Страшно ли прыгать с парашютом в вдв. Первый прыжок с парашютом: страшно ли? Ограничения для прыжков тандеме с инструктором
Парашютист: Прыжок не опасней езды на автомобиле
О прелестях и опасностях свободного падения при прыжке с парашютом в прямом эфире Радио TUT.BY рассказывали тандем-инструктор центрального аэроклуба ДОСААФ Евгений Дерновой и Ксения Ломова, героиня, которая на днях совершила свой первый прыжок.
Полный вариант беседы слушайте тут
Каким образом можно прыгнуть с парашютом?
Евгений: У нас есть два вида прыжков. Первый – самостоятельный прыжок с 900 метров на круглом десантном куполе. Человек прыгает, через 3 секунды дергает кольцо, парашют раскрывается, и человек плавно спускается на землю. И есть прыжок в тандеме с инструктором на парашюте типа “крыло” с высоты трех километров. Инструктор цепляет пассажира к себе – к подвесной системе – и вместе с ним покидает самолет. Через 30-40 секунд свободного падения раскрывается парашют, и они плавно приземляются. Парашютом управляет инструктор, и приземление происходит также на ноги инструктора. Если есть желание, инструктор может дать возможность человеку поуправлять куполом.
Почему можно прыгать с такой большой высоты только с инструктором?
Евгений: Существуют определенные программы, принцип которых, как и везде, от простого к сложному. Для того чтобы достичь такого уровня и самостоятельно прыгать с задержкой раскрытия парашюта, необходимо пройти большую подготовку, что с первого раза еще ни у кого не получалось и, наверное, не получится. Нужно знать массу вещей, а кроме того, необходимо приобрести сам навык.
Бывает ли, что приземляетесь не туда, куда запланировано, на огород или крышу дома? Люди не жалуются?
Евгений: Да, конечно, такие случаи бывают. Люди жалуются вообще на наличие аэродрома, им неприятно, что аэродром гудит рядом, хотя он существует уже годов с тридцатых, а те, кто живет вокруг, уже сами выбирают себе место поселения. Конечно, резкое изменение метеоусловий способствует тому, что парашютиста куда-то отнесет ветром.
Сколько стоит прыжок с парашютом?
Евгений: Самостоятельный прыжок стоит 131 000 белорусских рублей – неважно, первый или десятый. К сожалению, пока у нас не разработана поощрительная система для постоянных клиентов. Прыжок в тандеме стоит 360 000 рублей. Еще есть специальная ускоренная программа обучения свободному падению (АФФ) – для тех, кто хочет серьезно заняться этим спортом, но кому не позволяет возраст. Ведь в профессиональную сборную команду Беларуси мы набираем молодежь от 15 до 20 лет. Программа АФФ состоит из порядка 10 прыжков: сразу человек прыгает на парашюте типа “крыло”, первый прыжок он прыгает в тандеме, затем прыжок с двумя инструкторами и постепенно, до 10-го прыжка все усложняется. После прохождения этой программы человек уже имеет право прыгать самостоятельно с парашютом типа “крыло”.
Сколько стоит парашют?
Евгений: Он стоит столько же, наверное, сколько и машина: цена начинается от 4000 долларов.
Как вы инструктируете людей до прыжка?
Евгений: Есть ряд необходимых действий, которые человек должен выполнить. Необходимо перед отделением от самолета или вертолета принять определенное положение: держать руки, ноги и голову в определенном месте. После отделения от самолета инструктор подает сигнал (как правило, хлопком по плечам) о том, что прыгающий может, допустим, расправить руки и лететь, как птица. Перед раскрытием парашюта опять двумя хлопками студент оповещается о том, что руки необходимо убрать, раскрывается парашют. И на приземлении человек убирает ноги, приземление осуществляется на ноги инструктора.
Есть ли медицинские противопоказания к тому, чтобы прыгать с парашютом?
Евгений: Есть целый медицинский приказ, в котором все это оговорено.
Ксения, на что проверяют перед прыжком? Нужно ли было приносить какие-то справки?
Ксения: Нет, с собой ничего брать не нужно, помимо паспорта. Проверяют зрение и давление. Прямо при мне одну из девушек отсеяли по причине низкого давления.
Часто ли ломают руки-ноги при прыжках?
Евгений: Случается, причем у парашютистов любой классификации.
На ком лежит ответственность за это? Заключаете ли вы какой-то договор?
Евгений: Перед прыжком человек заполняет заявление об освобождении от ответственности, в котором он указывает, что у него нет психических заболеваний, что он не намерен совершить самоубийство. Если что-либо, указанное в этом заявлении, случается по вине прыгающего, то ответственность, конечно, ложится на него.
А какие вы можете дать гарантии того, что все пройдет нормально?
Евгений: Рассказывается все, как есть, мы даем минимальный пакет знаний по парашютной технике. Самое главное, что человек, который решил совершить прыжок, хочет этого сам, поэтому уговаривать никого не приходится.
Ксения: На инструктаже все подавалось таким образом, что несчастные случаи бывают, но не так часто, как ты себе это представляешь в обычной жизни. Мне кажется, это не опасней, чем ездить на автомобиле. Да, всегда есть риск, но не стоит делать акцент на отрицательной стороне.
Как можно совершить прыжок? Во сколько нужно приехать, что знать?
Евгений: Необходимо приехать к часу дня субботы или воскресенья с документом, удостоверяющим личность, и деньгами. Нужна безопасная обувь: хорошие кроссовки или ботинки типа солдатских. Одежда произвольная, но удобная и достаточно закрытая – наверху холодно, к тому же можно получить травму, поцарапаться.
Нужно ли проводить инструктаж перед каждым своим прыжком?
Евгений: Инструктаж проводится в том случае, если человек прыгает первый раз в этом сезоне. Если он делает повторный прыжок в течение этого же сезона, то имеет право не присутствовать при инструктаже.
Можно ли прыгнуть с парашютом ночью или поздно вечером?
Евгений: Нет, у нас это можно сделать только в светлое время суток. Летное время по выполнению прыжков заканчивается за полчаса до захода солнца.
Говорят, что первый прыжок – самый нестрашный, а страшно становится уже после второго, третьего…
Евгений: Честно говоря, я особо не помню своих первых прыжков, но логически – да, второй прыжок более осознанный, уже знаешь, чего ждать.
Держу. Пари: все, что нужно знать о прыжках с парашютом в тандеме и нет
26 июля парашютисты всей страны отмечают свой профессиональный праздник. Сегодня ощутить свободное падение и увидеть землю с высоты птичьего полета может почти каждый, кто осмелится прыгнуть с парашютом. Однако прежде чем решиться на такой экстрим, лучше узнать все нюансы. Есть ли ограничения, где и как можно прыгать, и насколько безопасен такой экстрим, корреспонденту «Подмосковье сегодня» Алине Махиня рассказал чемпион мира по парашютному спорту Игорь Пугачев.
АДРЕНАЛИНОВАЯ ЛОМКА
В парашютный спорт многие приходят случайно, совершив первый прыжок из любопытства и желания получить адреналин. Так и произошло в жизни чемпиона мира Игоря Пугачева, который решился на это за компанию с другом в 14 лет. Потом продолжил заниматься в читинском аэроклубе и спустя девять лет стал мастером спорта. В 2004 году Игорь переехал в Московскую область, с тех пор каждый свой прыжок обязательно записывает.
По его словам, первый прыжок с парашютом – не очень страшно, потому что ты не понимаешь, чего ждать. Серьезное преодоление себя идет на втором, третьем прыжках. В практике Игоря Пугачева бывало все: и парашют не открывался, и путались стропы. Но даже после таких пугающих ситуаций не было и мысли бросить парашютный спорт.
– Это же адреналин. Когда мы получаем дозу, мы, наверное, уже адреналиновые наркоманы. А когда адреналина не хватает, себя чувствуешь не очень хорошо, – отмечает он.
В ТАНДЕМЕ НЕ ГИБНУТ
Если вы давно хотите совершить прыжок, смело оставляйте свои опасения дома и отправляйтесь на ближайший аэродром. Как правило, услугу прыжок-тандем в выходные дни аэроклубы предоставляют в порядке очереди. При этом состояние вашего здоровья оценят прямо на месте.
– Тандем – самый безопасный, – утверждает Игорь Пугачев. – Самое сложное – приземление, в тандеме выполняют прыжки с парашютом типа «крыло» и можно погасить скорость приземления до нуля. Статистика гибели в тандеме минимальна. И это за границей, а в России с 2009 года ни один тандем не погибал.
Сейчас парашюты гораздо безопаснее, чем раньше. Например, у Игоря были прыжки в тандеме даже с инвалидами. К тому же в этом виде развлечения не может быть плохих инструкторов, потому что цена ошибки – собственная жизнь. До прыжков в тандеме допускают только опытных парашютистов.
– Во-первых, инструктор должен быть не моложе 23 лет. Во-вторых, у него должно быть не менее 1000 спортивных прыжков. Он должен иметь навык владения своим телом в свободном падении либо падения в аэродинамической трубе. И, конечно, должно быть ходатайство от организации, – рассказывает Игорь Пугачев.
Так что доверьтесь парашютисту, прослушайте инструктаж и смело взлетайте на высоту 4000 метров, откуда вы и будете совершать свой личный подвиг. Если вы тяжеловес, то инструктору будет сложнее, именно поэтому в некоторых аэроклубах берут дополнительные деньги за каждые пять килограммов (у каждого аэроклуба свои нормативы, чаще всего доплата действует от 80 или 100 килограммов). В остальном приготовьтесь получить счастье от прыжка, ведь длится он всего пять минут, а свободное падение – лишь 50 секунд.
– Самое главное – слушать инструктора, расслабиться и получать удовольствие, – говорит Игорь Пугачев.
Валерий Матыцин / ТАСС
КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ
Парашютный спорт – дело очень затратное, поэтому желающие снова и снова получить адреналин от прыжка с парашютом зачастую решают научиться делать это самостоятельно. Смельчаки могут пройти в Московской области специальную программу AFF – прогрессивный курс обучения свободному падению.
В этом случае вам обязательно потребуется справка о состоянии здоровья вроде той, которую предоставляют при получении водительского удостоверения, либо можно пройти врачебно-летную комиссию. Если здоровье позволяет, можно приступать к обучению.
Вам дадут шестичасовой курс теории, проведут наземную подготовку на тренажерах. Первый раз отправят прыгать в тандеме, правда, открыть парашют должен сам студент. Следующий прыжок – уже самостоятельный, но в сопровождении инструктора. Курс AFF включает тандем и семь прыжков. Если погода хорошая и вы справляетесь с нагрузками физически и эмоционально, то пройти обучение можно за четыре дня.
Обучение по программе AFF стоит порядка 65 тысяч рублей, но это выходит дешевле, чем постоянно прыгать с инструктором. По итогам прохождения курса вы получаете лицензию, дающую право на совершение самостоятельных прыжков с парашютом. И не забудьте проставиться: угостить друзей лимонадом и мороженым. Такая у парашютистов сладкая традиция.
Александр Кряжев / РИА Новости
ЧТО НАДЕТЬ В ПОЛЕТ?
– одежда с длинными рукавами без капюшона и свисающих элементов (снять часы, браслеты, серьги)
– длинные штаны даже в жару
– кроссовки, для самостоятельных прыжков – берцы
– комбинезон, шлем, очки, перчатки (включены в стоимость прыжка с парашютом)
ОГРАНИЧЕНИЯ
– нарушения опорно-двигательного аппарата
– заболевания сердечно-сосудистой системы
– возраст до восьми лет
– вес до 45 килограммов
– вес более 120 килограммов (некоторые аэроклубы делают исключения)
ВАЖНО ЗНАТЬ
С 2009 года в России не было ни одного случая гибели в результате прыжка в тандеме.
За 2016 года в результате самостоятельных прыжков с парашютом погибли лишь два человека.
На 1000 самостоятельных прыжков – три нераскрывшихся парашюта, в тандеме – пять случаев за год.
Опасно ли прыгать с парашютом?
Парашютный спорт – экстремальная дисциплина, сопряженная с повышенной опасностью для здоровья и жизни. Перед тем как подняться в воздух и прыгнуть с парашютом человека попросят подписать бумагу о добровольном характере прыжка и отсутствии претензий к организаторам в случае каких-либо неприятностей. И это – непростая формальность.
Вероятность несчастного случая
Информация о смертности, связанной с парашютным спортом, не является публичной. В открытом доступе можно найти данные за период 1998-2005 гг., опубликованные российским Федеральным управление авиационно-космического поиска и спасения. В соответствии со статистикой этого ведомства за 7 лет в России был зафиксирован 91 смертельный случай в результате неудачного прыжка с парашютом. Что составляет в среднем 13 человек в год.
Много это или мало?
Если говорить о месте парашютных инцидентов со смертельным исходом в структуре общей смертности от внешних причин (около 200000 случаев ежегодно), то они занимают самое последнее – с долей 0,007%.
Таблица 1. Структура смертности от внешних причин (100% — все случаи со смертельным исходом)
Ежегодно в России совершаются около 40 тыс. прыжков. Из них:
- смертельный исход – 0,03% — 3 из 10000 человек;
- травматизация (переломы, ушибы, сотрясения) – около 0,1% — 1 из 1000 человек.
Если учесть, что аналогичный показатель смертности при пожарах составляет 6,7%, то вероятность погибнуть при совершении прыжка с парашютом в 233 раза меньше, чем от огня.
Примеры реальных несчастных случаев
Ниже приведены случаи реальных инцидентов, имевших место при совершении прыжков опытными парашютистами.
- 2 парашютиста при спуске находились рядом друг с другом, допустили столкновение на высоте 60 м., произошло частичное гашение куполов, увеличение скорости приземления. Результат – переломы. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
- Произошло неправильное раскрытие основного парашюта в результате некорректно произведенной укладки. Прыгающий пытался выправить ситуацию, но ничего не вышло. Запасник открыт на высоте ниже 100 м. Приземлялся на частично наполненном куполе запасника и нескольких секциях основного купола. Результат – перелом бедра и ребер.
- Парашютист опасно выполнил разворот на 180° на высоте 30 м при ветре 10 м/с. Результат – переломы ног и сотрясение мозга. В других аналогичных случаях – травмы, несовместимые с жизнью.
- Приземление на крышу здания с гашением купола, последующим протаскиванием парашютиста и падением на землю. Результат – тяжелые травмы.
- Приземление на неровность: одной ногой на кочку. Результат – перелом лодыжки.
- Потеря человеком сознания при спуске. Приземление происходило в неуправляемом режиме. Результат – смерть парашютиста.
Причины несчастных случаев
- В почти 80% случаях причиной несчастного случая является неправильные действия парашютиста:
- 30% несчастных случаев происходит в результате неправильного приземления (резкое управление, низкие развороты, недооценка метеоусловий и др.);
- 27% отсутствовала попытка открытия запаски;
- 21% — запасной парашют открыт на низкой высоте.
Как видно, почти 50% смертей происходит в результате неправильного раскрытия или нераскрытия запаски.
- Оставшиеся 20% несчастных случаев связаны:
- с неправильной работой страхующего прибора или его с его отсутствием;
- с потерей сознания парашютистом во время спуска;
- другими не зависящими от прыгающего человека факторами.
- Неправильно думать, что при прыжке погибают только прыгающие первый раз. Они составляют менее 30% от общего количества смертей. 70% — те, кто имеют опыт более 25 прыжков. Это свидетельствует о том, что несчастные случаи в парашютном спорте происходят в результате:
- неосмотрительности;
- недисциплинированности;
- самоуверенности;
- принятия неверного решения во время спуска.
Как предостеречься от несчастного случая
Успех (или неудача) прыжка определяется:
- на 20% — подходом к организации и к инструкторской работе в выбранном парашютном клубе;
- на 80% — дисциплинированностью и алгоритмичностью действий самого парашютиста.
Выбрать правильный парашютный клуб
Собравшись первый раз прыгнуть, примите во внимание два момента:
- рекомендации других людей;
- стоимость прыжка.
С первым – все понятно: вряд ли кто обратится к организаторам, за которыми идет не очень хорошая слава. Клубы, понятно, не афишируют и любым образом скрывают случаи «происшествий». Но мир слухами полнится. Никогда не прыгайте за дешево. Самолет, горючее, услуги пилота и инструктора – все это стоит денег. Если стоимость невысока, значит, в конторе на чем-то экономят.
- Экономят на горючем.
Парашютистов выбрасывают не на минимально положенной высоте 800 м, а на 600 м или даже 400 м. Прыгающему не нужно ничего предпринимать: парашют выдергивается стропой, закрепленной на самолете, при совершении прыжка. Однако если по какой-то маловероятной причине что-то пойдет не так, у человека должно быть время для раскрытия запасного парашюта. Предельная высота, на которой это можно делать безопасно – 300 м.
Скорость свободного падения – около 50 м/с. Т.е. если организаторы экономят и опасно выбрасывают парашютистов на высоте 600 м, у человека есть всего 6 секунд, чтобы сориентироваться и выдернуть чеку из запасного парашюта. Если – на высоте 400 м., то – всего 2 секунды. Этого катастрофически мало даже для профессионала.
- Экономят на экипировке
Автоматическое страховочного устройство – ППКУ – должно раскрыть запаску на высоте 400-500 м. Но и на нем организаторы могут экономить. Они рассуждают так: все равно основной парашют раскроется принудительно, высота небольшая. Чтобы ППКУ не сработало, нужно выдернуть специальную чеку из устройства в течение первых секунд спуска.
Многие новички от охватившего восторга и нервного возбуждения забывают об этом. В результате в дополнение к основному выбрасывается еще и запасной парашют.
Но так как человек уже находится не в свободном падении, раскрыться куполу нет возможности. Запаска начинает наматываться на парашютиста, затруднять подвижность ног – все это вносит дополнительные риски уже на стадии контакта с землей. Поэтому многие организаторы, уменьшая высоту прыжка, вообще не используют автоматическую страховку. В совокупности эти два фактора – опасно низкая высота выхода из самолета и отсутствие или неработоспособность ППКУ – существенно увеличивают риск несчастного случая.
Кроме того, парашютное снаряжение должно периодически проверяться и заменяться. Экономные конторы не уделяют этому должного внимания, используют нештатные элементы в парашютах (проще говоря, отремонтированные), что катастрофически увеличивает вероятность несчастного случая.
- Экономят на квалифицированных кадрах.
От слаженной работы летчика и инструктора во многом зависит успех прыжка. Парашютистов нельзя выбрасывать в любое время. Это делается на определенной скорости, чтобы самолет «не болтало», выброс должен быть без «скольжения». В противном случае, колесо самолета – и такие случаи бывали – может зацепить за какую-либо функциональную часть экипировки парашютиста, сделав невозможным и неполным раскрытие парашюта.
Таким образом, при выборе аэроклуба для первого прыжка примите во внимание следующие советы:
- выбирайте известные клубы с хорошей историей;
- интересуйтесь деталями предстоящего прыжка (высотой, типом парашюта, наличием ППКУ)
- не экономьте.
Быть готовым к прыжку
Несмотря на кажущуюся простоту, прыжок с парашютом – ЭТО СЛОЖНО. В человеке не заложены способности к полету и к управлению куполом парашюта. Более того, все имеющиеся от природы рефлексы противоречат тому, что требуется при прыжке и приземлении. Для большинства людей выпрыгнуть из самолета – уже подвиг.
- Подойдите к подготовке серьезно.
Сегодня многие организаторы ограничиваются экспресс подготовкой непосредственно перед прыжком. Для спуска на круглым куполе с принудительным раскрытием на 800-метровой высоте этого достаточно. Но, если в ваши планы входят захватывающие полеты с высоты 3-4 км, то начните сразу с парашютной школы. Не ленитесь и перед пряжками пройдите полную теоретическую и практическую подготовку.
- Будьте дисциплинированы и психологически готовы
Аэроклубы часто не ставят ограничений по возрасту, а в тандеме с инструктором позволяют прыгать даже детям школьных лет. Стоит помнить, что инструктор – это не панацея, и разбиваются даже самые опытные, имеющие за плечами десяток тысяч прыжков.
Опасность представляет самостоятельный прыжок в подростковом возрасте. В голове прыгающего должен быть четкий доведенный до автоматизма алгоритм действий. Это предполагает определенную психологическую подготовку, эмоциональную зрелость. Чего, например, в 14 лет не хватает.
В любом случае, чтобы подписывать все необходимые бумаги, человек должен быть совершеннолетним, т.е. достигнувшим 18 лет. Иначе – требуется присутствие родителей.
- Учитесь управлять парашютом.
Даже купольным парашютом можно «подруливать», не говоря о «крыле». Например: если ветер сносит не в ту сторону, внизу сложный и опасный для приземления ландшафт и во многих других случаях. Несмотря на кажущийся с земли медленный спуск человека под парашютом, дующий ветер сносит его на километр, а иногда и более, от точки выхода из самолета.
Для корректировки нужно правильно применять технику скольжения. Подтягивая или отпуская нужные стропы, парашютист затормаживает или ускоряет горизонтальное движение.
- Приземление важнее, чем спуск.
Большинство травм происходит при касании земли. Скорость человека в этот момент – 3-5 м/с или 11-18 км/ч, что соответствует скорости интенсивного бега. Теперь представьте, что в определенный момент перед вами оказывается стена, и вы врезаетесь в нее со всей силой – примерно то же самое происходит при касании земли, только врезаетесь вы не в вертикальную, а в горизонтальную плоскость. В ветреную погоду скорость приземления еще выше: доходит до 36 км/ч. И это может стать большой проблемой, если спускающийся не прошел подготовку по управлению скоростью спуска и не умеет правильно группироваться при приземлении.
Заключительное замечание
Если вы чувствуете неуверенность, сомневаетесь, что все пройдет благополучно, если вы нервничаете, и вас панически пугает мысль о нераскрытом парашюте – то лучше воздержитесь от прыжка. Возможно, вы еще не совсем готовы к этому шагу. Возможно, вы никогда не будете к нему готовы. Это не должно расстраивать: парашютный спорт требует значительного преодоления себя, обладание мужеством, 100%-уверенности в том, что прыжок удастся. Другой вариант — прыгнуть в тандеме с инструктором, что вселит вам больше уверенности, позволит почувствовать себя в безопасности рядом с профессионалом, а также даст возможность сделать фото и видео с вашим прыжком. Именно так и поступила ведущая проекта «Амазонка» Оксана:
Источники:
http://news.tut.by/kaleidoscope/139461.html
http://mosregtoday.ru/sport/derzhu-pari-vse-chto-nuzhno-znat-o-pryzhkah-s-parashyutom-v-tandeme-i-net/
http://zextrem.com/vozdux/parashyutnyj-sport/opasno-li-prygat.html