4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что одевают на шею лошади с колокольчиком. История легендарной русской тройки. Знаете ли вы, что

д у г а

под ней колокольчик у тройки

• деревянная часть упряжки

• принадлежность конной упряжки

• часть кривой линии, заключенная между двумя ее точками

• часть кривой линии

• и Курская, и надбровная

• приспособление для скрепления хомута с оглоблями

• элемент фигурного катания

• курский участок фронта

• форма арки и коромысла

• «арка» в переводе с латыни

• форма моста и радуги

• арка над головой савраски

• участок кривой между двумя ее точками

• Часть окружности или другой кривой линии

• Часть кривой линии

• Деревянная часть упряжки

• Круто изогнутая деревянная часть упряжки, скрепляющая оглобли с хомутом

• «Арка» в переводе с латыни

• ж. согнутая линия, черта или вещь, образующая кривизну, погиб; часть окружности круга или другой кривой черты, и пр. элипса, параболы. Стар. и сев. радуга. оглобельной упряжи, деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка между оглобель, укрепляемая концами взахлест кожаными петлями, гужами, после чего клешни хомута стягиваются под шеей лошади супонью. Воз. Пошло с товаром тридцать дуг, возов. Подрядчик взял по рублю с дуги, с воза, за доставку извозчикам клади. судостроителей, по Волге, нижняя часть шпангоута, опруги, ребра, лежащего для сбора на земле; поставленная на киль (лыжу). она уже назыв. флотина (флортимберс?). Лежит ниже кота, а встанет выше коня? дуга. Согнута в дугу, летом на лугу, замой на крюку? коса. Лежу ниже курицы; встану выше лошади? дуга. Лежу все молчу, подыми всех заговорю! дуга с колокольчиком. Едут дуга на дуге, много. Забрякали дугам (дат. пад. вм. твор. сев.), не улежать и хомутам. Хоть дугу впрягай, только бы везла! Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга! Поклон что дуга; отказ- что шест. Туда и сюда, как попова дуга (как бабье коромысло). лесу не дуги, в суде не деньги. Дуга моя в лесу растет, возжи на лутошке! ничего нет. Из дуги оглобли не сделаешь. Согнулся дугой, да и стал как другой. Барского слугу стало гнуть в дугу, неможется. Согнуть кого в дугу (в три дуги: в три погибели). тебя согну в дугу, да и концы накрест сведу! Прав (или прям) как дуга. Неправда, что дуга ветловая: концы в воде, так середка наружу; середка в воде, концы наружу. Слепому давай дугу неписаную! Дужка умалит. рукоятка, хватка у посудины, выгнутая дугою, лучком: чересло, перевесло. Дужка бывает у ведра, у шпаги, у гири, у корзины, у железной кровати и пр. Кость, соединяющая грудную кость с плечевою, ключица. Дужье ср. собират. дуги. Ветлуги возят полозье, оглобелье, дужье. Дуговой лес, дуговая ветла, годный на выделку дуг. Дуговое ср. денежный сбор с дуги, с каждой повозки, напр. сбор, побор и принос от извозчиков и ямщиков, плата за въезд в лес, за рубку, по числу повозок или дровней и пр. Дужистый, дуговатый, дуговидный, дугообразный, несклон. согнутый, кривой, лучковый, не прямой. Дужчатый, то же, образующий дугу, либо дуги. Дужный, дуговой и в различном смысле к дуге относящ. Дужник м. дужный мастер, кто гнет дуги. Дужники мн. или дужное, дужнина, дужные деньги, которые подрядчик берет с извозчиков подужно, т. е. с упряжки, с воза, за сбор и доставку им под извоз клади. Дуговерхий, дугобокий и пр. у чего верх или бок дугою, выпуклый

200 лет легендарной русской тройке

Прошел почти век с тех времен когда на улицах городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: «Какой же русский не любит быстрой езды?»,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку, летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

История возникновения тройной упряжки

Читать еще:  Привычка трясти ногой что значит. Пожатие плечами - это универсальный признак непонимания происходящего. Открытые ладони - это древний способ демонстрации честности

По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.

Появление парной упряжи лошадей «на отлёт» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.

Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

Русская идея упряжки лошадей

В троечной упряжи все предусмотрено до мелочей и в ней нет ни одной лишней детали. Придуманная в России разноаллюрная запряжка троих лошадей являлась уникальной, не имеющей аналогов в мире. Она могла преодолеть большие расстояния на огромной для упряжи скорости — от 45 до 50 километров в час.

По центру упряжки впрягали «коренника»- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти «четкой и быстрой рысью», а по бокам — «присяжных» лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного «полихачить», он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

Байка об удалом русском ямщике

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Франц Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

Сразу же ко дворцу был доставлен самый удалой кучер с его лихой тройкой рысаков. И когда царица спросила у него: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец, не задумываясь, дал таков ответ: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу».

Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.

И здесь в пору будет вспомнить, снова, слова русского классика Николая Васильевича Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»

Отбор рысаков для тройной упряжи

Самыми лучшими русскими тройками считались подобранные в масть рысаки. При том коренник обязательно должен был быть гораздо крупнее пристяжных. А что касалось лучшей породы лошадей для тройки, то таковыми являлись рысаки вятской породы — некрупные и неказистые, но очень выносливые. А вот тройку статных и крупных орловских лошадей могли себе позволить лишь богачи.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Читать еще:  Племя маори и их высушенные головы. Интересные исторические факты. История Новой Зеландии. Культура маори

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».

В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

Эх друзья, сейчас бы в то время окунуться и на тройке бы. по бездорожью и да на свадьбу в соседнее село, 😉 эхххххх =)))

200 лет легендарной русской тройке, аналогов которой нет в мире

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку, летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

Разыгрались чудо-кони,
Закусили удила.
Не сдержать их против воли.
Эх! гуляй. гуляй душа!

История возникновения тройной упряжки

По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.

Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

Русская идея упряжки лошадей

В троечной упряжи все предусмотрено до мелочей и в ней нет ни одной лишней детали. Придуманная в России разноаллюрная запряжка троих лошадей являлась уникальной, не имеющей аналогов в мире. Она могла преодолеть большие расстояния на огромной для упряжи скорости — от 45 до 50 километров в час.

По центру упряжки впрягали «коренника»- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти «четкой и быстрой рысью», а по бокам — «присяжных» лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного «полихачить», он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

Читать еще:  Тибетские пульсации. Характеристика органов в тибетских пульсациях. Откуда в наших органах напряжение и как оно проявляется

Байка об удалом русском ямщике

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

Сразу же ко дворцу был доставлен самый удалой кучер с его лихой тройкой рысаков. И когда царица спросила у него: «Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?» Удалец, не задумываясь, дал таков ответ: «Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу».

Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»

Отбор рысаков для тройной упряжи

Самыми лучшими русскими тройками считались подобранные в масть рысаки. При том коренник обязательно должен был быть гораздо крупнее пристяжных. А что касалось лучшей породы лошадей для тройки, то таковыми являлись рысаки вятской породы — некрупные и неказистые, но очень выносливые. А вот тройку статных и крупных орловских лошадей могли себе позволить лишь богачи.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.

Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».

В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо красивых пород лошадей, которые восхищают своим экзотическим видом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://scanwordhelper.ru/word/25732/4/134015
http://pikabu.ru/story/200_let_legendarnoy_russkoy_troyke_5653211
http://kulturologia.ru/blogs/210118/37447/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector