7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Школа раскрепощения. Комплекс упражнений для занятий в театральном кружке

Упражнения для занятий в театральном кружке
картотека

Упражнения на развите пластики рук, движений тела, воображения и координации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие пластики рук, движений тела,

воображения и координации.

Делаем волнообразные движения кистью и рукой (до локтя), как будто течет ручеек; изображаем кистью руки, как будто плещем водой в стороны, потом на свое лицо; вытираем лицо руками.

Упражнение выполняется одной рукой, двумя руками – учим делать взмахи руками, изображая лебедя. Медленно поднимаем руку вверх – сначала идет локоть, затем кисть – пальцы, затем плавно опускаем руку: локоть – кисть – пальцы.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак. Резко распрямить пальцы, напрячь ладонь. Детям объясняется, что рука как будто упирается в невидимую стену. Ходим вдоль невидимой стены, пытаемся найти выход в стене, на потолке, на полу. Постепенно комната сужается: опускается потолок, сдвигаются стены. Комната превращается в маленькую коробочку. Теперь постепенно все расширяется.

Имитируем игру на различных инструментах: «играем» на фортепиано, скрипке, гитаре, барабане, трубе и т.др. Сначала – по очереди на каждом инструменте, затем каждый участник выбирает себе инструмент сам. В конце должен получиться инструментальный ансамбль. Игра проводится под музыку. Не прерываясь, дети плавно переходят от одного музыкального образа к другому.

а) Представим, что наша кисть – это кисточка. Аккуратно макаем кисточку в краску и начинаем закрашивать ею воображаемые стены, потолок, пол. Обращать внимания на плавность движения кисти руки.

б) Рисуем картину цветными красками. Обязательно мысленно представляем рисунок в цвете. Игра проводится под музыку.

Контактная и бесконтактная импровизация

Перемещаемся под музыку по залу, стараясь никого не задеть, но находясь вблизи друг другу. По команде участники замирают в различных позах, разрешающих посадить на себя одну бабочку, две, четыре, шесть. Например, выставить локоть правой руки и пятку левой ноги – «места» для бабочек.

Цель: взаимодействие с партнером.

Участники – зернышки растений – распределяются по парам. Зернышки начинают прорастать, появляются ветки, корни и т. д. Зернышки начинают «обвивать» друг друга, не касаясь партнера.

Участники делятся по парам. Один из партнеров – зеркало. Задача зеркала точно копировать и повторять движения партнера, являясь его отражением. Потом игроки меняются местами.

Пара держит воображаемый поднос со сладостями. Задача пары пронести поднос не уронив его и сладости, через: реки, горы, ямы и другие препятствия.

В положении устойчивости – контактная импровизация на доверие партнеру, умение распределить вес. Упор на ладони партнера. Держим друг друга.

Первый – «проскользнуть»: партнеры упираются друг в друга лбом, равномерно распределяя вес, чтобы не упасть. Задача по команде проскользнуть лбами мимо друг друга и разбежаться в противоположную сторону. То же самое, но упор на плечо, руки, бедро, спину т.д.

Второй – «растаять»: упор тот же, как в первом. По команде партнеры как ы начинают таять, опускаясь на пол.

Третий – «резко оторвать»: контакты те же. По команде партнеры резко отрываются друг от друга и устремляются в противоположные углы комнаты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель занятия: работа над развитием речи детей. Вызывать интерес к театральной деятельности и желанию выступать с коллективом сверстников.

Разработка занятия в театральном кружке по теме “Чувства и эмоции”.

Занятие в театральном кружке “Культура и техника речи”.

Занятие в театральном кружке “Культура и техника речи”.

Занятие в театральном кружке “Культура и техника речи”.

Занятие в театральном кружке “Культура и техника речи”.

Занятие в театральном кружке “Ритмопластика”.

Комплекс упражнений для занятий в театральном кружке

Открытое занятие в рамках промежуточной аттестации воспитанников театра-студии «Магистраль»
Возраст обучающихся : 9-12 лет

Год обучения: 1 год обучения

Тема занятия: «Город творчества – Магистраль»

Тип занятия: комбинированное

Время занятия: 1 час 30 мин.

Конспект итогового открытого занятия театра-студии «Магистраль»

Вступительная беседа – 5 мин.

Теоретическая часть – 5 мин.

Практическая часть – 1 час 10 мин.

Подведение итогов – 10 мин.

Цель занятия: Проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.

1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.

2. снять мышечные и психологических зажимы;

3. формировать способности к импровизации;

4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.

1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;

2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;

3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности

1. воспитать умение работать в коллективе;

2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;

3. мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т. е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:

Читать еще:  Что такое кикбоксинг для парней. История возникновения и развития кикбоксинга. Что надо приобрести

Метод физических действий;

Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких. Это процесс познания материала. Этот метод вполне применим в работе над этюдами.

Метод ритмического воспитания – «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Актёрский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

Метод игровой импровизации – применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;

Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Метод усложнения заданий – от простого к сложному обязателен в обучении.

«Хлопки» («Хлопки – ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».

«Ходьба по сцене»

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»

«Коробка передач – 5 скоростей»

«Движение в предлагаемых обстоятельствах».

«Воздух, жале, камень»

«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички)

«Животный мир» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)

«Профессии» (художник, модель, рыбаки, стоматолог)

«Цвета» (серый, оранжевый, зелёный, красный, розовый)

Исполнение «Гимна актёра» всеми обучающимися.

Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение: «Свободный микрофон»

Формы работы: Групповая, в мини-группах (по индивидуальному заданию)

Наглядно-дидактические материалы: фото – и видео-презентация.

Подборка музыкальных отрывков:

Заставка «Новости», «Прогноз погоды», «Музыкальные отбивки», «Jazzbit”, “Games tubes”, Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5», «Begin-Ing» Boris Covac.

Условия проведения занятия, оборудование:

– Учебная аудитория со сценой, ширмами, стульями;

– форма одежды детей: футболки «Магистраль», чёрные брюки, удобная обувь.

– обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку.

– театральные костюмы и атрибуты.

usb – накопитель с музыкой, фото, видео – материалом.

Сценарий проведения открытого итогового занятия

Здравствуйте уважаемые родители, гости!

Театр-студия «Магистраль» приветствует вас на открытом аттестационном занятии воспитанников.

Сегодня для студийцев 1 года обучения состоится первое совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем юных актеров.

Сейчас я хотела бы познакомить вас с тем чему обучает и что реализует образовательная программа театральной студии «Магистраль».

Сама идея создания театра-студии родилась от желания создать такое объединение единомышленников, где каждый смог бы развить свои творческие возможности, свою индивидуальность, самореализоваться по средствам театрального искусства.

Отсюда и цель образовательной программы – создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.

Репортёр: Вот мы и побывали в чудном городе Магистраль. К сожалению, наше путешествие заканчивается, и я прощаюсь с вами, передаю слово Екатерине. Екатерина?

Екатерина: спасибо Николай. Уважаемые телезрители, надеюсь вы узнали много нового и не скучали! Наша программа подходит к концу! С вами была я – Екатерина Стиженова! До свидания! До новых встреч!

Финальный номер «Маски» – Гимн актёра.

Пока затишье и пока,

Блестит во мраке капля света!

В огромном зале тишина,

Ещё не начался спектакль.

И холодна пустая сцена!

И холодна пустая сцена!

Актёр, иди туда, смелей!

По театральному закону

Плачь, смейся, сердце не жалей,

Слова любви, как дождь пролей,

Всё до последнего поклона!

Всё до последнего поклона!

Спектакль закончился, Пора!

Взорвали зал аплодисменты!

Поэт сказал «вся жизнь-игра»,

Взошла актёрская звезда

И засияла ярким светом!

И засияла ярким светом!

Конспект занятия театрального кружка для младших школьников

Тема занятия: Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию.
Цель:
Обучающая: научить обучающихся выполнять образные упражнения, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Развивающая: развитие умения согласовывать свои движения с движениями партнеров по спектаклю, умение слушать партнера и не мешать ему.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства – творческое восприятие природы, жизни, искусства.

Задачи:
закрепить полученные знания в практической работе «Этюды на импровизацию по заданной теме»;
проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, а также изученных и сформированных на предыдущих занятиях.

Методы:
Словесные (объяснение, инструктаж)
Практические (практическая работа учебных упражнений, игровых упражнений)

Тип занятия: применение практических умений и навыков
Форма занятия : групповая
Вид занятия: взаимообучение, закрепление изученного материала.
Оборудование:
реквизиты (стулья, перья, бисер, лоскутки ткани),
наглядный материал для импровизации.
Межпредметные связи : музыка, мировая художественная культура.
Ожидаемый результат:
Обучающихся должны научиться основам построения этюда, как основной составляющей актерского мастерства.

Читать еще:  Откуда меряется длина ног. Как измерить длину ног. Правила замера размера ноги для выбора обуви. Когда и как нужно мерять ступни

I. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить обучающихся на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние детей до начала занятия
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с обучающимися, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Обучающиеся приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы обучающихся: проявление чувства, переживания.
Руководитель кружка: Уважаемые дети! Сегодня темой нашего занятия является «Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию»
Целью нашего занятия является закрепление полученных знаний в практическом применении выполнение образных упражнений, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Мы с вами в течение нескольких предыдущих занятий изучали тему «Этюдная деятельность».
Хочу напомнить вам, что этюд является основой развития актерского мастерства. Следовательно, чтобы овладеть основами актерского мастерства, мы должны хорошо овладеть техникой подготовки этюдов.
II. Актуализация опорных знаний.
Руководитель кружка. Изучая курс «Основы актерского мастерства» мы с вами изучили историю театра, его типы и виды. Кроме этого, мы изучили понятие сценической культуры, сверхзадача художественного произведения.
И сейчас мы с вами вспомним:
– Что такое этюд?
– Какова цель этюдной работы?
– Из каких компонентов состоит этюд?
– Что мы должны фиксировать и где импровизировать, работая над этюдом?
– На каком материале строится этюд?
– Что такое «предлагаемые обстоятельства» этюда?
– Какие бывают виды этюда?
– Каково место этюда в работе над постановкой драматического материала? (дети дают ответ)
Итак, суммируем изученное.
В современной театральной педагогике этюд – упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники и которая состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем. Желательно, чтобы этюд содержал меньше слов, или был совсем без слов. Этюдная зарисовка должна содержать определенные события из жизни предмета, а ее содержание ассоциироваться с логикой поведения человека в различных жизненных ситуациях.
На предыдущем занятии для закрепления этой темы вы получили такое домашнее задание: придумать парный и групповой этюд на темы: «Лучшие подруги», «Утренний рацион домашней птицы», «Животные». Но перед тем, как вы покажете свои этюды, мы построим «Творческий круг», которое поможет вам настроить себя на выполнение своего домашнего задания.
(Руководитель проводит разминку)
Упражнение 1. Обучающиеся под музыку по кругу, высоко поднимая ноги, делают несколько шагов, от медленного до самого быстрого.
Упражнение 2 . Становятся в шахматном порядке, четыре шага вперед, семь назад,три вперед и один назад (2 раза).
Упражнение 3. Дети стоят в колонне по одному, по сигналу руководителя идут, изображая хомячков с надутыми щечками. Когда пришли, останавливаются, хлопают себя по щечкам, потом снова надуваются и уходят. Мы должны размять наши ротики, и это артикуляционная гимнастика, чтобы мы правильно и четко произносили слова – это называется дикция и это важный компонент культурного языка.
Упражнение 4. Обучающиеся четко произносят скороговорки, которые уже знают и сочетают их с игрой в творческом кругу.
(Дети выполняют подготовленные этюды под музыкальное сопровождение)
Руководитель кружка. Вы хорошо справились с домашним заданием и раскрыли в своих этюдах тему и добились поставленной цели. Самым важным является то, что вы включили вашу фантазию и смекалку, полученные ранее знания с умением использовали на практике.
Мы с вами изучили создание этюдов с воображением, а теперь мы научимся создавать этюды на импровизацию.
Этюд как мы знаем – это упражнение, которое помогает нам развивать свое актерское мастерство. Актерские навыки нужны в повседневной жизни, а обладание ими делает вас открытыми к общению, убедительными, позволяет общаться с кем угодно и на любые темы.
Быть выразительным – эмоционально и словесно, запоминаться. Чтобы этого достичь, достаточно развить свою природную артистичность, избавиться от зажимов – внутренних и телесных, страха сказать или сделать что-то не так.
Итак, этюд на импровизацию – это всегда небольшой отрезок жизни, созданный воображением, который базируется на запасе наблюдений и живыми чувствами исполнителя, то есть – событийный эпизод.
Главное в нем воссоздать событийное движение. Какое-то событие взятое отдельно и сыграное – становится главным.
Темы для импровизации, которые вы сейчас получите – это лучший путь развития ваших творческих способностей и уверенности в себе. Приобретенные знания помогут вам не только сыграть свою первую роль, но и чувствовать себя увереннее в любой жизненной ситуации.
Сейчас вы сыграете этюд на импровизацию «Поход в супермаркет».
Парные этюды:
Этюд 1. «Самый яркий сказочный сон»
Этюд 2. «Дорога в Центр творчества»
Этюд 3. «В городском транспорте».
(Дети выполняют этюды под музыкальное сопровождение)
III. Заключительная часть.
Руководитель кружка. Мы сегодня с вами на практике усвоили создание этюдов на импровизации. Вы хорошо справились со своими заданиями и закрепили их на практике.
Заключительное слово руководителя.

Конспект занятия по театральной деятельности Тема: «Многообразие выразительных средств в театре»

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театре.

Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления детей о выразительных средствах.

Закреплять знания терминологии театрального искусства.

Читать еще:  На животе нет жира но он выпирает. Почему большой живот? Типы животов: причины, почему выпирает и что с этим делать

Разучить новые упражнения (Артикуляционная сказка, Воздушный шар)

Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;

Воспитывать интерес к театральному искусству;

Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка

Сценическое внимание и память
Цель: развитие произвольного и не произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти.
«Зеркало». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его “зеркальным отражением”. На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия “оригинала”.

Таких игр, тренингов и упражнений очень много. На каждое занятие я стараюсь подбирать что-то новое.
Особое внимание уделяю речевым играм. Очень часто у детей младшего школьного возраста встречается недостаток речи такие как: «проглатывание» или «съедание» окончания слова, невнятность, нечеткость.
Причины невнятной речи: неподвижные, вялые губы, плохо раскрытый рот. Чтобы избавится от этих недостатков, я выполняю с детьми такие упражнения:
артикуляционная гимнастика, которая позволяет развивать дикционный аппарат (губы, язык и челюсть).

Хороший результат в сценической речи дает использование чистоговорок и скороговорок.
Чистоговорки – это те же скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.
Использую логическое обыгрывание скороговорок.
Задание: сказать скороговорку:
От топота копыт, пыль по полю летит.
Требование к упражнению:
– Сказать с радость,
– с упреком,
– с огорчением,
– с насмешкой,
– по секрету.
Так же использую игровые упражнения для развития речи в движении, за основу берутся ранее изученные скороговорки и подбор к ним разных, не сложных движений, которые выполняются совместно.
Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Игры на сплочения коллектива.
Позитивные отношения между детьми — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей играть вместе, а не рядом.
Самые часто используемые мной это игры –соревнования.
Цель таких игр:
-Развивать чувство собственной значимости, самоуважения.
-Учить детей преодолевать замкнутость, пассивность.
-Формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь, соблюдать правила, сотрудничать в совместной деятельности.

Игра- драматизация.
В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли… В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Этюды.
На своих занятиях актерского мастерства мне важно научить детей умению подлинно действовать в вымышленных обстоятельствах:
Чтобы научить детей действовать в предлагаемых обстоятельствах. Я использую развивающие упражнения- этюды (этюд-это эпизод, со своей маленькой историей) Например: создать живую картину (столовая, парк, перемена, стадион и т. д.) Каждый исполнитель определяет для себя, кто он в этой ситуации? Что он может делает? Здесь проявляется важное качество – импровизация. В театральном искусстве это необходимо для исполнителя.
Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимания, фантазию, и главный аспект – коллективно-творческая деятельность.
Содержание этюдов самое разнообразное: одиночные, парные, групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы они верили в то, что они делают на сцене. В этюдах дети показывают все условно, предметы все воображаемые. Чтобы достоверно показывать, делаем упражнения: действия с воображаемыми предметами. Пример:
Конфета (учитывая объем, вес,) или книга (старая, новая, тяжелая, легкая), сначала я даю детям предметы настоящие, чтобы они подержали, посмотрели со всех сторон, покрутили в руках. После того, как дети познакомились с предметом, показывают условно.

Всегда стараюсь подкреплять теоретический материал практическим. Творческий показ – самая выразительная и доступная форма. Стараюсь с первого дня занятий привлекать детей к выступлению. Это тематические театрализованные праздники: праздник осени, новогодний утренник, экологические сценки, сказки. Дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли. Чтобы помочь им раскрыть свои возможности, нужна длительная специальная систематическая тренировка на играх-упражнениях. Творческая деятельность способствует развитию у детей памяти, чувства ответственности перед коллективом.

За годы работы я сделала вывод, что если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие не только будет очень интересным и разнообразным, но и в дальнейшем им намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерства.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/30/uprazhneniya-dlya-zanyatiy-v-teatralnom-kruzhke
http://parnts.ru/complex-of-exercises-for-classes-in-the-theatrical-circle/
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog58473/ispolzovanie-razvivayuschih-igr-i-uprazhnenii-na-zanjatijah-teatralnogo-kruzhka.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: