1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Энергия тумо. Практика генерации тумо — сокрытого тепла организма. О практике Туммо на начальном этапе

Практика генерации Тумо — сокрытого тепла организма

Обоснование Тумо :

«Тумо» — тибетский термин, означающий примерно «внутренний жар, скрытое тепло организма«. Тибетские отшельники, так же как и индийские, придерживаются представления о трех мистических «венах», играющих важную роль в духовной тренировке. Мистические «вены» (которые автор предпочитает называть «артериями» — для более приятных ассоциаций при медитации, но в силу должной дани традиции сохраняет исходное наименование) не имеют никакого отношения к кровеносным венам. Это — каналы, имеющие тонкоматериальную природу, составляющие часть астрального или, точнее, эфирного тела. Циркулирующая по ним энергия (прана) также контролируется йогой, как и физиологические функции «грубого» тела. В данном случае описываемое упражнение призвано защищать наш организм от холода: благодаря генерации Тумо тибетские отшельники обладают поразительной морозоустойчивостью. Ясно, что в условиях высокогорья (на высоте 3000-4000 м над уровнем моря) это — одна из важнейших способностей, чтобы выжить. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Методика медитации Тумо :

Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе «втягиваются», вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.

Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.

  1. В воображении создается и созерцается образ «центральной вены». Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта » вена» имеет толщину волоса, тончайшей нити.
  2. «Вена» расширяется до толщины мизинца.
  3. Толщина «вены» достигает толщины руки.
  4. «Вена» заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку.
  5. Ощущение границ тела исчезает. Непомерно раздувшаяся «вена-» вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана.

Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время. Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:

  • Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом.
  • «Вена» не превышает толщины руки.
  • «Вена» суживается до толщины мизинца.
  • «Вена» теперь не толще волоса.
  • «Вена» исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в «Великом Ничто», растворяется в нем, погружается в «Великую пустоту», где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.
  • Продолжительность транса в процессе медитации Тумо обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка — утром.

    Эффект практики Тумо:

    Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.

    Тайны йоги туммо. Огонь внутри тебя

    Йога Туммо повышает устойчивость к холоду, эффективно согревает тело на морозе, снижает уровень холестерина. Это сложная практика, но овладев ею, человек ощущает блаженство от жизни.

    Что такое йога Туммо?

    Данное учение относится к древней тибетской практике, позволяющий изменить температуру тела. Ее называют йогой внутреннего огня. Йога туммо входит в буддийскую традицию Шесть йог от Наропы (известный монах, учитель буддизма). Практиковал ее и великий Миларепа (учитель Буддизма, достигший Просветления). Снежный обвал завалил вход в его пещеру и Миларепа стал предпринимать учение туммо. Так он смог прожить без еды, в холоде до наступления весны.

    Далеко не каждому под силу пробыть зиму в холодной пещере, в легкой одежде, да еще на высоте 4 тыс. метров. Но благодаря умению пробуждать внутреннее тепло, именуемое «туммо», такое возможно. Термин «туммо» не применяют в быту. Оно имеет мистическое свойство. Из источников тайного учения, оно означает «легкое пламя». Его звучание согревает воздушный первородный флюид и принуждает его незримую энергию подыматься по чрезмерно тонким протокам через вены, артерии, нервные окончания до макушки. Йоги наслаждаются таким состоянием, что сильнее плотских удовольствий.

    Многие последователи данного учения большое внимание уделяют его физиологическому аспекту и практически не раскрывают духовную сторону, что важно в йоге.

    Физиологическая сторона

    Занимаясь туммо, происходит повышение температуры в верхней части корпуса. Когда морозная погода, простыни на теле у практикующих влажные.

    Исследования феномена «туммо» на научном уровне провели в 1981 г. под руководством профессора Гарвардского университета Гербера Бенсона. Для эксперимента взяли трех тибетских монахов, практикующих Шесть йог с феноменом туммо. Им вымерили температуру кожи на различных участках тела. В результате, ученые пришли к выводу, что тибетцы могут повысить температуру на пальцах рук и ног минимум на 8,3 С°

    В современном мире эффект туммо трактуется как терморегуляция тепла организма человека через нагревание крови, легких специальными упражнениями на дыхание.

    Но, следует отметить, исследования с монахами, применяющих туммо на научном уровне больше не проводились.

    Духовная сторона

    Йога туммо является подготовительной ступень для следующей тантрической практики «Шесть йог». В итоге человек достигает наивысшего состояние буддизма – Просветление. Цель учения «Шесть йог Наропы» — контролировать энергетические потоки тела и в момент смерти сохранить ясность сознания.

    Виды туммо

    Тибетские йоги знают несколько видов туммо:

    1. Эзотерическое туммо проявляется стихийно, в состоянии экстаза. Это позволяет йогу нормально чувствовать себя в экстремальных условиях.
    2. Мистическое туммо не принадлежит к слову «тепло». Но оно дает возможность практикующему ощутить блаженство от практики, от существующего мира.

    Как проходит обучение

    Обучают искусству туммо — ламы. Свои методы они держат в тайне, объясняя это тем, что информация из книг или на слуху не принесет результата. Для овладения практикой, важно только напутствие опытного наставника. Для достижения положительного результата, важна особенная подготовка с такими условиями:

    • Умение выполнять разные упражнения дыхание.
    • Сильно концентрировать мысли, переходя в транс, что приводит к объективности образов.
    • Принять от ламы посвящение «туммо».

    Испытательный срок

    Адепты проходят долгий испытательный срок, помогающий определить насколько выносливый ученик, какое его здоровье. Практика туммо противопоказана людям со слабыми легкими.

    Во время испытательного срока могут быть разные задания. Так, одному из учеников лама приказал искупаться в ледяном горном ручье. Не разрешалось вытереться и одеться, всю ночь медитировать, не двигаясь.

    Приобщаясь к этому учению, человек не носит теплую одежду и не находиться рядом с огнем.

    После тренировок с наставником, ученик уходит в безлюдное возвышенное место. В Тибете возвышенным называется место размещенное на высоте не ниже 4000 м.

    Эксперты в учении туммо называются «респы». Они ходят в хлопковой одежде и настаивают, чтобы тренировки в получении туммо проходили только на свежем воздухе и в пустынном месте. В воздухе какого-либо помещения или населенного пункта могут ощущаться разнообразные запахи, дым, что может вредить здоровью. Также оккультные влияния негативно воздействуют на достижения учеников.

    Найдя пустынное место, адепт не имеет права встречаться с кем-либо, кроме своего респы.

    Периодически учитель навещает своего подопечного, интересуясь его результатами. В часы уединения гуру, ученик может также посетить его. Начинаются тренировки задолго до наступления рассвета.

    Практические задания

    Независимо от погоды, он выходит из пещеры без одежды или в легком одеянии. Новичкам позволено садится на доску, более опытным адептам — на землю, а самые продвинутые располагаются на снегу, льду. Занимаются натощак, не разрешается употреблять какие-либо напитки.

    Сидят йоги и практиканты в медитационной позе:

    • Скрестив ноги.
    • Ладони на коленях, согнув средний и безымянный фаланги, остальные – вытянуть.

    Вначале делают дыхательные упражнения:

    1. Выдыхая, представляют как изгоняется гордость, ненависть, злость, лень и.т.д.
    2. Вдыхая – притягивать благословение святых, духа Будды, все благородное и высокое.

    Сделав дыхательную практику, сконцентрироваться, не отвлекаться на проблемы, раздумывания, углубиться в созерцание и спокойствие. В зоне пупка представить золотой лотос. Посредине цветка в виде солнца сияет слог «рам», выше — «ма» из которого возникает богиня Дорджи Налджрома.

    Описываемые слоги с мистическим значением. Их называют «семена». Они не рассматриваются как буквы, а как живые сущности.

    «Рам» — это слово-зародыш (семя огня).

    Артикуляция таких слов для индусов имеет огромнейшее значение. С их точки зрения, созидательная сила слова зависит от произношения звуков.

    Но по теории, важно использовать индивидуальный образ слова. Так как «рам» — это зародыш огня, опытный маг, применяя индивидуальность образа данного слога, способен сотворить огненное пламя без горючего.

    Воображаемый образ богини Дорджи Налджромы, необходимо отождествиться со слогом «ма». Потом всматриваться в букву «а» (пупок), букву «ха» ( макушка). Вдохи медленные и глубокие, как будто раздувается огонь, истлевающий под пеплом.

    Пламя находится в букве «а» как маленький шарик. При каждом вдохе, чувствуется как струя воздуха проникает в живот, опускается до пупка и раздувает огонь. Каждый полный вдох заканчивается задержкой дыхания. Пауза понемногу увеличивается, но все происходит в определенном ритме. С помощью концентрации мысли, контролировать возникновение пламени.

    Поднимается пламя по вене «ума», толщиной как волос, проходящей по центру организма.

    Внимание полностью сосредоточенно на огонь и восприятии тепла.

    Туммо по методу Наропы

    Великий учитель Будды Наропа описывает три упражнения йоги туммо. Выполняются они в одном положении – сидя на корточках, скрестив ноги, руки соединить:

    • Желудочные вращения из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону).
    • Энергичное взбивание желудком.
    • Раскачивания и встряхивания подобно лошади с норовом, чуть подпрыгнуть, оставляя ноги скрещенными.

    1. Каждое упражнение повторяется три раза. Заканчивая комплекс, подскочить повыше (налджорпа).
    2. После гимнастики становится жарко. Тренировка подобна хатха –йоге.
    3. После этого вообразить солнце на каждой ладоней, под каждой ступней, под пупком.
    4. На ладонях и под ступнями происходит трение солнц , образуя огонь.
    5. Язычки огня становятся все выше и добираются до солнца под пупком.
    6. Пламя от вспышки заполняет Его вспышка заполняет все тело.
    7. Выдыхая, ощущается как будто в огне вся планета.

    В наши дни йога туммо обособленна как своеобразное тантрическое течение.

    Овладев практикой Шести йог с феноменом туммо, йогин может контролировать потоки энергии.

    Это необходимо не только для личного освобождения, а с целью достичь состояния Будды во благо всему живому на Земле. Но добиваются такого люди избранные.

    Йога туммо. Приоткрывая завесу тайны

    Тело йогина — собрание больших и малых,
    Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, —
    Следует взять под контроль.

    Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

    В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

    Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма. Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

    В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

    Уравновесь колебания красного и белого
    В пупочном центре,
    И ум озарится постижением,
    переживая
    Тепло как блаженство…

    К чему мне благородный шёлк
    И тонкая, мягкая шерсть?
    Наилучшая одежда —
    Согревающий огонь блаженства туммо…[1]

    Физический аспект

    На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

    Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

    Тело йогина — собрание больших и малых,
    Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, —
    Следует взять под контроль.
    Метод начинается с физических упражнений.
    Жизненные энергии-ветры втягиваются,
    Заполняют, удерживаются и растворяются.
    В теле два боковых канала: лапана и расана,
    Центральный канал авадхути и четыре чакры.
    Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.
    Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,
    Порождая четыре восторга.
    Четыре результата подобны четырём причинам,
    А шесть упражнений усиливают их».

    А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль: «Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы — либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей — обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва». [2]

    Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий — ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» — созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

    Физиологический аспект

    Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

    В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

    Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

    Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

    Духовный аспект

    На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

    «Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними — освободится в бардо, остальные — через несколько перерождений». [3]

    Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

    1. Йога внутреннего огня
    2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.
    3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.
    4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.
    5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.
    6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

    Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

    Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света — совсем как во время умирания.

    С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

    Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

    В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

    Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

    Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,
    Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,
    Власть незаметно созревающей неумолимой кармы
    Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.
    Развивай же осознание действия и его последствий.

    Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию
    И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,
    Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.
    Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,
    И применяй противоядие к источнику страдания.

    Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,
    Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,
    Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы — хинаяны.
    Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту —
    Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому
    . [4]

    Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

    1. «Свежесть горного потока. Песни святого Миларепы»
    2. Александра Давид — Ноэль «Мистики Тибета»
    3. Гленн Муллин «Хрестоматия по Шести йогам Наропы»
    4. Трактат Цонкапы «Книга трёх воззрений»

    Источники:

    http://naturalworld.guru/praktika_praktika-generacii-tumo-sokritogo-tepla-organizma.htm
    http://figuradoma.ru/joga/blog/joga-tummo-osnovy-praktiki.html
    http://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/yoga-tummo/

    Читать еще:  Упражнения для коррекции фигуры с помощью фитнеса дома. Эти упражнения быстрый способ коррекции фигуры
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector