1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хоккей для чайников. Что нужно знать об игре. Какие качества нужно развивать у молодых хоккеистов

«Спроси тренера»: главное качество хоккеиста – характер

Когда надо начинать играть в хоккей? Как правильно тренироваться? Как правильно затачивать коньки? Каким должен быть настоящий хоккеист?

Профессиональные тренеры сети хоккейно-тренировочных центров «БиЛайкПро» ответили на вопросы читателей «Российского хоккейного стиля».

– С какого возраста можно начинать заниматься хоккеем, чтобы можно было достичь профессионального уровня?
– Мы рекомендуем заниматься хоккеем с 5-6 лет. Есть примеры, когда знаменитые хоккеисты начинали заниматься хоккеем позже, но вообще это очень индивидуально и зависит от способностей.

– Сколько раз в неделю должен тренироваться ребёнок в 9 лет?
– Если родители в приоритет ставят учебу, то занятия стоит посещать не меньше 3 раз в неделю. Если же у ребенка есть более серьезные цели в спорте, то тренировки будут занимать гораздо больше времени – 5-6 раз в неделю минимум по 3 часа. Но даже в таком сложном графике многие дети хорошо успевают в школе, поскольку обладают организованностью и дисциплинированностью.

– Какими качествами должны обладать хоккеисты?
– Нужно отрабатывать навыки на тренировках. Хоккеист должен обладать самым главным качеством – это характер. Так же хорошей мускулатурой, выносливостью, скоростью, силой, быстротой.

– Какие качества должен в себе сочетать настоящий чемпион?
– Во-первых, это концентрация. Во-вторых, установка-мотивация. Спортсмен-чемпион нацелен на обязательное (!) достижение успеха и в спорте, и в жизни за рамками спорта. Третье – профессионализм. Стоит заметить: профессионалами не рождаются – ими становятся. Даже сверходаренному от природы спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность не будет опираться на фундамент профессионализма. «Закрытость» («замаскированность»): спортсмен-чемпион, которого знают и изучают тысячи людей, в целях собственной безопасности со временем вырабатывает определенный искусственный внешний образ. Этот образ обеспечивает спортсмену чувство дистанции от основной массы людей, защиту от ненужного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований.

Также спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» – природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы). Ну и последнее качество, присущее спортсменам-чемпионам – стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Не случайно именно в спорте родилась поговорка: «Класс не пропьешь». Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.

– Что нужно сделать перед тренировкой, что поесть?
– Перед тренировкой необходимо проверить экипировку, в том числе форму для ОФП, и обязательно предметы личной гигиены, чтобы отправиться в душ после тренировки. За два часа до начала тренировки желательно не есть, но в тоже время нельзя отправляться на тренировку совсем голодным, полезной заправкой за час до занятия послужит банан (Павел Буре в дни игр питался исключительно бананами, но не более четырех в сутки) или сэндвич с ореховой пастой (его часто ест Сидни Кросби до тренировки).

– Какие мышцы лучше размять перед тренировкой?
– Важно знать, что не существует какой-то одной идеальной разминочной программы, которая подходит всем и вся. Обусловлено это, в первую очередь, физиологическими особенностями организма, типом телосложения, подвижностью суставов и многим другим. Но, тем не менее, общую разминку выполнять нужно обязательно, как и с целью предотвращения травм, так и с целью повышения эффективности тренинга. Продолжительность разминки в среднем занимает не более 10-15 минут и включает в себя следующие виды нагрузки:

– упражнения для мышц рук/ног;

– легкий бег со скоростью пульса в первой аэробной зоне (50% от максимума) или прыжки со скакалкой;

– вращательные упражнения для повышения гибкости всех суставов.

– Сколько раз и в какое время нужно затачивать коньки?
– Чтобы проверить заточку коньков, существует несколько способов:

– Поставьте конек на лезвие на ровной поверхности. Если он упал, то следует заточить;

– Аккуратно проведите по лезвию кончиком ногтя. Если заточка хорошая, то у вас останутся царапины;

– На ощупь лезвия должны быть режущими и острыми;

– Когда вы стоите на льду в коньках, то при коньковом ходе ваши ноги не должны разъезжать в разные стороны.

Читать еще:  Упражнение на снятие гипертонуса с трапециевидной мышцы - Irzeis. Гипертонус мышц спины

* В хорошо наточенных коньках повороты выполняются гладко,

* При отталкивании ото льда, вы не должны ощущать проскальзывание.

При должном уходе, профессиональной заточки хватает на 6-8 тренировок. Доверяйте заточку только опытным специалистам!

– Какие упражнения на льду вы посоветуете для скоростного катания?
– Скорость движения и быстрота реакции в хоккее зависит от физических особенностей игрока и уровня его подготовки. Наибольшее значение для хоккеистов имеет скорость бега на коньках, ведения и передачи. Но если в лёгкой атлетике важную роль играет длина шага, то в хоккее – это исключительно техника катания на коньках и общая физическая подготовка. Для того, чтобы развить умение быстро передвигаться, существуют специальные упражнения для скорости в хоккее. Не помешает соблюдать и некоторые рекомендации:

– Сосредоточьте усилия на коротких дистанциях (15–20 метров);

– Развивайте навыки катания на коньках;

– Соблюдайте меру в тренировках (не перетренировывайтесь);

– Практикуйте боковые ускорения.

Следующие упражнения хорошо подойдут для развития скоростной подготовки юных хоккеистов.

1. Бег на 30, 60, 100 м;

2. Бег на месте с максимальной частотой движения ног;

3. Бег в гору под уклон и с отягощением, и без него;

4. Бег с изменением направления движения, скорости и внезапными остановками;

5. Челночный бег;

6. Старты из различных положений с места;

7. Старты в движении;

8. Прыжки вверх, в длину с места, с разгона, многоскоки;

9. Эстафеты на короткие дистанции;

10. Игра в большой и настольный теннис;

11. Отбивание теннисного мяча от стенки;

12. Быстрая реакция хоккеиста на действия партнера;

13. Ведение шайбы на месте или с максимальной частотой в движении;

14. Игры на льду, построенные на опережение соперника.

– Какие упражнения для улучшения катания вы могли бы посоветовать?
– Примерный перечень подводящих упражнений для конькобежной подготовки (вне льда, на коньках):

1. Ходьба в разных направлениях;

2. Ходьба с поворотами на 180 и на 360°;

3. Ходьба приставными шагами левым и правым боком;

4. Приседания, полуприседания;

5. Ходьба спиной вперед;

6. Ходьба с выпадом вперед;

7. Принятие основной стойки хоккеиста;

8. «Пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклоняя туловище вправо, переставлять коньки вправо, то же влево), «сделай фигуру» («ласточку» и др.);

9. Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге (другая приподнята вперед либо отведена назад; руки в стороны);

10. Ходьба скрестным шагом по виражу (вправо и влево);

11. Выпрыгивание из полуприседа и из приседа;

12. Прыжки на коньках с продвижением вперед.

Группа Российский Хоккейный Стиль Вконтакте

» Избранное, Статьи » «Спроси тренера»: главное качество хоккеиста – характер

Методика воспитания волевых качеств юных хоккеистов на основе психолого–педагогического подхода

Успешная деятельность хоккеиста немыслима без высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, выдержки и самообладания. Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». И ни у кого не возникает сомнений, что касается, свойства или способности личности, обозначаемые этим словом, необходимы в высшей степени в любом виде спорта, в том числе и хоккее (2).

Волевые качества как и любые характеристики человека, не поддаются прямой оценке, дать строгое разграничение их роли в хоккее чрезвычайно трудно. Тем не менее, опираясь на практический опыт здравый смысл, правомерно утверждать, что независимо от игрового амплуа хоккеисту нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание подготовки хоккеиста (2).

Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Известно, что волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому, основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной и всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Читать еще:  Под каким номером играет левандовски. Роберт Левандовский и всё самое интересное о баварце по прозвищу Польский Пулемёт

Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализа рабочих материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, планирования воспитательной работы, психологической подготовки юного спортсмена (1).

Под юными спортсменами мы подразумеваем хоккеистов, занимающихся более трех лет в специализированной спортивной школе олимпийского резерва.

Под психолого-педагогической подготовкой мы понимаем совокупность психолого-педагогических мероприятий (воздействий) и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий. Устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых) (2).

В нашей статье нам бы хотелось остановиться на системе эмоционально-волевой подготовки (воспитании волевых качеств спортсменов), предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия, разработанной А.В. Алексеевым (1).

Система включает в себя десять этапов.

Первый этап ЭВП условно может быть назван диагностическим. Его цель – изучение личностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции к индивидуальным особенностям и виду спорта. Встрече психолога со спортсменами предшествует его беседа с тренерами, в которой психолог излагает основы и возможности психогигиенической и психологической работы.

— , Второй этап. Эмоционально-волевая подготовка начинается с обучения упражнениям успокаивающей части AT (аутогенной тренировки).

Третий этап – мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки. Обучение мобилизующей части эмоционально-волевой подготовки следует вести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие с психологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей.

Четвертый этап — отработка спортивных навыков во время тренировки. В этот период самовнушение способствует более быстрой выработке и значительному совершенствованию навыков. Самовоздействие содержит ряд этапов: 1) предварительное представление упражнения с его мысленным проговариванием вместе с мысленными представлениями сокращений определенных групп мышц, с применением слов-самоприказов; 2) выполнение упражнения с использованием самоприказов; 3) проведение отчета-самооценки тренировки.

Пятый этап – психологическое воздействие во время тренировок в подготовительном периоде. Перед каждой попыткой спортсмен продумывает, представляет, проговаривает задание тренера в сочетании с самовнушениями мобилизующего характера.

Шестой этап — отработка настойчивости, уверенности, целеустремленности.

Седьмой этап ЭВП перед соревнованиями, когда спортсмен может себя настраивать на предполагаемую конкретную ситуацию. Особенно настойчивая работа должна проводиться перед соревнованиями (на сборах). Она состоит из психологической адаптации с помощью сюжетных представлений к той спортивной арене, на которой будут проводить соревнования. Проводятся самовнушения для подготовки к состязанию с предполагаемыми соперниками.

Восьмой этап ЭВП во время соревнования. Непосредственно перед соревнованиями, когда спортсмены получают больше сведений (о месте, времени, условиях проведения состязаний, составе команд соперников), внушение и убеждение психолога, тренера и самовнушение и самоубеждение спортсменов может носить более конкретный характер.

Девятый этап — успокоение спортсмена после соревнования, успокоение нервной системы спортсмена после физической нагрузки. С этой целью в спорте введена заминка. Спортсмену необходимо обучиться психической заминке, чтобы самостоятельно проводить ее после соревнований.

Десятый этап — работа над совершенствованием своих личностных качеств.

Самовоздействие не должно ограничиваться успокоением и мобилизацией. Умение руководить своим психическим состоянием спортсмен совершенствует все время. С каждым этапом самовоздействия усложняются. Одним из них является самовоспитание, направленное на потенцирование волевых качеств, необходимых для достижения высоких результатов в хоккее. С другой стороны, самовоспитание направлено на устранение отрицательных черт характера (2) (5).

Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, не сложно заключить, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения хоккеиста, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания и, одновременно, сторону его волевой подготовки — то, что можно назвать волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям хоккея (5).

Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями хоккея, и ставшие чертами личности спортсмена, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера»- волю к победе, соединяющую в себе высокую дерзновенность, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера хоккеиста, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие, коллективизм (1).

Читать еще:  Почему нельзя переступать через штангу. Почему в спортзале нельзя перешагивать штангу

Итак, волевые качества рождаются у спортсмена в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Чтобы сформировать волевые качества спортсмена, его характер, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание. И в этом вопросе значительную помощь спортсменам должен оказать тренер, организуя и направляя процесс воспитания (3).

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М., 1985. – 165 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academa, 2000. – 471 с.
  3. Ильин Е.П. Психология воли. -СПб., 2000.- с.114-254.
  4. Фетискин Н.П. «Диагностика волевого потенциала личности» Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 55 с.
  5. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Н.К. Агишева, А.В. Алексеев, и др. Под ред. А.Т. Филатова. – К.: Здоровья, 1982. – 295 с.

Каким должен быть успешный хоккеист

Хоккей — это командный вид спорта, который требует полной самоотдачи от игрока. Как правило, его основам обучают с раннего возраста, но и более взрослый новичок может добиться результатов. О том, каким параметрам должны соответствовать спортсмены, стремящиеся стать лучшими, читайте далее.

Физические данные успешного хоккеиста

Хорошая физическая форма является базой для достижения мастерства и состоит из следующих элементов:

  1. Сила. Это первое качество, необходимое в спорте, она используется в бросках, беге и силовых приёмах, влияет на величину скорости и ловкости, снижает порог усталости. Манипуляции с клюшкой, например, трудно выполнять без развитой кисти, сильного предплечья и плеча.
  2. Выносливость. Помогает в течение игры сохранять умеренный темп, не снижая качество выполняемых действий, и переносить повышенные нагрузки.
  3. Быстрота. Означает способность мгновенно реагировать на изменения в игре. Стремительная реакция игрока обеспечит преимущество и поможет выиграть время. Важно поддерживать высокую скорость перемещений, ведь во время матчей участники могут разгоняться до 50 км/ч.
  4. Гибкость. Это совершение движений с максимальной амплитудой. Она помогает избежать силовых воздействий соперника, обходить препятствия. На арене ситуация меняется непредсказуемо, в любой момент могут потребоваться быстрые и лёгкие манёвры. Недостаток гибкости приводит к низким игровым результатам и травмам.
  5. Координационные способности (умение держать баланс). Позволяют удержаться на коньках, несмотря на изменения в игровом процессе и провести нужное действие (бросок, пас и др.).

Внимание! Необходимые показатели нарабатываются посредством физических тренировок.

Какими навыками должен обладать хоккеист

Физический потенциал новичка будет востребован только в связке с технической составляющей. Мастерство спортсмена слагается из двух элементов: владение клюшкой и шайбой.

Умение работать с клюшкой подразумевает безупречное выполнение приёмов (правильная стойка и определённый хват).

Контроль над шайбой — его добиваются посредством ведения, бросков, ударов, обманных манёвров и т. д.

Наиболее быстрое освоение приёмов происходит, если игрок может наблюдать за работой мастеров в этом виде спорта, повторяя их манипуляции.

Другие необходимые качества:

  • дисциплинированность;
  • способность работать в команде.

Развитию навыков способствуют такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе. Обладающий этими достоинствами игрок способен выполнить самые сложные задачи, преодолеть свои слабости. Имеет значение концентрация на игре и способность анализировать свои действия, распознавая ошибки или подчёркивая успешные ходы. Развитое воображение поможет предугадать поведение соперников.

Внимание! Важно сохранять баланс между физическими и специальными навыками, выбирать оптимальный метод обучения. Например, в Канаде детей сначала учат скоростному катанию и технике, затем правильным броскам, тактике и командной работе.

Играть в хоккей и достичь в нём высот многие мальчишки мечтают с детства, и эта цель достижима. Спортсмен проходит физическую подготовку, обучается игровым навыкам, а затем закрепляет их. Такие мастера, как Овечкин, Ковальчук, Хара, становятся для новичков образцом, на который нужно равняться. Профессионализм появляется постепенно, с накоплением опыта, как результат работы над собой и своей техникой. Тот, кто хочет достичь спортивных вершин, собирает волю в кулак и добивается поставленной задачи.

Источники:

http://russianhockeystyle.ru/sprosi-trenera-glavnoe-kachestvo-hokkeista-harakter/
http://www.b17.ru/article/1121/
http://sport-igrok.ru/blog/hokkey/kakim-dolzhen-byit-uspeshnyiy-hokkeist.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector