0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бокс в жизни великих

Бокс в жизни великих. Роберт Де Ниро

«Советский спорт» рассказывает о роли бокса в жизни одного из самых популярных киноактеров современности.

17 июня 2008 года Американский институткиноискусства (AFI)обнародовал десятки лучших тематических фильмов. Специальное жюри, в составкоторого вошли Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Клинт Иствуд имножество других корифеев индустрии, признало лучшей картиной в жанре фэнтези«Волшебника страны Оз», лучшей романтической комедией – «Огни большого города»,а лучшим триллером – «Головокружение» Альфреда Хичкока.

Толстыйи тонкий

Был составлен и рейтинг самых удачных художественныхполотен о спорте. На втором месте оказался «Рокки» – культовый боксерскийводевиль, в середине 1970-х прославивший Сильвестра Сталлоне. Первую часть сагиотличал незамысловатый сюжет, жизнеутверждающая атмосфера, великолепныйсаундтрек и подчеркнуто комиксоидные поединки на ринге.

А лучшим фильмом был торжественно объявлен «Бешеныйбык» (1980). Создание этой биографической драмы, рассказывающей о жизни и карьерелегендарного нью-йоркского средневеса Джейка Ламотты, было бы невозможным без инициативыи поразительной настойчивости, проявленной актером, исполнившим главную роль.

Долгое время Роберт Де Ниро оставался единственнымлауреатом премии «Оскар», отмеченным за воплощение жизни боксера на экране. Нов 2011 году к нему присоединился валлиец Кристиан Бэйл, вдохновенно сыгравшийДикки Эклунда в байопике «Боец», посвященном американскому ирландцу МиккиУорду.

Стоит отметить, что и Де Ниро, и Бэйл проделаликолоссальную работу над своими звездными ролями. Но если Роберту дляубедительного перевоплощения в погрузневшего Ламотту пришлось не тольконакачать мышцы, но и поправиться на 27 килограммов (этому способствовалиобильные трапезы в лучших французских ресторанах), то недавний Бэтмэн,наоборот, долгие месяцы изнурял себя фруктовой диетой, дабы стать болезненно-худощавымполусредневесом, страдающим от наркозависимости.

Может создаться впечатление, что бокс – самаявыигрышная тематика в сегменте «спортивного» кино. Пожалуй, это действительнотак. Но очень часто амбициозные проекты губит недостаточно проработанныйсценарий или чересчур упорная эксплуатация режиссерами определенных жанровыхклише.

В качестве характерного примера можно отметить ленту«Али» (2001). Образ великого американского тяжеловеса в картине получился гротескным, но при этом рафинированным и фактическилишенным той неоднозначности, что была свойственна в жизни реальному Мохаммеду.Окупиться в прокате фильму не помогло даже выразительное лицо Уилла Смита наофициальном постере и привлечение на роль Джо Фрезера самого Джеймса Тони, чтодолжно было придать сценам боев колорита и достоверности.

При этом удивительно, что авторитетная комиссия AFI всвоем перечне обошла вниманием классический фильм «Кто-то там наверху любитменя» (1956). Роль члена Зала боксерской славы Рокки Грациано стала первой иодной из лучших в карьере Пола Ньюмана.

Но если для многих знаменитых актеров путешествие в боксерский мир стало лишь занятным и необычным опытом, то Роберт Де Ниро охотновозвращается к данной тематике в своем творчестве даже сейчас, на восьмомдесятке.

Acting PoundforPound

Скрупулезный и вдумчивый подход к каждой роли,приверженность системе Станиславского отличает многих известных артистов«старой школы», но уроженец Нью-Йорка в данном отношении стоит особняком.

Роберт обрел всемирную славу в 1974 году, блестяще изобразивмолодого Марлона Брандо (дона Вито Корлеоне) во второй части «Крестного отца». Изначальноэта сюжетная линия должна была стать основной отдельного фильма, но в итогережиссер Фрэнсис Форд Коппола органично вплел ее в общую канву жизнеописаниятрех поколений вымышленного мафиозного клана. Де Ниро получил заслуженный «Оскар»за лучшую роль второго плана: американских киноакадемиков не смутил даже тотфакт, что она целиком и полностью исполнялась на итальянском языке.

Вместо того чтобы почивать на лаврах, актер взялсяза дальнейшие проекты с утроенной энергией. Ради достижения убедительностипоследующих ролей он учится профессионально играть на саксофоне, несколькомесяцев работает таксистом и, наконец, берет уроки бокса и даже проводит тринастоящих боя в Бруклине, готовясь стать «Бешеным быком».

Роберт в компании Мохаммеда Али и режиссера фильма «Однажды в Америке» Серджо Леоне

В 1957 году BBC выпускаеттелевизионную версию известной пьесы «Реквием для тяжеловеса». Талантливый боец Маунтэйн Макклинток,вынужденный покинуть большой спорт из-за травмы глаза, скатывается все ниже посоциальной лестнице и, в конце концов, становится цирковым клоуном.

Неординарный типаж, ярко выраженный акцент, в котором отчетливопрослеживалась шотландская картавость, и явный недостаток сценического опытаартиста, утвержденного на главную роль – вызывали серьезные сомнения в успехе усоздателей картины. И все же колоритный молодой человек, ранее превосходнобоксировавший на турнирах военно-морского флота Великобритании, со своейзадачей справился. Так начал свой путь в большом кино сэр Шон Коннери.

Еще одно открытие Копполы («Бойцовая рыбка») – МиккиРурк, в 1991 – 1994 годах провел восемь официальных поединков напрофессиональном ринге: актер одержал шесть побед и два боя завершил вничью.Много лет спустя, уже в России, спортивная карьера Рурка получила неожиданное инезавидное развитие.

Наконец, исполнитель роли Микки Уорда Марк Уолбергпри подготовке к съемкам «Бойца» посвятил изнурительным тренировкам целых двагода. А регулярно драться на улице ему приходилось еще во времена бурноймолодости, когда у начинающего актера и музыканта то и дело возникали проблемыс законом.

Но в том, что касается непосредственно кинематографаи одной конкретной роли – планка, заданная Де Ниро, и по сей день остаетсянепревзойденной.

Лекарствоот кокаина

Сотрудничество между Робертом и молодым режиссеромМартином Скорсезе началось еще в 1973 году на съемках криминальной драмы «Злыеулицы». А затем были весьма успешные в коммерческом отношении картины «Таксист»(1976) и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977).

Однако в это же самое время жизнь Скорсезе повислана волоске. Он был экстренно госпитализирован вследствие передозировки кокаина.Де Ниро навестил друга в больнице и поделился с ним оригинальной идеей, которуювынашивал давно. Мартин согласился с тем, что одолеть пагубную зависимость ивосстановить здоровье ему поможет скорейшее возвращение к творческому процессу,но при этом не изъявил желания снимать фильм о скандально известном боксере40-х годов. Скорсезе не прельщала спортивная тематика как таковая, и все жеРоберту удалось его уговорить.

Заслуга в привлечении к проекту малоизвестного натот момент актера Джо Пеши также принадлежит Де Ниро, которого впечатлила игра молодогоартиста из Ньюарка в боевике «Коллекционер смертей».

Пеши предстал в образе Джоуи Ламотты – брата,тренера и промоутера Джейка, долгие годы пытавшегося удержать «Бешеного быка»на грани безумия. Он тоже был профессиональным боксером: в 1945 и 1946 годахДжоуи провел 39 поединков. Средневес Ламотта-младший подавал большие надежды,но, потерпев три поражения кряду, он принял решение повесить перчатки нагвоздь.

Откликнувшись на предложение Роберта, Пеши во многомсделал этот фильм. А ровно 10 лет спустя Джо сыграет роль гангстера ТоммиДеВито в культовом фильме Скорсезе «Славные парни» (где также был занят ДеНиро), и будет удостоен премии «Оскар».

В целях более правдоподобной передачи духа времени «Бешеныйбык» снимался на черно-белой пленке. Но реалистичность происходящего в кадредостигалась не только за счет внешних эффектов. В роли главного и самогоценного консультанта картины выступил сам Джейк Ламотта, проводивший многовремени на съемочной площадке и находившийся под большим впечатлением отсобственного воплощения на экране.

Де Ниро и Джейк Ламотта

И результат превзошел все ожидания. По словамЛамотты, Роберт вполне мог бы сделать неплохую карьеру на профессиональномринге, если бы у него возникло такое желание. Яркие боевые сцены стали визитнойкарточкой «Бешеного быка», хотя кровь на ринге была все-таки бутафорской:вместо нее использовали расплавленный шоколад Hershey’s. А для усиления эффекта от звукаударов ассистенты режиссера безжалостно разбивали об пол арбузы и томаты.

В кульминационном моменте фильма – жестокой дракемежду братьями, надолго разрушившей их отношения – не обошлось безчленовредительства. Не рассчитав силу бадипанча в одном из дублей, Де Ниросломал Джо Пеши ребро.

95-летний Джейк Ламотта ведет активный образ жизни ив наши дни. Бывший боксер, недавно женившийся в седьмой раз, продолжает писатькниги и нередко появляется на телевидении. Его не сломили ни психическиерасстройства, ни многолетняя тяга к алкоголю, ни тюремный срок.

«Бешеный бык» надолго пережил своих сыновей: в 1998 году Джейк-младший скончался от ракапечени, а Джозеф погиб в авиакатастрофе. Стефани, дочь Ламотты от четвертогобрака, долгие годы успешно боролась с рассеянным склерозом, разработав особуюфитнес-программу. После автомобильной аварии врачи были вынуждены удалить ейлегкое.

«Бешеные быки» 30 лет спустя

Старики-разбойники

Роберт Де Ниро был завсегдатаем крупных боксерскихвечеров еще до премьеры «Бешеного быка». Но именно эта роль сделала актера вмире единоборств по-настоящему своим человеком. В различных интервью его всечаще стали спрашивать о взаимоотношениях с Джейком Ламоттой, о текущих событияхв мире спорта, просили сделать прогноз на тот или иной предстоящий поединок.

А когда именитому бойцу требовалось вручитькакую-либо престижную награду – Роберт был первым человеком в списке тех, ктомог бы это сделать на большой сцене. Именно так Де Ниро познакомился иподружился с Флойдом Мэйвезером-младшим.

Конечно, он просто не мог пропустить «бой 21-говека»: Флойд против Мэнни Пакьяо. 2 мая 2015 года Роберт присутствовал в залеказино MGMGrandвЛас-Вегасе и, разумеется, болел за американца. Но по окончании поединка артистдипломатично уклонился от комментариев. Рискнем предположить, что, как имиллионы любителей бокса во всем мире, он был разочарован увиденным.

В это же время сам Де Ниро находился в прекраснойспортивной форме. Два самых известных «кинобоксера»: Роберт и СильвестрСталлоне объединили силы в комедии «Забойный реванш». По сюжету ленты, снимавшейся в Новом Орлеане, старые и принципиальные оппоненты выходятна ринг спустя 30 лет с момента последней встречи.

No Mas

Но и на этом увлекательное погружение Роберта ДеНиро в боксерскую среду не закончилось. Фильм 2016 года «Каменные кулаки» (Hands of Stone) является художественной биографиейсамого известного гражданина Панамы – великого легковеса, а впоследствии исредневеса Роберто Дюрана. В условной иерархии лучших бойцов всех времен поверсии журнала TheRingонстоит значительно выше самого Джейка Ламотты.

Де Ниро играет многолетнего наставника Дюрана, РэяАрсела. Тренерский стаж этого специалиста, получившего ироничное прозвище«Профессор еврейского бокса», в определенный момент перевалил за 60 лет. Подего руководством одержали свои самые значимые победы еще Тони Зэйл, ЭззардЧарльз и Барни Росс. И едва ли образ не по годам живого, деятельного иостроумного патриарха кто-то смог бы воплотить на экране лучше Роберта.

Арсел, в 1953 году едва не расставшийся с жизнью врезультате стычки с неизвестным грабителем, замечает в неистовомлатиноамериканце чемпионские задатки и настоящий дар от природы – мощнейший удар,которому Роберто обязан своим прозвищем. Профессиональная карьера Дюрана затронулапять десятилетий (1968 – 2001), и за это время ему довелось пережить немаловзлетов и падений.

Конечно, многократный чемпион мира в четырех весовыхкатегориях не мог остаться в стороне от картины имени самого себя. Роберточасто встречался как с Де Ниро, так и с исполнителем главной роли ЭдгаромРамиресом, давая им ценные рекомендации.

Сегодня лауреату бесчисленного множествакинематографических премий Роберту Де Ниро уже 73 года. Но, судя по последнимролям, он еще не готов повторить крылатую фразу Дюрана: «No Mas» («С меня хватит» – исп.), котораяедва не разрушила карьеру одного из самых титулованных и свирепых боксеров вистории.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: