Основы грепплинга: что нужно знать. Правила и требования
Правила соревнований по грэпплингу UWW (FILA)
КРАТКИЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ по ГРЭППЛИНГУ (UWW)
- Победитель определяется по сумме набранных очков.
- Продолжительность борьбы в партере не ограничена.
- Время поединка: взрослые, юниоры – 5 мин; старшие и младшие юноши – 4 мин; дети – 3 мин; подростки – 2 мин.
- В случае равного количества очков победитель определяется последовательно по следующим критериям:
1. Победа по качеству (по большему количеству высоких оценок);
2. Победа по предупреждениям (по меньшему количеству предупреждений).
При невозможности выявить победителя по данным критериям, дается дополнительный раунд (1 мин) из позиции Back Mount Restart Position или Armbar Restart Position. Если атакующий спортсмен успел выполнить болевой или удушающий прием, ему присуждается победа, если нет, то победа присуждается защищающемуся спортсмену.
ФОРМА УЧАСТНИКОВ:
Версия No-Gi (без кимоно)
Экипировка борца под первым номером должна быть красного цвета, борца под вторым номером – синего цвета.
Борцовские шорты должны быть либо красного, либо синего цвета в зависимости от цвета футболки,
либо нейтрального цвета, например, черного, белого или серого.
Версия Gi (в кимоно)
Кимоно борца под первым номером должно быть красного или белого цвета, борца под вторым номером – синего или черного цвета.
- Спортсменам запрещается одевать обувь и протектор (бандаж) на пах.
РАЗРЕШЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ:
- борьба стоя и лежа
- выполнение бросков, удушающих приемов, болевых приемов на руки и ноги
- выполнение удержаний (доминирующих позиций) – 3 сек.
- выполнение переворотов и других технических действий борьбы лежа
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Умышлено травмировать кости или суставы (т.е. не давать противнику достаточно времени на сдачу при проведении болевого приема);
- Щипать, наносить удары, кусать, захватывать волосы, нос, уши, область паха;
- Тыкать в глаза, в уши, в нос; помещать пальцы в рот;
- Бросать противника на голову или шею из положения стоя;
- Бить соперника о ковер, когда он проводит болевой или удушающий прием, если его тело находится выше уровня поясницы;
- Падать на спину из позиции стоя, если соперник совершает захват сзади;
- Проводить броски с помощью болевых приемов;
- Душить пальцами;
- Душить поясом;
- Скручивать стопу наружу или внутрь;
- Воздействовать на подбородок предплечьем сзади;
- Воздействие на шею (например, такие приемы, как «распятие» (растяжка обеих рук соперника с зажимом одной из них ногами, находясь сзади), «полный Нельсон» (воздействие на затылок сзади обеими руками из-под подмышек противника), «открывалка» (притягивание головы двумя руками, сцепленными на затылке);
- Воздействовать на мелкие суставы (пальцы);
- Захватывать менее 4 пальцев рук или ног;
- Умышленно хватать за униформу и кожу (в версии без кимоно);
- Натирать кожу или опрыскивать чем-либо или использовать какие-либо защитные, перевязочные и прочие материалы без разрешения врача соревнований и без согласия рефери на ковре;
- Спорить, пререкаться или оскорблять кого бы то ни было в помещении, где проводятся соревнования;
- Симулировать травму;
- У детей и подростков запрещено выполнение удушения “Гильотина” и болевой “Фут-лок”.
Баллы засчитываются при удерживании доминирующей позиции в течение 3 секунд.
Takedown (бросок) – любой переход из положения стоя в положение лежа с контролем в течение 3-х секунд (2 балла без амплитуды, 3 балла – с амплитудой). Если далее атлет продолжает удерживать соперника в течение 3-х секунд, выйдя на оцениваемую позицию, то ему будут дополнительно присуждаться баллы за удержание в этой позиции. Например: +3 за выход из броска на удержание SideMount, +4 за выход из броска на удержание FullMount, +4 за выход из броска на удержание BackMount.
Fast Takedown Action (быстрый бросок) – если, в течение 3-х секунд после команды рефери на продолжение поединка из нейтральной позиции, атлет успевает сделать бросок с контролем, в этом случае ему дополнительно присуждается 2 балла.
Reversal (изменение позиции на доминирующую) – 2 балла за изменение своей позиции с уязвимой на доминирующую или выход из любого положения на спине с последующим установлением доминирующей позиции + баллы, присуждаемые за выбранную доминирующую позицию (например, +3 балла за выход в SideMount, +4 балла за выход в FullMount, +4 балла за выход в BackMount).
Доминирующие позиции (удержание в течение 3-х сек.) – 3, 4, 4 балла
SideMount (3 балла): Удержание сбоку/ поперек/ со стороны головы/ с упором коленом на соперника или без него.
FullMount (4 балла): Удержание сверху, сидя лицом к лицу, либо грудью к спине соперника, касаясь двумя коленями ковра.
BackMount (4 балла): Удержание сзади, грудью к спине соперника, с заведением обоих ступней между бедер, при этом ноги атакующего не скрещены. BackMount можно также выполнять на противнике, находящемся в стойке.
Очки за удержание доминирующих позиций присуждаются по системе прогрессии, т.е. атлет, может получать только последовательно SideMount => FullMount => BackMount, но не наоборот.
Оценки за позиции начинают присуждаться заново по возрастающей в случае, если спортсмен, находившийся снизу, восстанавливает закрытый гард на 3 сек., проводит Reversal, или встает в стойку на 3 секунды.
Активность – 1 балл:
– амплитудный бросок без контроля (менее 3-х секунд) или за пределы ковра;
– реальная попытка болевого или удушающего приема в течение 3-х секунд.
Чистая победа присуждается за:
• болевой или удушающий прием
• в виду явного преимущества (при разнице в полученных оценках в 15 баллов)
• в случае отказа противника от продолжения поединка
• снятие врачом из-за травмы
• снятие противника тренером или официальным представителем команды
• при дисквалификации противника
НАЧАЛО И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЕДИНКА всегда начинается в центре ковра.
Спортсмены занимают нейтральное положение в начале схватки. Спортсмены стоят друг напротив друга в центре ковра в ожидании свистка рефери.
Также спортсмены ставятся в нейтральное положение, если ни один из спортсменов не получил преимущества в положении стоя после выхода за ковер.
- Closed Guard Restart Position
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, если спортсмены находились в положении закрытого гарда не менее 3-х секунд до выхода за ковер и остановки поединка.
- Half Guard Restart Position
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, если спортсмены находились в положении халф-гарда не менее 3-х секунд до выхода за ковер и остановки поединка.
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, когда в ходе борьбы в партере произошел выход атлетов с ковра из положений FullMount или BackMount, когда ни один из спортсменов не сумел набрать очки за удержание.
- Side Control Restart Position
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, когда атакующему атлету были присуждены очки за SideMount, после чего произошел выход атлетов с ковра и при этом доминирующий спортсмен сохранил контроль над соперником. Из этой позиции с целью набрать очки можно выходить только на удержание FullMount или BackMount.
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, когда атакующему атлету были присуждены очки за FullMount, после чего произошел выход атлетов с ковра и при этом доминирующий спортсмен сохранил контроль над соперником. Из этой позиции с целью набрать очки можно выходить только на удержание BackMount.
- Back Control Restart Position
В такую позицию атлетов ставят в ситуации, когда атакующему атлету были присуждены очки за BackMount, после чего произошел выход атлетов с ковра и при этом доминирующий спортсмен сохранил контроль над соперником. Из этой позиции атакующий атлет не может получить очки за удержания.
• Устное предупреждение
• Первое предупреждение – 1 балл сопернику
• Второе предупреждение – 1 балл сопернику
• Третье предупреждение – 1 балл сопернику
• Четвертое предупреждение – дисквалификация
Если слова, жесты или действия спортсмена или тренера выходят за рамки приемлемого, может быть присуждена желтая, затем красная карточка. В случае грубого нарушения Кодекса этики, судейский комитет вправе сразу присудить спортсмену или тренеру красную карточку без присуждения желтой карточки.
• Симуляция травмы;
• Причинение травмы сопернику запрещенным приемом;
• Выход за ковер, чтобы избежать поражения, при проведении болевого или удушающего приема;
• Договорной бой;
• Оскорбления во время схватки;
• Агрессивность по отношению к судьям;
• Угрозы по отношению к судьям;
• Физический контакт с судьями;
• Бросание на ковер амуниции;
• Споры и прерывание схватки;
• Отказ остаться на ковре во время объявления победителя.
• выход или покидание ковра во время поединка или остановок
• постоянное ведение поединка на краю ковра, чтобы избежать бросков и атак противника
• удержание, сковывание действий соперника в позиции закрытого гарда без попыток проведения приема (действия нижнего спортсмена направлены только на предотвращение попыток соперника пройти гард; действия верхнего спортсмена не направлены на проход гарда)
• любое затягивание времени (при возвращении на центр ковра для продолжения поединка, общение с секундантом и пр.)
• неоднократные защитные действия
• фальстарт
• принятие заведомо неправильной позиции при рестарте
• переход в стойку из партера без продолжения атаки
• переход в партер без контакта
• отсутствие атакующих действий в течение 15 сек.
Если по какой-либо причине схватка должна быть прервана (например, консультации судей, травмы, кровь и т. д.), спортсмены должны стоять или сидеть в центре ковра лицом к столу судей, им запрещается говорить с кем-то и пить жидкости, они должны ждать команды рефери для продолжения поединка. На получение медицинской помощи спортсмену дается не более 2-х минут за поединок.
• Протесты рассматриваются только по ходу схватки в течение 10 сек. после ошибки судьи.
• Опротестовать можно только присуждение или не присуждение оценки за технические действия (но не активность, предупреждения, пассивность и грубость).
• При рассмотрении протеста используется видеозапись.
• Если спортсмен не согласен с решением тренера, поединок продолжается без рассмотрения протеста.
• Спортсмен имеет право на одну подачу апелляции в течение схватки. Если поданная апелляция удовлетворена главным судьей, то право на подачу может быть использовано еще раз в течение поединка. Если апелляция осталась без удовлетворения, спортсмен теряет право на подачу апелляции в данном поединке, а его сопернику присуждается дополнительно 5 баллов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Опротестовать можно только решения и ситуации, связанные с техникой исполнения. Судейские решения, связанные с активностью, вынесением предупреждений, пассивностью и грубостью, не могут быть опротестованы тренерами.
ВНИМАНИЕ! В соответствии с правилами соревнований Всероссийской федерации грэпплинга утвержденными Минспорттуризма России, спортсмен, нанесший удар сопернику во время проведения соревнований дисквалифицируется на 2 года. Спортсмен, ударивший любого представителя команды или судью во время проведения соревнований или после, дисквалифицируется навсегда!
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ГРЭППЛЕРУ, ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ ПРОГРЕССИРОВАТЬ НА ТРЕНИРОВКАХ
Не секрет, что грэпплинг является одним из самых динамично развивающихся видов единоборств, который постоянно увеличивает собственную популярность в самых различных странах мира.
При этом ежедневно только секции грэпплинга в Минске и городах Беларуси, посещают сотни спортсменов, главной целью которых, является получение заветного чемпионского титула.
Однако, решив заниматься грэпплингом и завоевать титул чемпиона мира по этому виду борьбы, начинающий грэпплер должен чётко понимать, что путь на вершину славы очень тяжёл и тернист, поэтому совсем не лишним будет ознакомиться с несколькими полезными советами от опытных спортсменов.
ДВИЖЕНИЯ В ГРЭППЛИНГЕ
Для повышения качества собственных техник следует помнить о том, что каждая техника содержит в себе целую связку движений, которые очень часто совсем не однозначны.
Причём обязательно существует движение, которое по своей значимости является более важным элементом, чем другие. Это является очень сложным для понимания тех, кто только начал ходить на тренировки по грэпплингу, так как понимание важности каждого движения может прийти к грэпплеру только с появлением у него опыта.
На первоначальном этапе начинающему спортсмену следует в обязательном порядке изучить базовые движения андерхук и оверхук, которые являются очень важными факторами в хафгарде.
На первоначальном этапе во время посещения школы грэпплинга не стоит забывать и о полном изучении гарда, даже не смотря на то, что многим это может показаться скучным и неинтересным занятием.
ПОСТОЯННО ОТРАБАТЫВАЕМ ПРИЁМЫ
Не секрет что одними из самых опасных техник, присутствующих в таком виде борьбы как грэпплинг, являются болевые и удушающие приёмы. И попытки во время тренировочного поединка или соревновательного боя выйти после попадания на один из удушающих или болевых приёмов могут не только стать причиной поражения, но и привести к травме.
Поэтому многие тренеры, обладающие богатым опытом работы с грэпплерами, рекомендуют своим ученикам уходить с удушающего или болевого уже в первые секунды после того, как они в него попали. При этом одна из важнейших вещей, которой должен научиться спортсмен, посещая тренировки по грэпплингу – это вести собственный поединок таким образом, чтобы его оппонент не имел возможности в процессе борьбы использовать ни один из известных ему болевых или удушающих приёмов.
АТАКИ И КОНТРАТАКИ
Занимаясь грэпплингом, спортсмен должен самое пристальное внимание уделять собственной технике, при этом очень важно уметь не только атаковать, но и контратаковать своего соперника.
Не следует заниматься развитием только одной из этих характеристик, даже в том случае, если, например, атаковать получается намного лучше, чем уходить от атак оппонента.
Очень важно помнить о том, что с возрастом силы начинают теряться, а вот техника при регулярных тренировках остаётся на том же высоком уровне, что позволяет многим топовым грэпплерам оставаться одними из лучших на протяжении долгого срока.
Поэтому если вы решили заниматься грэпплингом и добиться больших высот, то обязательно изучайте каждый приём как можно более скрупулёзно. При этом, вы должны не только до автоматизма отработать технику его выполнения, но и прекрасно понимать в какой именно ситуации его более эффективно применять.
Так, например, большинству новичков довольно непросто выучить и правильно использовать приём треугольник, однако большинство спортсменов, разобравшись с этим, останавливаются на достигнутом. Однако, чтобы точно знать, как работает данная техника, следует знать её атакующие, контратакующие или защитные возможности.
ХОРОШО ЗНАЙТЕ ПРАВИЛА
Если вы решили серьёзно заниматься грэпплингом, тогда в этом случае вы просто обязаны хорошо знать правила, по которым проходят крупные соревнования по данному виду борьбы. Только хорошо зная правила грэпплинга вы сможете точно знать, что именно вам можно, а чего нельзя делать во время нахождения на татами.
Далеко не самым лучшим поступком начинающего грэпплера будет страх спросить о том, что он не знает, но хотел бы узнать. Ведь занятия грэпплингом для того и проводятся, чтобы вы имели возможность узнать всё, что вам необходимо для того, чтобы уметь себя защитить или выступать на соревнованиях. Тем более, что большая часть тренеров довольно охотно отвечает на самые различные вопросы своих учеников, так как им очень нравятся интересующиеся и любознательные спортсмены.
Грэпплинг – основы и специфика
Грэпплинг — это довольно-таки новый вид борьбы, который начал своё развитие 15-20 лет назад, но в последние восемь лет активно развивается во всём мире. Проводятся первенства регионов, стран, Европы и мира. По своей специфике борьба напоминает бразильское джиу-джитсу, только поединок проходит не в кимоно , а в спортивных шортах и в рашгардах с длинным или укороченным рукавом. Уникальная особенность этой борьбы ещё и в том, что вся техника и тренировочный процесс построены таким образом, что заниматься ей могут не только взрослые, но и дети.
В грэпплинге 20% техники составляет борьба в стойке и включает в себя броски, зацепы, проходы и переводы соперника в партер, остальные 80% — это борьба в партере. Это может показаться странным, но борьба в партере в грэпплинге это целая наука и является основой грэпплинга и бразильского джиу-джитсу. Опытный грэпплер чувствует себя внизу не хуже, чем его соперник сверху. Многие борцы вообще стараются не бороться в стойке, а сразу, как только начался поединок садятся и ведут атаку в партере. Многие школы практически не изучают борьбу в стойке потому что, так или иначе борьба все равно перейдёт в партер. Стоит отметить, что в грэпплинге не изучают многие амплитудные броски, которые активно используются в греко-римской и вольной борьбе, а также в самбо и дзюдо, т. к. обычно они заканчиваются тем, что осуществивший бросок перейдя в партер может оказаться в худшем положении. Обе позиции как сверху, так и снизу богаты множеством приёмов. В грэпплинге разрешены все виды удушающих и болевых приёмов кроме болевых на позвоночник.
Тренировочный процесс в грэпплинге строится следующим образом:
- Разминка. Первая её часть стандартная. Состоит из бега, прыжков, кувырков и так далее. Вторая часть разминки, весьма специфическая не имеющая аналогов в других видах спорта кроме бразильского джиу-джитсу. В эту разминку входят такие упражнения как: креветка, боковая креветка, креветка с выходом на черепаху, крокодилий шаг, ноги к рукам, высед и множество других. Все они направлены на развитие мышц всего тела и для лучшей борьбы в партере.
- Отработка приёмов. И это не только болевые и удушающие. Особое внимание уделяется проходам гарда, хав-гарда, уходам, контрприёмам, контролю. Тактика и стратегия имеет огромное значение. Именно это делает грэпплинг интересными умным видом спорта.
- Спарринги. Длительность спарринга составляет шесть минут. От двух до четырёх спаррингов — это стандарт. Таким образом тренировка длится полтора-два часа. Физической силе внимания не уделяется. Хотя это личное дело каждого грэпплера. Хоть грэпплинг и является динамичной и силовой борьбой, физика мало что решает. Техника — вот основа этой борьбы!
У многих возникнет вопрос: а пригодится ли эта борьба на улице при самообороне? Безусловно! Ведь задача этого спорта заставить соперника сдаться. При этом не стоит забывать о том, что у спортсмена развивается гибкость, ловкость, скорость, координация, выносливость и физическая сила. Во время спарринга довольно часто удаётся завершить поединок досрочнопроведя удушающий или болевой приём. Поэтому была введена система балов, которые начисляются за броски и за занятиевыгодной позиции.
Сегодня в турнирах по грэпплингу принимают участие не только грэпплеры, но ещё и представители других видов борьбы: самбо, бразильского джиу-джитсу, греко-римской и вольной борьбы. Это говорит от том, что грэпплинг активно развивается и набирает популярность.
Источники:
http://www.kempo.su/greppling.html
http://www.grappling-belarus.com/news/chto-neobxodimo-znat-nachinayushhemu-greppleru,-chtobyi-byistree-progressirovat-na-trenirovkax/
http://mosaktiv.ru/chto-takoe-greppling/