На какой трассе разбился айртон сенна. Айртон сенна – следы на песке. Переезд в Великобританию
Айртон Сенна. Чтобы помнили.
22 года назад, во время гонки “Формулы-1” в Сан-Марино погиб великий Айртон Сенна.
Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников – скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».
Свою первую победу на трассе в Эшториле в 1985 году Сенна одержал также в условиях сильного дождя, когда даже шедший вторым Ален Прост не справился с управлением, его развернуло и бросило на стену. Вторая гонка, в которой Сенна одержал победу в 1985 году – Гран-при Бельгии – тоже проходила в дождь. Впоследствии Сенна провёл немало интересных дождевых гонок, которые запомнились и экспертам, и болельщикам.
Одной из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года. Гонка началась при сильном дожде, что спутало все прогнозы. Многие эксперты после гонки говорили, что это был лучший первый круг гонки, который они когда-либо видели. В дальнейшем дождь то прекращался, то начинался снова, гонщики постоянно меняли резину, при этом Сенна несколько раз в течение гонки затягивал смену резины, продолжая ехать по мокрой трассе на сликах. В результате на финише гонки в одном круге с победившим Сенной был только Хилл, который отстал от Сенны на 80 секунд.
В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Уильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке – Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.
Этот снимок сделан 1 мая 1994 года.Перед последней гонкой Айртона.
В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке.
Баррикелло недавно пришёл в Формулу-1 и считался протеже Сенны. Сенна навестил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось перелезть через стену), и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1.
На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер – его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и многие впервые переживали такой момент.
Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по повышению безопасности гонок. Утром в воскресенье по инициативе Сенны состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий. Участники этого собрания вспоминали, что Сенна вёл себя очень нервно и неуравновешенно, как будто предчувствовал что-то.
В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга.
На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.
Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеотомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.
После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось.
Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост.
Спустя некоторое время поворот «Тамбурелло» сгладили и снесли бетонную стену, создав там глубокую гравийную ловушку. В 1996 году там был установлен памятник Айртону Сенне: на высоком подиуме он сидит, свесив ноги, в комбинезоне пилота, держа в правой руке шлем, и смотрит свысока на трассу, которая стала для него последней.
На какой трассе разбился айртон сенна. Айртон сенна – следы на песке. Переезд в Великобританию
После аварии Ратценбергера главврач Ф-1 Сид Уоткинс предложил Айртону Сенне не принимать участия в гонке
Виньерон: Когда показали аварию, Эрик Башлар сразу все понял. Он обхватил голову руками, отключил микрофон, повернулся ко мне и сказал: “Это конец, это конец. Он мертв”.
Мы сейчас говорим, что Формуле-1, возможно, не хватает риска. Что машины стали слишком безопасными. Но когда ты сталкиваешься с этим. Ты просто не знаешь, что делать, что говорить, как продолжать работать. Я никогда не забуду этот ужин. Вечером мы пошли в ресторан рядом с отелем. Та же самая компания, те же люди. Все были тут, кроме одного. За весь вечер мы не сказали друг другу ни единого слова.
Нигаард: Все казалось какой-то нелепой случайностью. Мир не перевернулся – мы думали, что до следующей такой аварии пройдет еще как минимум 12 лет. Все понимали: да, это новичок, да, это не самая хорошая машина – уже тогда начали говорить о том, что шасси не прошло краш-тест. Но на следующий день это случилось с лучшим гонщиком на планете.
Виньерон: В Имоле у меня должно было состояться интервью с Айртоном. Мы обо всем договорились еще до начала уикенда, но интервью откладывалось. Сначала из-за аварии Рубенса, потом из-за гибели Роланда – в итоге Беатрис, пресс-атташе Сенны, сказала: “Нет, сейчас мы не сможем этого сделать, давай в Монако”. Но она позволила поснимать его для будущего сюжета. После квалификации он пошел в здание управления гонкой – никто не знал об этом, но нас допустили туда с условием, что мы не будем задавать никаких вопросов. Но это и так было невозможно.
За круг до аварии Роланд повредил переднее антикрыло своего Simtek, но вместо того, чтобы заехать в боксы, решил продолжить атаковать
Мы были неплохо знакомы, потому что перед началом сезона Renault приглашала группу журналистов в Эшторил на встречу с Сенной, где мы могли немного пообщаться в неформальной обстановке – мы фактически провели три дня вместе. Но тем вечером он как будто никого не замечал. Мы снимали его, когда он выходил из пункта управления гонкой и на протяжении всего пути до боксов Williams: никаких эмоций, словно робот, в темных очках, он просто передвигался, ни на кого не обращая внимания.
center– Воскресенье –/center
Нигаард: В тот год я еще работал комментатором на датском телевидении. Но мы показывали не все гонки, и Имола тоже не попала в эфир. Поэтому я пошел фотографировать. Отснял старт, на котором произошла авария, и перед рестартом отправился в поворот “Тоза”. Там я стоял на одной платформе с итальянским оператором, который снимал для официальной трансляции.
Оттуда я отснял рестарт, Айртона, который лидировал. А потом вновь был вывешен красный флаг. “Тамбурелло” за лесом не было видно, но мы понимали, что это Айртон, потому что он единственный не проехал мимо.
Айртон Сенна перед стартом практически всегда сидел в машине в шлеме. Однако в Имоле бразилец надел его всего за пару минут до начала гонки
Васконцелос: Удар был. никаким. Риккардо Патрезе бывал в переделках посерьезнее, Микеле Альборето, Нельсон Пике. И все вставали и выходили из машин сами. Мы к этому привыкли.
Когда Айртон вылетел, я лишь подумал: “Три! Три схода подряд!”
Михаэль лидирует, ты начинаешь считать очки, делать какие-то пометки для будущего отчета о гонке, а потом. “Стоп, почему он не вылезает? Он хочет, чтобы гонку остановили? Он думает, что сможет стартовать еще раз?” Тогда для этого была возможность – у команд были запасные машины.
То, что дело серьезно, я понял по реакции маршала. Первый человек, который близко подошел к Айртону, заслонил лицо руками. И ушел. Это не нормальная реакция. Он увидел что-то, что видеть не привык. Чем больше времени это занимало, тем четче мы все начинали осознавать, что последствия могут быть самыми серьезными.
После стартовой аварии на трассу выехала машина безопасности. В боевом режиме после этого гонка продолжалась лишь полтора круга. Здесь Сенна еще лидирует
Нигаард: Мы не могли общаться с оператором, потому что он не знал ни слова по-английски, а я не говорю по-итальянски. Пришлось объясняться жестами. Он почему-то мог слышать внутренние переговоры медиков и директора гонки у себя в наушниках. Через несколько минут после остановки гонки он побледнел и зажмурился. Я спросил: “Ке? Ке?” Он ответил: “Кондиционе скарца”, – я ничего не понял, развел руками. Тогда он провел ладонью по горлу.
Потом я второй раз за уикенд увидел, как Айртона уносит с собой вертолет.
Виньерон: Вся картина выглядела мрачно, а у нас не было никакой информации. Обычно ее стараются донести до комментаторов, но у нас не было ничего. Продолжать работать было очень сложно. Ты спрашиваешь себя: “Что я здесь делаю? Я работаю комментатором, должен рассказывать людям о спортивном шоу, но второй день подряд вынужден говорить о том, что кто-то умирает”. Я несколько раз отключал микрофон и звонил в Брюссель – спросить, что происходит: у них тоже не было новостей. Сначала ситуация была “очень плохой”, потом вроде бы стала “чуть лучше”, потом опять – “критической”. В итоге я оставил в кабине Эрика одного. Сказал ему, чтобы он просто рассказывал о том, что видит на экране. Сам отправился в паддок.
Васконцелос: Две трети журналистов в пресс-центре не смотрели трансляцию гонки. На некоторых телевизорах включили канал RAI, который вел прямой репортаж из госпиталя в Болонье. К нам приходили представители команд, не только Williams, всех остальных тоже – спрашивали, что нам известно. Но мы не знали, что ответить.
На какой трассе разбился айртон сенна. Айртон сенна – следы на песке. Переезд в Великобританию
1 мая 1994 года. В этот жаркий, сухой и солнечный день часы застыли на отметке 14:18. Смерть Айртона оставила пустоту, которую одни стараются заглушить слезами, другие молчанием, третьи лихорадочными размышлениями о последних событиях на вираже Тамбурелло, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино в Имоле; некоторые прокручивали вновь всю гонку, ища ключи к разгадке трагедии, пристально рассматривая нюансы каждого слова, произнесенного им. Айртону Сенне было тридцать четыре года.
В этом году (1994) трасса отличалась особой жестокостью. С самого начала Гран-при, Имола превратилась в настоящий ад: в пятницу в квалификации разбивается об отбойник и получает контузию с потерей сознания, соотечественник, друг и подопечный Айртона Рубенс Баррикелло на Jordan. Сенна был очень шокирован случившемся.
Сессия была возобновлена в 13:40. Сенна снова сел в болид и проехался в нем. «У меня не было чувства, что я хорошо на нем выступал. После аварии с Рубенсом я стал плохо выступать, несогласованно, неправильно. Я никак не мог сконцентрироваться». Однако такое состояние не помешало ему показать рекордное время 1:21.548 это был его 65-й, последний, поул в карьере.
После окончания сессии Сенна был вымотан эмоционально и физически; его раздражало, как некоторые его приверженцы в главном здании над питами высказывали уверенность в нем. У Айртона не было настроения выслушивать такие прогнозы. Он попытался дать короткое интервью телерепортерам о Баррикелло, но не смог. Сенна трижды начинал говорить одно и то же предложение, но затем извинился и скрылся в одном из транспортеров Williams, не разрешив входить никому, кроме членов команды.
В субботу в 13:00 дня началась вторая сессия. В 13:18 Сенна собирался выйти на старт. Но перед этим он просмотрел по монитору в боксах, как выступали другие гонщики. Там он увидел, как новичок на Simtek австриец Роланд Ратценбергер при выходе из поворота Villeneuve на скорости 200 км/ч врезался в бетонную стену. Сенну тут же охватило нехорошее предчувствие. Он вернулся в глубину боксов и закрыл лицо руками. Затем пошел на пит-лейн и приказал отвезти его к месту аварии. Когда Айртон приехал на место аварии, Ратценбергера уже повезли в Медицинский Центр. Однако разбросанные обломки болида Simtek не нуждались в комментариях. На вертолете Ратценбергера перевезли в госпиталь Maggiore. Второй заезд был возобновлен в 14:05. Как раз в это время вертолет приближался к госпиталю. В 14:08 он совершил посадку, а в 14:15 официально было объявлено о смерти гонщика.
Ночью Сенна позвонил своей подруге Адриане Галисту, 21-летней манекенщице, отдыхающей в его доме в южной Португалии. Мать Адрианы впоследствии передавала слова Сенны: «У меня не очень хорошее состояние. Эти две аварии глубоко подавляют меня. Если бы был какой-нибудь способ избежать участия в гонках, я бы сделал это, но я должен продолжать».
Источники:
http://pikabu.ru/story/ayrton_senna_chtobyi_pomnili_4171954
http://motor.ru/stories/senna19years.htm
http://vk.com/topic-1037243_11339038