Что такое буддийский ритуал чод. Открытие практики чод. Очищение омрачений и неблагих действий потоком нектара из слога А
Таинственная практика Чод в буддизме: интервью с адептом
Чод – культивирование мудрости и подлинного бесстрашия, свободного от крайностей.
Представляем вашему вниманию интервью с ламой Лувсан-Зундуй, священнослужителем Центра монгольского буддизма монастыря Гандан-Тэгчилин, астрологом и практиком традиции Чод.
— Уважаемый Лувсан-Зундуй лама, прежде всего, позвольте поприветствовать Вас от имени наших читателей, и расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Спасибо, мне тоже очень приятно приветствовать Вас и читателей информационного портала АРД. Мое мирское имя Хурэлбаатар, родился и вырос я в Булганском аймаке Монголии. После окончания средней школы переехал в Улан-Батор, поступил в Институт восточной философии, который окончил в 2001 году по специальности религиовед. В 2002-2003 гг. путешествовал по Индии и Тибету для изучения практических аспектов Учения Будды и, вообще, чтобы повидать мир. В 2004-2008 гг. учился в факультете медицины и астрологии Буддийского университета Монголии, который окончил с золотой медалью. С того периода поныне являюсь священнослужителем монастыря Гандан-Тэгчилин, составляю по просьбам верующих астрологические прогнозы, провожу ритуалы и обряды жизненного цикла.
— Почему Вы решили стать священнослужителем? Как Вы пришли к религии?
— Когда я учился в средней школе, исчезли жесткие идеологические оковы, державшие под негласным запретом все, что было связано с религией. Это позволило мне, не оставляя учебу, изучить под руководством духовного наставника нашей семьи молитвы, тибетскую грамматику и основные знания по буддизму. Поэтому при взрослении и выборе жизненного пути у меня в этом направлении была определенная подготовка. Но основное влияние на меня, наверное, оказал пример дедушки, который до 30-ых годов служил в хошунном монастыре умзад-ламой (церемониймейстером), был знатоком восточной медицины и астрологии, практиком традиции Чод и просто уважаемым среди земляков человеком.
— Вы, как и Ваш дедушка, являетесь практиком Чод. Расскажите, пожалуйста, о данной традиции. Насколько большое распространение она получила в Монголии?
— Чод в переводе с тибетского означает «отсечение», эта традиция является учением высшей тантры. Отсечение эго и всего, что с ним связано (например, разного рода привязанностей и кармических отпечатков) осуществляется через Мудрость, постигающую Пустоту всех явлений, посредством проведения мистического обряда «Луйжин». Мне рассказывали, что в конце 90-ых в России перевели историю просветления основательницы традиции Чод, дакини Мачиг Лавдон, которую кратко озаглавили «Отсекая надежду и страх». На мой взгляд, это очень удачное название, которая отражает саму суть учения Чод – культивирование мудрости и подлинного бесстрашия, свободного от крайностей, выражаемых в надежде обрести и страхе потерять.
Что касается Чод в Монголии, в нашей стране наиболее широко распространены традиции Махасидхи Тендон Гьялпо, Жагар ламы, Ноён хутухты. В последнее время благодаря Богдо-гэгэну IX и его ученикам получила распространение традиция Чод Чже Цонкхапы. Существуют и другие линии преемственности, но все, в конечном счете, восходят в дакини Мачиг Лавдон и Будде Ваджрадхаре. Я сам отношусь к практикам линии преемственности Жагар ламы.
— Линия Жагар ламы входит в т.н. традицию красношапочников?
— Преимущественно, да. Хотя среди последователей желтошапочной традиции школы Гэлуг есть немало наших духовных братьев. Сам родоначальник линии Жагар Молом лама был уроженцем центральной Халхи, где традиции школы Гэлуг были незыблемы, поэтому явно выраженного противоречия, думаю, изначально не было.
— Жагар лама был по национальности монгол? Какова история его линии преемственности?
— Да, учитель Жагар Молом родился более 200 лет назад в Дайчин Бэйсийн хушуне Халхи, ныне это Дэрэн сомон Среднегобийского аймака Монголии. Первую половину жизни он прожил как обыкновенный мирянин, но благодаря встрече с дакини стал монахом-странником, который в духовных поисках прошел Тибет, Индию, дошел до Ваджрасаны и Уддьяны, где получал посвящения в драгоценные учения тантры, в том числе Чод. Отсюда его почетное прозвище – Жагар, то есть индиец. В обратном пути через Китай совершил предварительную практику «гьярца» на горе Утайшан, имел видение чистых стран даков и дакинь, от которых получил духовное имя Джняна Пранидхана (Иш-Молом).
У Жагар ламы был ученик Даржаажамц, который впоследствии стал главным держателем линий преемственности Жагар и Тендон. Традицию Чод Махасидхи Тендон Гьялпо Даржаажамц получил у знаменитого тибетского подвижника Джамьянг Кхьенце Вангпо. Даржаажамц основал молебные дома традиции Чод в Богдын Хурээ, ныне это Улан-Батор. У него было пять близких учеников, которые являются учителями линии преемственности почти всех практиков Чод Центральной Монголии.
Кстати, один из учеников Даржаажамц ламы староста Бавуудорж получил классическое буддийское образование в дацане Гунгаачойлин и сыграл большую роль в популяризации Чод в философской среде Богдын Хурээ. В последние годы данная традиция возрождается. Стала регулярно проводиться церемония Чод Молом в дацане Гунгаачойлин, на которую собирается множество практиков Чод, в том числе из Бурятии.
— Вы упомянули обряд «Луйжин». В чем его суть и для чего проводится?
— Луйжин в переводе с тибетского означает «подношение тела». Для отсечения эго практик Чод подносит в жертву невидимым существам тонкого мира наиболее драгоценное, что у него есть – свое тело, предварительно преобразовав его на соответствующем уровне в благую субстанцию через Мудрость, постигающей Пустоту. Тем самым очищается наше сознание, умиротворяются существа, ставшие сопутствующим условием нашей отрицательной кармы и причинявшие зло из-за своего непросветленного сознания.
Поэтому обряд «Луйжин» проводится для всех случаев жизни, когда необходимо укрепить положительную карму и избавиться от темной энергии – будь то обусловленных зловредными действиями существ тонкого мира и духов сил природы, проклятиями и черной магией, частыми смертями в одной семье и т.д. Можно также проводить для покойника, чтобы его мятущаяся душа обрела хорошее перерождение. В конце концов, обряд помогает отсечь черную полосу неудач и открыть двери обретения духовных и материальных благ.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, практикам Чод необходима хорошая подготовка, чтобы во время проведения обряда «Луйжин» не поддаться страху и не отвлечься на различные иллюзионные видения, обусловленные игрой нашего эго. В противном случае есть опасность соприкоснуться с темными силами непосредственно или того хуже, попасть под их влияние. В любом случае физическое и ментальное здоровье неподготовленного практика подвергается большому риску, поэтому в Чод самое серьезное значение придается церемонии посвящения и предварительной практике «гьярца», когда адепт 108 дней путешествует в одиночестве, проводя обряд «Луйжин» во все более необычных местах.
— У Вас были необычные видения во время поведения обряда «Луйжин»?
— Да, надо сказать, такое бывает нередко. Например, при чтении над усопшим часто приходится видеть его душу как живого человека. В местности с большой концентрацией темной энергии чувствуется пронизывающий холод, после проведения обряда очень сильно устаю. Вообще, невидимый мир так же реален, как видимый, хотя и тот и другой существуют как иллюзия, мираж, будучи пустыми от самосущего.
— Как часто Вы приезжаете в Улан-Удэ, проводите ли здесь обряд «Луйжин»?
— В первый раз я приехал в Улан-Удэ в 2003 году с чисто ознакомительными целями. А с 2010 года приезжаю уже целенаправленно, именно для того, чтобы проводить обряд «Луйжин». Дело в том, что мой друг, монгольский лама Эрдэни, давно живущий в Улан-Удэ, построили в с. Поселье буддийский храм, который в честь ближайшего ученика Будды получил название «Ананда». Там согласно пожеланиям лам и прихожан одноименной общины периодически читаю «Луйжин» для устранения препятствий и приумножения добродетели. Иногда провожу обряд для определенного человека, семьи коллектива, если есть необходимость решить сложную жизненную ситуацию. Помимо обрядов, практикую астрологию, стараюсь помочь людям советом, оказать им духовную поддержку.
— Значит, можно обратиться к Вам по поводу проведения обряда «Луйжин»?
— Безусловно. Информацию о том, когда будет проводиться обряд всегда можно получить в Буддийской общине «Ананда» с. Поселье.
— Какой совет Вы хотели бы дать нашим читателям?
— В жизни мне частенько помогает одна старинная буддийская мудрость – когда один, следи за умом, когда среди людей, следи за речью. Ею и хотелось бы поделиться с уважаемыми читателями. Когда человек помнит о скоротечности жизни и доброжелателен к ближним, никакие демоны не будут ему страшны.
— Действительно хороший совет. В заключение сорадуюсь Вашим трудам на благо верующих и благодарю за интересную беседу.
— Спасибо, желаю Вам и всем читателям портала неизменных успехов, крепкого здоровья и исполнения сокровенных желаний и счастливых предначертаний.
Коростиченко Е.И. Ритуал чод: история, структура, коммуникативное значение
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011»
Коростиченко Е.И.
Ритуал чод: история, структура, коммуникативное значение
В этой работе будут рассмотрены версии происхождения тибетского ритуала чод, история его распространения в Тибете, а также сущность и психологические аспекты практики чод как примера мистической коммуникации адепта со сверхъестественными силами. Обычно в тибетском буддизме формально выделяют четыре школы: ньингма, кагью, сакья и гелуг, однако помимо них в Тибете существует и другие традиции, которые, с точки зрения тибетцев, не противоречат учению Будды. Не противоречит ему, как считается, и традиция чод.
Исследователи чод на сегодняшний день пока что не достигли согласия по вопросу происхождения этой традиции. Большинство исследователей полагают, что чод восходит к буддийским источникам: «К примеру, в “Большой поэме” Брахмана Арьядевы есть указания на то, что к X веку чод уже существовал в виде целостной системы, сочетающей философию Праджняпарамиты с особыми методами медитации и практическими наставлениями по их применению в повседневной жизни» [5:19]. Гой Лоцава, автор «Синей летописи» — важного источника по истории тибетского буддизма, — пишет: «Это учение получило такое название, поскольку приверженцы системы чод следовали философскому учению Праджняпарамиты» [1:514], данному самим Буддой и переданной индийцу Дампе Сангье, который принес его на территорию Тибета в XI веке, где и появились впоследствии две линии преемственности: мужской и женский чод.
Также Гой Лоцава в этой работе говорит об этимологии слова «чод»: «тибетское слово SPyod (с санскрита гочара) означает «практика». Существуют и другое объяснение этого слова, отражающее сущность этого ритуала. Большинство исследователей считают, что слово «чод» (gcod) означает «отсечение», а точнее — отсечение личных привязанностей, которые приводят к омрачению сознания: «пустотным воззрением отсекается корень сансары» [3:10]. Это определение часто приводится тибетскими комментаторами, так как оно объемлет сущность понимания «чод», основанного на Праджняпарамите: «Итак, отсечение корня самого ума, отсечение пяти омрачающих ядов, отсечение крайностей и измышлений в медитации, отсечение тревоги, надежд и страхов в действиях, а также отсечение гордыни составляют истинный смысл практики чод, поскольку все это есть отсечение («чод па»)» [5:49].
Однако существует и другая позиция в трактовке происхождения чод, сводящая эту практику к автохтонному тибетскому шаманизму. Наиболее известными приверженцами этой версии были феноменолог религии Мирча Элиаде, переводчик «Тибетской книги мертвых» Эванс-Венц, знаменитая путешественница по Тибету Александра Дэвид-Неел.
Среди различных традиций чод, возникших в Индии и Тибете, таких как ньингмапинская традиция чод, основанная на текстах терма Падмасамбхавы из цикла «Отсечение иллюзий», «Единый вкус» Наропы, традиция чод женской линии передачи Мачиг Лабдрон (1055-1153) занимает особое положение, как в философском отношении, так и с точки зрения практических методов. «Именно Мачиг Лабгьи Донма оформила чод как превосходнейшие наставления для накопления заслуг через подношение своего тела в жертву» [3:13] – имеется в виду, в жертву демонам.
Система Мачиг объединяет в себе философию Праджняпарамиты, тантрические наставления, исходящие от Арья Тары с медитативным опытом самой основательницы традиции. Таким образом, «искусно соединив три учения, а именно линию Сутры, Тантры, союза Сутры и Тантры, Мачиг Лабдрон основала единый метод, назвав его “чод Махамудры”, или “Отсечение демонических объектов”» [5:19].
Последователи системы чод принимают теорию Пустотности (суть Праджняпарамиты), которая означает: «во-первых, отказ от концепции реальности дхарм, которые составляют индивидуальный поток сознания личности (сантана), и, во-вторых, неприятие представления о реальности и материальности других живых существ» [1:514]. Помимо учения о пустоте, адепты должны следовать следующим духовным предписаниям: воспитывать в себе сострадание ко всем живым существам (бодхичитту), соблюдать обеты бодхисаттвы, действовать в соответствии с данным словом, т.е., избегать необдуманных действий и не допускать нарушения обетов, которые были приняты.
Известный итальянский тибетолог Джузеппе Туччи в своем фундаментальном труде «Религии Тибета», уделяя особое внимание традиции чод, отмечает, что «это учение признается и другими школами, отличающимися от чод и в теории, и в практике» [4:120-121]. Школа кагью, по-видимому, сыграла главенствующую роль в сохранении этой религиозной традиции. В Тибете лишь три монастыря полностью посвящены практике чод: Кьябче Гомпа, Гьюне Гомпа и Чагчод, и все они относятся к школе кагью.
В школе гелуг традиция чод развивалась на основании соединения двух линий передачи: «краткая линия» исходила от основателя школы гелуг Цонкапы, а «длинная линия» от Мачиг Лабдрон. Чод существовал в школе гелуг в качестве маргинального явления, и его чаще всего практиковали вне монастырских стен. В 30-е годы XX века эта практика была официально запрещена на территории монастырей, принадлежащих школе гелуг, в силу опасений, что психологические аспекты этого ритуала могут отрицательно сказаться на обучении монахов. Несмотря на запрет, многие монахи продолжают выполнять эту практику.
В школе ньингма чод Мачиг Лабдрон не занимает центрального места, но сама Мачиг считается воплощением супруги основателя ньингмапинского чод Падмасамбхавы. Единственной тибетской школой, в которой никогда не передавалась традиция Мачиг Лабдрон, является школа сакья. Наконец, в традиции автохтонной религии Тибета бон сохранились собственные ритуалы чод: одни из них происходят из устной линии передачи, другие из традиции терма, но ни в одной из этих традиций нет упоминания о Мачиг. В старом бон различают три вида практики чод: мирная, обширная и могущественная. Новый бон дополняет к ним четвертый вид – «гневную» практику. Видимо, «глубокое исследование бонских линий передачи чод может пролить свет на эту традицию в целом» [5:132].
Рассмотрев теоретические предпосылки формирования традиции чод, мы перейдем к практической стороне ритуала, которая интересна, прежде всего, своими психологическими аспектами. Медитация в традиции чод принимает форму жертвоприношения тела адепта и его личности, т.е., разрушения пяти скандх (пяти составляющих человеческой личности). Ритуал предполагает переживание сильного эмоционального состояния, когда необходимо освободить эмоции, чтобы впоследствии отсечь их, как только они возникают в уме. Для этой цели учение чод рекомендует адептам практиковать в местах с устрашающим ландшафтом: на кладбищах, в пустыне, высоко в горах. Йогин должен встретиться со всеми своими негативными эмоциями, вызывающими ужас или привязанность, для того чтобы получить переживание пустотной природы этих омрачений ума.
В терминологии чод омрачения ума (санскр. клеши) символически отождествляются с демоническими силами, которые необходимо победить и уничтожить. «Самый могущественный из этих демонов, которого непременно нужно отсечь, — представление о реальном, неизменном «я», которое является источником всех внутренних и внешних демонов» [5:73], именно этот корень неведения и двойственности отсекается в результате практики. Главная часть ритуала состоит в пиршестве, символическом пожирании йогина демоническими силами.
При совершении ритуала «красного пиршества» адепт трубит в канглинг (ритуальная труба, сделанная из человеческой бедренной кости), созывая на пир всевозможных демонов. Полностью сконцентрировавшись, он воображает божество женского пола (дакини), олицетворяющую его собственную волю. Этот образ воли устремляется из его головы, через макушку с саблей в руке, после этого дакини отрубает ему голову и другие части тела, вспарывает живот и снимает кожу. На добычу слетаются многочисленные демоны и вампиры и пожирают жертву. Одновременно с этим йогин произносит следующие ритуальные заклинания: «На протяжении беспредельного ряда веков, в процессе повторяющихся существований, я заимствовал у бесчисленных существ за счет их благоденствия и их жизней мою пищу, мою одежду и всевозможные блага, чтобы содержать свое тело, которое я так любил, холил и лелеял. Я отдаю свою плоть алчущим, кровь – жаждущим, свою кожу – тем, кто наг, кости свои – на костер для тех, кто страдал от холода. Бесчестье да падет на мою голову, если я устрашусь принести эту жертву. Позор всем, кто не осмелится принять ее» [2:97].
Следующий этап ритуала чод называется «черное пиршество», мистическое значение которого открывается немногим посвященным. Видения демонического шабаша рассеиваются и сменяются глубоким молчанием и абсолютным одиночеством. Теперь йогин «должен представить себе, что от него осталась лишь маленькая кучка обуглившихся останков, плавающих на поверхности озера грязи – грязи от нечистых помыслов и дурных дел, запятнавших его духовную сущность на протяжении неисчислимого ряда существований» [2:97]. Цель «черного пиршества» и ритуала чод в целом заключается в полном осознании того, что даже сама идея самопожертвования, охватившая йогина, есть только иллюзия, рожденная гордыней: в действительности человек ничего не может «дать», так как он сам ничто, бессодержательная форма.
Ритуал чод, таким образом, предстает как сложный процесс коммуникации практикующего адепта с демоническими силами, который имеет три основных этапа. На первом уровне практики чод допускается реальное существование богов и демонов, на втором – приходит уверенность в том, что эти демонические силы являются лишь иллюзорной игрой нашего ума, на третьем – сам медитирующий сравнивается в статусе с объектом его медитации. Весь процесс медитации и основывается на действии этих трех установок сознания вплоть до его завершения. Процесс коммуникации в чод иллюзорен, так как нет разницы между внешним и внутренним содержанием «я», между субъективным умом и воспринимаемыми им объектами, между йогином и демоническими силами, между субъектом и объектом коммуникации, ибо они представляют собой единое целое. Учитывая это, правильнее говорить не «я» коммуницирую, а совершается процесс коммуникации, который не нуждается во взаимодействии участников этого процесса. Фактически, человека, проходящего этапы практики чод, можно символически представить в образе своего рода «луковицы»: с каждым этапом слой за слоем «снимается», и в итоге не остается ничего, что отсылает нас к буддийской концепции пустотности.
Чод как процесс мистической коммуникации можно схематически изобразить таким образом: на первом этапе практики йогин вступает в реальный процесс коммуникации с актором, которого считает реальным. В этом случае мы имеем субъект-объектную дихотомию, причем один и тот же актор может на этом этапе играть роль, как объекта, так и субъекта. Йогин как инициатор собственного жертвоприношения (S), и йогин как жертва (О). Демонические силы, пожирающие «добычу» (S), демонические силы как предмет визуализации йогина (O).
На втором этапе практики йогин признает иллюзорный характер второго актора. Поскольку к нему приходит окончательная уверенность, что переживаемое есть данность его ума: дихотомия внутреннего и внешнего мира становится иллюзорной. Таким образом, после отказа от второго актора (O) остается только первый актор (S). Субъект-объектная схема действительности оказывается порождением омраченного неведением «я» первого актора.
На третьем и последнем этапе практики йогин отказывается от признания собственного «я» истинным актором коммуникации и ищет методы постижения природы ума (с целью освободиться от его двойственности): «здесь высший метод [постижения природы ума] – объединение пространства и осознания. Так, слив воедино пространство и осознание, спонтанно очистишь устоявшиеся понятия, такие как «реальность» и «признаки», отрицание и утверждение, и останешься в истине таковости, дхармате, свободной от двойственного восприятия субъекта и объекта» [5:72].
Подобное слияние сознания с пустым пространством становится возможным благодаря одному из медитативных приемов, предложенных Мачиг Лабдрон. Этот метод, известный как «перенос сознания» с целью постижения природы ума, имеет множество способов осуществления. Наиболее распространенный вариант состоит в слиянии сознания с пустым пространством и погружении в состояние отсутствия мыслей. Коммуникация деперсонализируется, превращаясь из следствия субъект-объектных отношений в чистый процесс, – в том числе и потому, что призванный ее поддерживать ментальный процесс останавливается.
