – это развернуть купол по ветру, чтобы приземляться было проще. У вас вряд ли получится вспомнить красоту полета, так как самостоятельный прыжок – это сильное испытание для нервной системы и мощнейший выброс адреналина. Такой вид активности может понравиться людям с хорошей спортивной подготовкой: все-таки риск повредить ноги на приземлении о неровности нашей планеты довольно велик. Вторая угроза безопасности кроется в самой идее неуправляемого спуска: руководитель прыжков и выпускающий сделают все, чтобы парашютисты приземлились в зону аэродрома на поле, но не все в их власти. Нередки случаи посадок в лес или в водоем, хотя даже это – не самое страшное: гораздо опаснее оказаться на железной дороге или на проводах ЛЭП.
Прыгать можно круглый год, но не в любую погоду. Прыжкам могут помешать осадки, сильный ветер и низкая плотная облачность. Решение в любом случае «лежит» на организаторах прыжков: им виднее, представляют погодные условия опасность или нет. Чтобы понять всю прелесть парашютного спорта, первый прыжок лучше совершать ясным солнечным утром. Одежда должна быть удобной и соответствовать погоде. Также не стоит забывать, что поверх нее нужно будет надеть специальный комбинезон (его выдадут на аэродроме). Те, кто едет совершать затяжные прыжки, должен учесть, что при свободном падении при скорости 200 км/ч будет довольно прохладно даже в теплую погоду. Обувь также очень важна. Во-первых, она не должна слететь с ноги во время прыжка, поэтому предпочтение отдается вариантам на шнурках. Во-вторых, для тех, кто будет прыгать самостоятельно, нужна обувь, защищающая голеностоп и с хорошей амортизацией. Идеальный вариант – высокие ботинки для трекинга или удобные кроссовки. В-третьих, хотя это, наверное, и так понятно: никаких каблуков! Инструктаж и подготовка отличаются в зависимости от типа прыжка. Для тандема это короткий инструктаж по технике безопасности, на котором расскажут, что будет происходить во время прыжка и какие команды будет давать инструктор. Для самостоятельных прыжков необходимо знание теории: как работает парашют, как заходить на посадку, что делать в нештатных ситуациях и т.д. Также будет отработка приземления (прыжки со специальной тумбы).
Источники:
http://fitness-page.ru/parashyutist-dostignuv-v-zatyazhnom-pryzhke-dvizhenie-v-vozduhe-do.html
http://sportschools.ru/page.php?name=parachute_sport
http://pikabu.ru/story/pryizhok_s_parashyutom_6018617