24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литература для родителей по хореографии. Образовательная программа «основы хореографии»

Образовательная программа «Основы хореографии»

Муниципальное образовательное учреждение

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска

Зам. директора ДЮЦ

для детей от 9 до 14 лет

Продолжительность программы: 4 года

Педагоги дополнительного образования:

Настоящая программа является 4-годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ художественно-эстетической направленности.

Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на учебный год.

Петрозаводск 2009 г.

Образовательная программа «Основы хореографии» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Творчество – одна из самых актуальных проблем, так как главное условие развития современного прогрессивного общества — человек, способный к творческому созиданию.

Хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, прививает детям любовь к танцу, соразмерно формирует их танцевальные способности, развивает чувство ритма, эмоциональную отзывчивость, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитывает художественный вкус, интересы.

Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают: хореография — это танец. Или: хореография — это балет. Понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» — греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляем его и мы.

Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».

Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку поверить в свои силы, повысить самооценку.

По мнению специалистов в области педагогики и психологии, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Творчество возвышает детей, дает возможность обрести уверенность в себе и в своих силах.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Актуальность программы состоит в том, что в данной деятельности создаются условия для самореализации всех детей, имеющих желание заниматься танцевальным творчеством. Большое внимание уделяется индивидуальности каждого ребенка. В основу личностно-ориентированного обучения входит, с одной стороны, классическая методика, с другой стороны – компоненты, не имеющие ничего общего со сроками и темпами развития. Все дети включены в общую конструктивную, творческую деятельность. Безусловно, что у каждого ребенка здесь своя «скорость» и «стиль» при вхождении в коллектив. Педагог должен методично работать, чтобы увлечь каждого. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. Учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.

Танцы — не просто вид искусства, это ещё и грамотно подобранный комплекс движений, развивающий музыкальную, зрительную и танцевальную память, который способствует совершенствованию пластики, вырабатывает чувство ритма и умение синхронно работать в коллективе.

Целью образовательной деятельности в рамках программы является разностороннее развитие ребенка, формирование способностей и качеств личности при помощи музыки и ритмических движений. Деятельность педагогов не ограничивается задачей освоения хореографического искусства, а направлена на решение широкого круга задач культурно-нравственного воспитания и физического развития детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в области хореографии.

· овладение танцевальным мастерством, танцевальной техникой

· приобщение детей и юношества к основам эстетической, духовной культуры через дополнительное хореографическое образование

· развитие музыкальных способностей, художественного вкуса, воображения, творческой активности детей, повышение их интеллектуального уровня

· развитие чувства ритма

· формирование правильной осанки, двигательных навыков

· постановка правильного дыхания при исполнении движений

· развитие эластичности и подвижности мышц

Читать еще:  Сколько калорий нужно сжигать каждый день, чтобы похудеть. Сколько калорий сжигает пресс. Сколько калорий нужно сжигать за день, чтобы начать худеть

· формирование умения слушать музыку, понимать настроение, ее характер

· развитие у детей мотивации к творческой деятельности

Ожидаемые результаты и способы их проверки

· гибкость, ловкость, точность, пластичность, выносливость, сила.

· развитие мышечного корсета, формирование правильности осанки, красивой походки, профилактика против плоскостопия,

· развитие координации движений — умения ориентироваться в пространстве,

· обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений,

· развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание,

· развитие музыкального слуха, чувства ритма,

· раскрытие уверенности в себе,

· воспитание танцевальной культуры,

· учить оценивать свои поступки и чутко относится к творчеству сверстников

· воспитать организованность, заботливое отношение друг к другу и желание объединяться для коллективных композиций.

На конец 1-го года обучения воспитанники:

    ориентируются в танцевальной и маршевой музыке; знают музыкальный размер (2/4, 4/4), могут воспроизвести ритмический рисунок; владеют основными движениями, умеют исполнять марш, бег, прыжки; знают поклон; слушают вступления, умеют настроиться на движение; (по контрольным музыкальным произведениям на итоговых занятиях по определенным темам); приучаются следить за осанкой; умеют правильно заходить в класс, сохраняется дисциплина до конца занятия (наблюдения педагога).

На конец 2-го года обучения воспитанники:

· владеют основными движениями (бег, ходьба, прыжки), правильно, осознанно подходят к исполнению движений;

· доводят начатые упражнения до конца;

· умеют слушать и повторять за педагогом элементы танцев и самостоятельно показывать;

· умеют грамотно закончить движение;

Проверка – 2 раза в год на итоговых занятиях по заданным контрольным музыкальным произведениям, а также по существующему репертуару.

На конец 3 года обучения дети:

· совершенствуют двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках);

· артистично двигаются, могут исполнять хореографические этюды;

· различают особенности медленных и быстрых танцев;

· слышат и понимают значение вступительных и заключительных аккордов упражнения;

· осознанно относятся к исполнению движений, доводят их до конца;

· готовы к объединению коллективных композиций;

Проверка – 2 раза в год на итоговых занятиях по заданным контрольным музыкальным произведениям, а также по существующему репертуару.

На конец 4-го года обучения воспитанники:

· Знают затактовые построения (включены в комбинации); Дети свободно владеют корпусом, движением рук, головы, поворотов, трюков, прыжков (проверка 2 раза в год на итоговых занятиях по заданным контрольным музыкальным произведениям, а также по существующему репертуару);

· Умеют работать над характером исполнения; Правильно используют движения русского народного танца; Прослеживается умение детей связывать движения в комбинации, учитывая стилистику (проверка — активизация творческих способностей на заданную музыку, концертные выступления);

· Владеют устойчивостью в основных элементах хореографии (итоговые уроки 2 раза в год выполнение контрольных комбинаций);

· Участвуют в передаче репертуара младшему составу, самостоятельно готовят и проводят мероприятия в студии.

Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: красота, культура, искусство, традиции. В данной воспитательной системе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально – культурной среде.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно – смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

Программа дополнительного образования «Ритмика и основы хореографии»

“Ритмика и основы хореографии” является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся. Для развития творческих способностей на занятиях используются различные методы обучения.

Ритмика и основы хореографии предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностей.

Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения.

Упражнения по развитию ориентации формирует у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию “мышечного чувства” вырабатывают самоконтроль за движениями. Стремление проявить фантазию и воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно-творческих способностей детей.

В разделе “Основы классического танца” включает танцевально-тренировочные упражнения классического тренажа, формирующие у детей хорошую осанку, гибкость, координацию и культуру движений. Это способствует подготовке двигательного аппарата к выполнению более сложных танцевальных комбинаций (приложение 1).

В разделе “Основы русского народного танца” предполагает изучение богатства лексики, разнообразную манеру исполнения в различных местностях России, многочисленные виды русского народного танца: хороводы, переплясы, пляски, кадрили. Его цель – дать широкое представление о русском народном танце, одном из наиболее распространенных и давних видов творчества русского народа (приложение 1).

Читать еще:  Разметка бадминтонной площадки размеры. Описание площадки и инвентаря

Создание условий для полноценного физического и эстетического развития детей.

1) формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка;
2) ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
3) поэтапное овладение ритмикой;
4) развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
5) формирование и совершенствование общения (исполнитель-педагог, партнер-партнерша, участник-ансамбль/коллектив);
6) развитие воображения, фантазии, творчества, самостоятельного художественного осмысления хореографического материала.

В “век гиподинамии” ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Программа рассчитана на три года начального обучения. В дальнейшем ритмическое воспитание проходит непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе занятий по хореографии.

Программа “Ритмика и основы хореографии” в системе дополнительного образования направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей начального школьного возраста. В процессе занятий воспитанники изучают основные элементы музыкальной грамоты и передачу их в движениях, пластике тела, рук, ног и головы, учатся ориентироваться в пространстве, знакомятся с комплексом движений на развитие групп мышц и подвижность суставов. Ребята разучивают упражнения, этюды, игровые танцы. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности, осваивают музыкально-танцевальную природу искусства, у детей развивается творческая инициатива, воображение, фантазия, умение передать характер музыки и содержание образа движений.

Курс обучения рассчитан на три года, каждый год обучения на 288 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю (приложение 1).

В группах обучаются дети 7–10 лет. Наполняемость группы 8–13 человек.

Занятие предполагает изучение новой темы, но включает в себя закрепление пройденного материала в упражнениях всех основных разделов “Ритмики”. На занятиях они могут включаться одновременно, предполагая структуру занятия.

Занятия по ритмике и основы хореографии сопровождают подлинные народные мелодии, популярные песни для детей из мультфильмов, лучшие образцы русской отечественной музыки, что, несомненно, будет способствовать развитию и восприятию музыкального вкуса детей

Выделяют следующие функции методов в хореографической педагогике:
а) обучающая;
б) развивающая;
в) воспитательная;
г) контрольно-коррекционная (сопутствующие).

В хореографической педагогике применяются различные методы обучения:
1) наглядные (демонстрация – показ педагога, показ ученика), иллюстрация (показ фотографий, рисунков);
2) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
3) практические (упражнения);
4) видеометод (просмотр, обучение, контроль).

Среди перечисленных методов есть основные и дополнительные, которые используются периодически, когда с помощью основных не удается достичь желаемого результата или в целях оптимизации обучения. Особенность хореографической педагогики в том, что ни один из основных методов не применяется отдельно от других, все они действуют в комплексе. В данном случае, можно говорить о наглядно-словесно-практической триаде методов. И если все-таки говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.

В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление:
1) об основах музыкальной культуры;
2) о чувстве ритма, танцевальной выразительности;
3) об актерском мастерстве.

Способы определения результативности программы:

  • повторная диагностика специальных возможностей и творческих способностей детей;
  • анкетирование родителей.

Для проверки физиологических (специальных) способностей детям предлагаются следующие задания.

1. Для выявления выворотности ног в тазобедренных суставах детям предлагается задание “Лягушка”. Сесть с прямой спиной на пол, согнуть колени, стопы соединить; и, не разъединяя стопы, по возможности, опустить колени на пол.

2. Для определения свода и подъема стопы – задание “Натянуть носочек”. Сесть с прямой спиной на пол с вытянутыми вперед ногами, раскрыть стопы в стороны (попытаться достать мизинцами до пола), не отрывая мизинец от пола, попытаться соединить вытянутые пальцы обеих стоп. При исполнении движения колени должны оставаться вытянутыми.

3. Для определения сценического (балетного) шага – при помощи педагога, поднять выворотную ногу вперед, в сторону, назад на максимально – возможную высоту.

4. Для определения равновесия, задание “Ласточка”. Встать на одну ногу, вторую поднять назад на высоту 45 градусов, при этом руки раскрываются в стороны. Стоять в позе 5 – 7 секунд.

Читать еще:  Мое похудение с помощью магии и отзыв как можно похудеть с помощью магии воды и заговора на похудение. Заговоры на еду. Заговор для похудения на воду

5. Для определения гибкости тела назад и вперед: стоя прямо максимально прогнуться назад (педагог помогает и поддерживает). “Складочка”. Сесть с вытянутыми вперед прямыми ногами, поднять руки вверх и с прямой спиной наклониться вперед, как можно ниже к ногам.

Ритмический слух выявлялся при помощи следующих заданий:
1) с помощью повтора ребенком услышанного. Ребенок должен повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом – хлопая в ладони;
2) ребенок должен повторить речевой ритмический рисунок, предложенный педагогом (например: та, та, та, ти; та, ти, та).

Для удобства последующих вычислений применяется трехбалльная шкала оценок, где: 1 – не справился с заданием; 2 – справился с заданием с ошибками; 3 – справился с заданием.

Музыкально-ритмическая координация. Цель: выявить уровень умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

1) Дать ребенку платочек в правую руку и попросить под музыку одновременно топать правой ногой и взмахивать вверх платочком. Аккомпаниатор должен играть музыку, делая акцент на первую долю.

Применяется трехбалльная шкала оценок, где:
1 – не справился с заданием;
2 – справился с заданием с ошибками;
3 – справился с заданием.

Образовательная программа «Основы хореографии»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»

Составитель: Бондарь А.А.

педагог дополнительного образования.

Основные направления и содержание деятельности ……………

Тематическое планирование первого года обучения …………..

Содержание тем первого года обучения …………………………

Ожидаемые результаты после первого года обучения …….

Тематическое планирование второго года обучения ………….

Содержание тем второго года обучения ………………….…….

Ожидаемые результаты после второго года обучения …….

Ожидаемые результаты после реализации программы …………

Механизм оценки получаемых результатов ……………………..

Условия реализации программы ………………………………….

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Дополнительная образовательная программа «Основы хореографии» имеет художественно-эстетическую направленность. Составлена на основе типовой программы «Прекрасный мир танца» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005), а также методики Е.В.Горшковой «От жеста к жесту» (по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце).

Актуальность данной программы обусловлена тем, что движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.

Цель программы — развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографического искусства.

привить детям любовь к танцу;

соразмерно сформировать их танцевальные способности;

развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность;

воспитать художественный вкус;

научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства.

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 5 – 6 лет.

Рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504);

Устав МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»;

Конвенция о Правах Ребёнка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844

Источники:

http://pandia.ru/text/77/413/62821.php
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631317/
http://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-osnovi-horeografii-428931.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector