0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русь, ярило, истоки культа поклонения. Они поклоняются солнцу

Русь, ярило, истоки культа поклонения. Они поклоняются солнцу

Происхождение и суть культа Ярилы.

Свет и сила, Бог Ярило.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
А.Н. Островский

Начать изучение культа Ярилы следует с его более древнего варианта — культа варяжского (русского) Яровита.
Вот фрагмент описания храма Яровита в Вольгасте:
«На стене висел щит удивительной величины, искусной работы, золотым листом обтянутый, который трогать никому из смертных не дозволялось и никогда, кроме как во время войны, нельзя было сдвигать с места. Он богу их Яровиту, который по-латыни зовется Марс, был посвящен, и они верили, что во всякой битве будут победителями, имея его впереди себя.» Герборд. Житие епископа Оттона (XII в.)
9.IV (то есть 23 апреля по н.с. — праздник Ярилы Вешнего) в городе гаволян (Гавельберге) отмечено слудующее: «Ведь в самый день его прихода, город, повсюду увешанный знаменами, справлял праздник некоего идола Яровита.» Эббон. Житие Оттона, епископа Бамбергского (XII в.)
О сути культа Яровита известно следующее:
«[В Волегоще] жрец, который там служил идолу, войдя ночной порой в соседний лес, стал в жреческом облачении на высоком месте, у дороги, среди густых кустов. И, подняв руку, так обратился к некоему крестьянину, который шел из села на базар: «Эй, добрый человек!» Тот, обернувшись в ту сторону, откуда услышал голос, в кустах человека в белоснежном одеянии, при невероятном свете, увидел и испугался. А он: «Стой и слушай, что я скажу. Я — твой бог. Я покрываю всходами поля и листьями леса. Плоды полей и деревьев, приплод скота и все, что служит нуждам людей, в моей власти. Это я даю моим почитателям и тем, кто презирает отвергающих меня.» (Герборд)
Из описания следует, что:
1. Яровит является Богом Плодородия, т.к. появление всех живых растений и приплод животных — в его власти.
2. Главенство культа Яровита во время войны говорит о нем, как о воинском. Да и само слово «вит» вполне может трактоваться как «витязь», т.е. воин. Кроме того Оттон прямо отождествляет Яровита с Марсом.
3. Златой щит Яровита был круглым, т.к. в те времена русы (они же руги, как два варианта произношения слова «ruhs») носили именно круглые щиты:
«У самого Океана (обитают) ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям.»
Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии (I-II вв. н.э.)
Золото — солнечный металл и выглядит солнце абсолютно круглым. Это свидетельствует о том, что Яровит — это солнечный культ, т.к. основным его атрибутом является солнечный символ.
Жрец Яровита стоял на возвышенности, что так же связано с солнечным культом (это будет пояснено далее). А само описание появления крестьянина, идущего на базар (хотя речь о ночи) свидетельствует, что описаная ситуация произошла на рассвете, при появлении первых лучей солнца.
4. Отсыл к Плодородию и намек на солнечный культ, дает основания полагать у Яровита вцелом производительные функции. Если он наделяет все живое жизненной (солнечной) силой — энергией, то она же течет и в человеке, проявляясь в интимной сфере (как плодородие). Стало быть, Яровит покровительствует и этому.
Тотемом Яровита является волк, что следует из названия города, где стоял его храм — Вольгаста (ср. былинного Вольгу, Волха, «волка»).
Связь между Ярилой и Яровитом очевидна уже хотя бы из их званий. Слово «яровит» означает «ярый витязь», а «ярило» — просто «ярый». Даже если кто-то и не согласен с трактовкой, отрицать общий корень «яр» в этих словах невозможно.
Само слово «яр» имеет несколько значений:
1.»Яра» — весна, «яровые» (например о злаках) — весенние, «ярка» — молодая (ранняя) овечка (овечки рождаются только весной), яровик (гриб, бычок, барашек) — весенний, ранний, молодой. Это говорит о связи Ярилы-Яровита с земледельческим культом, т.е. с Плодородием, т.к. полевые работы начинаются

Читать еще:  У каких спортсменов самые красивые фигуры. Спорт фото, спортивная фигура, спортсмены фото, голые спортсмены. Как выглядят тела спортсменов разных видов спорта

Поклонение Солнцу на Руси.

Поклонение Солнцу на Руси.
Вот такое Солнышко у меня получилось из соленого теста и синельной проволоки

Это солнышко — крошка. Его можно использовать как брошь, заколку или украшение на ободок.

Смешное Солнышко получилось из гофротрубочек.

У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли Коляда. На Руси верили, что, как и все живое на Земле, Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники календарного года.
В святки, с 25 декабря по 6 января, ряженые ходили по дворам. Переодетые в зверей они громко пели, ударяли в бубны и шумели трещетками. Они пели колядки – песни, прословляющие Коляду – маленького младенца Коло. Для славян он был молоденьким Солнцем, выходящим из плена зимней тьмы и стужи.

Когда наступал самый длинный в году день, в ночь на 24 июня, славяне отмечали праздник Ивана Купалы. Они встречали восходящее солнце, любуясь им. В купальскую ночь водили хороводы, прыгали через костер. Спуск с горы колеса означал откат Солнца на зиму. После этого дня полуденная высота Солнца становилась все меньше и меньше.

От древних слов «хоро» и «коло» возникли слова «хоровод», «колесо». «Хоро» и «коло» означают солнечный круг.

Тема : Мир животных.
Работы вышиты крестиком. Пришлось потрудится, что все было красиво и аккуратно. И в срок. Плохо видно полетную карточку. Хотелось, что б работу было лучше видно. Поэтому карточка видна не полностью. Извените.

Родители конечно же водили меня в зоопарк посмотреть на тигров, бегемотов. Все эти животные в естественных условиях водятся в самых разных уголках нашей планеты. Они приспособлены жить в определенной среде, к которой привыкали в течение длительного времени. Но люди меняют среду обитания, исходя из собственных нужд. Мы загрязняем природу, и разрушаем равновесие между живыми организмами. Животные сильно страдают, если их вынуждают покинуть места, где они росли и жили долгое время.
Никаких новых животных вывести не предлагаю. Предлагаю сохранить и приумножить тех которые у нас есть. Чтобы их уберечь необходимо объявить все леса заповедниками, принять меры по регулированию промысла. Каждое животное уникально и полезно. К примеру: зайцы особого вреда хозяйству человека не причиняют. Зато это ценные пушные зверьки. Их мясо превосходного вкуса, шкура дает теплый мех, волосы идут на выработку фетра. Олени не заменимые помощники в тундре. Мясо оленя считается диетическим. Молодые неокостеневшие рога пятнистых оленей используют для приготовления лечебного препарата – пантокрина. Лягушки уничтожают вредителей, тем самым сохраняя урожай.
Люди, давайте любить братьев наших меньших и заботится о них.

Животные делают мир прекраснее и интереснее.

Русь, ярило, истоки культа поклонения. Они поклоняются солнцу

© Серяков М.Л., 2013

© ООО «Издательство «Вече», 2013

Книга, которую читатель держит в своих руках, посвящена культу солнца у наших далеких предков и, в определенной степени, является продолжением книги «Дажьбог – прародитель славян», вышедшей в этой же серии. Солнце было одним из основных объектов поклонения славянского язычества. Накануне крещения в пантеоне Владимира 980 г. древние летописи фиксируют даже двух солярных божеств – Хорса и Дажьбога, занимающих второе и третье места после верховного громовержца Перуна. По мнению подавляющего большинства специалистов, Хорс был заимствован славянами у их южных ираноязычных соседей и является примером скифского религиозного влияния на верования наших далеких предков. Дажьбог, согласно «Слову о полку Игореве», был предком либо только русских князей, либо всего русского народа. В силу исключительной значимости этого образа для всего самосознания и духовной истории нашего народа он был детально рассмотрен в книге «Дажьбог – прародитель славян», вышедшей в этом же издательстве. В этой книге мы всесторонне исследовали неразрывно связанный с образом Дажьбога великий солнечный миф славянского язычества, благодаря которому наши далекие предки получили откровение о своем божественном происхождении и великом предназначении. Этот великий миф навеки предопределил судьбу нашего народа и, даже будучи утрачен, в значительной степени продолжает ее предопределять по сей день. Генетически родственным русскому Дажьбогу был сербский Дабог. Еще одним богом, тесно связанным с дневным светилом, у восточных славян был Ярила, известный нам, правда, по более поздним источникам. Однако в том, что это не плод фантазий более поздних авторов, нас убеждает имя этимологически ему родственного бога Яровита, которому поклонялись на западном конце славянского мира. У западных славян опять-таки более поздние источники упоминают еще и Ютробога, из самого имени которого следует его связь с утром. Такое обилие солнечных богов в славянском мире недвусмысленно указывает на ту огромную роль, которое дневное светило играло в духовной жизни всего славянского мира. Если внимательно присмотреться, то почти вся жизнь «Дажбожьих внуков» была пронизана светом. Если в посвященной Дажьбогу книге мы в первую очередь исследовали влияние этого бога на духовную жизнь нашего народа, то в этой книге речь будет идти о многообразных аспектах солнечного культа в жизни нашего и других славянских народов, прослеживаться время возникновения отдельных его элементов, а также будет проведено сопоставление с солнечной мифологией других индоевропейских народов. Приведенный в ней материал наглядно показывает, что великий солнечный миф не был одной лишь абстрактной идеей, а на протяжении столетий самыми разными способами проявлял себя в жизни наших далеких предков, образуя, если можно так сказать, ее духовную сердцевину.

Читать еще:  Малиновый кетон вред. Отзывы о таблетках «Raspberry Ketone» для похудения и состав средства. Что представляет собой кетон малины

Глава 1. Письменные источники о культе солнца у славян

Славянские источники о почитании бога солнца

Нет сомнений, что почитание солнца у славян носило весьма древний характер. В посвященной Дажьбогу книге отмечалось, что само возникновение имени этого солярного божества восходит к эпохе праславяно-скифских контактов, т. е. примерно к VI–V вв. до н. э. К сожалению, непосредственными письменными свидетельствами о религиозных представлениях наших далеких предков в ту далекую эпоху мы не располагаем. Однако, рассказывая об эпохе основателя столицы Древней Руси Кия, т. е. уже VI в. н. э., один из летописцев счел нужным добавить к переданным Нестором известиям следующую подробность, касающуюся верований полян: «Верою же были тогда погани, жруще озеромъ, кладезямъ и ращенiямъ. Солнце же и огонь и инiи почитаху яко бози…»[1] Трудно сказать, опирался ли этот летописец на какие-то недошедшие до нас источники, либо просто высказал свою догадку, отталкиваясь от окружающего его двоеверия, однако древнерусские поучения против язычества, отражающие ситуацию уже после крещения страны, однозначно фиксируют поклонение восточных славян солнцу как богу. «Слово Иоанна Златоуста о том, как поганые веровали идолам» рисует следующую безрадостную, с точки зрения новой религии, картину: «Человечи, забывше страха Божия небрежениемь, и крещения отвергошася и приступиша к идоломъ и начаша жрети молнии, и грому, и солнцю, и луне»[2]. То же самое мы видим и в другом поучении против язычества – «Хождении Богородицы по мукамъ»: «Нъ забыши Бога и вероваша, юже бе тварь Богъ на работу створилъ; то то они все богы прозваша: солнце и месяц, землю и водоу… да и доселе мракъмь злыимъ одьржими соуть…»[3] Естественно, что православные писатели видели в этом результат действия нечистой силы. В слове св. Кирилла дьявол «овы прельсти въ тварь вѣровати и въ солнце же и въ огонь, и во источники же и въ древа, и во ины различны вещи, ихъ же рещи не возможно»[4]. Соответственно с этим духовенство не жалело сил для искоренения любых проявлений исконной веры Руси в целом и солнечного культа в частности. Само «Слово св. Кирилла о злых дусех» призывало своих читателей: «А не нарицаите собе б(о) га на земли, ни въ рѣках, ни въ студенцах, ни въ птицах, ни на въздусѣ, ни въ слнцi, ни въ лунѣ, ни въ каменiи»[5]. В одном поучении, лишний раз доказывающего существование идола бога солнца у восточных славян уже в христианский период, его автор, противопоставляя богов старой и новой религии, риторически спрашивает: «Не нарицайте собѣ бога ни въ солнци, ни въ лунѣ; луце же ли поклонятися лучю мрькнущему, нежь лучю безсмертному и богу сътворенну, а не Богу все сътворшу?»[6]

Читать еще:  Тонус икроножных мышц у взрослых лечение. Чем вызван мышечный спазм у ребенка. Повышенный тонус матки у беременных

Однако гораздо чаще проповедники новой религии прибегали не к аргументам разума, а к обычному принуждению. В слове Ефрема Сирина о втором пришествии пастве категорически предписывалось: «отрицаемъся… вѣрования въ солнце и въ луну и въ звѣзды и въ источники…»[7] В исповедальных вопросах священники допытывались у своих прихожан: «Или кланялись чемоу отъ тварi, солнцоу, или звѣздам, или мѣсяцу, или зари?»; «Или кланялась солнцу и мѣсяцу и звѣздам или зари?»; «Не называлъ ли тварь божiю за святыни: солнце, мѣсяцъ, звѣзды…»[8] В какой-то момент отдельным представителям православного духовенства казалось, что их усилия дали свои плоды. В XII в. Кирилл Туровский в «Слове на Фомину неделю» искренне радовался, что русские наконец-то стали настоящими христианами, и радостно восклицает: «Обновися тварь: уже бо не нарекутся Богомъ стихия, ни солнце, ни огонь, ни источницы, ни древеса»[9]. Однако, как показали последующие события, радость проповедника была несколько преждевременной. Четыре столетия спустя новгородский архиепископ Макарий в своем письме Ивану Грозному рисует практически такую же картину, какую описывали борцы с язычеством в первый период христианизации страны: «Во многих русских местах до сего времени обычая держахуся от древних прародителей… Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи – всей твари поклоняхуся, ако богу»[10]. Однако дело не ограничилось одним только XVI в. В XIX в. на Украине была записана песня, где солнце, спустя почти тысячу лет после крещения жителей Киева, прямо называется богом:

Источники:

http://vk.com/topic-28103499_24966100
http://stranamasterov.ru/node/164216
http://www.litmir.me/br/?b=183416&p=1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector