Хоккей для чайников. Что нужно знать об игре. Какие качества нужно развивать у молодых хоккеистов
«Спроси тренера»: главное качество хоккеиста – характер
Когда надо начинать играть в хоккей? Как правильно тренироваться? Как правильно затачивать коньки? Каким должен быть настоящий хоккеист?
Профессиональные тренеры сети хоккейно-тренировочных центров «БиЛайкПро» ответили на вопросы читателей «Российского хоккейного стиля».
– С какого возраста можно начинать заниматься хоккеем, чтобы можно было достичь профессионального уровня?
– Мы рекомендуем заниматься хоккеем с 5-6 лет. Есть примеры, когда знаменитые хоккеисты начинали заниматься хоккеем позже, но вообще это очень индивидуально и зависит от способностей.
– Сколько раз в неделю должен тренироваться ребёнок в 9 лет?
– Если родители в приоритет ставят учебу, то занятия стоит посещать не меньше 3 раз в неделю. Если же у ребенка есть более серьезные цели в спорте, то тренировки будут занимать гораздо больше времени – 5-6 раз в неделю минимум по 3 часа. Но даже в таком сложном графике многие дети хорошо успевают в школе, поскольку обладают организованностью и дисциплинированностью.
– Какими качествами должны обладать хоккеисты?
– Нужно отрабатывать навыки на тренировках. Хоккеист должен обладать самым главным качеством – это характер. Так же хорошей мускулатурой, выносливостью, скоростью, силой, быстротой.
– Какие качества должен в себе сочетать настоящий чемпион?
– Во-первых, это концентрация. Во-вторых, установка-мотивация. Спортсмен-чемпион нацелен на обязательное (!) достижение успеха и в спорте, и в жизни за рамками спорта. Третье – профессионализм. Стоит заметить: профессионалами не рождаются – ими становятся. Даже сверходаренному от природы спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность не будет опираться на фундамент профессионализма. «Закрытость» («замаскированность»): спортсмен-чемпион, которого знают и изучают тысячи людей, в целях собственной безопасности со временем вырабатывает определенный искусственный внешний образ. Этот образ обеспечивает спортсмену чувство дистанции от основной массы людей, защиту от ненужного общения, от вторжений со стороны малознакомых и незнакомых людей в личную жизнь и в саму деятельность, особенно в условиях ответственных соревнований.
Также спортсменов-чемпионов отличает выработанная «сопротивляемость» – природным инстинктам, собственным комплексам, условиям современного спорта (жесткая конкуренция, закулисная борьба, подлое судейство, враждебность соперников, болельщиков, прессы). Ну и последнее качество, присущее спортсменам-чемпионам – стабильность. Спортсмены-чемпионы стабильны в своей спортивной деятельности, они никогда не опускаются ниже определенного уровня, в проявлении бойцовских качеств и технико-тактического мастерства. Не случайно именно в спорте родилась поговорка: «Класс не пропьешь». Также спортсмены-чемпионы стабильны в своем поведении, проявлениях характера, в основе которых жесточайший самоконтроль.
– Что нужно сделать перед тренировкой, что поесть?
– Перед тренировкой необходимо проверить экипировку, в том числе форму для ОФП, и обязательно предметы личной гигиены, чтобы отправиться в душ после тренировки. За два часа до начала тренировки желательно не есть, но в тоже время нельзя отправляться на тренировку совсем голодным, полезной заправкой за час до занятия послужит банан (Павел Буре в дни игр питался исключительно бананами, но не более четырех в сутки) или сэндвич с ореховой пастой (его часто ест Сидни Кросби до тренировки).
– Какие мышцы лучше размять перед тренировкой?
– Важно знать, что не существует какой-то одной идеальной разминочной программы, которая подходит всем и вся. Обусловлено это, в первую очередь, физиологическими особенностями организма, типом телосложения, подвижностью суставов и многим другим. Но, тем не менее, общую разминку выполнять нужно обязательно, как и с целью предотвращения травм, так и с целью повышения эффективности тренинга. Продолжительность разминки в среднем занимает не более 10-15 минут и включает в себя следующие виды нагрузки:
– упражнения для мышц рук/ног;
– легкий бег со скоростью пульса в первой аэробной зоне (50% от максимума) или прыжки со скакалкой;
– вращательные упражнения для повышения гибкости всех суставов.
– Сколько раз и в какое время нужно затачивать коньки?
– Чтобы проверить заточку коньков, существует несколько способов:
– Поставьте конек на лезвие на ровной поверхности. Если он упал, то следует заточить;
– Аккуратно проведите по лезвию кончиком ногтя. Если заточка хорошая, то у вас останутся царапины;
– На ощупь лезвия должны быть режущими и острыми;
– Когда вы стоите на льду в коньках, то при коньковом ходе ваши ноги не должны разъезжать в разные стороны.
* В хорошо наточенных коньках повороты выполняются гладко,
* При отталкивании ото льда, вы не должны ощущать проскальзывание.
При должном уходе, профессиональной заточки хватает на 6-8 тренировок. Доверяйте заточку только опытным специалистам!
– Какие упражнения на льду вы посоветуете для скоростного катания?
– Скорость движения и быстрота реакции в хоккее зависит от физических особенностей игрока и уровня его подготовки. Наибольшее значение для хоккеистов имеет скорость бега на коньках, ведения и передачи. Но если в лёгкой атлетике важную роль играет длина шага, то в хоккее – это исключительно техника катания на коньках и общая физическая подготовка. Для того, чтобы развить умение быстро передвигаться, существуют специальные упражнения для скорости в хоккее. Не помешает соблюдать и некоторые рекомендации:
– Сосредоточьте усилия на коротких дистанциях (15–20 метров);
– Развивайте навыки катания на коньках;
– Соблюдайте меру в тренировках (не перетренировывайтесь);
– Практикуйте боковые ускорения.
Следующие упражнения хорошо подойдут для развития скоростной подготовки юных хоккеистов.
1. Бег на 30, 60, 100 м;
2. Бег на месте с максимальной частотой движения ног;
3. Бег в гору под уклон и с отягощением, и без него;
4. Бег с изменением направления движения, скорости и внезапными остановками;
5. Челночный бег;
6. Старты из различных положений с места;
7. Старты в движении;
8. Прыжки вверх, в длину с места, с разгона, многоскоки;
9. Эстафеты на короткие дистанции;
10. Игра в большой и настольный теннис;
11. Отбивание теннисного мяча от стенки;
12. Быстрая реакция хоккеиста на действия партнера;
13. Ведение шайбы на месте или с максимальной частотой в движении;
14. Игры на льду, построенные на опережение соперника.
– Какие упражнения для улучшения катания вы могли бы посоветовать?
– Примерный перечень подводящих упражнений для конькобежной подготовки (вне льда, на коньках):
1. Ходьба в разных направлениях;
2. Ходьба с поворотами на 180 и на 360°;
3. Ходьба приставными шагами левым и правым боком;
4. Приседания, полуприседания;
5. Ходьба спиной вперед;
6. Ходьба с выпадом вперед;
7. Принятие основной стойки хоккеиста;
8. «Пружинки» (полуприседания, руки вперед), «цапля» (ходьба в полуприседе, руки в стороны), «неваляшки» (отклоняя туловище вправо, переставлять коньки вправо, то же влево), «сделай фигуру» («ласточку» и др.);
9. Ходьба на коньках с остановкой на одной ноге (другая приподнята вперед либо отведена назад; руки в стороны);
10. Ходьба скрестным шагом по виражу (вправо и влево);
11. Выпрыгивание из полуприседа и из приседа;
12. Прыжки на коньках с продвижением вперед.
Группа Российский Хоккейный Стиль Вконтакте
» Избранное, Статьи » «Спроси тренера»: главное качество хоккеиста – характер
Методика воспитания волевых качеств юных хоккеистов на основе психолого–педагогического подхода
Успешная деятельность хоккеиста немыслима без высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, выдержки и самообладания. Значение волевых качеств в спорте настолько очевидно, что понятие «спортсмен» обычно ассоциируется с понятием «человек сильной воли». И ни у кого не возникает сомнений, что касается, свойства или способности личности, обозначаемые этим словом, необходимы в высшей степени в любом виде спорта, в том числе и хоккее (2).
Волевые качества как и любые характеристики человека, не поддаются прямой оценке, дать строгое разграничение их роли в хоккее чрезвычайно трудно. Тем не менее, опираясь на практический опыт здравый смысл, правомерно утверждать, что независимо от игрового амплуа хоккеисту нужны в совокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание подготовки хоккеиста (2).
Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Известно, что волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому, основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной и всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.
Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализа рабочих материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, планирования воспитательной работы, психологической подготовки юного спортсмена (1).
Под юными спортсменами мы подразумеваем хоккеистов, занимающихся более трех лет в специализированной спортивной школе олимпийского резерва.
Под психолого-педагогической подготовкой мы понимаем совокупность психолого-педагогических мероприятий (воздействий) и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическое воздействие в ходе выступления предусматривает краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время соревнований; стимуляцию волевых усилий. Устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, нервно-психическое восстановление (самовнушение, отвлечение, отдых) (2).
В нашей статье нам бы хотелось остановиться на системе эмоционально-волевой подготовки (воспитании волевых качеств спортсменов), предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия, разработанной А.В. Алексеевым (1).
Система включает в себя десять этапов.
— Первый этап ЭВП условно может быть назван диагностическим. Его цель – изучение личностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции к индивидуальным особенностям и виду спорта. Встрече психолога со спортсменами предшествует его беседа с тренерами, в которой психолог излагает основы и возможности психогигиенической и психологической работы.
— , Второй этап. Эмоционально-волевая подготовка начинается с обучения упражнениям успокаивающей части AT (аутогенной тренировки).
— Третий этап – мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки. Обучение мобилизующей части эмоционально-волевой подготовки следует вести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие с психологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей.
— Четвертый этап — отработка спортивных навыков во время тренировки. В этот период самовнушение способствует более быстрой выработке и значительному совершенствованию навыков. Самовоздействие содержит ряд этапов: 1) предварительное представление упражнения с его мысленным проговариванием вместе с мысленными представлениями сокращений определенных групп мышц, с применением слов-самоприказов; 2) выполнение упражнения с использованием самоприказов; 3) проведение отчета-самооценки тренировки.
— Пятый этап – психологическое воздействие во время тренировок в подготовительном периоде. Перед каждой попыткой спортсмен продумывает, представляет, проговаривает задание тренера в сочетании с самовнушениями мобилизующего характера.
— Шестой этап — отработка настойчивости, уверенности, целеустремленности.
— Седьмой этап ЭВП перед соревнованиями, когда спортсмен может себя настраивать на предполагаемую конкретную ситуацию. Особенно настойчивая работа должна проводиться перед соревнованиями (на сборах). Она состоит из психологической адаптации с помощью сюжетных представлений к той спортивной арене, на которой будут проводить соревнования. Проводятся самовнушения для подготовки к состязанию с предполагаемыми соперниками.
— Восьмой этап ЭВП во время соревнования. Непосредственно перед соревнованиями, когда спортсмены получают больше сведений (о месте, времени, условиях проведения состязаний, составе команд соперников), внушение и убеждение психолога, тренера и самовнушение и самоубеждение спортсменов может носить более конкретный характер.
— Девятый этап — успокоение спортсмена после соревнования, успокоение нервной системы спортсмена после физической нагрузки. С этой целью в спорте введена заминка. Спортсмену необходимо обучиться психической заминке, чтобы самостоятельно проводить ее после соревнований.
— Десятый этап — работа над совершенствованием своих личностных качеств.
Самовоздействие не должно ограничиваться успокоением и мобилизацией. Умение руководить своим психическим состоянием спортсмен совершенствует все время. С каждым этапом самовоздействия усложняются. Одним из них является самовоспитание, направленное на потенцирование волевых качеств, необходимых для достижения высоких результатов в хоккее. С другой стороны, самовоспитание направлено на устранение отрицательных черт характера (2) (5).
Преломляя сказанное к задачам волевой подготовки спортсмена, не сложно заключить, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения хоккеиста, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания и, одновременно, сторону его волевой подготовки — то, что можно назвать волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям хоккея (5).
Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями хоккея, и ставшие чертами личности спортсмена, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера»- волю к победе, соединяющую в себе высокую дерзновенность, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера хоккеиста, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие, коллективизм (1).
Итак, волевые качества рождаются у спортсмена в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Чтобы сформировать волевые качества спортсмена, его характер, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание. И в этом вопросе значительную помощь спортсменам должен оказать тренер, организуя и направляя процесс воспитания (3).
- Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М., 1985. – 165 с.
- Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Academa, 2000. – 471 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. -СПб., 2000.- с.114-254.
- Фетискин Н.П. «Диагностика волевого потенциала личности» Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 55 с.
- Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Н.К. Агишева, А.В. Алексеев, и др. Под ред. А.Т. Филатова. – К.: Здоровья, 1982. – 295 с.
Каким должен быть успешный хоккеист
Хоккей — это командный вид спорта, который требует полной самоотдачи от игрока. Как правило, его основам обучают с раннего возраста, но и более взрослый новичок может добиться результатов. О том, каким параметрам должны соответствовать спортсмены, стремящиеся стать лучшими, читайте далее.
Физические данные успешного хоккеиста
Хорошая физическая форма является базой для достижения мастерства и состоит из следующих элементов:
- Сила. Это первое качество, необходимое в спорте, она используется в бросках, беге и силовых приёмах, влияет на величину скорости и ловкости, снижает порог усталости. Манипуляции с клюшкой, например, трудно выполнять без развитой кисти, сильного предплечья и плеча.
- Выносливость. Помогает в течение игры сохранять умеренный темп, не снижая качество выполняемых действий, и переносить повышенные нагрузки.
- Быстрота. Означает способность мгновенно реагировать на изменения в игре. Стремительная реакция игрока обеспечит преимущество и поможет выиграть время. Важно поддерживать высокую скорость перемещений, ведь во время матчей участники могут разгоняться до 50 км/ч.
- Гибкость. Это совершение движений с максимальной амплитудой. Она помогает избежать силовых воздействий соперника, обходить препятствия. На арене ситуация меняется непредсказуемо, в любой момент могут потребоваться быстрые и лёгкие манёвры. Недостаток гибкости приводит к низким игровым результатам и травмам.
- Координационные способности (умение держать баланс). Позволяют удержаться на коньках, несмотря на изменения в игровом процессе и провести нужное действие (бросок, пас и др.).
Внимание! Необходимые показатели нарабатываются посредством физических тренировок.
Какими навыками должен обладать хоккеист
Физический потенциал новичка будет востребован только в связке с технической составляющей. Мастерство спортсмена слагается из двух элементов: владение клюшкой и шайбой.
Умение работать с клюшкой подразумевает безупречное выполнение приёмов (правильная стойка и определённый хват).
Контроль над шайбой — его добиваются посредством ведения, бросков, ударов, обманных манёвров и т. д.
Наиболее быстрое освоение приёмов происходит, если игрок может наблюдать за работой мастеров в этом виде спорта, повторяя их манипуляции.
Другие необходимые качества:
- дисциплинированность;
- способность работать в команде.
Развитию навыков способствуют такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе. Обладающий этими достоинствами игрок способен выполнить самые сложные задачи, преодолеть свои слабости. Имеет значение концентрация на игре и способность анализировать свои действия, распознавая ошибки или подчёркивая успешные ходы. Развитое воображение поможет предугадать поведение соперников.
Внимание! Важно сохранять баланс между физическими и специальными навыками, выбирать оптимальный метод обучения. Например, в Канаде детей сначала учат скоростному катанию и технике, затем правильным броскам, тактике и командной работе.
Играть в хоккей и достичь в нём высот многие мальчишки мечтают с детства, и эта цель достижима. Спортсмен проходит физическую подготовку, обучается игровым навыкам, а затем закрепляет их. Такие мастера, как Овечкин, Ковальчук, Хара, становятся для новичков образцом, на который нужно равняться. Профессионализм появляется постепенно, с накоплением опыта, как результат работы над собой и своей техникой. Тот, кто хочет достичь спортивных вершин, собирает волю в кулак и добивается поставленной задачи.
Источники:
http://russianhockeystyle.ru/sprosi-trenera-glavnoe-kachestvo-hokkeista-harakter/
http://www.b17.ru/article/1121/
http://sport-igrok.ru/blog/hokkey/kakim-dolzhen-byit-uspeshnyiy-hokkeist.html