0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование инициативности старших дошкольников в проектной деятельности. Формирование инициативности

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности

Светлана Шатова
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности

Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14)

2 файл. Для придания новой теме сюжетности, личностно значимого компонента, в свободном общении с детьми ведется разговор о том, — что они знают в данной области; — что хотят узнать; — что нужно сделать с их точки зрения, чтобы узнать (модель трех вопросов).

3 файл. Создание проблемной ситуации — мотивация детей к деятельности.

Проблемный вопрос: Что первым появилось на Земле – растения или животные? Вопрос: растения относятся к живой природе или к неживой? — вызвал растерянность детей. (пришлось выяснять, логически рассуждая, доказывая свою точку зрения; сделали выводы: 1. растения питаются, пьют, растут, размножаются, умирают — значит живые; 2. растениям нужна для жизни вода и свет, а животным нужны для пищи растения или другие животные – составили схему эволюции).

4 файл. Модель возникновения жизни на земле (эволюции).

5 файл. Планирование деятельность детей в центрах активности

Что мы можем сделать в творческой деятельности, в центре математики, грамматики и т. д., чтобы лучше узнать о? Все идеи детей записываем, обязательно указывая имя ребенка. Свои (идеи воспитателя) также записываем, но другим цветом.

Двигательную деятельность отдельно мы не выделяли — подвижные игры входят в игровую деятельность.

6 файл. На примере одного ребенка (Яромир).

7 файл. Составляя дневной цикл «План – дело – анализ» опираемся на составленный план деятельности по проекту.

Ежедневный утренний сбор – уточнение дел на день, внесение изменений в план, беседа о проблемах, которые помогают или мешают проекту, обдумывание вместе с детьми деталей дела и т. д.

8 файл. Совместная и самостоятельная со взрослыми и сверстниками свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. (Василина)

Это обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности:

— влияние на выбор темы проекта, формы работы в рамках проекта;

— самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

— роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

— реализацию своих интересы, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.

9 файл. В рамках общей темы ребенок может работать над своим индивидуальным проектом. (Лиза Я., Андрей С.)

10 файл. Проведение развивающих занятий (познавательных, продуктивных) с целью формирования мотивированной, целесообразной деятельности ребенка (умение определять собственные цели, брать на себя инициативу, разрабатывать и выполнять планы, распределять обязанности, предусматривать последствия выбора). Суть развивающего занятия в развитии самостоятельной деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т. п., конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

11 файл. Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное (примерно 10 минут) вечером – предъявление индивидуальных достижений и общих результатов работы по проекту (демонстрация продуктов деятельности).

Задачи итогового сбора — предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).

Матвей предложил отмечать красными кружочками выполненные дела (Фиксируют результаты планирования).

Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они так же могут быть успешными.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности

Анфиса Матвеева
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неизвестного.

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Цель работы – выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Показателями развития инициативы и самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы в проектной деятельности.

Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Читать еще:  Планерный клуб бузовая. Зарождение планеризма в Российской Империи

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Как развивать инициативность?

1. Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, на мой взгляд, является проектная деятельность. Также Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы» рекомендует активно использовать данную технологию в работе, так как использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проектная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей, что дает возможность многогранно и глубже рассматривать любую тему. Проект, реализуемый по принципам ФГОС, предполагает модель партнерства. Таким образом, педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Для разработки проектов, мы используем форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

После нескольких таких детских советов выработался определенный алгоритм планирования и проведения детского совета. Таким образом, многие успешные проекты воплотились в жизнь. Например, исследовательские — «Волшебная соль», «Что такое снег?», «Что за чудо мыльные пузыри», «Моя прабабушка-наша гордость», творческие – «Сказка «Кукушка», «Великая Отечественная война».

Давайте рассмотрим алгоритм планирования Детского совета на тему

«Народная якутская песня «Саадьаай оус».

Этапы планирования Роль педагога Вопросы, которые могут быть заданы

Инициирую общее обсуждение на детском совете, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Выступаю в роли модератора, помогая детям обсуждать, договариваться, делать выбор и принимать решения Какое у вас настроение?

Кто хочет сразу задать вопрос?

Кто хочет поделиться новостями (впечатлениями, идеями, сомнениями?

Чем нам может помочь эта новость?

Что вас порадовало (удивило, огорчило?

Вовлекаю детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге – в выбор темы образовательного проекта. Поддерживаю детскую инициативу и креативность, демонстрирую партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Помогаю детям сделать согласованный выбор самостоятельно. Знакомство с темой проекта. Прослушивание народных песен. Выбор песни.

— Слышали ли вы раньше народные песни?

— О чем эта песня?

-Давайте вместе решим, как можно обыграть эту песню.

-Как бы вы исполнили эту песню?

-Каково настроение песни?

Составляем план Опрашиваю желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, хотят узнать по выбранной теме, что предполагают сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и взрослыми.

Все идеи детей вношу в общий план наравне с идеями взрослых. Что мы с вами уже успели сделать (узнать, чему научиться?

Что вы хотите сделать?

Что вы предполагаете сделать сегодня?

Что вы хотите узнать, чему научиться?

С чего вы начнете?

Сколько нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Реализуем задуманное Коротко рассказываю о том, что сама предлагаю им.

Читать еще:  Какое течение у реки шерна. Где шерна впадает в клязьму. Рыбалка в верховьях реки

Планирую вместе с детьми свою деятельность как образец.

Помогаю детям планировать свою деятельность, помня, что у ребенка есть право свободно действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить из них, играть (фиксирую выборы детей).

В течение дня спрашиваю о результатах, успехах и неудачах. Прослушивание песни. Учить песню, мелодию. Научиться петь самостоятельно. Хоровое исполнение. Предложения по исполнению. На этом этапе дети предложили ввести образ быка.

Проводим итоговый совет Подводим итоги и намечаем перспективы вместе с детьми. Поддерживаю стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами.

Моя задача сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми.

Кто хочет рассказать о проделанной работе?

Какие трудности вы встретили?

Что было самое интересное?

Что тебе удалось сделать сегодня?

Что легче всего было сделать?

Мы считаем, что детский совет – то место, время, форма, где самым естественным образом и формируются, и проявляются компетенции и ключевые компетентности.

Безусловно, инициативность и творчество наших детей зависит от активности и творчества наших родителей. Они с большой охотой поддерживают все наши проекты и начинания, шьют костюмы, готовят декорации, делают опыты со своими детьми.

Заключение: Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми.

Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Колокольчик» МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ТЕМА: ««Поддержка детской инициативы.

Технологии поддержки и развития детской инициативы .В своей профессиональной деятельности использую технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности: организую.

Развитие детской инициативы в двигательной деятельности дошкольников Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на.

Мастер-класс «Развитие детской инициативности посредством проектной деятельности» Цель мастер — класса: повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Поддержка детской инициативности в России и за рубежом Поддержка детской инициативы в России Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста при развитии навыков самообслуживания «Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации» Чурилова И. Ю. В Федеральном государственном.

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной.

Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Сафина Ольга Геннадьевна ЧДОУ «Детский сад №124 ОАО «РЖД» г. Екатеринбург Семинар для педагогов Поддержка детской инициативы.

Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность,.

Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат

Дата публикации: 01.09.2016 2016-09-01

Статья просмотрена: 2667 раз

Библиографическое описание:

Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/archive/121/33354/ (дата обращения: 19.02.2020).

Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Формирование инициативности дошкольников уже признано важной образовательной задачей. Какие характеристики необходимы для успешной реализации самостоятельности? Для педагога — практика это выглядит так: хотелось бы, чтоб ребёнок умел задавать вопросы, когда чего-то не понимает, чтобы проявлял интерес к новому и чтобы умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Поэтому одним из требований к условиям реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей. При этом является необходимым: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, а так же поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания. Конечно же такое поведение невозможно без инициативности как черты личности.

Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Мы опираемся в таком определении на работы Л. С. Выготского о детском воображении, В. А. Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение в трудах Э. Эриксона и Е. О. Смирновой о задачах дошкольного возраста. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.

Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. При полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.

Читать еще:  Свекольно-морковная диета: рекомендована к использованию. Масла и жиры. Диета на вареной свекле

Высшей формой самостоятельности детей является творчество и этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной творческой деятельности. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.

Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре — регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.

С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий — сравнения, логических операций — классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.

К таким условиям мы относим:

− опыт удивления, обнаружения своего интереса;

− опыт пробы своего действия в социально заданных рамках;

− социальная поддержка достижений.

Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу доступности и мобильности. Педагог старается в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей.

Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5–6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании и по наблюдению педагога в группе показывают то, что инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности.

Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот, нас интересуют условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации.

Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании?

  1. Первая организация игры «Свободная игра» позволяет оценить проявление инициативы в игре группы детей с неоформленным материалом;
  2. Вторая — «Свободное экспериментирование» метод проектов, исходя из детских интересов и вопросов — проявление инициативности в предметном действии;
  3. Предлагается особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом «поделать что-либо» с набором разнообразных предметов и материалов.

Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на создание условий для самостоятельного поиска, путей и решения проблемной ситуации. «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. «Папки исследователя» на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей.

Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации. Педагог выступал в роли партнера, помогал тем, кто нуждался в помощи в данную минуту.

Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия, воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, создаваемые особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени. Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.

Игровая компетентность. Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.

Работа синтересами ребенка. Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.

Управление предметно-развивающей средой группы Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы. Разработке технологий и способов такой работы в группе детского сада и так устроенной подготовки и переподготовки педагогов-дошкольников и должны быть посвящены дальнейшие исследования.

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М: Школа-Пресс, 1997.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-poznavatelnoi-iniciativy-u-starshih-doshkolnikov-v-proektnoi-dejatelnosti.html
http://www.maam.ru/detskijsad/poderzhka-detskoi-iniciativy-v-proektnoi-dejatelnosti.html
http://moluch.ru/archive/121/33354/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector