0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать? Велосипедные передачи: оптимальное количество, правила переключения

Велосипедные передачи: оптимальное количество, правила переключения

Как правильно переключать скорости?

Чтобы велосипед служил вам верой и правдой долгие годы, важно не пренебрегать некоторыми важными правилами.
Вначале нужно правильно выбрать переднюю передачу, а затем скорректировать передачу задним переключателем.
Первая передача оптимальна для подъема в гору, езде по песку и грязи для экономии ваших сил и энергии.
Вторая передача – для езды по неровной местности с небольшими подъемами.
Третья передача – для города и ровного асфальта.
Правильно выбирая передачу, вы сможете избежать усталости во время длительных велопрогулок, избежать боли в коленях и получить максимум удовольствия при минимуме усилий.

Переключать передачи несложно, главное делать это правильно:

  • Переключайте скорости только на ходу при вращении педалей!
  • Никогда не переключайте скорости, вращая педали назад. В момент переключения ослабьте усилие на педали. Не вращайте педали сразу после переключения скорости. Не переключайте скорости с самой низшей на самую высшую одним движением – это может привести к повреждению переключателя скоростей и даже разрыву цепи.
  • Не переключайте скорости во время подъема, чтобы избежать излишней нагрузки на цепь.
  • Регулярно смазывайте цепь. Сигналом для этого может стать металлический шум или шуршание цепи во время езды. Если вы часто катаетесь на велосипеде по бездорожью и песчаным пляжам, перед смазыванием помойте цепь керосином или специальной смесью для чистки цепи.
  • Не применяйте такие положения цепи, при которых используются крайние противоположные звездочки, а также следите, чтобы разница между скоростями (звездами цепи) не была больше 4. Это приводит к излишнему перекосу цепи, ее растягиванию и, как следствие, к ее изнашиванию. Также будет происходить повышенный износ звездочек.
  • Выбор правильных передач вы можете наглядно посмотреть на схеме:

Односкоростные велосипеды

Это велосипеды, у которых есть только одна скорость, они обладают простой конструкцией, имеют свои достоинства и недостатки. Односкоростными могут быть городские велосипеды (круизеры, дорожные и складные модели, фикс-байк), а также трюковые (для стрита, дерта, триала, BMX). Трюковые велосипеды берут для определенных целей, а вот городские синглспиды подойдут для неспешных поездок и езде на работу или в магазин. Их плюсы: легкость в обслуживании, накат, интересная цена (за счет отсутствия манеток, переключателей, звезд, тросиков и тп), низкий вес (опять по той же причине), возможность установки ременной передачи, короткая цепь, которая мало подвержена износу. Но имеют синглспиды и свои недостатки: низкий каденс в начале движения, долгий разгон и большие энергозатраты во время езды, сложность при подъемах в гору.

Как правильно переключать скорости на велосипеде?

Велосипеды, предназначенные для спорта или прогулки, оснащены многоскоростной трансмиссией, поэтому у байкера есть возможность переключать передачи в зависимости от ситуации на трассе. Производители выпускают 18,21,24, 27-скоростные велосипеды. Однако, от большинства новичков часто можно услышать, что в таком количестве передачи на велосипеде их пугают, они теряются и не представляют себе, как можно уверенно справиться с таким количеством скоростей.

Давайте для начала разберёмся, зачем нужны передачи на велосипеде, а также сколько их может быть.

Все достаточно просто – передачи на велосипеде нужны, чтобы сохранить ваши колени здоровыми и сделать езду комфортной. С их помощью следует настроить свой оптимальный каденс, то есть частоту оборотов педалей за единицу времени и давление на педали. Это позволит вам оптимально тратить энергию, сберечь велосипед и здоровье. Ваша езда на велосипеде будет крайне продуктивно при любом рельефе.

Читать еще:  Школа ушу шелковый путь. О нас

Оптимальное число оборотов за минуту индивидуально для байкера и зависит от многих факторов — его физиологии, возраста, опыта, манеры езды и местности. В среднем начинающим рекомендуют каденс 80-100 (110) оборотов за минуту.

Теперь давайте разберемся зачем нужны передачи на велосипеде в таком количестве, ведь это не мотоцикл и не автомобиль?

В реальности опытные байкеры просят не пугаться многоскоростной велотехники, потому что как только вы научитесь правильно крутить педали, то в работе у вас будут задействовано не все, например, 27 скоростей, а почти двое меньше.

Итак, как узнать сколько у вас скоростей на велосипеде? Это зависит от количества звезд, в среднем производители любят выпускать 21-24-скоростной, то есть, когда на переднем колесе 3, а на заднем 7-8 передач.

Как устроен механизм для переключения скоростей?

На современном горном велосипеде впереди обычно расположена система из 3 звезд разного размера, сзади также предусмотрена группа звезд, так называемая кассета, однако там звезд больше, от 6 до 10.

Система, расположенная впереди, состоит из:

  • Маленькой звезды, которая отвечает за подъем в гору с низкой скоростью, но дает большую тягу;
  • Средней звезды, еще ее называют маршевая или прогулочная. На ней как правило, проходит самая большая часть пути велосипедиста;
  • Большой звездочки, предназначенной для езды по асфальту, ровной поверхности. Всюду, где не нужны серьезные усилия, она позволяет ездить с большой мощностью на высоких скоростях.

Комплект звезд, размещенный сзади, имеет такую же логику, только размер идет наоборот, от большой, которая ближе к раме, к самой малой внешней.

Переключать передачи помогают механизмы на руле, называемые шифтеры или манетки. Большинство манеток имеют триггерный механизм переключения, часть гибридных байков оснащаются манетками наподобие ручки вращения, ну а более продвинутые имеют совмещенную с тормозной ручкой манетки.

Управление триггерными манетками осуществляется как при помощи рычажков, а grip-shift– поворотным методом, это в более продвинутых байках. Рычажков по два для каждого шифтера, для понижения передач и повышения. Механизм действия триггера следующий – напряжение с манеток через тросик передается на переключатели, которые установлены на колесах. Задняя группа звезд изменяет положение цепи на звездах при помощи заднего переключателя, для передней системы есть переключатель спереди.

Манетки могут иметь так циферблаты, показывающие, на какой передачи вы сейчас находитесь. В некоторых моделях циферблаты заменены мини-дисплеем. Начинающие велосипедисты часто смотрят на шифтеры, а опытные уже по тому, как движутся педали, чувствуют на какой передаче они сейчас едут.

Обратите внимание, если у вас на колёсах установлены два переключателя, передний и задний, то и шифтеров на руле тоже два. Если у вас в передней системе 3 звезды, а на задней 8 звезд, то на манетке, которая отвечает за переключение передач спереди, будет три деления, для заднего механизма, соответственно, 8 делений!

Как правильно пользоваться переключателем?

Чтобы избежать повышенного износа кассеты на заднем колесе, системы звезд на переднем, поломки цепи и не повредить систему переключения передач своего байка в целом, вам необходимо знать несколько основных правил переключения скоростей. Итак:

Читать еще:  Почему человек очень сильно худеет. Снижение веса: причины, что должно насторожить. Причины похудения у женщин

1. При переключении скоростей на велосипеде следует не допускать максимального перекоса цепи, например, недопустима такая позиция как впереди 1 — сзади 8, и наоборот.

Обратите внимание, что нумерация звезд идет от рамы!

На примере 24 (3*8) скоростной трансмиссии покажем, как стоит сочетать передачи:

Как правильно переключать скорости на велосипеде

7 минут Автор: Михаил Скворцов 169

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на заднем переключателе, но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.
Читать еще:  Какой год был 1954. Общее о знаке Лошадь. какой год по восточному календарю

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

Планетарная втулка

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.

Источники:

http://stark.ru/articles/velosipednye-peredachi-optimalnoe-kolichestvo-pravila-pereklyucheniya/
http://yvelo.ru/sovetii_i_faktii/kak_pereklyuchat_skorosti_na_velosipede.html
http://velofans.ru/sovety/kak-pravilno-pereklyuchat-skorosti-velosipede

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector