3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маори. Племя из Новой Зеландии. Маори — людоеды

Маори — людоеды

Маори — людоеды

На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить — это маори, аборигены Новой Зеландии.

В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год — 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их [1].

Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, — более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов — более светлая пигментация, от монголоидов — сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов — волнистоволосатость” [2]. Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы [4]. Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии [5]. Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) [6] давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам [7]. Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те — на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

Читать еще:  Что такое разминка в квн. Вопросы для квн

Каннибализм в маорийской истории

Знакомясь с Новой Зеландией, ее достопримечательностями, климатом, историей, городами и поселками, мы наткнулись на одну тему, на одну неприглядную страничку в истории коренного народа этой страны. И эта души трепещущая тема-каннибализм. Ранее мы писали о народе маори, рассказывали их историю, описывали их обычаи, знакомили с красивыми легендами, вспоминали об их героизме и благородстве. Но не все было так гладко, красиво и радушно в маорийском мире. Маори были воинствующим народом, который постоянно воевал между собой. В отличие от своих родственников, проживавших в необъятных просторах Тихого океана, на сравнительно небольших островах, маори жили на больших островах и позволяли себе организовывать большие походы и захватывать огромные территории, уничтожая и порабощая при этом тысячи людей. Война была в крови маори, это была неотъемлемая часть их жизни, их существования. На этих очаровательных островах кровь всегда лилась рекой, но особенно сильно процесс уничтожения себе подобных происходил в первой половине девятнадцатого века, когда маори познакомились с огнестрельным оружием и научились выращивать картофель. Те ужасы, которые творились в период мушкетных, или как их еще называют, картофельных войн, трудно описать и еще более трудно воспринять. Более сильное племя уничтожало более слабых. Многих забирали в рабство. Не щадили ни женщин ни детей. На детей вообще не обращали ни какого внимания и убивали их просто, как поросят. При этом неотъемлемой частью войны было людоедство. Войны или набеги часто и проводили ради того, чтобы получить побольше мяса, а потом все это сесть.

О том, что племена населяющие острова Новой Зеландии были людоедами, стало известно капитану Куку, еще во времена своей первой экспедиции. Кук детально описал соприкосновение с каннибалами. Однажды маорийский мальчик, которого они взяли на борт, со слезами на глазах начал уговаривать их, чтобы они не высаживали его на берег, так как, там живут их враги, которые его убьют и съедят. А однажды команда Индевора увидела останки трапезы каннибалов, разбросанные на берегу внутренности, голову и насаженное на шест сердце юноши. Они встречали туземцев, которые с жадностью и большим аппетитом пожирали человеческие останки. Все это наводило ужас и отвращение на всю команду. Кук писал: «На борту Индевора не было ни одного человека, который бы в случае разрушения корабля, не предпочел бы утонуть, чем остаться на произвол судьбы маори «.

Более детальные свидетельства каннибализма у маори оставили нам и другие очевидцы. Один новозеландский вождь Туои, который долгое время находился в Лондоне и даже считал себя почти цивилизованным, вспоминал в 1818-ом году, что он очень скучает по своей далекой родине и участии в пиршествах победителей. Он признавался, что ему надоело есть английскую говядину и очень хочется побаловаться человеческим мясом и что мясо человека подобно мясу свиньи, но значительно вкуснее. А также, ему больше всего нравится нежное мясо женщин и детей. Он говорил, что его соотечественники никогда не едят сырого мяса, а на жире, вытопленном с трупов, жарят сладкий картофель.

Другие очевидцы дают более жуткие и более отвратительные свидетельства жестокости и каннибализма у маори. После боя победители отбирали рабов, а остальных убивали. Убивали просто, обыденно и безжалостно, как убивают скот, убивали десятками, а то и сотнями. Убивали всех подряд, не делая никакого снисхождения, даже детям. Вождь Уорухеро после битвы приказал привести к нему 250 пленных с племени Таранаки. Когда пленных привели, он начал их убивать по одному и убивал до тех пор, пока ему это не надоело. После одной из битв пленных собрали в загон, а потом выводили и убивали. Воины победители вырезали куски мяса с трупов, поджаривали на палочках и ели. У кого лица были татуированные, палач клал таких на деревянный блок и отрубал голову, а тело вешали на забор. У кого лица были без татуировок, того просто убивали одним ударом в голову. У маори очень ценились копченые татуированные головы. Такие татуированные головы, маори дарили другим племенам, тогда когда племена решили примириться или обменивали у европейцев на мушкеты. Но голов они не ели, а только мозг.

Читать еще:  Что означает нога на ногу у женщин. Можно ли сидеть нога на ногу? Полярность ваших эмоций

Каждое сражение заканчивалось пиром каннибалов. В 1830-ом году капитан Стюарт доставил на полуостров Банкс воинов Те Рауперахи из племени Нгати Тоа, которые устроили кровавую резню в селении Такапунеке. Те Раупераха заманил на корабль большинство мужского населения, а потом его воины напали на почти беззащитное селение. После бойни начали готовиться к празднику победы. До нас дошли свидетельства очевидцев этого жуткого пира. Воины Нгати Тоа собрали на берегу живых и мертвых. Отобрали рабов, а других убили. В это время женщины стали готовить земляные печи. К этим печам принесли сто корзин с нарезанными человечьими останками, в каждой корзине по человеку. Пока готовилось угощение, воины устроили дикие пляски вокруг оставшихся в живых пленных. Они кружились над несчастными, все голые, облитые человеческой кровью, а слипшиеся от крови волосы развевались по ветру. В одной руке они держали отрубленную человеческую голову, а в другой мушкет. Воины строили ужасные гримасы и угрожали пленным нечеловеческими пытками. А в это время уже были приготовленные столы. Для угощения было выставлено около ста корзин картофеля, много зелени и овощей, китовый жир и много человеческого мяса. Но, так как была жаркая погода, а пища готовилась наспех и не аккуратно, то некоторые куски мяса уже испортились и имели отвратительный вид и запах. Но его с аппетитом пожирали. Когда присутствующие вкушали эти яства, на центр вывели старика. На шее у него висела отрубленная голова сына, туловище которого уже было отправлено в печь. Старика начали жестоко пытать маорийские женщины, а потом убили.

Когда европейским очевидцам приходилось побывать в таких местах после боя, пред их глазами открывалась жуткая картина дикости, не человечности и ужаса, которую не искушенная душа цивилизованного европейца принимать отказывалась. Везде лужи крови, в этих лужах валялись кучи костей, а дальше, на большом расстоянии, повсюду разбросанные обглоданные людские скелеты. Листья с деревьев были сорваны, а на ветках висели куски человеческого мяса, очищенного и готового для приготовления. В маорийских селениях в такие дни тоже были везде разбросанные трупы, а у многих хижин куски мяса или трупы висели прямо у дверей. Внутренности выброшены в сторону, а женщины, как ни в чем не бывало, по-хозяйственному, хлопочут у земляных печей, готовя «роскошную пищу». Но когда всего мяса не могли сесть за раз, его отделяли от костей и сушили на солнце, потом собирали в корзины и поливали человечьим жиром, чтобы мясо оставалось влажным. Кожу высушивали и делали с нее корзины, коробки или обруча. Вообще-то в ход шло все. С костей делали иголки, рыболовные крючки, наконечники, украшения. Руку отделяли в предплечье и сушили, используя ароматические травы. Во время сушки мышцы и сухожилия сжимались, пальцы загибались и получался крючок. Такие крючки привязывали к шесту и вешали на них корзины, оружия или другие вещи.

И такие жуткие вещи, в те и до этих времен, творились не только в Новой Зеландии. Например, на Фиджи ужасы людоедства были еще похлеще, там жрали всех без разбора, своих и чужих. Жрали так, что случались запоры и даже луженые людоедские желудки не выдерживали. Один вождь за свою жизнь съел несколько сотен себе подобных хомо сапиенсов и за это был очень сильно почитаемый. В истории человечества существовали даже целые империи, где практиковалось людоедство. Например, государство ацтеков. В этой империи размах уничтожения и пожирания человеческой плоти был значительно внушительней. За раз убивали не сотни, а десятки тысяч, а потом жрали. У маори Новой Зеландии каннибализм, в значительной степени, носил ритуальный и традиционный характер. Маори никогда не ели своих соплеменников, а пожирали только тела врагов. Считалось, что когда съедаешь тело своего врага, то к победителю переходит душа побежденного и вся его доблесть. Поэтому, после боя в первую очередь уплетали тела татуированных, старых воинов, а тела молодых и довольно упитанных откидали в сторону. Съесть тело врага считалось надругаться над ним, а съесть душу было великой честью. Если покойный был великим вождем, то старались уничтожить каждую часть, чтобы осквернить и унизить. Но все-таки и побаловаться человечиной, что греха таить, тоже было присуще маорийскому народу. Маори в людоедстве не видели ничего плохого и не естественного. Когда белые упрекали их в том, что они пожирают человеческую плоть, то они просто смеялись и говорили, что их враги сделали бы с ними то же самое. «Морские рыбы едят друг друга, крупные рыбы едят мелких, мелкие насекомых, собаки едят людей и едят друг друга, а мужчины едят собак, наконец, боги пожирают других богов. Почему же мы не должны есть своих врагов,»-спрашивали они. Употребить в пищу человеческую плоть было делом обыденным, так как у нас съесть кусок свинины или говядины. Однажды в одной христианской миссии служил молодой маори-нежный, привлекательный, застенчивый и довольно робкий парень. Как-то он встретил девушку, которая убежала из своего селения. И вот этот парень, которого все любили за его кроткий нрав, затащил этого бедного ребенка к себе в хижину, убил, расчленил на маленькие куски, а потом пригласил своих друзей, чтобы угостить их «сладким кушаньем». Правда, маори практически не употребляли мясо белого человека, так как они считали его не вкусным, потому что белые употребляли в пищу много соли, а маори солью не пользовались.

Читать еще:  Сколько игроков в футбольной команде. Правила игры в мини-футбол

Вот такая душе трепещущая история из жизни маорийских племен. Но на завершения рассказа надо отметить, что сейчас каннибализм в Новой Зеландии давно остался в прошлом и людей там никто не ест. Новая Зеландия экономически развита, цивилизованная страна, основной отраслью экономики которой является сельское хозяйство и в первую очередь мясо-молочное производство. Мяса здесь предостаточно, а ведь именно критическая нехватка животной пищи была основной причиной каннибализма у многих народов мира.

Аборигены Новой Зеландии — маори

Маори — одно из самых жестоких, хладнокровных и храбрых племен в мире. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное.

Маори прибыли на земли Новой Зеландии более 1000 лет назад с островов Восточной Полинезии и были первым людьми, заселившие новозеландские территории. Так как они были прекрасными мореплавателями и ориентировались по солнцу и звездам, маори добрались до Новой Зеландии на каноэ. Маори смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака») .

Через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман . Встреча маори и европейцев закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Тасман назвал это место «Бухтой убийц» .

Спустя больше 100 лет сюда вновь ступила нога европейца — Джеймса Кука . В 1769 году Кук прибыл вместе с экспедицией на территорию Новой Зеландии и положил начало колонизации англичанами.

Уже к 1830 году численность европейцев возросла до 2 тыс, а численность маори была 100 тыс.

Сейчас в Новой Зеландии живут, примерно, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.

Смотря на маори, в глаза сразу бросаются татуировки, покрывающие их лица. Традиции татуировки не являются изобретением именно маори. Традиционные орудия и методы, использовавшиеся в Новой Зеландии, похожи на те, что использовались на других островах Восточной Полинезии. Единственное отличие — в Полинезии часто татуировками покрывали все тело, а в Новой Зеландии — лишь лицо, так как климат здесь холоднее и тело закрыто одеждой (но это не означает, что татуировки на теле не делались вовсе). Из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.

Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделись статусом «табу» , т.е. являлись неприкосновенными.

Процедура нанесения татуировок является крайне болезненной. Они делались не тонкими иглами, а при помощи долото, сделанного из кости альбатроса. По ручке долото били молотком. Таким образом делались надрезы на коже.

У татуировок было несколько значений:

1. Инициация для юношей и девушек, знаменующая их вступление во взрослый мир.

2. Подчеркивание социального статуса (не все маори имели право на нанесение татуировок).

3. Нанесение на лицо важной информации о владельце тату (количество битв, в которых он участвовал; количество убитых врагов; количество полученных ранений; положение в обществе; сферу занятий; количество браков). Для женщин список был меньше, так как они не участвовали в битве.

4. Привлечение внимания противоположного пола.

Еще одна удивительная особенность маори для современного человека — голову умершего воина высушивали и выставляли во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан.

Но у этого народа есть и красивые традиции — хонги (приветствие) . При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.

Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака» . В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец.

Современные маори – это уже не те кровожадные и отважные воины. Развитие цивилизации вынудило их поменять свои взгляды и традиции, однако богатая культура этого народа и сегодня отличается самобытностью и неповторимостью.

Источники:

http://zooeco.com/0-jeti/0-jet-ch5.html
http://www.nik-m.com/novaya-zelandiya/kannibalizm-v-maoriyskoy-istorii/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bcf31eba76a1300a940517e/5cb83b9d14031500b386afdf

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector