Что лучше правда сатина или ложь луки. Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Сочинение по литературе на основе пьесы М. Горького “На дне”
Что лучше, горькая правда или ложь во спасение? (ЕГЭ по литературе). Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Сочинение по литературе на основе пьесы М. Горького “На дне”
» происходит в убогой ночлежке, которая больше похожа на тюрьму, чем на дом человека: темный подвал, нары, маленькое грязное окошко. У всех жителей подвала было разное социальное положение, прошлое, но у них одно на всех настоящее, которое, по их мнению, уже не изменить.
Но не все так считают. Рабочий-слесарь Клещ не смирился, он хочет вырваться из этой нищеты. Он, противопоставляет себя другим, ненавидит своих товарищей по несчастью, надеясь поправить свое социальное положение трудом.
«Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых дней работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
После смерти Анны, продав все инструменты, веру в лучшее будущее утрачивает и он.И тут появляется со своей утешительной ложью. Он искренне верит в свою жалость к людям, хочет помочь им, но на деле его проповеди приносят героям только вред. Ложь, вводимая им в мир обителей ночлежки, сталкивается с их внутренним миром: в одном случае она терпит поражение – если в человеке сохранилось что-то живое и жизнеспособное; в другом – ускоряет гибель побежденных и уверовавших в нее.
Лука говорит Анне:
«Ты – с радостью помирай, без тревоги»
А в ней, напротив, усиливается желание жить:
«Еще немножко… пожить бы… немножко! Колли там муки не будет… здесь можно потерпеть можно!»
Беседует Лука и с Наташей. Услышав от него притчу о «Праведной земле», Наташа делает не тот вывод, на который наводил ее рассказчик. Наташа начинает осознавать, что герой притчи, покончивший с собой, «не вытерпел обмана». И эти слова бросают свет на трагедию Актера, поверившего в уверения Луки и не сумевшего вынести горького разочарования.
«Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц, чтобы значит даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже рады, когда он лечиться желает!»
Искра, зарожденная словами Луки, жестоко истребляется Сатиным и Актер умирает..
Лука советует Ваське Пеплу уехать в Сибирь, чтобы разбогатеть собственным трудом. Но он не прибегает к его совету.
Никто не верит Насте, что у нее была настоящая, чистая любовь, все над ней смеются. Один Лука говорит:
«Я верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит – была она!»
Лука не спорит с Бубновым, заявившим, что это ложь, но не обличает Настю в обмане. Он верит, что Настя способна любить так, как она говорила, и в этом его правда.
Лука необразован, но каждое его слово наполнено величайшей мудростью. А Сатин хоть и образован, но глуп, потому что не понимает, что если Лука и лжет, то делает это во имя спасения. Лука давал шанс сделать его слова правдой, так было с Актером, Настей, да и вообще со всеми, кому он давал советы. Видя, что будущее обитателей ночлежки тревожно и темно, что они боятся завтрашнего дня, он пытается этот страх побороть, показывая, что надо верить в лучшее.
Он пытался, но не смог, и в этом в основном вина самих ночлежников. Они сами подбивали себя на то, что все слова Луки – ложь. Зато они прислушиваются к словам Сатина:
«Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека!»
Он понимает, что все слова Луки в душах этих людей были как «луч света в темной царстве», говорит, что он (Лука) «для многих был… как мякишь для беззубых». Но в то же время сам не воспринимает этой лжи.
«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
В конце Сатин говорит:
«Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Но в этой ночлежке нет гордых, свободных людей. Все они униженные, побитые жизнью и им Лука был дан во имя их спасения, как «пластырь для нарывов».
Кто прав в этом споре? Что лучше – ложь или правда? По-моему, побеждает автор, который путем столкновения, сопоставления Луки и Сатина показывает нам, что человека ложь спасти не может, но в тоже время нельзя смотреть на жизнь так жестоко, как Сатин. Надо, имея надежду на лучшее, жить
настоящим, добиваясь своей заветной цели.
«Существует только человек, все же остальное – дело рук его и мозга!»
Испокон веков правда и ложь переплеталась между собой. Они всегда идут рядом и они неотделимы, как неотделимо добро и зло. Люди давно пытаются понять, что лучше для них, что принесет им счастье. Напускная ложь или вовремя сказанная правда? Какую сторону выбрать? Правда и ложь как спутники жизни, а люди пытаются сделать свой выбор, при этом рассуждая на тему правды и лжи пытались многие писатели, раскрывая эту проблематику в своих произведениях. Например, свои рассуждения попытался выразить в социально-философской пьесе Максим Горький, произведение На дне.
Писатель рассуждает о правде и необходимости лжи со стороны своих персонажей Луки и Сатина. Так, знакомясь с работой Горького На дне и раскрывая тему правды и лжи, мы попадаем в душную атмосферу подвального помещения, где и проживают герои. Они живут в убогой обстановке, окружены затхлым воздухом, в атмосфере ругани и разврата. Худшего дна и не представить. Люди, откинутые обществом, так нуждаются в поддержке. И вот она. К ним попадает странник Лука, который считал, что небольшая ложь будет во спасение. Он уверен, что правда не принесет облегчения и не спасет человеческую душу. Он считает, что утешительная ложь куда лучше, поэтому не призывает людей менять что-то в своей жизни, а лишь сеет ложные надежды. И здесь мы видим, насколько ложен его гуманизм. Ведь все равно людям придется столкнуться с действительностью, которая не заставила себя ждать. Вот только, подарив людям иллюзии, Лука вызвал в людях еще большую безнадегу.
Другое дело Сатин, который был убежден, какая бы ни была правда — она лучше. Как говорит этот герой пьесы На дне, правда подобна богу свободного человека, это единственный правильный путь и выход. Это настоящая истина, и она важнее всего, а вот ложь — это религия рабов и их хозяев. И мне ближе позиция Сатина, ведь и в своей жизни я придерживаюсь известной пословицы, в которой говорится: лучше горькая правда, нежели сладкая ложь. Вот только в произведении писатель не пытается показать, что именно лучше, правда или ложь. Автор пытается рассказать, что именно помогло бы его героям, которые находятся на дне. И как оказывается, ничто. Их бы не спасла ни правда, ни ложь. Это слабые люди, которые уже на дне и это их выбор. Их существование предопределено ими самостоятельно. Уже ничто не изменит их выбор, ни Сатин с его правдой, ни Лука с его ложью.
Правда или ложь в пьесе «На дне»
А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали:
- что лучше правда или ложь в пьесе на дне
Сочинение на тему: Правда о человеке в пьесе «На дне»
Правда Сони и правда Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Сочинение по пьесе Вампилова А.В. «Старший сын»
Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее – в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки – все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки – это проблема правды и лжи. В чём заключается “правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой “правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит “роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел – ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка – совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей “дна” лишены иллюзий – это Сатин и Бубнов.
Сатин – борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит. гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение», – чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.
Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне».
Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи.
Пьеса «На дне» – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, – вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле неистина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там. » – хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» – уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь».
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» – восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит.. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты.
Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.
Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?
Пьеса «На дне» появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое «дно». Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование.
Когда среди них появляется странник Лука , встает вопрос о жестокой правде и утешительной лжи. Он дает надежду многим обитателям, пытаясь успокоить их потерянные души. При этом он часто использует «утешительную ложь». Антагонистом Луки считается Сатин – в прошлом образованный и умный человек. Он предпочитает говорить людям неприглядную правду, чтобы не ущемлять их свободу.
Если присмотреться, то каждый персонаж пьесы несет свою жизненную философию. Несмотря на то, что они опустившиеся люди, они любят разговаривать о добре и зле, правде и лжи. В этих беседах раскрывается сущность каждого из них.
Сочинение-рассуждение. Правда и ложь в пьесе А.М.Горького “На дне”.
Лука: добрый человек или лжец?
( по пьесе А.М.Горького «На дне»)
А.М.Горький своей пьесой «На дне» произвел в литературном мире настоящий переворот. Раньше в произведениях писали только о величественных людях, положительных, служащих примером для подражания. Если же и развивалась тема «маленького человека», то герои произведений представали перед нами достойными людьми, которые в силу целого ряда причин просто не занимали в обществе высокого положения и поэтому были обречены на унижения.
В пьесе “На дне” писатель показал всему свету людей «дна»: воров, алкоголиков, ветреных женщин, картежников. Эти люди искали истину.
Среди них есть человек по имени Лука, который как-то не вписывается в общую картину безнадежности и безысходности. Этот неведомо откуда появившийся странник и неизвестно как, когда и куда исчезнувший, всех «утешает». О нем проходило много споров. Кто же он: лжец или добрый человек? На этот вопрос я постараюсь ответить в своем сочинении.
Народ, который оказался на «дне», озлоблен, он уже не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно, где-то в глубине души эти люди еще умеют чувствовать, но хорошие качества у них проявляются все реже и реже. И вот именно этим людям нужен кто-то, кто сумел бы сказать им теплое слово, одобрить их, вселить уверенность, что все они люди.
Во всех поступках Луки мы видим честного, доброго старца. С первых его слов при появлении в ночлежке веет учтивостью: «Доброго здоровья, народ честной!» – а ведь известно, что люди на «дне» не такой уж и честной народ. Барон жалуется Луке на свое житье: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье». На что Лука отвечает: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь». Барон уже мало чувствует себя человеком, он приравнивается к собаке, Лука же его морально поддерживает, уверяет, что независимо от образа жизни человека – все они люди, а это главное. Ведь если человек теряет веру в себя, то это уже не человек, его действительно можно сравнить с животным.
Анну в ее последние минуты жизни он утешает: «Ничего! Отдохнешь там. Потерпи еще!» Ведь предсмертный час – самый тяжелый для человека. Страшно умирать одной, хочется, чтобы рядом был кто-то близкий или, как в случае с Анной, просто живая человеческая душа. Лука облегчает смерть Анны, готовит ее к неизбежному концу. Он считает, что человек не должен бояться вечности, « все оттуда вышли, все туда уйдут». Если человек боится, его душа мечется, не может найти покоя, даже умереть спокойно невозможно: «Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…она для нас ласковая».
Лука пытается пробудить в этих людях доброту и сочувствие к окружающим: «…если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил», – говорит он. Разъясняет Пеплу порочность воровского ремесла. Ведь вор – это не ремесло. За такие промыслы могут запросто отправить на каторжные работы в Сибирь, тогда уж точно ничего хорошего не выйдет. « А если самому туда пойти, – говорит Лука, – кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Если бы Лука был человеком безразличным, тогда он не то чтобы утешать, но и разговаривать с людьми дна не стал бы. А по его участию в их проблемах можно понять, что он бескорыстно хочет помочь людям.
С годами у Луки выработалось верное чутье, и он понимает душу человека. Поэтому он говорит Пеплу, чтобы тот не слушал « дьяволицу» Василису. А ведь как он оказался прав! Мы то знаем, чем все у них закончилось.
Завершить же характеристику Луки можно его же словами, обращенными к Наташе: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»
Нельзя осуждать человека только за его образ жизни. Никто не знает, что произойдет с нами завтра. Поэтому если ты хочешь, чтобы в твой трудный час нашлось у кого-то доброе слово для тебя, то уже сегодня старайся помочь людям, для которых трудный период их жизни уже настал.
Я думаю, что А.М.Горький был бы со мною согласен. Он не просто так ввел в свою пьесу образ Луки. Он воплотил в этом образе всю человечность, доброту, сострадание, все лучшие качества души, на которые только способен человек. На вопрос темы сочинения я отвечу так: Лука – добрый человек, ведь существует же ложь во спасение, которая в народе называется « святая ложь».
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Правда и ложь в произведении Горького «На дне»
Что есть правда и что есть ложь? Этот вопрос задают уже многие поколения на протяжении столетий. Добро и зло никогда неразлучны, также, как, правда и ложь. Одно без другого никогда не существовало. Суть пьесы Максима Горького “На дне” заключается в столкновении жизненных позиций многих людей, имеющих разные взгляды.
Автор задает один вопрос, который покажет, какая ценность дороже всего для человека. Лука призывает к сочувствию, жалости и состраданию. Лука уже давно смирился с трудной жизнью, он предлагает “ложь во спасение”. Сатин предлагает смотреть правде широко открытыми глазами. Он предлагает бороться с несправедливостью. У каждого человека есть право жить достойно и никто не может его отнять. Но возникает спор. Кто же оказывается правым? Сатин или Лука?
Наши герои живут в грязном подвале, похожем на древнюю пещеру. Каменные стены уже заполнили души всех жителей этого помещения негативом и желанием жить. Душный воздух и затхлая обстановка пугает читателя. Жители живут в вечной беготне за едой, пьянстве и ругательствах. Люди опустились на “Дно”. В помещении появляется еще один член их большой семьи. Лука добрый персонаж, который несет доброе слово к каждому жителю. Потихоньку люди начинают добреть и помогать друг другу. Лука учит их справедливой и интересной жизни. Доброта и сочувствие должно хоть раз появляться в мире ругательств и насмешек. Вот чего не хватало жителям “Дна”. Но разве добрым словом вылечишь людей от того, что не излечимо? Умирающая Анна мечтала о том, чтобы жизнь в ее последние минуты была хоть как – то приукрашена. Лука сделал все возможное.
В скором времени люди стали замечать, что лучше не становится. Лука обещал всем новую жизнь, но не стой стороны, которую люди хотели бы увидеть. Жители “Дна” стали еще злее и грубее. Лука приостановил механизм “Живи, как хочешь”, но в скором времени снова запустил его. Его слова, которые внушали надежду и веру не сбылись. Неужели ложью можно стать сытым?
Сатин был прав. Человеку нужно говорить исключительно правду, ведь он живое существо, а не собака, надеющаяся на упавший со стола кусок мяса. Сатин всегда говорил, что если нам суждено здесь умереть, то мы умрем, а не выйдем в люди. Правда Сатина согревала людей намного больше, чем ложь Луки. Я соглашусь с позицией Сатина и его правдой. Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь. Именно этим люди “На дне” жили всю жизнь и не надеялись на лучшие времена.
Источники:
http://sindinews.ru/chto-luchshe-gorkaya-pravda-ili-lozh-vo-spasenie-ege-po-literature-chto/
http://www.madamam.ru/blog/sochinenie-rassuzhdenie-pravda-i-lozh-v-pese-amgorkogo-na-dne
http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/67-m-gorkij-na-dne/256-sochinenie-na-temu-pravda-i-lozh-v-proizvedenii-gorkogo-na-dne.html