Литература:
- Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись / Пер. с тибетского Ю.Н. Рериха, перевод с английского О.В. Альбедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001.
- Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета / Пер. с французского. Предисловие Т. Лещенко-Сухомлиной. М.: Дягилевъ Центр, ЦДЛ, 1991.
- Тенчой. Рассказы о практике Чод. М.: «Глобус», 2004.
- Туччи Д. Религии Тибета / Пер.с итальянского Альбедиль О.В. СПб.: Евразия, 2005.
- Эду Ж. Мачиг Лабдрон и основы практики чод / Пер. с англ. М. Малыгиной. М.: Открытый Мир, 2008.
Об авторе: Коростиченко Екатерина Игоревна, студентка философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова.
Что такое буддийский ритуал чод. Открытие практики чод. Очищение омрачений и неблагих действий потоком нектара из слога А
Что такое практика Чод. Согласно этому учению, омраченность нашего сознания является результатом эгоцентрических тенденций психики.
Это состояние ума приводит к возникновению страдания, а для того, чтобы избавиться от страданий, мы практикуем медитацию. В медитации происходит замедление потока ума, и он очищается подобно тому, как грязь оседает на дне сосуда с водой, когда его оставят в покое.
После того как это очищение до некоторой степени произойдет, к нам приходит понимание того, каким образом вещи существуют на самом деле. Это понимание и есть Праджня, или глубокое постижение. В результате мы начинаем понимать, что, хотя мы и усматриваем в себе отдельную и независящую от всего прочего сущность, так называемое “Я”, или эго, при более пристальном рассмотрении можно обнаружить, что на самом деле мы являемся результатом соединения формы, ощущений, сознания и т.д., то есть простой суммой составных частей (так называемых скандх). Такое понимание и есть постижение шуньяты, или пустоты. Пустота в данном случае обозначает отсутствие самобытия, то есть пустоту “Я” или пустоту от “Я”. Если же “Я” нет, то не остается никаких причин для эгоцентризма, поскольку всякая тенденция, связанная с отсутствующим “Я”, глупа и нереальна. Поэтому для нас открывается возможность действовать, исходя из сострадания ко всем живым существам, и нет нужды постоянно защищать себя или навязывать другим свои желания.
Практика Чод, созданная Мачиг Лабдрон, как раз и служит для того, чтобы развить и усилить чувство отсутствия “Я” и, следовательно, пережить сострадание ко всем живым существам.
Во время этой практики, после некоторого периода подготовительных упражнений, йогин в созерцании осуществляет подношение своего тела обитателям трех миров, что и составляет суть практики Чод.
Тибетское слово “чод” дословно означает “отрезать”, “отсекать”; при этом имеется в виду отсечение привязанности к своему телу и своему “Я”.
Прежде всего, практикующий “выстреливает” свое сознание через макушку головы и отождествляет его с гневной дакини. Затем эта гневная дакини своим кривым ножом отсекает верхнюю часть головы практикующего. Получившаяся чаша помещается затем на треножник, состоящий из трех черепов, стоящий над огнем. Остальное тело измельчается при помощи этого же ножа и помещается в чашу, размер которой возрастает до размеров Вселенной. Затем чтением особой мантры все содержимое трансформируется из плоти и крови в нектар, который подносится разнообразным существам для удовлетворения всех их желаний.
После того как все приглашенные существа насытятся и удовлетворят свои желания, практикующий напоминает себе о том, что он сам (подношение), а также те, кому это подношение предназначено, “пусты”, и некоторое время пребывает в состоянии этого понимания. Ритуал заканчивается чтением текстов, разъясняющих истинную природу реальности, а также завершающими молитвами об обретении просветления всеми живыми существами.
Согласно учению Чод, в процессе выполнения этого ритуала обретается победа над четырьмя демонами, связанными с нашим “Я”.
Первый демон носит название Демон, Закрывающий Органы Чувств. Думая о демоне, мы всегда представляем себе некую внешнюю злую силу, которая стремится причинить нам зло, однако Мачиг увидела, что истинная природа демонов состоит в функционировании нашего эго. Что касается первого демона, то он проявляется тогда, когда мы видим или переживаем нечто при посредстве своих органов чувств, которые в процессе восприятия оказываются блокированы излишней фиксацией на объекте. Например, если перед нами находится красивая женщина или красивый мужчина, то процесс восприятия этого человека блокируется желанием обладать им как объектом вожделения. Процесс восприятия прекращается, мы начинаем искать встречи с привлекательным для нас субъектом и т.д. Медитация должна помочь нам победить в себе эту тенденцию. Если мы находимся в состоянии правильной медитации, то восприятие протекает без фиксации или привязанности к объекту восприятия.
Второй демон называется Демоном, Которого Невозможно Контролировать. Это поток мышления, который постоянно протекает в нашем сознании. При этом ум блуждает от одной вещи к другой и наше осознавание полностью рассеивается.
Третий демон — это Демон Наслаждения. Когда мы сталкиваемся с каким-либо приятным переживанием, например с вкусной едой, мы оказываемся привязаны к этому, то есть желаем получать снова и снова то, что вызвало в нас приятное чувство, и избавиться от того, что мешает нашему наслаждению. Это вовсе не означает, что зло содержит в себе само переживание наслаждения, но наша привязанность к нему становится препятствием для пребывания в состоянии ясности.Например, человек, занимающийся медитацией, может увидеть благоприятный сон, свидетельствующий о достижении им определенного прогресса, но тут вступает Демон наслаждения, и человек испытывает привязанность к такому сну. Или в жизни человека может наступить период, когда все идет хорошо, он чувствует себя здоровым, и вот он пытается продлить этот период до бесконечности, что обычно кончается разочарованием и подавленностью.
Четвертый демон называется Демоном Эгоизма. Наш эгоизм является той силой, посредством которой мы обусловливаем и придаем форму окружающему нас миру. Он основывается на принципе разделения всего на “Я” и “другие”, результатом чего является омрачение осознания и причинение страданий себе и другим.
В своей основе все четыре демона связаны с процессом мышления, который омрачает состояние ясного, необусловленного осознания, и все они проистекают из излишней фиксации на своем “Я” и недостатка Праджни, что ведет к непониманию того, что в основе всех явлений лежит пустота.
В практике Чод используются четыре типа звуков: звуки человеческого голоса, барабана, колокольчика и трубы из человеческой кости. Барабанчик обычно бывает размером с ладонь; он похож на барабаны, используемые сибирскими шаманами и священнослужителями Бона — добуддийской религии Тибета. Барабанчик имеет две стороны, символизирующие мужской и женский принципы, с двумя небольшими шариками, привязанными на нитях по бокам. Звук извлекается ударами этих шариков одновременно по противоположным сторонам барабанчика, что символизирует единство абсолютной и относительной истин. Барабанчик издает глубокий ритмичный звук, сопровождаемый звоном колокольчика, находящегося в левой руке практикующего. Этот звук символизирует изначальное пространство. В тот момент, когда йогин предлагает свое преображенное в нектар мудрости тело демонам, он издает звук при помощи трубы, которая, как считается, имеет свойство привлекать их.
Весь текст практики читают нараспев, причем мелодия варьирует от школы к школе. Каждая мелодия имеет свою собственную историю и происходит обычно от какого-либо известного мастера (называемого чодпа), практиковавшего Чод много лет. Мелодическое звучание является важной составной частью практики Чод, создавая в теле вибрацию, недостижимую при простом чтении текста.
Традиционно практика Чод выполняется в местах, пребывание в которых связано с чувством страха, например возле одинокого дерева, которое, согласно тибетским поверьям, часто является обителью демона, а также на кладбищах (как, например, это описано в биографии А-ю Кхадро). Сутью практики Чод является непосредственная встреча с нашими страхами и постижение того, что они все порождены нашим эго.
Чодпа обычно приглашаются туда, где возникают эпидемии холеры и других опасных заболеваний. Они убирают трупы, проводят погребальные обряды и, как правило, не подвержены инфекции. Иногда чодпа выполняют церемонии экзорцизма.
Практикующие Чод носят выброшенную другими одежду, питаются как нищие и живут в таких местах, в которые обычные люди гнушаются даже заходить. В основе всего этого лежит пример Мачиг Лабдрон, которая вела именно такой образ жизни, не обращая внимания на общепринятые представления о правилах поведения и манере одеваться. Чодпа путешествуют поодиночке или группами, останавливаясь для практики в подходящих для этого местах.
Источники:
http://asiarussia.ru/buddhism/12724/
http://religious.life/2011/04/ritual-gcod/
http://talimilenkaya.livejournal.com/730906.html