0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этот чубарый конь был сильно автор. Гоголь николай васильевич. Куда ты скачешь, гордый конь

От скакуна до клячи

Литературная игра, посвящённая году Лошади

В феврале, в середине нескончаемой третьей четверти, мы предлагаем вам и вашим ученикам на некоторое время отойти от серьёзных литературных дел и немного поиграть. Наша игра посвящается наступившему году Лошади; это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой. Основные её участники — старшеклассники (в нашем варианте — организованные в три команды), хотя с отдельными заданиями справятся и ученики средних классов. Мы не будем давать жёсткого сценария игры, группируйте задания по своему усмотрению, придумывайте новые, творите! Убеждены, что такая работа доставит удовольствие и вам, и вашим ученикам, а значит, поможет сделать процесс общения с литературой радостным и волнующим.

1. Разминка. За 30 секунд каждая команда должна придумать как можно больше обозначений — близких синонимов к словам “лошадь, конь” (кобыла, кляча, иноходец, скакун, жеребец, мустанг, коняга, мерин, рысак и так далее). Усложнённый вариант — дать толкования придуманных слов.

2. Театральный конкурс. Если в игре участвуют несколько команд, то каждая предоставляет по 1 человеку. Они получают листок с напечатанными строчками из романа “Евгений Онегин”: “Вот бегает дворовый мальчик, // В салазки жучку посадив, // Себя в коня преобразив; //Шалун уж заморозил пальчик: // Ему и больно, и смешно, // А мать грозит ему в окно…” В течение нескольких минут вне помещения, в котором находятся зрители, они готовят пантомиму, изображая последовательно происходящее в каждой строке. Выигрывает команда, первой догадавшаяся, какие стихи изображаются. Дополнительный балл может получить команда, наизусть прочитавшая всю строфу целиком. Отдельным баллом можно поощрить самых талантливых актёров.

3. Конкурс “Третий лишний”. Команда должна определить “третьего лишнего” в предложенных группах: Заседатель, Пегас, Фру-Фру (ответ: Пегас — это мифологический персонаж; остальные — “герои” произведений русской классики: Заседатель — одна из лошадей Чичикова, Фру-Фру — лошадь Вронского); Карагёз, Грачик, Соколко (Соколко — имя пса из “Сказки о мёртвой царевне”; остальные — лошади: Карагёз принадлежал Казбичу, Грачик — Николаю Ростову); Буцефал, Холстомер, Росинант (Буцефал — реальный конь Александра Македонского; остальные — литературные персонажи: Холстомер — из одноимённой повести Л.Толстого, Росинант — из “Дон Кихота”).

4. Конкурс экскурсоводов. За короткое время придумать и представить фрагмент экскурсии по картине, на которой изображена лошадь (очень удобна для этой цели “Всадница” К.Брюллова). Экскурсоводы от команд должны выступать по очереди, при этом важно, чтобы они не слышали экскурсий друг друга, что исключает заимствования.

5. Конкурс “Лошадиные фразеологизмы”. Определить, из каких литературных произведений взяты фрагменты, восстановить пропущенные фразеологизмы:

а) Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что __________конём не ____________, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.

б) Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и ___________ , да _______________. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Приведите свои примеры фразеологизмов (или устойчивого употребления слова в переносном значении) на “лошадиную” тему.

Ответы:

а) А.С. Пушкин “Метель”; суженого конём не объедешь;

б) А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; конь о четырёх ногах, да спотыкается.

Примеры других фразеологизмов, устойчивых сочетаний, переносных значений: добрый конь, железный конь, ломовая лошадь, лететь во весь опор, быть в чём-то подкованным, троянский конь, взнуздать кого-то, весь в мыле, врёт как сивый мерин, лошадиная сила, с места в карьер.

6. Конкурс “Масти лошадей”. Объясните, какого цвета была лошадь в следующих случаях:

1. “Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: чубарый — с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные.

2. “Пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем… трудился от всего сердца…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Читать еще:  Неймар – биография, фото футболиста, личная жизнь. Неймар: биография и интересные факты из жизни футболиста

Ответ: каурый — светло-каштановый, рыжеватый.

3. Какой масти был третий конь в чичиковской тройке?

Ответ: гнедой — тёмно-рыжий, хвост и грива чёрные.

4. “Сыпал снег буланому под ноги…”

Ответ: буланый — светло-жёлтый, хвост и грива чёрные.

5. На каком коне поехал в поход легендарный Мальбрук?

Ответ: “Мальбрук на войну едет, // Конь его был игрень”; игреневый — рыжий, хвост и грива светлые.

7. Конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворения В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.

8. Конкурс художников. Под диктовку ведущего представители команд с завязанными глазами рисуют лошадь.

9. Конкурс “Лошадиное сравнение”. Определите художественные произведения, из которых взяты фрагменты. Восстановите пропуски в тексте.

1. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у ______; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена — как _________ бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он её никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь.

2. Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

3. “Ты говоришь об хорошенькой женщине, как ______________________,” — сказал Грушницкий с негодованием.

4. Маленькая княгиня, как _______________, услыхав ___________, бессознательно и забывая своё положение, готовилась к привычному ___________ кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

5. И конь на дыбы поднимался порой,

И прыгал, как ____________________

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке.

Ответы:

1. Чем у Бэлы; как собака (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

2. Как с битвы прибежавший конь (А.С. Пушкин “Медный всадник”);

3. Как об английской лошади (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

4. Как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы; к привычному галопу кокетства (Л.Н. Толстой “Война и мир”);

5. Как барс, поражённый стрелой (М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”).

10. Игра со зрителями.

1. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? (Молчалин, “Горе от ума”)

2. Кто из литературных героев гордился тем, что его род происходит от одной из знаменитых лошадей? (Симеонов-Пищик, “Вишнёвый сад”)

3. Для кого из литературных героев лошадь стала самым терпеливым слушателем? (извозчик Иона, рассказ Чехова “Тоска”)

4. Причиной смерти кого из литературных героев может считаться в равной мере как животное — символ будущего года, так и животное — символ ушедшего года? (вещий Олег, “Песнь о вещем Олеге”)

5. Кто из литературных героев утверждал, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овёс? (Ипполит Ипполитыч, рассказ Чехова “Учитель словесности”).

Советуем также провести общешкольную викторину, материалы для которой можно развесить на несколько дней по стенам в коридоре. Участвующему в викторине предлагается восстановить пропущенные слова в цитатах (мы выделяем их курсивом), отгадать автора и название произведения, из которого взята цитата; иногда (особенно см. раздел “Кто скачет, кто мчится?”) нужно указать, о ком идёт речь в приведённых фрагментах. Победит тот, кто правильно угадает наибольшее количество цитат. Ученики могут привлекать к работе и своих родителей — главное, чтобы все вместе покопались в книгах, поискали цитаты, прочитали хорошие стихи. Мы приводим примеры цитат, по их образцу вы можете составить свой список.

КУДА ТЫ СКАЧЕШЬ, ГОРДЫЙ КОНЬ?

Открываются окна. Сияет луна.
Я проехал задумчив и взора не кинул.
Вслед мне в позднем раскаянье плачет она.
А соперник растерянный чай опрокинул.
(Д.Самойлов “Ревность”)

Он слишком страстным был, не знавшим меры. Фраг214

…..Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет… «Хитри, хитри! вот я тебя перехитрю! – говорил Селифан, –…Ты думаешь, что скроешь свое поведение. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтобы тебе оказывали почтение…»…
Н. Гоголь. Мертвые души

Характер, ум и силу воли
Ему Господь с рожденья дал,
Помилуйте, чего же боле?
Я большего б и не желал.

В то время не было такого,
Столь умного и столь крутого,
И столь бесстрашного, как он,
Нажившего врагов миллион.

Читать еще:  Что лучше для похудения: велотренажер или степпер? Что лучше степпер или беговая дорожка

Как гениальный администратор,
Незаурядный человек,
Страны родной приватизатор
Вошел в Историю навек.
Под каким, не знаю, знаком –
Зря поносить не хочу,
Но и красить имя лаком
Я пока что не спешу…

Он еще, коль бог поможет,
Свой оставит в жизни след –
Многое еще он может,
Сей недюжинный атлет.

Но личная его история –
Кредит доверья у людей,
Могла бы быть приличней более,
Когда не гнал бы он коней…
……………………………….
Его худым я помню, стройным –
С ним как-то встретиться пришлось…
Господь вложил его в обойму,
Чтоб садануть в страну всерьез.

Быть может, и не он придумал,
Как расколоть наш монолит,
Но будто ветер мощный дунул,
И был он вдребезги разбит.

Бумажный, ваучерный вихрь
Взметнулся над родной страной,
И всяк, кто нагл был и лих,
Как под завесой дымовой,
Чинил в ней шабаш и разбой.

Казалось бы, какая малость?
Ну что с бумажки той возьмешь?
Но только ловким все досталось
А большинству – лишь медный грош…

Для ловкачей различной масти,
Что раскулачили страну,
Большое привалили счастье –
Они наполнили сумму.

А что касается народа,
Он тоже получил свободу
Вложить свой ваучер хоть в небо
С надеждою на масло к хлебу…

Здесь сразу две видны беды –
Типичная банальность
В решении судьбы страны:
Поспешность и тотальность…

Я прочитал у Ивана Бунина, что рыжие люди, как выпьют, –
обязательно покраснеют…
В. Ерофеев. «Москва-Петушки»

Краснеет ли великий Маг,
Я этого, увы, не знаю –
Я с ним не пил на брудершафт
И даже не предполагаю.
Но в ситуации другой,
Сказал бы даже я – любой
Вполне владеет он собой,
И с юмором любой наскок
Воспринимает, как щелчок.

Его я Магом называю,
Поскольку он, как чародей,
Из собственности век ничьей
Путем несложных комбинаций
Такую частную создал,
Чей совокупный капитал
(Реальный или в виде акций)
Навряд ли можно оценить…

А Дуня разливает чай.
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
А. Пушкин

Не только в бизнесе и службе,
Не только лишь в обычной дружбе,
Но повезло ему и в том,
На чем крепится всякий дом.

Пройдя свой путь до середины,
С Дуняшей повстречался он.
И вот его покой и сон,
И рыжеватые седины
Еще пока не старика
Хранит прелестная рука.

И я лет несколько назад
Ту Дуню был увидеть рад.
Я посвятил ей даже стих
С ее подругой на двоих:

По вечерам, придя с работы,
Включив знакомый всем экран,
Среди убожества, зевоты
Порой прекрасных вижу дам.

Одна – само очарованье,
Мудра другая, как змея,
К обеим полон я вниманья,
Злословье тонкое ценя.

К обеим чувствую влеченье,
Нет нужды выбор совершать,
Зову на помощь вдохновенье –
Так много хочется сказать.

Мне снова хочется учиться
(Душа к познанию жадна),
Чтоб в полной мере насладиться
Глубокой прелестью ума;

Чтоб только слышать эти речи,
Вести опасный разговор…
Пошли, Господь, мне с ними встречу –
Я не был счастлив до сих пор…

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

В продаже

Серии

Форум

Гоголь Николай Васильевич

Книга «Мертвые души»

Читать

“А знаете, Павел Иванович”, сказал Манилов, которому

мысль: “как было бы в самом деле

о чем-нибудь, углубиться. ”

КАБ1 — как бы было

“Я с вами расстаюсь не долее как на два дни”.

КАБ1(п) — не расстаюсь, как на две недели

“Прощайте, миленькие малютки!” сказал Чичиков, увидевши Алкида и Фемистоклюса, которые

ни руки, ни носа.

КАБ1(п) — Алкивиада и Менелая (далее те же исправления)

“Прощайте, миленькие малютки!” сказал

занимались каким-то деревянным гусаром, у которого уже не было ни руки, ни носа.

КАБ1, ПБЛ4(п) — какими-то деревянными кусочками

Вы извините меня, что

даже, живете ли вы на свете; но теперь, как приеду, непременно привезу.

КАБ1, ПБЛ4 — есть ли

Вы извините меня, что

теперь, как приеду, непременно привезу.

КАБ1, КАБ1(п) — то непременно

“А тебе барабан; не правда ли, тебе барабан?” продолжал он, наклонившись к Алкиду.

Читать еще:  Скандальная группа детской моды в контакте. Группы «Детская мода» Вконтакте блокируются

КАБ1, ПБЛ4 — Чичиков

“А тебе барабан; не правда ли, тебе барабан?” продолжал он, наклонившись к Алкиду.

ПБЛ4, РЦ — поклонившись

Этак всё будет: туррр… ру… тра-та-та, та-та-та…

КАБ1, ПБЛ4(п) — этак только

Этак всё будет: туррр… ру… тра-та-та, та-та-та…

КАБ1, ПБЛ4(п) — бу, бу, бу

Прощай, душенька! Прощай!” ПБЛ4, РЦ, МД1;

КАБ1 — Прощай, душенька

ПБЛ4(п) — Прощай, душенька. Прощай, душенька.

“Об этом хочу спросить вас”.

Кучер, услышав, что нужно пропустить

Кучер, услышав, что нужно пропустить два поворота и поворотить на

КАБ1 (кар.) — свернуть

Кучер, услышав, что

приподымавшихся на цыпочках хозяев.

Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку, и

стоял, куря трубку.

КАБ1, ПБЛ4(п) — удалившуюся

Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда.

Потом мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда.

КАБ1, ПБЛ4(п) — занесли

Он думал о благополучии

видеть даже Москву, и там пить

КАБ1, ПБЛ4(п) — даже Петербург и Москву вдруг

Потом, что они вместе с Чичиковым

обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и

не мог разобрать. ПБЛ4, РЦ(п);

КАБ1 — будто бы сам государь

РЦ, МД1 — само высшее начальство пожаловало (ценз. искаж.)

Потом, что они вместе с Чичиковым

бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать.

КАБ1, ПБЛ4(п) — что

Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания.

КАБ1, ПБЛ4(п) — часто прерывала

А Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно

КАБ1(п) — давно катившейся по большой дороге, в самом довольном расположении духа. Казалось, по-видимому, и нечем бы ему слишком обрадоваться и сделанное приобретение было не более, как пустяки, но он чувствовал какую-то особенную веселость. Самые приятные соображения и сметы, самые заманчивые какие-то предположения блуждали по лицу его и оставляли поминутно после себя приятную улыбку

а. Начато: давно катившейся по большой дороге. Никак не должно изумляться подобному расположен[ию], ибо трудно сойтись с человеком во вкусах. Из главы предыдущей уже видно из чего

б. Набросок на полях: Из предыдущей главы Читатель уже видел, какой странный предмет склонностей и вкуса был у нашего героя. Скоро он погрузился весь в него и телом : ибо долго после них на нем сохранились веселые следы усмешки

в. Как в тексте КАБ1

Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно, были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя следы довольной усмешки.

КАБ1, ПБЛ4(п) — означались на нем

Занятый ими, он не обращал никакого внимания на то, как его кучер, довольный приемом

с правой стороны.

КАБ1(п) — который, с своей стороны, был весьма доволен

Занятый ими, он не обращал

людей Манилова, делал

с правой стороны.

КАБ1, ПБЛ4 — Машкова (ошибка переписчика)

Занятый ими, он не обращал

Манилова, делал весьма дельные замечания

с правой стороны.

Занятый ими, он не обращал никакого внимания

дельные замечания чубарому пристяжному коню, запряженному с правой стороны.

Занятый ими, он не обращал никакого внимания

пристяжному коню, запряженному с правой стороны.

Этот чубарый конь был сильно лукав

Этот чубарый конь был сильно лукав

Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как

Этот чубарый конь

заседателя, трудилися от всего

КАБ1(п) — гнедой масти с белой лысиной на лбу трудился совершенно

Этот чубарый конь

от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие.

КАБ1(п) — сердца и был охотник тянуть

КАБ1, ПБЛ4(п) — сердца и были охотники тянуть

Этот чубарый конь

даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие.

Этот чубарый конь

получаемое ими от того удовольствие.

Этот чубарый конь

получаемое ими от того удовольствие.

ПБЛ4, РЦ — довольствие

“Ты знай свое дело, панталонник ты немецкой! ПБЛ3, РЦ, МД1;

Источники:

http://lit.1sept.ru/article.php?ID=200200604
http://www.stihi.ru/2012/12/08/5971
http://litlife.club/books/99045/read?page=128

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector